Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Нежно люблю питерскую фолк-группу "Отава Ё" - за их музыкальные шедевры, бережное отношение к истории и народной песне, и потрясающие аранжировки.
О происхождении названия: мало что говорящее нам сейчас слово "отава" использовали в своих произведениях Тургенев и Толстой. Отава - это молодые побеги, прорастающие на месте ранее скошенной травы. А буква "ё" добавилась барабанщиком группы Петром Сергеевым после того, как получив новый паспорт, он узнал, что буква "ё" из его имени исчезла, и теперь его зовут не "Пётр", а "Петр".
Самый знаменитый клип группы - "Сумецкая" (русские частушки под драку). В ютубе он набрал почти 24 млн просмотров. Но мне больше нравится другой клип - на песню "Ой, Дуся, ой, Маруся". Снятый в мае 2017 года, он уже через месяц стал «Лучшим музыкальным видео» NYC Indie Film Awards (это один из призов на фестивале независимого кино в Нью-Йорке). Правда, участники «Отава Ё» о престижной награде своей работы узнали только на следующий день после завершения церемонии, так что на самом награждении музыканты не присутствовали.
В клипе "Ой, Дуся, ой, Маруся" много интересных фишек и исторических отсылов. Вот, например, стоят три девушки в народных костюмах с ягодами на блюдцах. Казалось бы, что здесь такого?

На самом деле это реконструкция известной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского "Крестьянские девушки. [Нижняя Топорня. Река Шексна.] 1909 год".


Да, да... фотография была сделана в 1909 году. И её не разукрасили, как не так давно киноленту "Семнадцать мгновений весны" и другие старые фильмы. Она изначально была цветной - потрясающе для эпохи, которую мы привыкли видеть чёрно-белой.

Сергей Прокудин-Горский - талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, изобретатель, педагог, ученик Менделеева.
Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала "Фотограф-любитель", Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту - составить фотолетопись Российской империи. Поддержку ему в этом оказал император Николай II: он дал ему специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.
Прокудин-Горский фотографировал местности, людей, архитектуру страны с использованием специальной камеры для фотографий собственной конструкции. Эта чудо-камера умела делать из трех черно-белых фотоснимков три фотоснимка в синем, зеленом и красном каналах. После этого фотопластинки совмещались и получалось цветное изображение. Для этого надо было вставлять фотопластинки в три разных проектора и направлять их на экран.
На фотографиях Прокудина-Горского никто не улыбается. Всё дело в том, что его "моделям" приходилось долго сидеть в одних и тех же позах: камеры тогда использовали длительную выдержку, плюс необходимо было выполнить три последовательные экспозиции через красный, зеленый и синий светофильтры на трех стеклянных фотонегативных пластинках, да так, чтобы все три снимка из этих негативов совершенно совпали и зафиксировались позже. Но удержать мимику так долго практически невозможно.
Вот только некоторые из работ Прокудина-Горского. Трудно поверить, что это не фотошоп, и эти фотографии действительно были сделаны в начале прошлого века, 110 лет назад, ещё до Первой мировой войны.








После революции Прокудин-Горский уехал из России - сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках. В 1920-х годах он проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа.
Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи Прокудина-Горского, и немецкую оккупацию Парижа. Умер Сергей Михайлович в 1944 году в Париже. А в 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины Прокудина-Горского долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США. И только недавно кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина- Горского на компьютере. И, казалось, потерянные навсегда образы ожили.




Есть в клипе "Ой, Дуся, ой, Маруся" и ещё один шедевр - деревянного зодчества.
Когда девушки на лодке подплывают к берегу, они входят в потрясающую по
красоте деревянную церковь. Увы, заброшенную и обветшалую.


Это церковь Святого пророка Елисея Угодника на Сидозере в
Подпорожском районе Ленинградской области.


Построена она была в 1899 году в деревне Сидозеро (Яковлевская) Олонецкого уезда Олонецкой губернии.
Взято с http://www.sevprostor.ru
115 лет назад Сидозеро было довольно большой деревней. Для освящения храма в
Сидозеро прибыл епископ Олонецкий и Петрозаводский Назарий (Кириллов) со
свитой.
В наши дни архиерейские освящения церквей для всех привычны, а в те годы
большинство церквей освящались по-простому, благочинными, а иногда и просто
приходскими священниками. На архиерейское освящение с окрестных приходов
собралась небывалая для Сидозера толпа - до трёх тысяч человек.
Церковь в Сидозере появилась не случайно. Её уникальное посвящение - в честь
ветхозаветного пророка Елисея, ученика пророка Илии - связано с тем, что храм
строился на месте захоронения некоего монаха Елисея. Народное предание
называло его иноком соседней Яблонской пустыни - небольшого монастыря,
находившегося на Яблонском острове, посреди Свири - сейчас на этом месте
плещутся воды Подпорожского водохранилища.
По преданию, в Смутное время, когда Яблонская пустынь была разорена поляками,
Елисей бежал в леса на правобережье Свири и поселился на берегу Сидозера. Еще
в конце XIX века местные жители показывали "монахову дорожку", которой Елисей
ходил с Сидозера к своему разгромленному монастырю. Здесь же, на Сидозере,
Елисей и умер.
На его могиле, на всхолмлении среди сосен, был поставлен большой крест.
Елисеева могила с давних пор почиталась местными жителями. В 1870-х годах, в
память прекращения эпидемии среди крестьянского скота, было установлено
ежегодное празднование в день 14 июня - день памяти Пророка Елисея. Тогда же
над могилой поставили деревянную часовню. С каждым годом количество
паломников, приходивших на Сидозеро 14 июня, увеличивалось, и в конце XIX века
встал вопрос о строительстве тут особой церкви.

Средства на строительство на Сидозере дал санкт-петербургский купец 2-й гильдии Александр Семенович Андреев, торговавший "ленточным и кружевным товаром" в Перинной линии Гостиного двора. В то время ему было всего 30 лет, и вероятно, одним из стимулов помочь в строительстве церкви был ожидавший его за столь большой вклад орден Святой Анны III степени. Работы были осуществлены быстро - в течении 1898-1899 годов.
Храм в Сидозере выгодно отличался от многих других, также выстроенных на средства благотворителей. Купец Андреев не пожалел денег для строительства, по богатству декоративной отделки, качеству выполнения деталей храм можно поставить наравне со столичными постройками. Архитектуру храма определяют, как русский модерн: этакий симбиоз православного зодчества и усадебного стиля. В день освящения даже митрополит Назарий, многое видевший на своем веку, похвалил сидозерскую церковь. По всей видимости, проект храма был составлен кем-то из петербургских архитекторов.


Церковь была закрыта в конце 1930-х годов и с тех пор медленно
разрушается.
Деревня Сидозеро (Яковлевская) прекратила своё существование в 1960-х годах.
Обычай праздновать "Елисеев день" прекратился несколько раньше. До
ближайшего поселения, садоводства Сидозеро, было 2 километра по лесу и
просеке. В общем, церковь Елисея Угодника ждала печальная участь,
как и многие другие церкви и поселения страны. Специалисты давали ей 5-10 лет,
пока она окончательно не превратится в руины.



Состояние памятника было такое, что ремонтом уже не помочь - гнилая насквозь. Была единственная возможность её сохранить - это реставрация с переносом. И вот в 2017 году (февраль-март) церковь разобрали и перевезли в туристическую "деревню" Мандроги в межозерье Ладоги и Онеги, на левом берегу реки Свирь (сюда же, кстати, перевезли и старинную мельницу с Сидозера).


В Мандрогах приступили к восстановлению церкви. Причём, судя по тёмным стенам, видимо, удалось использовать немало старого материала. Восстановление - дело долгое, но в церкви уже проводят службы и молебны.


Ну и, собственно, сам клип "Отавы Ё".

Ой, Дуся, ой, Маруся, и церковь Елисея Угодника
17:59, 19 апреля 2019
Автор: OSSA_26

Комменты 35
Благое дело делаете. Замечательный пост, побольше бы таких, где вспоминают о наших корнях и истории
Спасибо большое за пост. Ни про группу, ни эти истории не слышала, было очень интересно.
Про фотографии Прокудина-Горского смотрела у Парфёнова, очень интересно и фотографии потрясающие
Красивая церковь! Хорошо, что совсем не распадется, что начали реставрировать.
фотографии публиковала как-то aniase, а про группу я ничего не слышала, спасибо за то и другое) на фото совершенно нет "духа старины", как его пытаются изобразить в кино о прошлом. всё современное, аж страшно. три девицы в жизни такой местный Сплетник