Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Я почти всегда читаю истории старого Голливуда и о жизни наших звезд советской эпохи, но ни разу не сталкивалась с этой. Так что если поиск в очередной раз подвел и о ней уже писали, то прошу прощения за повтор.

Для меня стало сюрпризом, что Оливия и Джоан были родными сестрами. И что они, как выяснилось, не общались почти всю жизнь видимо в силу разных причин, одной из которых была ревность, как я поняла изучив разные источники на тему этой истории. 

Далее я приведу текст основой которого послужила статья на сайте 2queens автора Елены Яковлевой, его я дополнила вставками из других источников, чтобы сделать информацию наиболее объемной. Подробнее с историей двух сестер можно ознакомиться на просторах интернета. 

***

Случай Джоан Фонтейн и Оливии де Хэвилленд уникален. Родные сестры, обе удостоились «Оскара» за лучшую женскую роль и много лет вели невидимую борьбу. Оливии удалось заполучить статуэтку дважды - за фильм «Каждому — своё» и «Наследница». Джоан поднималась на сцену лишь раз, но именно она первой заполучила свой «Оскар» и стал единственной актрисой, получившей его за роль в фильме Альфреда Хичкока. 

Джоан де Бовуар де Хэвилленд родилась в Токио 22 октября 1917 года, в семье британского адвоката Уолтера Аугустуса де Хэвилленда и его жены, театральной актрисы Лилиан Аугусты Рюз, известной под псевдонимом Лилиан Фонтейн.

Картинки по запросу Lilian Fontaine

Помимо неё в семье уже была дочь, её старшая сестра Оливия де Хэвилленд, родившася годом ранее.

В своей автобиографии «Не ложе из роз» Джоан Фонтейн описала свой взгляд на вражду со старшей сестрой, а также свой путь к актерству. Книга написана хорошо и интересно, и от прочтения вы получите огромное удовольствие. Но очень трудно понять, как так вышло, звезда «Ребекки» Альфреда Хичкока показала себя в этой книге в образе Белоснежки, у которой на пути постоянно стояла злая мачеха, и в её случае это была именно старшая сестра. 

Картинки по запросу Olivia de Havilland childhood

на фото сестры Фонтейн 

История, рассказанная актрисой, напоминает рассказ больного ребенка, который «несколько раз чуть не умер». Джоан вспоминает о чувстве отчуждения по отношению к ней со стороны матери, Лилиан, которая боготворила Оливию. При этом именно из-за Джоан, которая не могла похвастаться хорошим здоровьем будучи ребенком, мать Лилиан отвезла девочек в Калифорнию. По рекомендации врача именно в этом климате младшей сестре жить было бы комфортнее.

Оливия росла красавицей, и мать не жалела для нее ничего – хороший колледж, красивые платья, блестящее образование и воспитание. На младшую средств уже не хватало – она донашивала одежду сестры, и могла рассчитывать лишь на католический пансион средней руки. В 9 лет Оливия составила шутливое завещание, где оставила «бедняжке Джоан» свою красоту, потому что «это все же лучше, чем ничего».  

Картинки по запросу Olivia de Havilland childhood

На фото отец и мать с Оливией на руках. 

Младшая пыталась огрызаться, но бесполезно – мать всегда принимала сторону Оливии. Более того, когда в очередном приступе «войны миров», старшая сестра ножницами разрезала свои старые платья – чтобы они не достались Джоан, ей не попало – а Джоан ночами сшивала их, потому что других ей никто покупать не собирался.

Joan Fontaine

Тёмная сторона Оливии, которая блестяще воплотила образ доброй и нежной Мелани Уилкс в «Унесенных ветром», начала проявляться еще в детстве. Сама мысль о том, что ей придется делить внимание родителей и гувернанток с младшей сестрой выводила Оливию де Хэвилленд из себя. Более того, Джоан Фонтейн утверждает, что старшая сестра наслаждалась её мучениями, читая Джоан о страстях Христа, она радовалась тому, как маленькая сестра кричала от ужаса.

Joan Fontaine

Устав от несправедливостей судьбы, Джоан сбежала к отцу в Японию. Прожив с ним 2 года, она вернулась в Америку – и увидела с афиши прекрасное лицо сестры – в объятьях у самого Эррола Флинна. 

Джоан Фонтейн подчеркивала, что её положение в семье не изменилось даже после того, как Оливия де Хэвилленд подписала выгодный контракт с «Warner Bros.» и стала главной кормилицей в семье. Со временем мать взяла на себя роль ассистентки старшей дочери, а Джоан должна была паковать ей обеды и подвозить до съемочной площадки.  

Роль Мелани стала новым "Звездным  часом" в карьере Оливии, ее визитной карточкой и гордостью ее матери. Видя успехи сестры, Джоан тоже подалась в кино, прошла несколько кастингов, получила работу… Радостная, она сообщила об этом матери – и услышала в ответ: «Ты не будешь мешать Оливии. Одной де Хевиленд на экране достаточно! Я не хочу ничего слышать об актрисе Джоан де Хевиленд».

Впрочем, позже это даже сыграло ей на руку. В своей книге она вспоминает одну забавную историю. Однажды известный кинорежиссер Джордж Стивенс спросил у Джоан, как звучит её настоящая фамилия. А услышав ответ, он засмеялся и сказал, что Оливия с этой фамилией уже хотела у него играть, но он не хотел брать актрису, которая взяла себе такой странный псевдоним. Сначала Джоан взяла себе псевдоним Барфилд, который потом заменила театральным именем матери. Так и родилась Джоан Фонтейн.

Более того, еще в самом начале своей актерской карьеры Джоан получила предложение подписать контракт для съемок в фильме Мервина Лероя («Мост Ватерлоо» и «Камо грядеши»), но мать и сестра категорически запретили ей участвовать в съемках.

 Joan Fontain

Первый крупный контракт Джоан Фонтейн подписала с продюсером Джесси Ласки, который обещал сделать из неё звезду. Но, как выяснилось позже, это было лишь притворство. Позже он перенаправил контракт актрисы в кинокомпанию RKO. Вдобавок в 1939 году она вышла замуж за британского актёра Брайана Ахерна. В RKO уже царствовала Джинджер Роджерс, но компания также могла похвастаться наличием в своем созвездии Кэтрин Хепберн. И именно ей Джоан была очень благодарна. Хепберн стоило лишь прошептать слово и Джоан получала, хоть и во второсортном фильме, но зато главную роль. Череда этих незаметных ролей дала Джоан Фонтейн прекрасный опыт и возможность в дальнейшем перейти в высшую лигу. Так оно и случилось, и Фонтейн никогда не забывала о той помощи, которую ей оказала Кетрин Хепберн.

Joan Fontaine

Дебютным фильмом для Джоан Фонтейн стала картина «Только без дам» с Джоан Кроуфорд в главной роли. За ней последовала череда неудачных ролей, в то время как слава старшей сестры продолжала расти. Всё изменилось после того, как на одном из званых вечеров Джоан познакомилась с продюсером Дэвидом О. Селзником. Именно он незадолго до этого сделал звездой Оливию де Хэвилленд, предложив ей роль Мелони Уилкин в фильме «Унесенные ветром».

Joan Fontaine

 Джоан Фонтейн в фильме «Ребекка»

На тот момент Селзник как раз искал актрису на главную роль в фильме Альфреда Хичкока «Ребекка». Он и пригласил Джоан Фонтейн на пробы. Когда Хичкок впервые увидел Фонтейн, то сразу понял, что отдаст роль ей. По его словам, она больше других выглядела неуверенной, робкой женщиной.

Существует легенда, что во время съемок «Ребекки» знаменитый Лоурен Оливье очень неуважительно и даже враждебно относился к начинающей Джоан Фонтейн. Увидев, что от этого актриса постоянно смущается, Хичкок сказал всей съемочной группе относиться к ней также. Таким образом он хотел, чтоб Джоан еще больше почувствовала себя в теле застенчивой героини. И это принесло свои плоды. Фонтейн не просто прекрасно воплотила образ своей героини второй миссис де Винтер, но и получила свою первую номинацию на «Оскар». Правда в том году статуэтка досталась Джинджер Роджерс.

 Джоан Фонтейн в фильме «Подозрение»

После успеха фильма, Хичкок сразу же предложил Джоан Фонтейн роль в своей новой картине «Подозрение». Это была еще одна роль тихой и застенчивой женщины. И новая номинация на «Оскар». Но когда в 1942 году Американская киноакадемия объявила номинантов, оказалось, что в категории «Лучшая женская роль» на статуэтку и старшая сестра Оливия. И вот отсюда начинаются слухи и сплетни относительно вражды сестер до конца их дней.

фото с церемонии вручения премии Оскар 1942г.

Версия Джоан: Когда Фонтейн получила приз Киноакадемии в 1942 году, то сестра её даже не поздравила.

По другой версии:   Оливия, как положено сестре и леди, хотела поздравить Джоан – но та, оттолкнув ее, полетела на сцену за «Оскаром». Через пару лет история повторилась – теперь награду выиграла Оливия  и Джоан была готова протянуть ей руку для поздравления. Оливия ее просто не заметила.

Самое печальное в том, что сестры так и не смогли наладить отношения до самой смерти Джоан в 2013 году.

Но некоторые издания пишут, что таблоиды, почувствовав сенсацию в виде борьбы двух сестер за премию нагнетали обстановку соответствующими статьями. Ведь сами сестры прямым текстом никогда не говорили о своей вражде или ненависти. И если Джоан, написав книгу много лет спустя, отрыла немало секретов, то это была лишь ее точка зрения. Оливия не была замечена в нелицеприятных высказываниях в адрес Джоан. 

Похожее изображение

***

В 40-х Джоан Фонтейн прославилась своими ролями в мелодрамах. Роль Джэйн Эйр сделала её одной из самых популярных актрис Голливуда. Их дуэт с Орсоном Уэллсом покорил сердца миллионов и билеты в кинотеатры раскупались в мгновение ока. Успех актрисе принесли такие фильмы как «Превыше всего», «Плющ» и «Письмо незнакомки».

 Joan Fontaine

 Джоан Фонтейн и Орсон Уэллс в фильме « Джэйн Эйр»

В 1945 году Джоан Фонтейн рассталась Брайаном Ахнером. После этого актриса еще трижды вступала в брак, но все они были короткими и безуспешными. От продюсера и актёра Уильяма Дезира, в 1948 она родила дочь Дебору, а также удочерила пуэрториканку Мириам, которая позже сбежала из дома и Джоан так и не смогла её найти. После четвертого развода в 1969 году, актриса решила прекратить попытки, назвав брак мертвым институтом. При этом она неоднократно позволяла себе не самые приятные высказывания о первом супруге своей сестры. 

Слава Джоан на большом экране постепенно угасала, и актриса постепенно перебралась на телевидение и театральную сцену. Последними примечательными ролями на большом экране были фильмы «Айвенго», «Ради чего стоит жить» и «Ночи Декамерона».

Оливия тем временем вышла замуж за издателя «Пари матч» и окунулась в светскую жизнь во Франции. 

Джоан Фонтейн добилась очень неплохих успехов в театре. Критики писали хвалебные отзывы на постановки «Чай и симпатия», а также спектакли «Цветок кактуса», «Частные жизни», «Лев зимой».

Последний раз появившись на большом экране в 1966 году в фильме «Ведьмы», Джоан полностью отдала свое внимание телевидению. За свою роль в телесериале «Надежда Райана» она была номинирована на дневную премию «Эмми». Последней ролью Джоан Фонтейн стала королева Людмила в детском телефильме «Добрый король Вацлав» в 1994 году. Последние годы своей жизни актриса провела в маленьком калифорнийском городке Кармел, где жила в небольшом доме с двумя собаками. Там она и скончалась 15 декабря 2013 года в возрасте 96 лет.

Некоторые издания также утверждают, что сестры не пришли и к единому мнению в отношении лечения своей матери. А в 1975 году, когда Лилиан Фонтейн скончалась Джоан не приехала на ее похороны в Европу. Это также, вероятно, послужило одной из причин конфликта. При это Джоан утверждала, что ее лишили правда попрощаться с матерью, намекая на то, что о смерти ей не сообщили.

В 1978 году в одном из интервью, на вопрос о соперничестве с сестрой Джоан Фонтейн ответила знаменитой фразой: «Я первой вышла замуж, получила «Оскар» прежде чем Оливия, и если я умру первой, то она, несомненно, будет в ярости, потому что я опережу её и в этом». Похоже, эти её слова были пророческими. По поводу смерти младшей сестры Оливия де Хэвилленд выступила с коротким, но очень трогательным заявлением, в котором выразила то, как она была опечалена смертью сестры.  

"She was a brilliant person, very gifted and, alas, [had] an astigmatism in her perception of both people and situations, which could cause, and did cause, great distress in others. I was among those and eventually this brought about an estrangement between us which did not change in the last years of her life."

Но наверное мы никогда не узнаем истиной причины несложившихся отношений двух талантливых и красивых женщин, но обе они подарили нам немало талантливо исполненных в ролей в прекрасном кино. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Вражда сестер. Джоан Фонтейн и Оливия Де Хэвилленд

17:18, 9 апреля 2019

Автор: Skarletty

Комменты 57

Аватар

А мне кажется, что это все игра на публику. И на самом деле они нормально друг к другу относились, лучшими подругами не были, а для рекламы просто хайповали, как сейчас принято говорить. Если обратиться к фактам, то история из книги Джоан выглядит ненатуральной: первый фильм Оливии с Эрролом Флинном вышел в 1938 году. Это был "Робин Гуд". Потом они еще несколько раз играли вместе, допустим, в "Приключениях капитана Блада". Но первый фильм был в 1938 году. А уже в 1940 году вышла "Ребекка". Т.е. Джоан хочет убедить читателей в том, что она меньше чем за два года прошла путь от "увидела сестру на афише в объятьях Эррола Флинна" до "главная роль в фильме, продюсируемом Селзником"? После такого успеха прибедняться и рассказывать о том, как она была "в тени сестры" - смешно. Либо Джоанн была всегда безумной талантливости актрисой (но это не так - ее дарование не было сногшибательным, как, допустим, у Бетт Дейвис, которая своим талантом и харизмой заставила забыть о недостатках внешности и с детства шла к мечте стать звездой экрана), либо сыграла роль протекция семьи. В "Авиаторе" Эррол Флинн (в исполнении Лоу) говорит Хьюзу (в исполнении ДиКаприо), мол, пойдем зависнем с сестричками Джоанн и Оливией, только мамаша их рядом ошивается, церберша. Что, в общем-то соответствует действительности: мать пропихивала и Джоанн, и Оливию одновременно, была их менеджером, ментором и отвечала перед студиями за их "моральный облик" (чтобы они не попались папарацци не в том месте, с не теми людьми, не забеременели бы вне брака и т.д. - тогда это было важно). Все остальное - выдумки и раздувы. А фраза "если я умру раньше - то и в этом опережу Оливию" - она смешная.

Аватар

Автор, жаль, что вы не подписали фотки, да и текст на английском все же лучше снабжать переводом.

Аватар

Ух, хорошая статья. Правда, не хватает подписей под всеми фото (так как я впервые сейчас прочитала об этих актрисах, то путала их на снимках). Проблема отношений между братьями/сёстрами очень жизненная. Джоан, вероятнее всего, более впечатлительная, воспринимала все слишком близком к сердцу, выросла со злобой в душе и желанием доказать матери и сестре, что достойна лучшего. Немного жаль таких людей, так как даже если их и «долюбили», в их головах они аутсайдеры семьи, напридумают себе с три короба и жалуются всю жизнь, нередко вынося сор из избы, что лично мне уже не импонирует. Просто хотят, наверное, чтоб их хоть кто-то пожалел и полюбил. Оливия в данной ситуации вызывает больше уважения. Джоан же нужен был хороший психотерапевт, который бы помог разобраться со всеми тараканами, а если всё, что она писала про мать - правда, то и последней специалист тоже был крайне необходим.

Аватар

Это сложная история: мама девочек не смогла разделить любовь между своими дочерьми. Оливия подтверждала, что в доме ее называли "Принцесса", а сестру "Простушка". И она не отрицала, что мама любила ее гораздо больше, чем сестру. Джоан можно понять, сложно чувствовать себя нелюбимым ребенком. И, конечно, соперничали.

Аватар

стандартные обиды: большинство донашивает одежду за сестрами. наверняка для Джоан тоже что-то делали. просто Оливия раньше прославилась, раньше стала зарабатывать деньги в семью (в статье так написано), вот мать и тряслась за ее карьеру, боялась, что Джоан может навредить ее имени. короче, я мать не оправдываю, уверена, что был перекос, но у многих сестер соперничество по жизни.

Подождите...