Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Disclaimer на всякий: текст поста ни в коем случае не направлен на пропаганду или романтизацию употребления запрещенных препаратов и является полностью нейтрально-аналитическим с небольшим количеством статистических данных. Этот пост несколько месяцев висел у меня в черновиках без перспективы публикации из-за достаточно спорной темы, но сегодня, все-таки, решила его опубликовать – возможно, кому-то будет интересно.

Те из читательниц, кто знаком с рэп/хип-хоп культурой, наверняка знают, что огромную роль в ней играют референсы к наркотикам, их употреблению и опыту распространения в бытность артистов «хастлерами» (от англ. hustler - слэнг. наркодилер) в родных гетто.

https://media.giphy.com/media/m22WwnJOmbgxW/giphy.gif

По моему личному ощущению (как поклонницы направления), количество отсылок к запрещенным веществам в текстах с каждым годом все больше, а разнообразие препаратов, в них упоминающееся, просто поражает. Но лично мне, наверное, никогда бы не пришло в голову рефлексировать всерьез на эту тему, и, уж тем более, писать на нее, если бы этой осенью мне случайно не довелось встретить парня в толстовке с надписью «XANAX» и графикой этих пилюль на ней. Он сидел в компании других молодых и стильных друзей в парижском ресторане, мы переглядывались, но единственная мысль, которая приходила мне в голову при взгляде на него была «почему этот красивый молодой человек в дорогих sneakers решил надеть на себя толстовку с гордо нанесенным на нее названием транквилизатора?»

Наверное, этот вопрос стал триггером, и я вскоре после этого ненадолго углубилась в анализ рэп-текстов с этими отсылками, их эволюцией, и, частично, последствиями для хип-хоп аудитории.

Кратко о раннем хип-хопе, в котором упоминание наркотиков еще не получило положительной окраски. В 80-х такие исполнители как Melle Mel («White Line, don’t do it») и Kool Moe dee («Crack monster») ссылались на запрещенные вещества только в качестве предупреждения в своих посланиях, называя их «дьяволом», посягающим на жизнь чернокожей Америки:

"...until this point the crack was winning

Weakening hearts, corrupting minds

A stone cold killer, very easy to find"

В конце 80-х в массовом рэпе была практически впервые упомянута марихуана (почти одновременно рэп-рок-группой Bestie Boys и рэпером Тоун Локом). Уже в начале 90-х, после выхода альбомов Cypress Hill (одноименный) и Dr Dre (The Chronic), популярность марихуаны в хип-хопе выросла экспоненциально, став в 1993 самым часто упоминаемым наркотиком в хип-хоп текстах. Таким образом, к середине 90-х процент песен с отсылками к марихуане вырос до 45% от общего количества (со всего лишь четырех песен в абсолютном количестве в начале 80-х). 

https://media.giphy.com/media/9IhOJwlccE7aU/giphy.gif

Одновременно с этим процент людей (среди учащихся последних классов старшей школы), ежедневно употребляющих каннабис  вырос с 1,7% (1991) до 4% (1995) и далее до 5-5,5% в последующие 2 года. Процент подверженных риску ежедневного употребления – с 20 до 50% в этот же период (по данным NIDA, Национального института по изучению злоупотребления наркотиками). Это стало первым скачком употребления марихуаны вверх после значительного спада с конца 70-х.

С середины 90-х в рэп-индустрию врываются Jay-Z, легендарный Notorious B.I.G и Snoop Dogg с поочередными выпусками альбомов и своими историями употребления и распространения. За ними подтянулись и остальные рэперы, стремящиеся рассказать свою историю хастлерства. К концу 90-х кокаин обогнал марихуану по популярности в текстах – все популярные на тот момент рэперы старались держать имидж рэпера-наркомафиози.

https://media.giphy.com/media/3bzgXpKB0T2CRNkwuF/giphy.gif

В то время как до середины 2000-х в хип-хоп индустрии в качестве главного наркотика доминировал кокаин, очень медленно, но неуклонно назревала еще одна тенденция. В начале 2000-х рэп-группы из Мемфиса Three 6 Mafia и рэпер из Хьюстона Big Moe выпускают треки Sipping on Some Syrup и City of Syrup популяризируя новый тренд – лин (от англ. lean, дословно – положиться, опереться). Этот коктейль – смесь сиропа от кашля, содержащего кодеин и прометазин, со спрайтом, конфетами или еще чем-то сладким, имеет характерный из-за кодеина пурпурный цвет. Появился этот наркотик впервые в Техасе в 80-х, и вот рэперы Юга вышли на сцену с рассказом о нем.

https://media.giphy.com/media/i3KWnuKO4CiAGxagau/giphy.gif

Немного отвлекаясь, отмечу, что побочным явлениям лекарств, содержащих кодеин, является угнетение дыхания, и смертельно опасным последствием передозировки сиропом может быть как раз удушье. Техасский DJ Screw, который косвенно упоминал в своих треках этот сироп еще до релизов упомянутых песен, скончался от кодеин-прометазин-алкогольной передозировки как раз после их выхода. К сожалению, распространяющееся веяние это не остановило.

Также скажу, что в то время в России два препарата – терпинкод и коделак – отпускались долгое время без рецепта. Это послужило в свое время причиной популяризации в России во много раз более страшного, чем лин, наркотика – «крокодила», от которого человек сгнивает заживо за несколько месяцев: сырье для «крокодила» продавалось совершенно повсеместно по крайне низким ценам. До сих пор помню, ужас от увиденного на фотографиях на открытом уроке по профилактике наркомании в старших классах. В 2012 году отпуск этих лекарств без рецепта был запрещен, и ужасающая эпидемия в России сошла на «нет». В США отпуск кодеиносодержащих лекарств и сиропов от кашля был запрещен в 2014.

https://media.giphy.com/media/mxgwQiPSZF5wzUXpSk/giphy.gif

Возвращаясь к кодеину в хип-хоп культуре: в нулевых одним из главных популяризаторов лина становится Lil Wayne, который бесконечное число раз говорил о рэперах Юга и их влиянии на его творчество, не забывая о лине, который они для него «открыли»…

"...Jumping off of a mountain 

into a see of codeine"

С ростом популярности Lil Wayne упоминание лина в хип-хоп треках также росло. На текущий момент почти каждый рэпер хотя бы раз (а то и несколько) ссылался в своих песнях на употребление сиропа: Travis Scott, G-Eazy, Kodak Black, коллектив ASAP, 2 Chainz, Future, Lil Pump, Gucci Mane, Quavo, Young Thug, даже потрясающе глубокий Frank Ocean со своими философскими текстами.

https://media.giphy.com/media/TIiyC4jnTBY35qWNRx/giphy.gif
https://media.giphy.com/media/39poB3dfRlaSKv8g88/giphy.gif
https://media.giphy.com/media/jnTm3AHSnbBL72oidH/giphy.gif
https://media.giphy.com/media/29I6nb4KieXwJUYyTr/giphy.gif
https://media.giphy.com/media/u47vkD3mYdm6HAaUiW/giphy.gif
https://media.giphy.com/media/etn5jcDGg3Lkv4J7CR/giphy.gif

Extra explicit content, но песня просто бомбическая

По данным статистики рэп-портала Genius употребление референсов на лин (Lean/Syrup/Drank) в 2015-2016 почти сравнялось с упоминанием всех остальных наркотиков в рэп-текстах (Weed/Chronic/Blunt – травы, Coke/Cocaine/Crack – кокаина, Molly/MDMA/Ecstasy – экстази): почти 0,05% от всех слов во всех текстах, это очень высокая частота. В 2017 этот наркотик употребляется в 35% всех  хип-хоп треков, которые достигают TOP-10 чарта Billboard.

Популярен лин между тем стал и среди обычных людей, далеких от рэп-сообщества: в 2014 году, согласно исследованиям уже упоминавшегося NIDA, среди учащихся последних классов старших школ юго-востока США почти 7% хотя бы раз пробовали лин. В 2015 году участник коллектива ASAP Mob, ASAP Yams стал жертвой передоза этой страшной смесью. Его смерть стала большим ударом для коллектива, который посвятил товарищу песню и каждый год с этого момента посвящает концерты в день его смерти. 

В пандан этой истории Future, например, поспешил дистанцировать себя от образа употребляющего и даже намекнул на то, что больше "хайпит" на этой теме: "Я не наркозависим, и употребляю совсем не много, но моя музыка создала мне такой имидж. Просто некоторые люди, слушая мои треки думают: "О да, этот чувак говорит за меня", вот и все". А вскоре выпустил взрывной Mask Off – гимн всевозможным нарко-удовольствиям успешного рэпера. 

https://media.giphy.com/media/kh7jhBneJoawNFjzAl/giphy.gif

Кстати, и 50 Cent, построивший в свое время карьеру на образе наркодилера, неоднократно признавался, что опыт употребления – лишь часть образа, а сам он наркотики никогда не пробовал, и даже не злоупотреблял алкоголем.

https://media.giphy.com/media/7Rug3ZogXNE7LMOF5m/giphy.gif

Конечно, далеко не все хип-хоп артисты спекулируют на теме крутости употребления, возводя адептов различных препаратов чуть ли не в ранг привилегированных. Ранние треки потрясающего и лиричного Kid Cudi, к примеру, с вывернутым наизнанку нутром и страхом собственной зависимости, транслируют мрачные эмоции, но посредством принципа «смех вместо слез». 

Они никогда не получали и не будут получать такого широкого отклика у аудитории как гэнгста-мотивы Jay-Z (бешено популярный Empire State of Mind) или тех же ASAP’ов. Радует хотя бы, что музыка Кади, несмотря на это, получила признание, а самое главное, оказала большое влияние на творчество самого рэп-сообщества.

https://media.giphy.com/media/403NsKrba2ZGpMHo8e/giphy.gif

Рассудительный Кендрик Ламар, выросший в гангстерском округе Лос-Анджелеса, Комптоне (который является четвертым криминальным городом США), с ужасом и даже истерикой рассказывает о безумствах, которые происходят на его улицах (трек m.A.A.d City). В отличие от треков об улицах и бандах, где герои песен толкают крэк, валят копов, признаются в любви району и без ствола из дома не выходят, Кендрик подробно рассказывает, почему его город безумный и жить здесь не круто. Он делится опытом употребления страшной смеси – косяка из марихуаны и кокаина, вымоченном в фенциклидине (седативном галлюциногенном наркотике). Но жизнь в Комптоне и опыт употребления наркотиков, которым Ламар дает на 100% негативную оценку, в огромной степени сделали его тем, кем он стал – одним из лучших рэперов современности и единственным из сообщества обладателем Пулитцеровской премии.

https://media.giphy.com/media/1BcQm7H19Pap5o8A5W/giphy.gif

Самый коммерческий успешный  и продаваемый альбом Эминема – Recovery – также во многом посвящен уходу от наркозависимости, собственной борьбе с агрессией и насилием. Эминем открыто рассказывал о рецептурных препаратах валиуме и ксанаксе(производные бензодиазепина, от которых он был зависим и чуть не умер), предупреждая, что они представляют не меньшую опасность, чем героин и кокаин. Предостережения Эма во многом имели обратный эффект, а он сам в какой-то степени стал популяризатором продукта. Вскоре после его откровений (в 2011 году) Tyler, The Creator, упоминает препарат в треке Yonkers, а дальше начинаются повальные референсы на него у Future, 2 Chainz и Young Thug.

https://media.giphy.com/media/33IsI5EMMzWYU3aW7o/giphy.gif

Между тем, относительная доступность и дешевизна бензодиазепиновых препаратов на рынке лекарств привела к тому, что в 2013 ксанакс стал одним из самых популярных наркотиков среди молодежи от 18 до 25 (10,5% зависимых или употребляющих препарат не по назначению врача). Среди людей, старше 26 лет, согласно исследованиям, уровень зависимости ниже в 2 раза.

Неудивительно, что новое поколение рэперов-тинейджеров SoundClound (Lil Pump, Lil Peep, Lil Uzi Vert, XXXTentation) не преминуло рассказать об этом тренде широкой общественности, а в 2016 Канье Уэст подхватил мотив в совместном с Кендриком треке No more parties in LA: 

."..If I knew y'all made plans

I wouldn't have popped the Xans"

После того, как в 2017 году 21-летний Lil Peep умер от передозировки ксанаксом, количество упоминаний препарата рэперами в уже в прошлом, 2018, году значительно снизилось. Но, покуда рэп все еще в большой степени является (или уже только претендует) отголоском улиц, обойтись без отсылок к наркотикам, которыми эти улицы все еще кишат, наверное, вряд ли удастся. Надеюсь только, что если эти отсылки и коррелируют с печальной статистикой (а они, конечно, коррелируют), то хотя бы являются не корневой причиной роста потребления тех или иных веществ, а следствием.

Блоги

Hip-hop культура и препараты

00:02, 4 февраля 2019

Автор: stan_level_infinity

Комменты 138

Аватар

Я даже в постах Фрикстер вижу меньше незнакомых слов. Вот так и подкрадывается возраст.

Аватар

Ну, не рэперы это все начали. Битлы целый альбом про кислотные чудеса написали. П.С. всегда думала, что хастлер - это торговец собственным телом, а наркотики драгдилеры продают

Аватар

Спасибо большущее за статью! Как любитель жанра давно хотела прочесть подобное, но все руки не доходили исследовать тему. Так что спасибо-спасибо-спасибо! :) А по теме, именно поэтому на всех хип-хоп альбомах стоит примечание 18+. Дело не в том, что там какие-то экстра-порно-подробности и т.д., а в том, что 18-летние уже каким-никаким критическим мышлением должны обладать и фильтровать информацию, отделяя музыку от реальной жизни. Сама к рэпу пришла только после 18 лет. Детям и неокрепшим умом подросткам слушать такое, конечно, вредно, но тут уже сфера ответственности родителей.

Аватар

Пост получился очень информативным, но я всё равно никогда не пойму-зачем ради пафоса травить себя да ещё и продвигать это,как крутой жизненный опыт.

N

Отличный анализ! Спасибо! Самое страшное, что добрая половина рэперов и знать не знает, что такое улица, наркота и как пользоваться пушкой. Но у 99% все тексты об этом. Очень уважаю Кендрика за честность и правильность какую-то, что ли. Отнюдь не пустые тексты, нет тупого восхваления всех прелестей жизни современного хастлера. Xxxtentacion был такой талант, как жаль, что конец такой преждевременный. Асап красавчик, но не верю ни единой его строчке) почему-то кажется, что дома он пьёт зелёный чай и занимается йогой. У Эма всегда была тяга к саморазрушению, наверное, это привычное для него состояние после стольких факапов в жизни, чудо, что он выжил, ведь с его деньгами и славой потерять контроль можно было элементарно.

Подождите...