Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Мы знаем, что декабристы и их семьи оставили огромный след в общественной жизни Российской империи. История, искусство, социальные связи, философия и политология - везде мы можем отследить отзвуки событий 1825 года. А мой сегодняшний пост связан с литературой. Даже удивительно, как парадоксально и тесно связано творчество и судьбы многих писателей и поэтов с женами декабристов. 

Наталья Дмитриевна Фонвизина - Пущина (1803 - 1869)

По фамилиям, что в течение своей жизни носила Наталья Дмитриевна, можно устроить своеобразный урок литературы. В девичестве Апухтина - и мы вспоминаем друга П.И.Чайковского, поэта А.Н.Апухтина, автора "Ночей безумных", сочетавшего лирическую поэзию и диплом юриста - правоведа. В первом браке Фонвизина - знаменитый автор "Бригадира" и "Недоросля" приходился ей дальним родичем. Ну, и Пущина по второму мужу - кто не знает "друга бесценного" Жанно, адресата множества стихотворений Пушкина?

Жуковский, близкий друг родителей Натальи, предрекал ей путь разбивательницы сердец и всеобщей любимицы. Ну, а как иначе? Дочь обеспеченных родителей, ни в чем не знающая отказа, завидная невеста... Только вот Наталья хотела иного: унаследовав от матери впечатлительный характер и религиозность, она решила уйти в монастырь и даже убежала из дома в мужской одежде. Нашли, вернули. На все уговоры родителей одуматься и выйти замуж за одного из женихов, что осаждали дом Апухтиных, она отвечала категорическим отказом. А потом пришла беда: отец, Дмитрий Акимович, оказался фактически разоренным и, чтобы спасти семейное состояние, девушка решается выйти за дальнего родственника матери - генерала Михаила Александровича Фонвизина.

Семейная жизнь, несмотря на обстоятельства брака, складывалась довольно счастливо. Генерал к тому времени вышел в отставку, занимался многочисленными поместьями и успешно пробовал себя в написании трудов по экономике и политологии. Через год родился сын Дмитрий.

Фонвизин не принимал участия в декабрьских событиях, его арестовали по итогам первых допросов, в январе 1826 года, когда он с семьей был в имении. Наталья, родив в феврале второго сына Михаила, отправилась вслед за мужем в Петербург. Там выяснилось, что арестован и зять, Иван Александрович Фонвизин. Выяснилось, что московский дом семьи был одним из центров сборов мятежников. Добиться свидания с мужем в крепости официально не получалось и тогда Наталья переодевается в мужскую одежду и по вечерам пробирается к Петропавловской крепости, чтобы хоть что - то узнать о судьбе мужа. Там, у стен тюрьмы, она будет встречаться и с другими - Полиной Гебль, Александрой Муравьевой. 

По итогам суда Иван Фонвизин был оправдан, а вот Михаила приговорили к 12 годам каторжных работ. Наталья принимает решение отправиться за мужем, оставив детей на попечение матери и родственников мужа. "Муж ожидал ее с величайшим нетерпением, беспрестанно любовался ее портретом" - писал один из друзей Михаила Александровича. Сибирь встретила Наталью сурово и неприветливо: начались проблемы со здоровьем. Бессонница, панические атаки по ночам, нервные припадки - результат перенесенных испытаний, которые усугубились смертью четырех рожденных в ссылке детей. 

Параллельно развивалась семейная драма. На новом месте Наталья Дмитриевна сблизилась с проживавшим там Иваном Ивановичем Пущиным - тоже декабристом. Говорят, что они были знакомы и ранее - кузина Ивана была замужем за И.Фонвизиным и вроде как знаменитые слова "я другому отдана и буду век ему верна" когда - то были сказаны героиней поста в адрес Пущина и вообще, Татьяну Пушкин писал именно с Фонвизиной. По крайней мере, сама Наталья Дмитриевна эту легенду активно поддерживала. 

Только переезд в Енисейск, а потом в Тобольск способствовал всеобщему спокойствию. Михаил Александрович занялся писательством, изучал социализм и историю. Наталья Дмитриевна погрузилась в благотворительность, взяв в семью нескольких приемных детей, много переписывалась с духовными лицами. Страшным ударом для Фонвизиных стало появление в Сибири ссыльных петрашевцев - выяснилось, что их старший сын тоже был причастен к кружку и выслан в Одессу, где вскоре умер. В память о нем Наталья Дмитриевна хлопотала о Ф.М.Достоевском, с которым познакомилась в Тобольском остроге и подарила Евангелие. «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне еще в Тобольске те, ко­торые тоже страдали в ссылке и считали время ее уже десятилетиями и которые во всяком не­счастном уже давно привыкли видеть брата» - позже рассказал писатель. 

Благодаря хлопотам родственников, в 1853 году Фонвизиным позволяется вернуться в Россию. Они поселяются в имении Марьино, но менее чем через год Михаил Александрович умер. Наталья Дмитриевна осталась в одиночестве - к тому времени умер и второй сын. А чуть раньше умер и Иван Фонвизин, опекун семейных владений, который, будучи бездетным, назначил невестку единственной наследницей. Только вот как жить в изменившемся мире, без опоры и поддержки? Наталья Дмитриевна ищет утешения в переписке с Достоевским, который писал ей:" Я слышал, Вы куда-то хотите ехать на юг? Дай Вам Бог выпросить позволение. Но когда же, скажи­те пожалуйста, когда же мы будем совсем сво­бодны или по крайней мере так, как другие люди? Уж не тогда ли, когда совсем не надо бу­дет свободы?". 

Позволение дали. Только вот не на юг, а в Сибирь, где оставались друзья, где был Пущин, память о котором Фонвизина хранила все годы. Путешествие совпало с амнистией 1856 года, а уже в 1857 состоялась свадьба Ивана Ивановича и Натальи Дмитриевны. Только вот совместная жизнь будет короткой - Пущин скончается через два года и по иронии судьбы похоронят его рядом с М.А.Фонвизиным. А вот супруга его проживет еще несколько лет, много и тяжело болея и, наконец, осуществив свою девичью мечту о монастыре.

Баронесса Анна Васильевна Розен (1797 - 1883)

Если бы в России начала 19 века существовало понятие "интеллигенция", то им с полным основанием можно было бы назвать семью Василия Федоровича Малиновского, выходца из семьи украинского священника, дипломата, переводчика, женатого на дочери видного духовного деятеля и советника императора Александра А.Ф.Самборского. Какое же отношение они имели к литературе? А очень простое - во многом по их инициативе в России откроется новое учебное заведение, Царскосельский лицей. Малиновского назначат его директором и именно там имя его семьи окажется навеки связано с Пушкиным. Поэт дружил с сыном директора Иваном, частенько бывал у них в гостях и всячески поддерживал осиротевшую семью, когда с разницей в два года умерли Софья Алексеевна и Василий Федорович Малиновские.

Шестеро детей остались сиротами. Их опекуном станет тетка со стороны матери, весьма ограничившая круг общения для девочек. Иван отправится на военную службу, а спустя несколько лет введет в узкий семейный круг своего товарища и сослуживца - Андрея Розена, прибалтийского помещика, лютеранина, считавшего родным немецкий язык. Анне к тому моменту уже 25 лет - по тем временам девушки в таком возрасте уже могли оставить все надежды на удачный брак. Но случилось невероятное: молодой друг брата не просто влюбился в девушку, ему удалось преодолеть множество предубеждений, связанных с разницей в возрасте (Андрей был моложе на 2 года), материальном положении ( для разнообразия Анна была богатой невестой, а родители жениха практически разорены) и вероисповедании.

В 1825 году  состоялась долгожданная свадьба, Розен служил в Финляндском полку и совершенно случайно оказался в доме своего приятеля Рылееева во время обсуждения планов восстания. Спустя день взвод под его командованием откажется усмирять бунтовщиков и вскоре барон Розен, не являясь участником тайного общества, тем не менее будет арестован и осужден на 10 лет каторги. 

Анна, только родившая сына Евгения, конечно же, собирается вслед за мужем. Но Розен отговаривает ее от быстрого отъезда."Жена моя решилась свято исполнить мою просьбу: остаться при сыне, пока не поставит его на ноги, пока у него не прорежутся зубки и пока он не будет в состоянии говорить" - позже напишет он в своих "Записках". Лишь в 1830 году супруги Розены соединяются в Петровском заводе. Один за другим рождаются сыновья Кондратий (названный в честь Рылеева) и Василий, а уже в 1832 году семью переводят на поселение в Курган. 

Новое место оказалось счастливым. На деньги родственников купили дом и, поскольку служить декабристам запрещалось, а семья росла, Розены занимаются аптекарским делом. За Уралом катастрофически не хватало квалифицированных врачей, поэтому, вооружившись присланными книгами и семенами, Андрей Евгеньевич разводит сад с лечебными травами, а Анна Васильевна весьма успешно лечит снадобьями, приготовленными из них. Рождаются дочь Анна и сын Владимир, отмечают редкую привязанность и уважение супругов друг к другу. 

В 1837 году в Курган приезжает наследник престола со своим воспитателем В.А.Жуковским. Декабристы просят его о помиловании, но как писал Розен, лучше "следовало оставаться в страдательном бездействии...". Ссылку в мирной Сибири заменяют службой на Кавказе. Вслед за Андреем Евгеньевичем, назначенным рядовым в действующую армию, Анна Васильевна вместе с детьми переезжает в Тифлис. Там состоится два долгожданных воссоединения: родители встретят старшего сына Евгения, выросшего в семье тетушки, и вся семья Розен обретет друга - князя Александра Ивановича Одоевского, которого тоже отправят в Кавказский корпус. Одоевского мы все помним как автора знаменитого ответа декабристов Пушкину "Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя". А вот для Кондратия он был автором собственной Колыбельной "Милый мой Атий, Сладко усни! Пусть к изголовью Ангел-хранитель Тихо слетит. Вот он незримый Люльку качает; Крылышком мирный Сон навевает." На Кавказе продолжились уроки русского языка, которые князь давал главе семейства в Петровском заводе. Благодаря им, практически не знавший до 1825 года русского языка Андрей Евгеньевич смог написать книгу о восстании декабристов и их дальнейшей судьбе. Вот только встреча получилась краткой - Одоевский вскоре умрет от болезни во время похода. 

А через два года заболеет и Розен, после чего по состоянию здоровья ему будет позволено поехать в Эстонию к брату, под надзор полиции. Там он и встретит известие о помиловании, о чем с юмором напишет: "В числе благодеяний народу вообще, государь вспомнил и политических преступников, сосланных в Сибирь в 1826 году. Он всех возвратил на родину, всем возвратил права, всем возвратил титулы с нисходящим потомством и для детей, родившихся в Сибири. Только для первого разряда из ссыльных было сделано исключение, состоявшее в том, что титулом предоставлено право пользоваться только детям, а не отцам, что и заставило И. И. Пущина заметить о нашем Евгении Оболенском, которого после, по месту жительства в Калуге - прозвали "Евгением Калужским", - что он творит чудеса: не будучи князем, производит на свет князей."

Помилование позволит Розенам уехать в более благодатные условия - к сыну на Украину, в Изюмский уезд, где от Самбурских были унаследованы богатые владения. Анна Васильевна проживет еще много счастливых лет, окруженная любящими родственниками и помогая мужу в организации сельской школы. Супруги Розен скончаются в преклонных годах, один за другим с разницей в год, запомнившись потомкам своим "бесконечным счастьем".

Графиня Эмилия Карловна Мусина - Пушкина ( 1810 - 1846)

Дочь выбогского коменданта, шведка по происхождению, Эмилия проживала совсем недалеко от Петербурга, но особое положение Финляндии и молодость вполне могли позволить ей остаться в стороне от событий 14 декабря 1825 года. Однако вмешалась судьба - в Гельсингфорсе на балу встретились сосланный за причастность к тайному обществу граф Владимир Мусин - Пушкин и шестнадцатилетняя Эмилия Шернваль, которую представляли свету вместе с сестрой Авророй. Владимир влюбился до безумия и больше года изводил мать, добиваясь согласия на брак с красивой бесприданницей - иностранкой. На какие только ухищрения не шла мать, вплоть до высылки сына в отдаленную крепость, и лишь угроза опасной болезни Владимира заставила ее отступить. В 1828 году состоялась свадьба, а спустя год жениха отправили на Кавказ. Эмилии с новорожденным сыном пришлось отправиться в дом свекрови, где встретили ее совсем не приветливо. 

Все изменилось через год, когда помилованный граф вернулся в Москву, с разрешением бывать в Петербурге. На светском небосклоне ярко засияла звезда красавицы Эмилии. О ней с восхищением писали Вяземский, Сологуб, Смирнова - Россет, а небезызвестный А.И. Тургенев был просто тихо и безнадежно влюблен.  Дань уважения "Финской царице" оказал и Пушкин, шутливо называя ее "соперницей" своей жены Натали. Хотя не только красота физическая пленяла окружающих - Эмилия была кротка, умна, деликатна и добра. На ней, по сути, держалась не только ее собственная семья, она, как самая удачливая, заботилась и о сестрах - Авроре и Алине, которых успешно выдаст замуж за миллионера Демидова и испанского посла Корреа соответственно. 

На мужа рассчитывать не приходилось - после смерти матери граф Владимир начал играть, расстраивая семейное состояние. Эмилия, подорвав здоровье частыми родами и жизнью в сыром петербургском климате, даже не могла выехать на лечение за границу из - за финансовых проблем. Выручила сестра - жена одного из богатейших людей России Павла Демидова, которая была готова на все ради Эмилии, но графиня упорно отказывалась от большинства подарков, считая, что это оскорбит ее мужа.

А светская жизнь требовала огромных расходов: туалеты, драгоценности, выезды, приемы, от которых граф Мусин - Пушкин не спешил отказываться, хотя жена умоляла его уехать в деревню. Именно тогда из Царицы Эмилию переименуют в Лилию, новый поклонник Лермонтов посвятит ей знаменитый Мадригал, в котором передаст всю преданность графини мужу и сравнит ее красоту с цветком. Она же через несколько лет почтит его своим участием в его похоронах.

Лишь в начале 40 - х годов Мусины - Пушкины займутся финансовыми делами и граф Владимир обнаружит себя на краю финансовой ямы. Он согласится на уговоры жены и увезет семью в Ярославскую губернию, где лично займется решением проблем. Начнется самый счастливый период жизни Эмилии - в окружении детей и сельской тиши уйдут проблемы со здоровьем, она с удовольствием окунется в местные заботы, муж в кои - то времена будет уделять внимание ей, а не картам. А потом придет беда: начавшаяся эпидемия тифа изо всех обитателей имения выберет ее своей жертвой. Эмилии было всего 36 лет, и ее смерть стала шоком для всех знакомых. Муж превратится в затворника и еще не раз раскается в своем поведении, но... Эмилию это не вернет. 

А вот красота ее возродится во внучке - Китти Линдер, роковой любви маршала Маннергейма, которого она отвергла по причине его профессии - "Выйти замуж за военного? Как можно?". Не сыграла ли роль память о трагедии бабушки?

Продолжение следует...

Блоги

Историческое закулисье. Жены декабристов ч.4

01:46, 5 декабря 2018

Автор: MonicaGeller

Комменты 17

Аватар

Прекрасные посты. А какова судьба тех жен декабристов, которые не поехали за мужьями в ссылку?

Аватар

а почему вдруг богатая невеста до 25 лет не могла выйти замуж? как-то нелогично для того времени

Аватар

Дорогой Автор! Благодарю от души, каждая новая "глава" неизменно радует и заставляет откладывать дела - варю крепкий кофе и погружаюсь в чтение:). Пишите почаще, умоляю! ❤️

S

Спасибо! Очень интересно!

Z

Спасибо! Чудесная подборка. Я знала только про Розен. Жду продолжения!

Подождите...