Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

На фото выше: 42-летняя премьер-министра Исландии Катрин Якобсдоуттир

В предыдущем моем посте возникла дискуссия по поводу того, нужен ли он вообще этот феминизма и зачем женщины борются за равные права с мужчинами. Предлагаю еще одну статью по этому поводу.

Существует мнение, что в развитых странах женщины уже добились равных с мужчинами прав. Статистика говорит об обратном. На примере лидирующей в рейтингах гендерного равентсва Исландии разбиремся, чего хотят женщины, имеющие больше возможностей выбора.

Работать и зарабатывать наравне с мужчиной

Рейтинг Мирового экономического форума

1. Исландия
2. Финляндия
3. Норвегия
4. Швеция
5. Руанда
6. Ирландия
7. Филиппины
8. Словения
9. Новая Зеландия
10. Никарагуа

69. Украина
75. Россия

Часто можно услышать мнение, что феминизм победил, когда женщины получили избирательное и имущественные права. Якобы теперь у них есть возможность участвовать в экономике и политике наравне с мужчинами — и если они меньше представлены среди министров и топ-менеджеров и меньше зарабатывают, то это потому что они от природы менее амбициозны и больше заинтересованы в материнстве и заботе о доме, чем в карьере и самореализации.

Исследования показывают, что возможности все-таки неравны. Хотя трудовая дискриминация запрещена во многих развитых странах, например, в России женщине официально недоступны около 400 профессий. Женщина часто трудится на менее престижных и хуже оплачиваемых должностях — или на тех же, но за меньшие деньги. Поскольку на ней обычно лежит большая часть работы по дому и уход за детьми, ее трудовая деятельность короче; часто женщина раньше заканчивает образование из-за беременности.

Журнал The Economist рассчитывает индекс «стеклянного потолка» — так называют невидимую границу, выше которой женщине тяжело подняться по карьерной лестнице. Среднее значение индекса для стран ОЭСР — всего 56 из ста. В сводном индексе гендерного равенства Мирового экономического форума средний балл за «экономическую» часть — 59 из 100.

Акция «Женский выходной» стала регулярной и проходит каждый год по сей день.

 

Индекс «стеклянного потолка» The Economist

1. Исландия
2. Норвегия
3. Швеция
4. Финляндия
5. Венгрия
6. Польша
7. Франция
8. Дания
9. Новая Зеландия
10. Бельгия

Для Исландии эти индексы равны 83 и 81 соответственно. Во многом это стало возможным благодаря общенациональной акции протеста «Женский выходной». Около 25 000 женщин — а это пятая часть всех женщин в стране на тот момент — вышли на улицы Рейкьявика. Митинги за равную с мужчинами оплату труда проходили в 70-х во многих странах (и собирали по паре десятков тысяч участниц при гораздо большем населении), но в Исландии ключевым стал сам «выходной», в котором приняло участие до 90% всех женщин: трудоустроенные не вышли на работу, домработницы ушли гулять, и все оставили детей и домашние дела на мужей.

Важно, что акция «Женский выходной» стала регулярной и проходит каждый год по сей день. Правительство признает, что пока гендерный разрыв в оплате труда еще существует, и рассчитывает исправить это к 2022 году.

Участвовать в большой политике

«Стеклянный потолок» существует и в политике. Все в том же индексе гендерного равенства, рассчитываемом Мировым экономическим форумом, средний показатель за «политическую» часть — всего 23 балла из 100.

Исландия получает за нее 72 балла: в исландском парламенте 41% женщин (в российском — 14%, в украинском — 12%); в Кабинете министров — 44% (в российском — 6%, в украинском — 11%). Отчасти относительно высокая доля женщин в исландской политике образовалась благодаря добровольным (не закрепленным законодательно, в отличие от квот для советов директоров публичных компаний) гендерным квотам, принятым в ряде партий.

Тезис о том, что женщинам неинтересна политика, наглядно опровергает исландка Вигдис Финнбогадоттир. В 1980 году она стала первой в мире женщиной, избранной президентом в результате всеобщих демократических выборов. Разведенная женщина и мать-одиночка, в прошлом перепробовавшая множество профессий (в том числе телеведущей, туристического гида и актрисы экспериментального театра), Вигдис стала настолько популярной, что ее трижды переизбирали, в результате чего она пробыла у власти 16 лет.

Премьер-министр женского пола у Исландии тоже была — Йоханна Сигурдардоттир. Она возглавила страну в 2009 году и, в частности, сделала ставку на вовлечение женщин в экономику, рассчитывая, что это поможет Исландии выйти из финансового кризиса.

Совмещать работу и материнство

Одной из таких мер Йоханны стало изменение соотношения декретного отпуска, предоставляемого родителям. Еще в 2000 году был принят закон, по которому обоим родителям предоставлялся равный декретный отпуск: по три месяца каждому и три месяца, которые можно разделить на усмотрение пары. В 2012-м соотношение поменялось на схему 5—2—5: по пять месяцев каждому родителю плюс два месяца по выбору.

Во время декретного отпуска родителю выплачивается 80% зарплаты, и ни отпуск, ни пособие нельзя передать или сохранить — в результате 90% отцов предпочитают посидеть эти несколько месяцев в декрете, пока матери выходят на работу. После такого опыта отцы начинают больше заниматься детьми и домашними делами и в дальнейшем. Кроме того, государство активно финансирует ясли и детские сады. В результате 83% исландских женщин трудоустроены.

Ни отпуск, ни пособие нельзя передать или сохранить — в результате 90% отцов предпочитают посидеть в декрете, пока матери выходят на работу.

Таким  образом, в Исландии гендерное равенство касается и прав мужчин. 

Йальмар Йоханнссон, менеджер транспортной компании:

“Я работаю в семейной компании, но сейчас я сосредоточился главным образом на комедии. Скоро я собираюсь уйти в отпуск по уходу за ребенком на 6 месяцев, и кроме того я могу использовать положенный мне годовой отпуск. Таким образом я проведу с моим мальчиком 8 месяцев. И это возможно только в Исландии. Для меня очень важно наладить связь с моим ребенком с самого начала, когда он растет, узнает что-то новое, учится”.

Постоянная дискуссия и работа над сокращением разрыва в оплате труда, гендерные квоты, поддержка материнства и отцовства дают женщинам возможность реализовать свои настоящие устремления — и, оказывается, не все женщины желают быть на вторых 

Небольшие факты о современной Исландии, многие из которых связывают с тем, что у власти постоянно находятся женщины и по многим вопросам женщины уравнены в правах с мужчинами.

В Исландии законодательно запрещены стриптиз-клубы: исследования показывают, что эти заведения часто связаны с человеческим траффиком, то есть работорговлей, и среди вовлечённых в сексуальное рабство оказывается немало девушек из Восточной Европы, так что защищает закон больше наших гражданок, чем исландских.

В Исландии нулевая толерантность к насилию. Взгляды на жизнь, которые для многих современных россиян — знак разложения, привели к тому, что в местной прессе нет постоянной криминальной хроники. (И это несмотря на любовь исландцев к выпивке). Самый страшный криминал — угон машины. Машину потом угонщик где-нибудь бросит, и полиция её вернёт. Ещё бывают скандалы со взятками. 

Из-за нехватки дел полиция Исландии, кстати, ведёт самый милый инстаграм в мире, а пустующие тюремные камеры порой сдают туристам как номера. Благо, оборудованы они не хуже гостиничных апартаментов, пусть и не самых шикарных.

Когда в Исландии пропадает человек, его выходит искать вся страна. Да, страна эта маленькая, у неё население не самого большого российского города. Но вы можете представить, чтобы целый город вышел искать пропавшую, возможно убитую девушку? Во-первых, кому это надо. Во-вторых, преступления слишком привычны для россиян. Они не меняют ход жизни.

Конечно, на уровень преступности влияет жёсткая иммиграционная политика. Каждый желающий получить гражданство должен как следует уяснить себе все главные ценности Исландии. Человеческая жизнь. Человеческое достоинство. Неприкосновенность физическая и сексуальная. Поблажки европейцам перед мусульманами или африканцами не будет. У исландцев есть интернет и доступ к статистике преступлений и криминальным новостям других стран. Для них практически все приезжающие — это люди из стран, где для многих нормально избить женщину, “потому что довела”, про убитого спросить, за что его убили, и искать оправдания своему хамству и агрессии в том, что другой человек на тебя не похож.

Если есть сомнения в том, как ты относишься к праву другого на жизнь, любовь и неприкосновенность, ты никогда не найдёшь в Исландии работу и очень скоро перестанешь находить жильё для съёма. Без долгой работы в стране получить гражданство почти нереально и на улице не переночуешь — холодновато. 

В последнее время в Исландии женщины становятся все более активными. Уже 9 лет эта страна занимает ведущие позиции в рейтинге гендерного равенства Всемирного экономического форума. Последним достижением стал вступивший в силу в январе закон, требующий от частных и государственных компаний, численностью более 25 сотрудников, выплаты одинаковых зарплат мужчинам и женщинам. В противном случае им грозит штраф.

Вопросы равенства в Исландии изучают и в школах. Сегодня это обязательный предмет в учебных программах 27 из 33 лицеев страны.

Ханна Вильхальмсдоттир, преподаватель: “Я думаю, что ни в одном обществе не будет никакого равенства, если школьная система не будет вносить в это свой активный вклад. Мы формируем идеи здесь. Можно сказать, именно здесь мы сеем семена”.

Сеять семена паритета с раннего возраста. Такую задачу еще 30 лет назад поставила перед собой Маргрет Пала Олафсдоттир.
Она создала метод под названием “Хьялли”, применяемый в двадцати детских садах и начальных школах в Исландии. Принцип метода: отделить мальчиков и девочек, чтобы позволить им полностью раскрыться. Мероприятия для всех одинаковы. Игрушки, образовательные предметы, одежда – все унисекс. Раз в день мальчики и девочки встречаются, чтобы опробовать на практике то, что они узнали. По словам педагога, этот метод помогает детям избегать стереотипного поведения, которое, по ее мнению, неизбежно в смешанных классах.

И еще небольшой эпизод о женщинах Исландии. Я как-то делала пост на Сплетнике об этой девушке.

В 2016 году "Мисс Исландия" Арне Ир Йоунсдоуттир объявила о том, что не будет участвовать в международном конкурсе красоты "Мисс гранд интернешнел" после того, как его организатор — таиландский телеведущий и продюсер Нават Итсарагризил — посоветовал ей похудеть.

— Я собираюсь постоять за себя, всех женщин и весь исландский народ. Никому не позволю говорить, что я слишком толстая для того, чтобы выглядеть хорошо на сцене. Я решила остановиться. Написала письмо организатору и объяснила абсурдность его просьбы. Большое спасибо за вашу поддержку! Я возвращаюсь домой как победитель и самый гордый исландец во всём мире, — написала девушка на странице в "Фейсбуке", обращаясь к своим поклонникам.

Блоги

Что смогут женщины, если дать им больше возможностей (Исландия)

18:08, 27 октября 2018

Автор: alfa-omega

Комменты 183

Аватар

Я всецело за феминизм и равноправие, но вот требовать равного представительства на разных должностях и в разных сферах занятости это перебор. Если в какой-то период избирается больше толковых мужчин, то почему им не составить большинство в партии, и наоборот? Это уже бред - набирать людей не по профессиональному, а по гендерному или расовому принципу. Не: нам нужен бухгалтер, возьмем лучшего. А нам нужен бухгалтер, но у нас уже много мужчин в коллективе и нет геев, поэтому ищем бухгалтера-лесбиянку ((

Аватар

Омг... Горшочек не вари.

Аватар

Я что-то не увидела, в каком именно месте Мисс-Исландии надо похудеть.

Аватар

Я подписана на Инстаграмм исландской полиции ,это реально самое милое Инста правоохранительных органов ) но Исландия это такой почти что рай на земле ( не тот что обещал нам Владыка ),сложно с ними соперничать ,думаю нам и многим другим развитым и не очень странам далеко до них

Аватар

спасибо за поддержку внимания! это важно! держитесь!

Подождите...