В продолжение темы украшений Российской империи, хотелось бы рассказать подробнее про любимого придворного ювелира Елизаветы Петровны и Екатерины ІІ - Иеремию (Жереми) Позье.

Француз Жереми Позье родился в Женеве в 1716 году. Семья Позье была многодетной и бедной. Потому, когда Жереми было 13 лет, его отец вместе с ним и еще одним сыном отправился в Россию на поиски лучшей жизни. Именно в России служил врачом его брат. По дороге случилась, по моему мнению, ужасная трагическая  история, которая наложила отпечаток на всю жизнь Жереми. В Гамбурге у отца семейства закончились все деньги и ему пришлось продать за долги младшего сына. Вот, что об этом событии писал позже Жереми: «Разлука эта была крайне тяжела для меня, так как я привык переносить с ним лишения и нужду; мы расстались исполненные сильнейшего горя. Бедный брат не спускал глаз с нашего корабля, пока мы не исчезли из виду; несчастный отец мой, который был не менее меня огорчен этой разлукой, употреблял все усилия, чтобы утешить меня». (Я вот сейчас пишу это и у меня ком в горле, сколько лишение пережил маленький мальчик). По прибытию в Россию отец Жереми прожил всего год. А мальчик стал подмастерьем у придворного ювелира Анны Иоановны - Бенуа Граверо. При дворе он стал именоваться Иеремией и очень  быстро его нашла слава. Он создавал невероятные украшения из драгоценных камней. Продолжил он свою работу и для Елизаветы Петровны. Именно в период ее правления он создал целую серию букетов из драгоценных камней. Чтоб каждый камень давал мягкое свечение нужного оттенка Позье придумал подставлять под камни тонкий слой металлической цветной фольги. Также  известно, что драгоценных камней тогда было не так много  (самые известные месторождения еще не были открыты) и ювелиры постоянно ездили в Китай за камнями, а то и переделывали старые украшения. Уже в эпоху Елизаветы Петровны украшения оставались в первозданном виде и делались новые. Такие подробности можно узнать из мемуаров Позье "Записки придворного бриллиантщика". 

Вот несколько работ Позье. В том числе невероятные букеты из камней.

Свой самый главный шедевр мастер создал в 1762 году. Это - Большая императорская корона. 

Позье стремился стать главным придворным ювелиром, но эту должность при  Елизавете Петровне занимал швейцарец Георг Фридрих Экарт. Но однажды Экарт допустил досадную ошибку при создании погребального венцов для Елизаветы. Он не учел, что голова императрицы увеличилась в размере и его венец не смогли ей надеть. Тут то и проявил себя Позье - его украшение было на винтах и менялось в размере. Тогда Иеремия и занял передовые роли при дворе. 

Ему же Екатерина ІІ заказала корону для своей коронации. Правда делали они ее в тандеме с Экартом. Первый эскиз Позье был неудачным, потому Экарт создал свой.  Корона состоит из двух серебряных полусфер, украшенных 4936 бриллиантами и 75 идеально ровными жемчужинами, а венчает композицию редкий камень - благородная шпинель весом 398 карат. Эскиз Экарта был идеален, а вот инкрустировать драгоценные камни доверили именно Позье (в этом немаловажную роль сыграл Иван Бецкий будущий президент Императорской академии искусств). Справедливости ради, следует заметить что именно Позье занимался гравировкой камней, в то время как Экарт использовал только готовые камни. При подготовке к инкрустации Позье воспользовался своим оригинальным методом: сделал восковую модель прорезного каркаса Экарта и на ней опробовал разные варианты расположения камней. Такая проработка позволила поместить каждый бриллиант наиболее выигрышно, скрыть дефекты и подчеркнуть достоинства. В работе Позье помогали шесть ювелиров из Австрии и француз закрепщик Ороте. Также в создании короны участвовали «русские казённые мастера» Иван Естифеев, Иван Липман и подмастерье Иван Никифоров. Корону сделали в срок, за 2.5 месяца и Позье лично надел ее на голову Екатерине.

После Екатерины все Российские монархи надевали для коронации именно эту корону. Сейчас она находится в Алмазном фонде.

Сам же Жереми Позье вернулся в Женеву в 1764 году, вместе вместе женой и взрослыми дочками. Там он и прожил до своей кончины в 1779 году. 

Спасибо за внимание. ;)))

Подпишитесь на наш
Блоги

Иеремия Позье - ювелир ее Величества.

13:43, 22 октября 2018

Автор: miss_poison

Комменты 23

Аватар

Обалденный пост, люблю украшения, обожаю!

Аватар

Спасибо, очень интересный пост!

H

Шикарный пост, сложная судьба и талантливый мастер своего дела.

Аватар

Спасибо за пост, автор! И за первый, утренний. Считаю Большую императорскую корону непревзойденным шедевром. Мечтаю увидеть ее в реале, но все время, когда я попадаю в Оружейную палату, Алмазный фонд закрыт. Позье гениальный мастер! Я в архиве нашла документ, опись драгоценностей, которые ювелир делал в долг разным придворным, в том числе и наследнику Петру Федоровичу (оплачено из этого, согласно этой описи, было далеко не все) Интересно, что все, что надето на Екатерине II на этом портрете - все сохранилось, включая драгоценности, регалии, одежду и даже обувь. А на некоторых портретах Елизаветы и Екатерины угадываются драгоценности из первого сегодняшнего поста.

Аватар

Спасибо)). Всегда очень интересно узнать о людях которые создают Красоту.

Подождите...