Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

#феминизмотFiona, как говорится

На самом деле это короткая история.

Но она меня зацепила.

Как известно, на Сицилии и сейчас сильны традиции "омерты" - круговой поруки, в силу которой все проблемы сообщества должны решаться без привлечения официальных властей.

Именно на омерте держится власть мафии - конфликты должны решать "уважаемые люди", а не полиция и суды: если твой сосед украл у тебя козу - иди к какому-нибудь дону Чичо, он рассудит (и возьмет с тебя чуточек).

Именно на омерте держался один из самых позорных обычаев - похищения невесты: девушка, которую увозил мужчина - должна была выйти за него замуж. В противном случае она будет считаться обесчещенной: достаточно того, чтобы она провела не под родительским кровом всего 1 ночь или несколько часов, чтобы сообщество считало, что между ней и похитителем была интимная близость, а значит незамужняя женщина обесчещена. И не важно - была ли близость или не была, по согласию ли или насильно... главное - девушка считалась "падшей". И единственным выходом из положения для нее было замужество за похитителем.

Уголовный кодекс Итальянской Республики содержал понятие "реабилитирующий брак": если похититель и насильник женился на своей жертве - это не считалось преступлением.

Похищение невесты считалось совершенно обыденной практикой. Часто оно совершалось с согласия девушки - чтобы родители дали согласие на брак с неугодным ей женихом. Часто о похищении договаривались даже с родителями - в этом случае за невестой не давалось приданое, положенное по обычаю: т.о. бедные семьи спасались от неподъемных для них расходов.

И, конечно, это был способ преодолеть несогласие невесты на брак: после похищения она не должна была быть "придирчивой и гордой", а лишь молиться, чтобы "жених" не передумал.

Все изменилось в 1965 году, когда 18-летняя Франческа Виола отказалась выходить замуж за Филиппо Мелодиа.

Франческа родилась на Сицилии в городке Алькамо в семье небогатого фермера в 1947 году.

Алькамо, Сицилия...

Когда ей было 15 - на нее "положил глаз" живший неподалеку Филиппо Мелодиа, сын крупного землевладельца и племянник местного "дона".

К отцу Франчески заслали сватов, он согласился. Понятно, что иных вариантов у него не было - хотя Франческа не любила жениха (да она его попросту не знала), оскорбить отказом влиятельное семейство семья Виола не могла.

Однако вскоре у Филиппо возникли проблемы с законом, и он уехал в Германию больше чем на год. Точно так же как Майкл Корлеоне сбежал на Сицилию, когда наследил в США.

Было не ясно - вернется ли он или нет (хотя весь клан денно и нощно работал над его возвращением). Пользуясь этим - отец Франчески под влиянием ее уговоров сообщил семейству Мелодиа, что разрывает помолвку, коль скоро жених в непонятно когда вернется.

Это была нормальная практика, на семью Виола даже не обиделись: действительно, Филиппо нет и заставлять девушку годами ждать жениха - неправильно.

Филиппо Мелодиа (справа) - симпатичный внешне парень (к сожалению, а точнее - к счастью, не смогла найти его фотографию без наручников).

Однако Филиппо вернулся, отбыл символический срок за кражу и, освободившись, снова предъявил права на Франческу.

Но тут уже Франческа упала в ноги отца с мольбами не возобновлять обещание.

Отец колебался. В 1960-е годы на Сицилии шел один из наиболее оживленных этапов борьбы с мафиозными кланами, семья Мелодиа теряла позиции, была куда менее опасна, чем за несколько лет до этого... но все-таки по-прежнему влиятельна. И Филиппо, который к неудовольствию синьора Виола явно встал на путь уголовщины - был парнем решительным.

Тем не менее Бернардо Виола решил отказать Филиппо.

Вот тут клан Мелодиа рассердился - отказ в руке дочери рассматривался как неуважение к жениху и его семье. У семейства Виола сожгли виноградник, на их ферму совершили несколько нападений с целью испортить имущество.

Но папаша Виола держался.

Клан Мелодиа и лично Филиппо становились смешны в глазах местного населения - нет ничего более комичного для сицилийцев, чем слабость.

Поэтому Филиппо, страдавший уже не только от отвергнутой страсти, но и от уязвленного самолюбия, решил одни ударом покончить со строптивыми Виола.

На 2-й день Рождества (26 декабря) 1965 года Франческа Виола была похищена из родительского дома своим бывшим женихом Филиппо Мелодиа и его товарищами. По разным оценкам в похищении принималось участие от 8 до 12 человек: вооруженные огнестрельным молодчики прикатили на 3 машинах на ферму семьи Виола в отсутствие главы семейства и других взрослых мужчин - и увезли с собой Франческу и ее 8-летнего брата Мариано. При похищении мать Франчески пыталась защитить дочь, но получила несколько сильных ударов и даже упала на землю.

Мариано очень быстро отпустили с тем, чтобы он передал отцу и другим родственникам, что Франческе не причинят зла и скоро семья увидит ее уже замужней синьорой.

Филиппо привез Франческу в отдаленный дом, где вскоре принудил к сексу - попросту изнасиловал. Франческа говорила впоследствии, что несмотря на то, что в общественном понимании ей уже некуда было деваться и Филиппо мог подождать до свадьбы - он сделал это в наказание за ее упрямство.

После этого Филиппо отправил к Бернардо Виола своих представителей, чтобы отец даровал так называемое "прощение" похитителю дочери, который готов - как честный человек! - жениться на ней. Прощение должно было быть сопряжено с отзывом заявления из полиции.

Синьор Виола заявил, что он "прощает". Этот момент не ясен до конца - одни считают, что он сделал это под влиянием полиции, другие - по доброй воле: все-таки дочь уже считалась обесчещенной и надо было спасать реноме семьи Виола.

Так же есть мнение, что Виола не спорила со своей судьбой и ждала ответа семьи, казалась покорившейся Филиппо.

В ночь на 2 января 1966 года в дом сестры Мелодиа приехали кабинеры по заявлению Бернардо Виола и освободили Франческу.

Филиппо Мелодиа и его семья не особо переживали по этому поводу - вопрос о свадьбе считался решенным, а после венчания Филиппо уже ничего не грозило. Так было написано в Уголовном кодексе Итальянской республики, и - более того - так полагалось поступать по неписанным вековым правилам опозоренной женщине - упасть к ногам насильника, чтобы спасти свою "честь".

Однако, оказавшись на свободе, Франческа написала заявление на Филиппо и его друзей.

Но и тут Филиппо не особо переживал - чего не сделаешь под влиянием эмоций. Тем более, что и местный комиссар не особо усердствовал по делу. Все думали, что Франческой руководят временные эмоции, она скоро передумает, заберет заявление и выйдет замуж - так чего же зря суетиться. Семья Мелодиа по-прежнему готовилась к свадьбе.

Однако время шло - а Франческа не передумывала. Более того, она и ее отец начали обивать пороги полиции как родном Алькамо, так и в столице Сицилии - Палермо.

В итоге о решительной девушке узнал сотрудник агенства Associated Press, который сделал заметку о Франческе Виола, бросившей вызов традиции омерты и не желавшей поступать так, как поступали сотни тысяч женщин много веков.

Облетевшая весь мир новость - заставила власти на Сицилии открыть расследование. Семья Виола попала под защиту государства. Филиппо Мелодиа был арестован, вскоре к нему присоединились его сообщники.

Франческа на одном из допросов...

Франческа, получив поддержку властей и прессы - дала несколько интервью, где открыта сказала, что была изнасилована и считается "падшей", но выходить замуж за подонка, чтобы не остаться старой девой - не собирается.

Семья поддерживала девушку.

Бернардо Виола, отец, на допросе...

Вскоре ее принял папа Павел VI... О поддержке Франчески заявили литераторы, музыканты и актеры (в том числе Франко Дзефирелли).

Франческа на приеме у папы.

На открывшемся судебном процессе адвокаты Филиппо пытались опорочить жертву, доказывая, что она не была девственницей (что должно было смягчить в глазах общества проступок синьора Мелодиа: ведь гораздо хуже женщине быть "гулящей", чем мужчине насильником), а кроме того добровольно поехала с Филиппо, т.к. договорилась с ним о побеге сама.

Так же в итальянском обществе развилась бурная дискуссия относительно произошедшего. Как вы можете догадаться - огромное количество людей открыто заявило, что Филиппо наказывают "слишком сурово", что Франческа виновата сама (распаляла парня своей холодностью - всем же известно: если женщина говорит "нет", то это означает "да, но будь понастойчивей") и вообще - зря она довела дело до суда.

Толпы мужчин на общественных дебатах по поводу судебного разбирательства

Тем не менее в 1967-м году Филиппо Мелодиа был осужден на 9 лет (точнее на 11, но потом 2 года ему скостили в апелляции) за изнасилование и похищение. Его подельники так же получили немаленькие сроки за соучастие.

...какой "типично итальянский" жест...

С коллегами по опасному бизнесу...

В 1968-м году Франческа Виола вышла замуж за знавшего ее с детства Джузеппе Ризи. Молодая пара сначала уехала из Алькамо, но затем вернулась. В браке у них родилось 2 детей.

Филиппо Мелодиа отбывал срок в Модене (это регион Эмилия-Романья), вышел в 1976-м году с обязательным условием прожить еще 2 года недалеко от места освобождения, чтобы находиться под надзором полиции.

Судя по всем, Филиппо криминальных занятий своих не бросил - и в 1978-м году был застрелен неизвестным все в той же Модене.

Франческа же стала в 1960-е годы символом борьбы итальянских женщин за свои права. Ее называли Franca Viola - "Свободная Виола".

Она по-прежнему живет в Алькамо. В 2011-м году ей был вручен Орден за заслуги перед Итальянской республикой.

Теперь она Офицер 

"Я должен поблагодарить моего отца, который поддерживал меня, и моего мужа, который женился на мне, хотя я знал, что это поставит под угрозу его жизнь" - вот что сказала Франческа в своей речи на церемонии.

Параграф 544, декриминализирующий похищение и изнасилование в случае, если преступник женится на своей жертве, был исключен из Уголовного кодекса Итальянской республики лишь в 1981-м году.

**********

И еще.

В 1970-м году по мотивам истории Франчески был снят фильм "Самая красивая жена".

В главной роли снялась 15-летняя Орнелла Мутти.

Фильм снял известный режиссер Домиано Домиани, для Мутти он был дебютным.

А так же в нем в роли отца героини снялся известный нам по роли в "Необыкновенных приключениях итальянцев в России" - Тано Чимарозо.

Фильм сильно драматизировал историю - по сюжету главная героиня Франческа любила Вито (в фильме его решили переименовать), но порвала с ним из-за его участия в преступном сообществе и жестокости. В итоге вышел фильм о любви и ненависти, которые шли рука об руку. И о человеческом достоинстве - потому что киношная Франческа понимала, что все действия красивого и даже приятного ей Вито проистекают из отсутствия в нем уважения к другим людям, их гордости и их свободному выбору.

Тано Чимарозо сыграл блестяще - его отец вышел очень достоверным, колеблющимся, разрывающимся между любовью к своему ребенку и страхом потерять и так небольшое хозяйство. Когда в конце он, все переоценив, говорит "Я не подлец" и таки идет писать заявление (по сюжету героине 15 лет и без заявления отца дело бесперспективно) - он воистину прекрасен.

На съемках у Орнеллы завязался роман с исполнителем роли негодяя Вито (прообразом которого был Филиппо Мелодиа) Алессио Орнано - в 1975-м году они поженились (а в 1983-м - развелись).

*********

И в качестве резюме замечу. Да, все "не так просто". Очевидно, что тогда "сошлись звезды" - и клан Мелодиа был не так силен, как прежде (иначе бы Франческу и ее родных просто уконтропупили без разговоров), и родители Франчески были готовы сражаться за свою дочь, а не за "честь" в тогдашнем ее понимании, и очередной виток борьбы с мафиозными кланами был на подъеме, сам Филиппо имел неснятую судимость и не мог рассматриваться в качестве мальчика из воскресной школы, и - конечно - вряд ли дело так прогремело, если бы не журналисты, сделавшие эту историю достоянием общественности.

Однако факт остается фактом - 18-летняя девушка, выросшая в традициях омерты, доминирования мужчин, виновности женщины во всяком "ущербе чести", проявила настоящие мужество и принципиальность, и по-честному стала символом борьбы за права женщин в Италии.

Да, можно сказать, что она действовала столь упорно во много потому что через громкий процесс она сумела "очиститься" - а в противном случае либо вышла бы замуж за противного ей Филиппо, либо жила бы с клеймом... Но вряд ли стоит подозревать такой мощный стратегический замысел в голове юной Виолы. Это только сейчас, когда все, как говорится, "уже завоевано" - ее поступок кажется естественным. На деле же она была "Дианой Шурыгиной" на Сицилии в 1966-м году и несколько лет после. Многие искренне считали, что она "сломала жизнь" хорошим парням.

После дела "Свободной Виолы" - отношение к "похищениям невесты" в обществе кардинально изменилось. Это произошло не за 1 день, но ситуация, когда жертва должна была молиться, чтобы наутро насильник оказался "честным человеком", а насильник знал, что закон прикроет его в случае женитьбы - ушла в прошлое.

Изнасилование перестало рассматриваться преимущественно как "ущерб чести", оно стало полноценным видом насилия над личностью.

Пострадавшие семьи поняли, что нет никакого "позора" в том, что подонок совершил преступления над их дочерью, и они не обязаны понуждать девушку "скрыть стыд" через замужество.

"Я не вещь и никому не принадлежу. Никто не может заставить меня полюбить человека, которого я не уважаю, который совершает бесчестные поступки и заставляет других страдать." - это подлинные слова Франчески Виола на суде.

Блоги

Франческа Виола - женщина, которая нарушила омерту на Сицилии

21:59, 14 октября 2018

Автор: Fiona

Комменты 107

Аватар

Какая молодец. И счастье, что ее так поддержала семья. Вторая половина 20 века, а к женщине отношение как вещи продолжало сохраняться, это просто ужасно. И я прям порадовалась пассажу о том, что насильника в итоге застрелили. А то жила бы ее семья все время в ожидании отложенной мести, от отморозка всего ожидать можно.

Q

Вот такие люди и меняют мир, не то что девочки Харви:"он приставал, я не дала, но продолжила с ним тискаться на фестивалях"

Аватар

Воплощение мужества. легко быть смелым, когда ты рыцарь в сияющих доспехах, идущий против орд врагов, другое дело, когда тебе приходится быть смелым против "традиционного" общества, такая смелость дорого стоит

Аватар

Такие женщины вызывают огромное уважение!

Аватар

60е это же относительно не так и давно, причём Европа, а такая дикость. Девушка молодец, конечно. А ведь если бы дала слабину, то ничего не поменялось. Скорей всего была ещё одна жертва домашнего насилия.

Подождите...