Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
В одном из интервью накануне открытия ретроспективы «В будущее возьмут не всех» жена и соавтор Илья Кабакова Эмилия Кабакова отметила, что «у художников есть хорошие жены, а есть невозможные».
Этот пост о тех «невозможных», кому удалось стать не просто спутниками, но и соавторами известных мастеров XX века.

— Илья Кабаков — самый дорогой современный российский художник (его работа «Жук» на аукционе Phillips de Pury в 2008 году была продана за $5,8 млн).
В 1988 году в Нью-Йоркеон встретил свою родственницу Эмилию Леках (она приходится художнику двоюродной племянницей).
Оба появились на свет в одном роддоме Днепропетровска, правда с разницей в 12 лет. Довольно быстро Эмилия стала соавтором Кабакова, а затем и его третьей женой.
С тех пор все работы Кабаковы подписывают двумя именами.
Любопытно, что Илья и Эмилия были знакомы с юных лет, но их роман начался лишь когда оба уже жили в эмиграции. Помимо соавтора Эмилия Кабакова стала для художника его арт-менеджером и даже пиарщиком. Именно она убеждала галеристов поднимать цены на работы Кабакова и повышала их инвестиционную привлекательность.

А еще давала и дает интервью, объясняя содержание тех или иных «тотальных инсталляций», которыми прославился художник. О подробностях личной жизни супруги, напротив, предпочитают не распространяться.

Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон прославились как одна из самых известных пар, работавших в жанре ленд-арта.
Они родились в один день — 13 июня 1935 года — в разных уголках мира.
Она — в Марокко в богатой семье прославленного французского генерала.
Он — в болгарском городке Габрово.
Христо и Жанна-Клод познакомились в 1958 году в Париже.
Жанна-Клод и Христо на фоне одной из своих работ — «упакованного» моста — в Париже.
Молодой художник получил заказ на портрет матери Жанны-Клод (кстати, такого рода заработок он называл «проституцией»).
В отличие от Пресильды де Гийебон, проявлявшей благосклонность к Христо, на ее дочь он поначалу не произвел впечатления. Но художник вслед за портретом получил новые заказы, и молодые люди стали часто видеться.
«Железный занавес», 1962.
Свою первую совместную работу Христо и Жанна-Клод сделали в 1961 году — укутали материей бочки в кельнском грузовом порту. А в 1962-м выполнили первый монументальный проект «Железный занавес». На одной из улочек Парижа, выходящей к Сене, они возвели стену из старых емкостей для нефтепродуктов. Так пара «прокомментировала» возведение Берлинской стены. Христо и Жанна-Клод поженились в ноябре 1962 года. На протяжении всей совместной карьеры (Жанна-Клод скончалась в 2009 году) супруги укутывали объекты по всему миру.

Одним из самых известных проектов стала «упаковка» в 1995 году в полипропилен здания Рейхстага, сама же работа была придумана и частично реализована еще в 1971-75 годах.
«Упакованный» Рейхстаг, 1995.
Помните гигантские скульптуры в виде яблочных огрызков, воланчиков или прищепок?
Их автор — классик поп-арта Клас Олденбург. Обе супруги художника становились его соавторами.
В начале карьеры Олденбург был женат на Патриции Муасински.
Перформанс Пэт Муасински и Класа Олденбурга, 1960.
Она была белошвейкой и помогала в изготовлении мягких скульптур. Первенство в создании объектов из папье-маше, ткани и пластика, изображавших простые вещи: кусок пиццы, автомобиль, ботинок или телефон, приписывают Олденбургу, хотя Яёи Кусама утверждала, что мягкие скульптуры придумала она.
Японская художница даже рассказывала, что Патриция как-то просила у нее прощение за них.
Клас Олденбург и Патриция Муасински на фоне гигантского надувного гамбургера.
Во второй раз Олденбург женился в 1977 году.
Его женой стала искусствовед и критик Кузи ван Брюгген. Их первой совместной работой была гигантская «Садовая лопатка».
Всего же супруги создали вместе около полусотни масштабных скульптур в США, Европе и Азии.
«Есть кое-что, чего мы не сделали, и это мемуары», — весной 2018 года отметил художник Улай.
Его романтические и творческие отношения с Мариной Абрамович длились 12 лет, и за это время пара осуществила больше десятка перформансов.
Улай и Марина Абрамович
Союз одной из самых влиятельных женщин арт-сцены Марины Абрамович и немецкого художника Улая был бурным и ни на что не похожим. Они познакомились в 1976 году и влюбились до такой степени, что окрестили себя «одним телом с двумя головами». Начался творческий подъем: пара устраивала перформансы на грани жизни и смерти, пробуя на прочность границы человеческих отношений.
Журнал The New Yorker даже писал, что творчество одной из самых известных в мире художниц-перформанистов можно разделить на три периода: до, во время и после Улая.
Именно с ним Абрамович провела одну из самых сложных в своей карьере арт-акций — «Энергию покоя».

Улай целился отравленной стрелой в сердце художницы, а равновесие лука удерживалось лишь весом партнеров. Окончание своих отношений художники тоже превратили в перформанс «Влюбленные».
Сначала, в 1980-м Улай и Марина решили пожениться, встретившись на середине Великой Китайской стены. По сценарию Улай должен был начать свой путь из пустыни, а Марина — со стороны моря, что означало слияние стихий, мужского и женского начала. Но за те восемь лет, что они ждали разрешения от китайских властей, смысл перформанса «Влюбленные» изменился: после многочисленных измен они расстались, а Улай женился на переводчице-китаянке, которая забеременела от него во время поездки.
В 1988 году Абрамович и Улай отправились навстречу друг другу из разных концов Великой китайской стены, чтобы в ее центре проститься.
«Нам нужна была определенная форма завершения после того огромного расстояния, которое мы прошли вместе», — позднее объясняла в интервью художница.
Марина Абрамович и Улай на Великой китайской стене.
В 2015-м году Улай подал в суд на Абрамович за то, что в качестве автора их совместных работ она указывала только свое имя и не предоставляла ему финансовой отчетности. Спустя год Окружной суд Амстердама обязал Марину Абрамович возместить Улаю 250 тысяч евро. Марина посчитала иск попыткой испортить ее репутацию, и отношения между ними снова испортились.
Летом 2017-го, спустя 30 лет после расставания, пара достигла примирения.
Британские художники-авангардисты Гилберт и Джордж прославились благодаря «живой скульптуре».
Пара познакомилась в годы учебы в колледже искусств и дизайна Святого Мартина в Лондоне.
«Мы были две деревенщины, у нас ничего не было. Мы знали, что не состоимся, если не станем художниками, нам было необходимо добиться успеха», — вспоминали они в одном из интервью.
С 1968 года Гилберт и Джордж стали жить и работать вместе.
Гилберт и Джордж, 1969.
Вначале внимание к себе пара привлекла перформансами, решив превратить в произведения искусства самих себя.

В строгих костюмах, пародируя мелких клерков, с покрытыми золотой и серебряной краской лицами они изображали «живые скульптуры» и часами словно роботы танцевали под нехитрую песенку мюзик-холла.


работы Гилберта и Джорджа.
Затем Гилберт и Джордж перешли к жанру фотографии. Свои работы — «визуальные любовные письма от них к зрителю» — художники называли картинами, которые затрагивали различные темы: от секса и религии до патриотизма и иммиграции. В 2008 году фотографическая работа Гилберта и Джорджа «To Her Majesty» была продана на торгах Christie’s почти за £1,9 млн.
Гилберт и Джордж, «Для Ее Величества», 1973.
Искусство на двоих: любовники и музы
15:25, 30 сентября 2018
Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 48
Классиками поп-арта стать легко.
Ой помню животрепещущее видео, когда Улай после стольких лет пришёл к Марине на перформанс, во время которого люди садились напротив неё и молча смотрели ей в глаза. Она аж расплакалась, когда увидела его, но перформанс не прервала. Вот так посидели - посмотрели друг другу в глаза и разошлись. Сильное видео.
Интересно, а есть ли у кого- нибудь из знаменитых творцов музы -филлированные красотули с утиными губами, и закаченными задницами и грудью? )) ЗЫ. Пост интересный - спасибо.)
Признаюсь когда смотрю видео Марины и Улая их встречу, у меня наворачиваются слезы
Марина Абрамович очень смелая тетечка.