Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
— В детстве я очень много мечтала. Наша семья жила в Туркмении, в воинской части, где служил папа. Бескрайняя степь, днем жара за +50 °С, ночью воздух не успевает остыть. Мама выносит из нашего барака на улицу две солдатские металлические койки, их ножки ставит в банки с водой — чтобы скорпионы и фаланги не заползли, так как они воды боятся, и укладывает нас, детей. А от кусачих москитов накрывает балдахином из тюля. Сквозь этот шатер видно небо. В Азии оно низкое, кажется, протянешь руку — и можно звезду ухватить. И вот мои братья, сестры спят, а я лежу, гляжу на звезды и… мечтаю. О том, как стану известной балериной и буду танцевать на сцене на пуантах, в пачке, под волшебную музыку…
По выходным на территории части прямо на улице показывали кино: вместо экрана натягивалась простыня, мы тащили с собой стульчики, рассаживались, и начиналось… В одном из фильмов был эпизод, где революционные матросы смотрели в Большом театре балет «Лебединое озеро». Я, четырехлетняя, была поражена этим чудом. Сказала маме: «Хочу так же». И стала на полигонах заниматься акробатикой — мостик делала, растяжки. Невероятно была гибкая, просто в узел завязывалась.
— Наталья Утевлевна, так вы родом из Туркмении?
— Нет. Я и два моих старших брата родились в Москве. А всего нас пятеро детей. Мама — полька, папа — казах, вырос в детском доме. Его отец был богатым баем, но когда пришла советская власть, у них все отобрали. А в 1930 году папины родители погибли — скорее всего, расстреляли их, как и очень многих казахов в то время. 12-летнего папу с его младшим братом забрали в детдом. Дважды они сбегали, их ловили, возвращали, и в результате братик умер — от голода.
Папа окончил пулеметное училище в Сарапуле. На фронте воевал
и в артиллерийских войсках, и в кавалерии, а в Берлин въехал
танкистом. В годы войны поступил в Военную академию имени Фрунзе
в Москве. А в 1948 году его направили в Туркестанский военный
округ, где он служил в должности начальника штаба части.
С мамой они познакомились во время его учебы в Москве, вскоре
поженились. Мамины родители из Польши. Во время Первой мировой войны
оттуда было огромное количество беженцев, многие осели в Рыбинске. Среди
них была семья мамы. Некоторое время мама работала в отделе ОТК
авиазавода, но вскоре поляков оттуда поувольняли. Маме удалось перебраться
в Москву. После того как вышла замуж за папу и появились дети, она
уже не работала.
— Разница в возрасте с братьями и сестрами у вас
большая?
— Мы появлялись на свет подряд, друг за дружкой. В 1943-м родился
мой старший брат Юрий; в 1944-м — второй, Арсен (его официальное имя
Арстан); в 1946-м на свет появилась я; в 1948-м —
сестра Танечка; а в 1951-м — Миша. Мама говорила:
«Я не спала 20 лет…»
Детство наше прошло на полигонах. Жили очень скромно, если
не сказать бедно. Сначала ютились в одной комнате барака, потом чуть
расширились. После войны голод, все по карточкам, даже хозяйственное
мыло, которым мама нас мыла. А на стирку его уже не хватало —
стирали золой от сгоревшего саксаула.
Наш семейный уклад строился на жесткой дисциплине, все расписано
по минутам, все приучены заботиться друг о друге.
У папы — непререкаемый авторитет, но дома он был добрым, баловал
нас. А перед мамой мы робели, слушались беспрекословно. Строгая была,
могла и ремня дать. Правда, меня не била, видно, потому, что
я была слабенькой, просто дохлятина, за мной даже закрепилось семейное
прозвище Рахихуль.
У мамы была жесткая установка: все дети должны окончить школу
с медалью и обязательно получить высшее образование. Так
и вышло. Только я без медали осталась, так как оканчивала
не общеобразовательную школу, а балетное училище при Большом театре,
где медалей не выдавали. Но все остальные мамино требование выполнили.
К счастью, все они живы. А вот родителей уже нет.
В мои девять папу перевели в Алма-Ату, и там мечта моя сбылась:
я поступила в городскую балетную школу, из которой меня позже
в числе 12 ребят направили учиться в Москву.
— Как устроились в столице?
— Нас поселили в интернате, и там я столкнулась с двумя
проблемами. Во-первых, очень скучала по дому, а во-вторых,
у меня обнаружился порок сердца. Сказали мне об этом во время
обследования в больнице, куда меня положили, чтобы вырезать гланды.
Я — в рев! И, представьте, умолила врача не сообщать
в училище. Но стала избегать наших обязательных медосмотров,
хитрила — боялась, что отчислят. А сама чувствовала: нарастающие
нагрузки выдерживаю с трудом — задыхаюсь. Понимала, что из-за
проблем со здоровьем с балетом вряд ли получится что-то серьезное.
А тут меня стал очень нахваливать наш педагог по актерскому
мастерству, и я крепко задумалась о другой профессии — мол,
годика два потанцую, отработаю диплом, а потом поступлю
в театральный и стану драматической актрисой.
— Получается, опять запрограммировали себя?
— Выходит, так, потому что именно в этот момент в наше училище
пришли кинематографисты — искали артистку-казашку на главную роль
в фильм «Первый учитель». Директор интерната вызвал меня в кабинет
и сказал, что я должна поехать на «Мосфильм» для беседы
с режиссером. Я ничего не поняла и очень заволновалась.
Еще бы — кино, волшебный мир! На студию приехала в жуткой
интернатской одежде: пальто драповое бордового цвета с огромным
воротником, не по размеру, почти до пяток, шапка-ушанка,
башмаки суконные на крючках. И когда Кончаловский меня увидел, он
вытаращил глаза от ужаса. К тому же я оказалась не той
девочкой, которую он ждал. Просто в интернате перепутали и послали
меня.
Потом он говорил мне: «В комнату вошло чучело гороховое. Ты была похожа
на ночного сторожа». Правда, когда я сняла верхнюю одежду
и осталась в симпатичном зелененьком платьице, с балетной
прической — гладко зачесанные волосы, собранные в пучок, — он
сразу широко заулыбался. И начал расспрашивать. Помню, меня поразили его
пристальный взгляд через очки и эта знаменитая улыбка во все
32 зуба. Несмотря на дикую зажатость и стеснение,
я чувствовала себя с ним очень легко.
— Ваш дар предвидения не сработал — в том смысле, что этот
человек изменит вашу судьбу?
— Как ни странно, нет. Более того, сначала я отказалась сниматься. После
первой встречи в феврале вплоть до июня от Кончаловского
не было ни слуху ни духу. Я посчитала, что меня
не утвердили. И вдруг телеграмма: «Срочно вылетай на кинопробы
во Фрунзе!» — так тогда Бишкек назывался. А тут как раз мама
приехала в Москву поддержать меня на госэкзаменах. Оставалось
станцевать на сцене Большого театра па-де-де из балета «Тщетная
предосторожность». И педагоги стали маму стращать: «Вы что, она же за
год потеряет форму! Да и вообще ни в коем случае ребенку нельзя
попадать в этот мир». Ну мама и вынесла вердикт: «Ни за что
не поедешь туда!» Вот я и ответила режиссеру вежливым отказом. Узнав
об этом, Кончаловский позвонил в училище, в гневе кричал
на меня: «Негодяйка, ты обнадежила, а теперь подводишь! Хотя бы
на кинопробы прилетай». Действительно, вроде неловко получилось.
Мне стало совестно. Уговорила маму. Полетели.
Поприсутствовав на кинопробах, мама совсем расстроилась. Меня
для образа героини изуродовали, нарядив в какой-то ужасающий
костюм — дряхлое, вылинявшее, старушечье платье и жилетку, которую
специально «офактуривали» (затерли напильником, затоптали, прожгли,
запачкали), потом еще обкорнали мне волосы ножницами и всю вымазали.
В сцене меня все время обижали, и тетка жестоко била. Мама чуть
не плакала: «Зачем тебе это нужно? В балете ты такая красивая,
а тут…» Однако в ожидании, когда худсовет отсмотрит материал, вдруг
разволновалась, всполошилась: «Доченька, неужели ты не пройдешь?»
— Когда почувствовали, что влюбились в вашего судьбоносного
режиссера?
— Точно не могу вспомнить. Но с самого начала мне с ним
было очень интересно. В свои 26 лет Андрон был блестяще образован,
столько всего знал. К тому времени он уже получил на Венецианском
фестивале «Бронзового льва» за короткометражку, писал с Тарковским
сценарий «Андрея Рублева». Много говорил об истории, о религии,
пересказывал библейские сюжеты. И этими разговорами заворожил меня,
17-летнюю. А внешне не нравился. Улыбка его постоянная
раздражала, неряшливость — джинсы, затертые до невозможности,
и фигура нескладная — мне, балетной девочке, казался толстоват. Но,
что называется, заговорил. Абсолютно точно: мужчины любят глазами,
а женщины — ушами. Вот я и влюбилась в Кончаловского, хотя
на съемках он меня все время ругал.
Причем при всех, в крик: «Ты такая-сякая, негодяйка-мерзавка, специально
упрямишься, назло мне!» Это когда сцены у меня по неопытности
не получались. Однажды я разрыдалась: «Все, уезжаю, не буду
больше сниматься! Я бездарная, все испорчу». Он жутко перепугался: «Нет,
не вздумай. Ты очень способная, а ругаю я тебя специально, чтоб
играла еще лучше!»
Я жила в гостинице, а Андрон — в общежитии при
киностудии. После съемки он говорил: «Приеду к тебе поужинать, спускайся
в ресторан». Дальше я должна была сидеть напротив и смотреть,
как он ест. В лучшем случае заказывал мне капустки на блюдечке,
причем просил маслом не поливать. И все рассказывал, рассказывал…
Есть он мне вообще не давал, даже яблоко или помидор вырывал
из рук, если замечал, что я подношу ко рту. Отнимал и сам
съедал. «Щеки у тебя должны быть впалыми, — говорил, —
а они будут торчать из-за ушей, лицо не поместится
в кадр».
Однажды, как обычно, спускаюсь в ресторан, смотрю, а рядом
с Андроном за столиком сидит молодой человек, шумный такой,
пижонистый — в замшевом пиджаке рыжего цвета, в модных очках
с зелеными стеклами, «капельки» назывались. Смеется, что-то
рассказывает. Оказалось, это его брат Никита Михалков. Уже звезда, все его
узнают — тогда как раз только прошел фильм «Я шагаю по Москве».
А я еще картины не видела, поэтому смотрела на него достаточно
скептически.
Потом мы отправились в экспедицию в горный аул Арал, и Никита
поехал с нами. Такой чудесный был, веселый, просто солнечный. Очень
мне понравился. Там меня поселили в комнатке в нежилом
помещении вместе с монтажницей Леной, а в другом таком же строении
жил Андрей Сергеевич с художником Михаилом Ромадиным. У них
и Никита остановился. И каждый вечер он с Мишей приходил
к нам. С ними было весело, мы смеялись безостановочно, а Андрон
страшно злился, приходил и разгонял: «Все, разбегайтесь, вы
мне актрису замучаете, она завтра на съемке будет носом клевать!»
И никогда не участвовал в наших посиделках. На съемках мы
действительно все ужасно уставали: сам процесс безумно тяжелый, условия
жуткие, а главное — наше село располагалось на высоте четыре
тысячи метров над уровнем моря, что страшно выматывало. Часто выезжать
надо было в четыре утра и на целый день. Возвращались абсолютно без
сил.
— Как же Андрей Сергеевич объяснился вам в любви?
— Время от времени он звал меня погулять. К слову, очень долго
я называла его по имени-отчеству и на вы, еще с полгода
после того, как мы поженились. Никак не могла перестроиться
и обратиться по имени — Андрон.
— Кстати, почему Андрон, а не Андрей?
— Так его называл дед, Петр Петрович Кончаловский. Вот в семье и в
кругу друзей и закрепилось: Андрон — Андрончик, Никита —
Никитончик… Ну, в общем, мы выходили в степь — огромное
пространство, залитое серебристым светом луны. А посередине стоял
валун, непонятно как там оказавшийся. Мы забирались на него
и разговаривали, целовались. Нам казалось, что во всем мире мы
одни.
Как-то в разгар съемок Кончаловский поехал на три дня в Москву.
Мой мир перевернулся. Я бесцельно слонялась, страшно тосковала,
волновалась: а вдруг не вернется? Вернулся. На нашем
валуне подарил мне флакон лавандового одеколона — видимо,
стащил у папы, потому что флакон был уже начатый. Тогда и сказал:
«Знаешь, я в Москве ехал в троллейбусе, и меня озарило: «Я же
могу на тебе жениться!», и от этой мысли на какое-то время
ослеп. В общем, мы с тобой поженимся». Это было счастьем. И я
ответила: «Да». Но нужно было дождаться, чтобы мне исполнилось 18
лет.
За это время у нас случались и конфликты. В один из летних
дней режиссер, оператор и художник отправились на выбор натуры
на Иссык-Куль, позвали с собой и меня. По дороге они
купили барана. Приехав на место, возле лачужки какого-то рыбака стали
жарить шашлык. Та-а-акой аромат… Я, постоянно голодная, обрадовалась.
«Ой, — думаю, — сейчас полакомлюсь шашлычком…» Наконец все готово,
потянулась к лакомству, и… вдруг Кончаловский шлеп меня по руке
и говорит: «Тебе никакого шашлыка». Взял колечко лука и дал мне:
«Вот все, что ты можешь съесть». Я так разозлилась!
На обратном пути они заехали в магазин за выпивкой, но там даже
местной водки, арака, не было, поэтому купили ликер какого-то жуткого
ядовито-изумрудного цвета. А я потихоньку — банку черешневого
компота. И, пристроившись в машине сзади, стала его есть. Едва
Кончаловский это увидел, тут же банку у меня отобрал и всю съел.
А пока ел, приговаривал: «Тебе нельзя, завтра будем снимать крупный
план». Все время попрекал меня тем, что я толстая. На этот раз
я окончательно рассердилась. Мои чувства к нему как отрезало.
Думала: «Все, не нужен он мне! Он только режиссер, у которого
я снимаюсь, и больше ничего».
На следующий день снимаем, смотрю, а он корчится, будто болит
что-то. Злобно думаю: «Ну и пусть! Так тебе и надо». Вечером иду
к себе, а навстречу бежит Миша Ромадин, кричит: «Наташа, Андрона
увозят в больницу, у него температура 41 градус —
дизентерия. Лежит как раненый слон, стонет, плачет. Пойди, скажи ему
ласковое слово». Вижу — стоит машина скорой помощи, но уперлась: «Нет,
не пойду!» И навещать не стала. Андрон прислал письмо
с просьбой ответить. Я черкнула, что у меня все хорошо,
я ничего не ем, худею и катаюсь на качелях
с Ромадиным. Он попросил меня приехать. Я сдалась. Приезжаю,
выходит — страшный такой, серого цвета, худющий и счастливый оттого,
что я его все-таки навестила.
Осенью мы поехали в Москву — Андрон хотел познакомить меня
с мамой, поскольку с отцом его я уже была знакома. Сергей
Владимирович, узнав, что сын так тяжело заболел, приезжал во Фрунзе. Первым
делом я побежала в телефон-автомат, позвонила своему педагогу и,
можно сказать, старшей подруге и прокричала в трубку: «Серафима
Владимировна, я замуж выхожу!» Потом состоялось знакомство
с Натальей Петровной Кончаловской на их знаменитой даче
на Николиной Горе, а через два дня мы вернулись во Фрунзе. Едва
зашли в свой номер, звонит мама: «Я больна, срочно приезжай!» Андрон
посадил меня в такси, и я помчалась преодолевать расстояние
в 250 км до дома. Родители встретили криком: «Ты никуда
не поедешь, никаких съемок!» И… заперли меня.
— Но почему? Речь ведь шла не о случайной связи, а о
замужестве?!
— Им не нравился Кончаловский. Мама говорила: «Он какой-то развязный,
беспардонный, неряшливый». Это после того как перед началом съемок Андрон
приезжал к нам домой — отпрашивать меня. И старым он им казался
для дочери. Вот я и боялась сказать им о нашем намерении
пожениться. Ну и, разумеется, маму обидело то, что позвонила
я не ей и к маме Андрона сначала приехала. Четверо суток
я просидела в кресле, так и не раздевшись —
в пальто и резиновых сапогах. И ничего не ела. Только воду
пила. И только ждала момента, когда смогу выскочить.
Дальше скандал был страшный, на всю республику. Кончаловский через
Чингиза Айтматова и главу республики Кунаева всех поднял на ноги.
Дома у нас телефон разрывался от бесконечных звонков из разных
учреждений: гороно, милиция… Мама что-то кричала, с кем-то ругалась.
Наконец папу вызвали в ЦК партии, где его стали пропесочивать: дескать,
что это за байские замашки у члена партии! Разъяренный папа взял
партийный билет и положил на стол со словами: «А дочку все
равно не отдам!» Потом к нам домой пришла какая-то
высокопоставленная женщина — увещевать маму. И пока они
дискутировали по моему поводу, я выскочила в открытую дверь.
И тут же наткнулась на перепуганного, взъерошенного Андрона, который
четверо суток ждал меня в подъезде. Бедный. Он схватил меня, впихнул
в машину, и мы рванули. Помню, петляли по городу, все казалось,
что за нами погоня. Потом немножко успокоились и — в ЗАГС.
Кончаловский настоял. «Все, — заявил, — сейчас мы распишемся, чтобы
никто не мог тебя у меня отнять».
А с родителями моими мы рассорились серьезно, целый год
не разговаривали. Только когда уже Егорушка родился, Наталья Петровна
сказала: «Надо все-таки помириться, ты пригласи маму с папой, чтобы они
внука повидали». И они согласились приехать. Наталья Петровна устроила
в их честь ужин, а потом моя мама приготовила замечательные котлеты.
Андрон смолотил сразу пять штук и похвалил: «Необыкновенно вкусные
котлеты получились, мама». Тут уж она растаяла. Но все равно
в глубине души родители так и не полюбили Андрона.
— Ребенка вы хотели или беременность получилась, что называется,
незапланированная?
Конечно, хотели, особенно Андрон. Говорил: «Хочу, чтобы у нас
с тобой было пятеро детей, не меньше, так и вижу, что
в прихожей в рядочек стоят детские ботиночки». А я полгода
не могла забеременеть, зато когда получилось, очень гордилась
беременностью. В общем, в 1964 году мы поженились, а Егор
родился в январе 1966-го. А чуть позже, в сентябре, мы
с Андроном поехали на Венецианский фестиваль, где —
о чудо! — мне, непрофессиональной актрисе-дебютантке, присудили приз
за лучшую женскую роль.
Какая она здесь, как настоящая голливудская звезда!
— В 20 лет получить золотой кубок Вольпи — фантастика! Выходит,
едва став мамой, вы оказались в статусе звезды мирового
уровня.
— Можно сказать и так, но после родов мне было не до того.
Сами роды были очень тяжелыми. А после произошло и вовсе что-то
ужасное: температура 40 градусов, тело почернело, меня без конца
чем-то колют. Потом рассказали, что, оказывается, у меня было заражение
крови. С месяц, наверное, я пролежала в роддоме с высокой
температурой.
— Как вел себя муж?
— Очень хорошо. Все семья Андрона за меня боялась, волновалась, добывала
всякие вкусности. Во время беременности у меня был низкий гемоглобин, так
Сергей Владимирович где-то достал огромный ящик гранатового сока
в литровых банках, икру покупал, печенку в деревне специально
заказывал. Наталья Петровна собрала горы детского приданого, причем все было
постирано и поглажено, одеяльце для прогулок простегано,
кофточки-чепчики связаны вручную.
Когда я легла в роддом, Андрон был с папой в Англии, они
там писали сценарий «Щелкунчика». Узнав от Натальи Петровны
по телефону о рождении Егорушки, оба рыдали в трубку.
Из Англии Андрон привез кучу подарков — одежды всякой, игрушек,
а главное — 45 банок детского питания. Это было бесценным даром,
ведь молоко у меня исчезло. Андрей Сергеевич потом страшно гордился
собой, говорил: «Это я выкормил сына!»
— Почему же ваша семейная жизнь не заладилась?
— Первое время Андрон был очень ласковый, приветливый, заботливый. Беспокоился
о моем здоровье, постоянно отправлял меня к врачам. Все вещи
для меня покупал сам, из-за границы привозил, у спекулянтов выкупал,
хотел, чтобы я была одета стильно, красиво. Украшения дарил.
Со временем настроение мужа, отношение ко мне стало меняться. Мы
не ссорились, не ругались, но… Все же складывается из мелочей.
Андрон стал часто куда-то уезжать, домой возвращался поздно, потом вообще
переехал на дачу. А я не могла там жить постоянно, поскольку
поступила во ВГИК и, соответственно, должна была находиться в Москве. Мы
все больше отдалялись друг от друга, муж становился невнимателен.
Допустим, я вымою дачу, отдраю, все приберу, а он приедет выпивший
и, прямо не разуваясь, с лепешками грязи на ботинках —
на второй этаж. Говорю: «Видишь же, пол вымыт, все чисто, снял бы
ботинки!» — «Ничего, еще помоешь». Понимаете, как обидно такое слышать?
А в лучшие моменты мог улыбнуться, обнять и сказать: «Ну,
видишь ли, родинка моя, я так долго сам за собой убирал, и теперь
мне приятно, что кто-то это делает вместо меня». Ну и все —
я таю и… опять за уборку.
— Переживали из-за такого отношения?
— Я чувствовала: что-то с ним происходит, он уже не тот, нет
прежней влюбленности. Видела, что ему плохо, он мается (в тот период его
картину «Асино счастье» запретили, положили на полку), от стресса
у него по рукам пошла экзема, вся кожа была изранена. Он постоянно
слушал по радио «вражеские голоса» и бормотал: «Невозможно жить
в стране, где все запрещено. Надо уезжать». Стало очевидно, что Андрон
выбирает для себя жизнь за границей. А тогда возможность уехать была
одна: заключить брак с иностранкой. Что он впоследствии и сделал,
женившись на француженке.
Но я была так наивна, что даже предположить не могла предательства.
Да и не было времени особенно концентрироваться на этом: дома
крошечный ребенок, вне дома — учеба во ВГИКе плюс много предложений
в кино: я снималась в фильмах «Джамиля», «Песнь о Маншук»,
«У озера». Сергей Аполлинариевич Герасимов меня — единственную
на курсе — отпускал на съемки.
Наверное, разрыв с мужем я перенесла относительно легко из-за своей
огромной занятости — у меня просто не оставалось времени
на переживания. Кроме того, я была максималисткой и рассуждала
так: раз нет прежних чувств, ушла любовь, то и вообще ничего
не надо. Посоветовалась с Фридрихом Горенштейном — этот
замечательный писатель часто приезжал к нам в гости. И он
сказал: «Так жить безнравственно». И вот в какой-то момент
я задержала Андрона дома, заперла дверь и произнесла: «Так жить
безнравственно. И пока ты не подпишешь бумагу о том, что
согласен на развод, я тебя не выпущу». Он тут же написал
согласие на листочке, сунул его мне в руки, открыл дверь
и почему-то не на лифте поехал, а побежал
по лестнице. А на бегу крикнул: «Дурочка, эта бумажка не имеет
никакого значения!»
— А вы сами не хотели эмигрировать?
— Нет, конечно. Как я могла? У меня же большая семья, все —
члены партии. Нервничала, конечно, плакала. Постоянно ждала: почему Андрона
нет так долго? когда же вернется? Горькое было ожидание, и большая горечь
от самого факта расставания. А сейчас не знаю, с кем
мне труднее было расставаться: с ним или с его мамой. Очень
я любила Наталью Петровну, а она меня. И его папа, Сергей
Владимирович, к слову, тоже меня любил, называл любимой невесткой.
Родители Андрона были категорически против нашего развода. И когда он
женился на француженке, свекор, помню, сказал: «Ты думаешь, он
на ней женился?! Нет — на Франции!» А свекровь говорила:
«Я надеялась, что именно ты мне кружку воды в старости подашь,
и вот покидаешь меня».
Но по сути мы с Натальей Петровной так и не расстались,
дружили до самой ее смерти. Она мне часто звонила, потом и моим
мужьям — Николаю Двигубскому, Катиному папе, и Эльдору Уразбаеву,
присылала книжки, приглашала нас в гости. Последний звонок прозвучал
после смерти Сергея Аполлинариевича. «Вот умру, — сказала, — как
Герасимов, и не повидаемся, приезжай же!» Спрашиваю: «А если
я с Катей приеду?» — «Конечно, давайте вместе!» Потом опять звоню:
«А еще подруга моя хочет приехать, с дочкой». — «Замечательно, всех
бери, только приезжай!» И мы целой компанией поехали на дачу.
Позвонил туда из Америки Андрон — сказал, что мы можем занять его
апартаменты. Долго жили мы тогда у Натальи Петровны — наверное,
с месяц. В последний раз пообщалась. В 1988 году ее
не стало. Уникальная была женщина, блестяще образованная,
энциклопедически эрудированная, она буквально открыла для меня мир.
— А где вы жили с Андреем Сергеевичем?
— Сначала, когда только вернулись после съемок «Первого учителя», у него
была «однушка». Потом при помощи Сергея Владимировича мы получили
двухкомнатную квартиру в писательском доме.
Помню, помочь с переездом приехали мои родители. Самое сложное —
перетащить книги, а их было очень много. И вот мы таскаем их,
и мама с папой спрашивают: «Почему ты, такая худенькая,
маленькая, тащишь все это на себе, а муж твой, здоровый мужик,
не помогает, тем более что это его книжки?» Я промямлила что-то
невразумительное, а Андрону потом рассказала, что родители на него
обиделись. Знаете, что он мне на это ответил? «А ты думаешь,
сидеть перед чистым листом бумаги легко?» Он тогда жил на даче.
Я сказала: «А ты бы отвлекся, помог мне, может, что-нибудь
и нарисовалось бы на чистом листе…» Конечно, мои родители, видя
такое ко мне отношение, не могли его полюбить. В общем,
прожили мы вместе четыре с половиной года и в 1969 году разошлись.
К слову, практически одновременно с нами развелись и Никита
с Настей Вертинской — они еще меньший срок семьей прожили.
— Отец помогал Егору после развода, как-то поддерживал его?
— На алименты я не подавала, но при разводе у нас
была договоренность о том, что он будет мне платить 150 рублей
в месяц. Увы, делалось это очень нерегулярно, чаще звонил со словами:
«Извини, у меня нет денег». Бывало, годами не платил. Правда, когда
понадобилось мое согласие на его выезд за границу, в очередной раз
попросил прощения за такие перерывы и выплатил аккордно за все время.
Сказать, что Андрон проявлял к Егорушке особое внимание, не могу.
Если забирал сына, то вел не в детский парк или музей,
а в ресторан. Ну и еще на Николину Гору Егор приезжал, но
это потому, что я не хотела лишать его общения с бабушкой,
Таточкой. Что поделать, нет у них, Михалковых, потребности общаться
с детьми. Даже у дедушки, знаменитого детского писателя,
не было.
Как-то я приехала с Егором на «Мосфильм», и там мы
случайно увиделись с Андреем Сергеевичем. Оглядев Егора, он сказал:
«Слушай, какой хороший мальчик: такой же добрый, как ты, и такой же
умный, как я. Я начинаю его любить». Мне так смешно стало, говорю:
«Ну что ж, лучше поздно, чем никогда». Но надо отдать должное: высшее
образование сыну Андрон оплатил полностью, причем лучшее — Егор окончил
международную школу в Оксфорде и Кенсингтонский бизнес-колледж, стал
магистром истории искусств Кембриджского университета.
До этого Егор пошел в армию — у них с Андроном была
договоренность, что он обязательно должен отдать долг Родине, после чего
отправится учиться за границу. Так все и произошло. В общем,
по большому счету я не могу пожаловаться на равнодушие
Андрона. Просто он строил свою карьеру и работал на износ.
— Вы ощутили разницу между воспитанием сына и дочери?
— Конечно. Егорушка родился, когда мне было 19 с хвостиком,
а Катюшу рожала в 28 лет. И если сын был на попечении
всяких нянек, то с дочкой я решила заниматься сама и делала это
с большим удовольствием. Года два дома сидела, потом брала с собой
на съемки. Счастлива была, что теперь у меня есть не только
сынок, но и доченька.
— Причем оба получились талантливыми, есть повод
для гордости.
— Правда, я очень горжусь успехами своих детей, но в то же время
я отдаю себе отчет в том, что они еще не все в жизни
сделали. Да, у меня высокая планка притязаний, амбиций, но что поделать,
я сама получила такое воспитание. Больше всего меня радует, что они оба
заботливые, помогают мне во всем. Катя часто дает мне роли
в своих телесериалах, книгу обо мне написала. Егор специально
для меня построил большой загородный дом, где мы живем вместе, но
не мешаем друг другу. Каждый имеет отдельный вход и свое
пространство. У меня личные апартаменты, с собственной кухней,
ванной, гостиной, спальней.
— А с внучкой дружите?
— Дружу, но вижу ее нечасто: я в основном живу за городом, а Маша
учится в Москве и приезжает ко мне редко. Она очень
талантливая девочка, с раннего детства рисует. Уже книжка вышла с ее
рисунками, готовится вторая…
— Как сын познакомил вас с Машиной мамой, Любовью
Толкалиной?
— Специального знакомства не было, просто мы встретились на каком-то
мероприятии — Люба тогда еще училась на первом курсе ВГИКа.
— Вы приняли юную актрису так же радушно, как некогда семья
Михалковых-Кончаловских приняла вас?
Я всегда принимаю всех, с кем общаются мои дети.
Расстраиваюсь, когда случаются разлады. Но в их личную жизнь стараюсь
не вмешиваться. Однако со всеми их друзьями и подружками знакома.
Кстати, Андрон своих девушек первым делом привозил ко мне — показывал,
словно ждал моей оценки.
— Ревность, обида не возникали?
— Нет, абсолютно. Я человек самодостаточный, поэтому никогда ни за кого
не держалась. Три мужа было, и со всеми я рассталась
по собственной инициативе. И больше замуж не хочу.
Я же вижу, как люди друг друга обманывают, мучают, предают.
— Вас, получается, трижды предали?
— Не могу сказать, что предали. Все-таки в отношениях очень много
зависит от женщины, и, как правило, получается так, как хочет она. Второй
муж, Николай Львович Двигубский, так же, как и Андрон, решил уехать за
границу. Он художник, родился в Париже в семье русских эмигрантов,
бежавших из России с белой армией, и до 20 лет жил во Франции.
Там же окончил Академию художеств. В Союз вернулся вместе
с родителями в 1956 году, поступил на художественный факультет
ВГИКа и впоследствии стал одним из лучших художников-постановщиков
в кино. Сдружился с Андроном, снял с ним много фильмов:
«Дворянское гнездо», «Дядю Ваню», «Сибириаду». Через Кончаловского мы
и познакомились.
После нашего с Андроном развода Николай Львович стал часто заходить ко
мне, буквально взял меня осадой. Умолял выйти за него замуж, но
я отказала. В итоге пошли в ЗАГС незадолго до рождения
Кати. И то лишь потому, что нам объяснили: если ребенок родится
вне брака, будет считаться незаконнорожденным, и отцу придется его
усыновлять. Когда Николай услышал это слово, прямо взвился. Ну я и
согласилась, хотя смысла в этом не видела никакого. Но с Катей
папа ее мало занимался. Она маленькая была, а мужчины любят, когда
ребенок уже готовенький.
Знаете, я заметила, что, пока живешь с человеком
не расписываясь, он ведет себя нормально, словно продолжает тебя
завоевывать. Но как только проставлены штампы в паспортах, мужчину будто
меняют: все, уже можно капризничать, вредничать и лежать на диване,
ничего не делая. Взвалив все на себя, я очень уставала,
раздражалась, взрывалась. Когда мотают нервы,
я не выдерживаю.
Вот, к примеру, такой эпизод. Во времена дефицита, когда все надо
было доставать, вдруг в Москве пропал лук. А без него что
приготовишь? Стали мы выращивать зеленый лук на подоконнике. И тут
родители выслали мне из Алма-Аты с проводником две коробки
лука. Я говорю: «Коля, надо съездить на вокзал, забрать». —
«Не поеду». Как?! Я представила, как мои худенькие мама с папой
тащили эти 40-килограммовые коробки, и сердце сжалось. Поехала сама.
Проводник помог выгрузить посылки из вагона, на тележке довез
до такси, загрузил в багажник. А таксист гадкий попался. Когда
подъехали к дому, говорит: «Вынимайте!» Издевался, сволочь. Но я при
всем желании не в состоянии вытащить такую ношу. Слава Богу, сосед
помог — мы с ним вдвоем донесли мой ценный груз до лифта.
А Николаю хоть бы что — он потом с удовольствием ел этот
лук.
Всеми домашними хлопотами приходилось заниматься самой, и деньги
зарабатывать тоже. Но их катастрофически не хватало. Коле предлагали
и оформление спектаклей, и иллюстрации в журналах, но он
не желал работать на потребу, говорил, что не будет заниматься
всякой ерундой, и рисовал картины, которые невозможно было продать. Но
при этом был домашним и очень много дал Егору. Сын называл Колю
папой.
Так же, как и Андрон, Николай не хотел жить в нашей стране.
Я его отъезду не препятствовала. Быстро подписала бумаги —
согласие на развод и отсутствие материальных претензий. После чего
он тоже вступил в брак с француженкой и навсегда уехал во
Францию. Прожил с женой почти три десятка лет, и все эти годы звонил
мне. Рассказывал, что и там не сумел себя найти. В итоге
трагически погиб — застрелился.
— Из-за чего же вы расстались с вашим третьим мужем, режиссером
Эльдором Уразбаевым?
— С Эльдором мы официально отношения не оформляли. Он был заботлив,
очень любил моих детей, порой был к ним даже более внимателен, чем
к своим сыну и дочери, семью обеспечивал. Я снялась
в нескольких его фильмах. Вообще чувствовала себя с ним как за
каменной стеной. Но наступили страшные 1990-е годы. Кино не снималось,
безработица, жить не на что. Все выкручивались как могли. Многие
люди, в том числе и из круга наших друзей, переменились, совсем
некрасиво себя вели. И Эльдор, будучи человеком порядочным, жутко это
переживал. Потерял себя в новой реальности. Так же, как
и предыдущие мои мужья, захотел эмигрировать, уговаривал меня поехать
вместе. Я отказалась. От этого он злился, и злость стала
отражаться на нас — теперь его уже раздражало все.
Стал часто уезжать на квартиру в Матвеевское, там к нему
приходили приятели-собутыльники, они выпивали. Постепенно я начала
замечать, что в отсутствие Эльдора чувствую себя гораздо комфортнее,
мне спокойно. И мы решили мирно разойтись.
— Какой из трех браков для вас оказался наиболее
счастливым?
— — Не знаю, все они дали мне много хорошего, но и много
переживаний. С первым мужем мы прожили около пяти лет, со вторым —
10, с третьим больше 15. (С улыбкой.) Мне всегда было
важно состояться в жизни не за мужем, а самой. А теперь
главные мои мечты о том, чтобы полностью, по максимуму состоялись мои
дети и обожаемая внучка.
Наталья Аринбасарова
16:20, 19 сентября 2018
Автор: izolda_laf
Комменты 96
специально погугла фото родителей , там мать по больше азиатка чем отец, ..впервые прочитала , что у нее мать полька,
Умница какая...И дети талантище. Здоровья ей. Читала как то книгу Андрона. там он вообще прошелся по своим женам и любовницам, с пошлыми подробностями. Про Аринбасарову более-менее, про остальных жестче.
обожравшийся отобранного варенья Кончаловский с диареей это прекрасно
Гляжу, Андрон любит чтобы дамы сидели и смотрели как он ест
вкратце: я такая сильная и самодостаточная, но замуж выходила по расчету и позволяла мужьям свою самодостаточность топтать. зато расставалась спокойно и без скандалов, с выплатой материальной компенсации... вот как можно позволять мужику отбирать у тебя еду - и еще замуж за него потом???