Инна Чурикова - это хамелеон в юбке. Она может быть ужас какой Марфушенькой-душенькой в "Морозке". Но забыть ее персонажа невозможно.

— Прынцесса! Нет, не принцесса.
— А кто же?
— Королевна.

— Тепло ли тебе, девица?
— Да ты что, старый, очумел, что ли?! Вишь, у меня руки и ноги замерзли! Подавай быстрее жениха! Да приданого! Да побольше! У!
— Э! Э-э! Э-э!
— То-то жа!

Чурикова была не первой претенденткой, но она очень хотела сниматься, и в пробной сцене с таким энтузиазмом принялась грызть орехи, что тотчас покорила режиссера Александра Роу. На съемках Инна Чурикова тоже проявила стойкость — зимнюю натуру снимали под Мурманском в ужасный холод. Актриса, как и в сказке, долго-долго сидела под елкой и замерзла по-настоящему, ожидая, правда, не Деда Мороза, а оператора, который устанавливал свет. Второстепенный образ вредной Марфуши, созданный актрисой, запомнился зрителям больше, чем главные положительные герои  — этому также способствовали фразы из фильма, ставшие в народе крылатыми: "Мамаш, ты ей брови-то замажь"; "Мать, а у Настьки коса лучше моей. Твоя дороже, твоя на базаре куплена"
 

Когда Инна Чурикова впервые увидела себя на экране в фильме, она расплакалась. "Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьез подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино", — признавалась актриса.

Тем не менее благодаря этой роли Инну Чурикову узнали не только советские, но и чешские, и даже американские зрители. Последние, кстати, недоумевали, как в этой странной русской сказке можно переживать за Настеньку. Более достойной невестой американцы сочли именно Марфушу – она разумно мечтает о хорошем муже и богатстве, вместо того, чтобы, как Настенька, обманывать жестокого старика Деда Мороза, замерзая на снегу безо всякой пользы для общества.

Чурикова - мастер эпизодических ролей. Все они яркие, запоминающиеся.

В "Я шагаю по Москве"  - это маленькая роль растерявшейся и неуверенной девицы, которой надо быстро нарисовать лошадь. Ох, какая она классная. 

В "Тридцать три" - мадам, ищущая успешных и богатых мужчин, голддиггерша, в современном понимании. 

Отличная маленькая роль у Чуриковой и в "Неуловимых мстителях".

В 1967 году на экраны вышел первый совместный фильм Глеба Панфилова и Инны Чуриковой "В огне брода нет", в котором актриса сыграла робкую санитарку Таню Теткину, которая в самый разгар Гражданской войны пытается успеть прожить целую жизнь, словно предчувствуя, что она будет короткой. У бессловесной медсестры, которую никто не воспринимает всерьез, неожиданно открывается талант художницы, а вскоре она впервые по-настоящему влюбляется. Трогательная и очень добрая роль.

В фильме "Начало" актриса сыграла сразу две роли – провинциальной ткачихи Паши Строгановой со "специфической внешностью", которая в свободное время ходит на танцы и играет Бабу-Ягу в любительском драмкружке, и ни много ни мало Орлеанской девы Жанны д’Арк. "Начало" — это фильм в фильме: по сюжету, заезжий столичный режиссер  видит Пашу на сцене и загорается идеей снять ее в роли Жанны д’Арк в своем фильме. Никто не может понять, что режиссер нашел в неприметной ткачихе – так же, как и в жизни в свое время не все были довольны выбором Панфилова. В адрес актрисы летели оскорбительные замечания чиновников  — "не дотягивает", но Панфилову было все равно. Кстати, про Жанну д’Арк режиссер хотел снять отдельный фильм и даже вел переговоры с французскими продюсерами. Но французы хотели видеть в роли Жанны Катрин Денев или Ванессу Редгрейв, а Глеб Панфилов настаивал на кандидатуре Чуриковой, поэтому фильм не состоялся.

Очевидно, при создании образа Жанны Глеб Панфилов и Инна Чурикова руководствовались образом Марии Фальконетти из классического фильма Карла Теодора Дрейера "Страсти Жанны Д'Арк". По-моему, у них хорошо получилось. Жаль только, что Инна так и не сыграла в полном фильме о Жанне Д'Арк. Мне кажется, у нее хорошо бы получилось.

Паша Строганова тоже получилась у Чуриковой жизненная, человечная и душевная.

"Жанна Чуриковой потрясала: казалось, точнее и сильнее играть невозможно. А любишь-то не Жанну, а Пашу, с ее непредсказуемыми переливами интонаций от обиды до радости; с ее жаждой отдать любовь, позволить любить (больше ничего не надо — умоляют глаза) <…> с ее трогательно-простонародной жаждой "культуры"; с ее высочайшим строем чисто женской души", — писала об этой роли Татьяна Москвина в журнале "Сеанс".

Не менее яркая роль у Чуриковой в фильме "Тот самый Мюнхгаузен", вышедшем в 1979 году. В фильме она сыграла обаятельную злодейку жену Мюнхгаузена - Якобину. Люблю эту роль Чуриковой.

 

В том же, 1979 году вышла "Тема", снятая Глебом Панфиловым. В фильме она предстала в образе наинтеллигентнейшей женщины, которой увлекается герой Михаила Ульянова. И ей тоже веришь, и соглашаешься, что эту женщину пропустить сложно. Она действительно хороша: изящна, хорошо сложена, уверенна в себе. От Марфушеньки-душеньки и следа не осталось. В случае с Инной Чуриковой убеждаешься, что главное - не идеальные черты лица, а то, что идет из человека, его характер, харизма, достоинство, умение себя преподнести.

Еще одна совместная работа Чуриковой и Панфилова – фильм "Васса", снятый в 1983 году. Горьковская Васса Железнова – настоящая глава семьи, которая держит в руках все связующие нити и не имеет права давать слабину. В интерпретации актрисы она получилась более мягкой и живой, но в то же время крепкой и несгибаемой, как тесто, с которым Чурикова сравнивала характер своей героини. Отличная роль. В какой-нибудь Америке за нее бы дали Оскар, Золотой глобус, звезду на Аллее славы и персональный прием у английской королевы.

Ну и, конечно, "Военно-полевой роман". Инна там прекрасна. Такой спектр чувств, достоинство влюбленной женщины, которая готова сражаться за любимого человека  без истерик, пошлости и гадости. Она сыграла обманутую жену так, что жалеешь не ее, а ее бесхребетного мужа-изменщика и его пассию в исполнении Натальи Андрейченко.  Это уметь надо. Только Чурикова могла так сыграть такую роль.

А  замечательная фраза Чуриковой по поводу любовницы ее мужа: "Ты чувствуешь, что тебя ждет?", по-моему, вообще все и всех поставила на свои места. И ее муж и его любовница поняли, что дураками в этой ситуации были они, а не обманутая ими жена.

Актриса признавалась, что съемки прошли на удивление легко, а режиссер Петр Тодоровский прислушивался к ее советам и рекомендациям. То же вспоминает и ее партнер Николай Бурляев: "Тодоровский говорил, что любит актеров, потому что они — единственное звено, связывающее его со зрителем. Особенно трепетно Петр Ефимович относился к Инне Чуриковой. Ей позволялось отходить от сценария и по ходу придумывать что-то свое. Чурикова прекрасно об этом знала и все время пользовалась такой льготой".

Премьера состоялась на Берлинском кинофестивале, где Инна Чурикова была отмечена как лучшая актриса. Позднее "Военно-полевой роман" был номинирован на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".

Выдержка из интервью Инны Чуриковой по поводу семейной жизни:

- Семейная жизнь - это великий труд, и не только физический. Конечно, трудно содержать дом в порядке - стирать, убирать, мыть, готовить. Но гораздо труднее быть терпеливой. Представьте себе: вдруг женщина чувствует, что ситуация в ее семье стала напряженной, что, возможно, муж ей изменяет. Что бы там ни говорили, я уверена: такие ситуации бывают в жизни каждой. Это очень больно, обидно, оскорбительно. Можно вспылить и наделать глупостей. А можно найти верный путь и преодолеть обиду. Если, конечно, это не большая обида. Она может оказаться не такой уж и большой, если хорошо подумать. Надо уметь прощать людям их ошибки, наступая на свое самолюбие. Это очень трудно и не всегда удается, но надо учиться, стараться. Когда в любой ситуации человек думает только о себе, он на все обижается, ему кажется, что все желают ему зла. А ведь на самом деле это не так. 

- Но сейчас психологи в один голос кричат, что надо себя любить.

- Любить и думать о себе надо, а вот жалеть себя - нет. И поступать надо так, чтобы в любой ситуации сохранять к себе уважение. Помню, как я в первый раз пришла в храм на исповедь и, как истинная материалистка, говорю своей крестной: "В чем мне исповедоваться? Я ведь не грешный человек". А она так удивленно посмотрела на меня и отвечает: "Грешный! Все люди грешны!". И потом, когда батюшка стал со всеми нами разговаривать об отношении к родителям, детям, друзьям, я вдруг осознала, насколько же человек несовершенен! Вот в этом смысле надо себя любить и думать, как стать совершеннее, лучше.

Фото Инны Чуриковой

Подпишитесь на наш
Блоги

Инна Чурикова

00:06, 2 октября 2018

Автор: alfa-omega

Комменты 52

A

В Круге Первом у неё потрясающий дуэт с Игорем Скляром , и очень запоминающаяся роль .

Аватар

Такая энергетика! Харизма.

Аватар

А мне очень она нравится в фильме "Благословите женщину". Как шикарно сыграна роль актрисы. Я видела Инну Чурикову на концерте в Москве, она была у роли зрителя. Абсолютно земная, очаровательная женщина, очень доброжелательная, никакой звёздной болезни

Аватар

обожаю ее.. вот просто завораживает.. своей красивой некрасивостью..и своим внутренним светом.. а еще за смелость снимать в весьма провокационных картинах..(вспоминая "страна ОЗ") замечательная харАктерная актриса.. спасибо за пост!

Аватар

Обожаю ее роль в "Ребро Адама": "А что же у нас будет жрать бабушка-то", "Я рада...за тебя, за сборную и за Израиль", "На вас историко-революционная экспозиция действует разрушающе. Совсем мужик сбрендил". И ее монолог в сцене с матерью (Богданова). Вот каждый раз любуюсь каждым жестом, каждой фразой.

Подождите...