Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Пока мы все смиренно ожидаем последний сезон, хотелось бы поделиться неплохим, на мой взгляд, обзором на костюмы Серсеи, пусть он уже совсем не новый (за 2015) . Анализ сделан не мной, а художником по костюмам из LiveJournal (na-shpilke)
Анализировать сегодня мы будем образы той героини, зрительская неприязнь к которой практически прописана в сценарии. Однако, если копнуть глубже, то под личиной анти-героя скрываются непростая судьба и отчасти сформированный ею неоднозначный характер. Думаю, большинство из вас уже догадалось, о ком пойдет речь в этом посте... Серсея Ланнистер, амбициозная женщина в мире мужчин, для которой неуверенность в завтрашнем дне, в своей судьбе и судьбе ее отпрысков, есть главная мотивация не опускать руки, а продолжать бороться. И сегодня мы проанализирует, на основе каких мотивов (и почему) строится её стиль, и как с течением времени (и в зависимости от обстоятельств) он эволюционирует.

Итак, рожденная в самой богатой и могущественной семье, Серсея Ланнистер изначально не могла претендовать на то, чтобы самостоятельно и в полной мере получить это могущество. А все по той причине, что не родилась мужчиной. И потому даже в глазах собственного отца дочь являлась не больше, чем инструментом для приумножения влияния и силы клана Ланнистеров.
В контексте фильма
Такую предопределенность женской судьбы мы видим начертанной в костюме Серсеи, еще когда та была подростком. С этой версией будущей королевы создатели "Игры престолов" знакомят зрителей только в последнем сезоне, однако именно эта встреча (в том числе и в костюмном контексте) дает исчерпывающее объяснение некоторым чертам и поступкам Серсеи, так что многое становится более ясным. В единственной сцене, где Серсея еще совсем девочка, мы видим её одетой в закрытое платье мягкого розового оттенка с широкой юбкой и длинными расклешенными рукавами, чей фасон имитирует платья Средневековья.

Такой наряд в первую очередь символизирует высокий статус Серсеи, обозначая,
что из двух подруг именно она - будущая принцесса, а может и королева. На
платье потрачено большое количество дорогого фактурного материала, его широкие
юбка и рукава непрактичны, а значит не предполагают физическую активность и
какую-либо работу (сравните с платьем подруги Серсеи, имеющим более простой и
удобный для движений фасон).
Что интересно, в наряде Серсеи не присутствуют характерные отличительные знаки
вроде вышитых символов клана Ланнистеров, как бы символизируя, что для своей
семьи Серсея на данном этапе - “отрезанный ломоть”: с одной стороны, её не
готовят для того, чтобы стоять во главе клана Ланнистеров (т.к. эта роль
отведена мужчине/сыну), а с другой - будучи подростком Серсея пока не обещана
никому в качестве жены, она все еще "ничей товар", который
могут продать выдать замуж за представителя любого другого
влиятельного клана.
Правда, можно заметить на шее девочки золотой кулон с изображением льва
(геральдическим символом дома Ланнистеров). Этот кулон Серсея будет носить и
во взрослой жизни, уже став королевой, как символ того, что вне зависимости от
уз брака её верность остается на стороне её клана.

Женскую судьбу Серсеи предрекает и нежно-розовый, традиционно феминный цвет
платья юной Серсеи. Как знают зрители, это “костюмное пророчество”
действительно сбылось, и главными в своей жизни Серсея-королева видит именно
женские роли – матери и любимой женщины (своего любовника-брата), так что
феминные оттенки розового и красного доминируют и во взрослом гардеробе
Серсеи-королевы.
Это, правда, не единственная причина для подобной цветовой палитры образов
Серсеи. Во-первых, красный – королевский цвет, а также один из двух цветов
(вместе с золотым), обозначающих клан Ланнистеров. И если вы смотрите
внимательно "Игру престолов", то могли заметить, что насыщенные красные
оттенки все чаще появляются в нарядах Серсеи после смерти её супруга-короля,
символизируя, как она наконец набирает влияние и силу.


Но можно провести еще одну интересную костюмно-цветовую параллель, т.к. вполне возможно, что в качестве вдохновения для создания образов Серсеи служили [в том числе] портреты королевы Маргариты Анжуйской, которую многие считают реальным прототипом "игропрестольного" персонажа.




Также рано отданную замуж (за английского короля) для укрепления
международного и кланового союза, современники называли совсем юную Маргариту
"яркой женщиной". Она же в свою очередь часть времени сама стола у руля
управления страной (из-за приступов безумия своего супруга), имела сына
садистскими наклонностями, умершего молодым, и покровительствовала клану
Ланкастеров (не случайное созвучие с Ланнистерами?).Но вернемся к
костюму юной Серсеи, и обратим внимание на то, что её розовое платье принцессы
дополнено поясом с пряжкой, похожей на элемент военных доспехов.
Серсея-девочка как раз получила предсказание, что, став королевой, она будет в
свое время свергнута другой кандидаткой, да еще и более молодой и красивой.
Двойной, а то и тройной удар для любой женщины, который не мог не повлиять на
Серсею.
Знание, что для неё нет уверенности в завтрашнем дне, зародило в будущей
королеве необходимость быть готовой к личной атаке, поэтому её наряды зачастую
закрыты, плюс, мы часто видим элементы, имитирующие военные латы – при помощи
одежды Серсея стремится создать дополнительный защитный слой и скрыть за ним
свои внутренние страхи.
И чем больше и реальнее угроза, тем более явным становится сходство с военными
латами, вплоть до фактически рыцарского корсета, который Серсея надевает в
день решающей битвы с угрозой взятия столицы противниками трона (и
соответственно, с угрозой потери королевского статуса).



Борьба за власть для Серсеи это личная борьба, т.к. её мало интересует доля
подданных, она сражается за благополучие своих детей и свое собственное. Это
делает Серсею-королеву плохим политиком, недальновидным и эмоциональным - она
видит врагов во всех, в том числе в собственном муже, в его друзьях и
союзниках. Поэтому между собой и ними Серсея зачастую ставит барьер и делает
это в том числе посредством костюмов.
Так, самая первая встреча с Серсеей-королевой происходит на чужой для неё
территории – на севере, в замке клана Старков, союзников и друзей короля (по
совместительству её супруга). Однако для Серсеи эти люди – потенциальные
соперники, возможные претенденты на трон, а значит могут в любой момент стать
врагами, так что у неё нет никакого желания приближаться к ним или родниться.
Костюмы Серсеи во время этого визита говорят красноречивее
слов. Например, после длительного путешествия Серсея предстает перед
северянами одетой в золотые тона с головы до ног - она в образе
царственной львицы (*лев – геральдический символ клана Ланнистеров).

Выбран этот наряд не случайно, а чтобы максимально подчеркнуть пропасть между
королевой и принимающей её стороной, северным кланом Старков, чьи наряды более
простые и темные, сдержанные и не такие роскошные (в отличие от Серсеи,
живущей в столице и имеющей доступ к любым роскошным материалам и вещам).
На этом “соперничество” Серсеи со Старками не заканчивается - во время
приветственного пира она появляется в не менее впечатляющем наряде и со
сложной высокой прической, имитирующей корону, т.е. опять же, подчеркивающей
её высокий царственный статус. Все это на фоне значительно более просто одетой
и простоволосой Кэйтлин Старк – матери северного клана и хозяйки дома.

Внимательный зритель также отметит редкий для Серсеи фасон платья:

Торжественное платье Серсеи сделано так, что обнажает существенные участки
кожи (что, как я отмечала, в образах Серсеи редкость, т.к. она стремится
максимально закрыть и защитить себя). Это, с одной стороны, создает
дополнительный визуальные контраст между королевой и хозяйкой дома Старков,
подчеркивая, что разницу между роскошным и богатым экзотичным югом и
сдержанным суровым севером. Однако присмотритесь и вы увидите, что горловина
платья похожа на веревки, связывающие и даже удушающие Серсею, символизируя её
положение в браке с нелюбимым мужем - её отведена роль трофейной жены,
красивого животного на привязи.
И здесь же пару дополнительных слов о прическах Серсеи, которые (как и в
случае Дейнерис) являются важной частью её образов. Так, королева часто носит
высокие и сложные прически, имеющие сходство со средневековыми головными
уборами (в том числе на портретах Маргариты Анжуйской), и подчеркивающие для
окружающих её царственность и высокий статус (и потому в столице такие
прически - модный тренд среди знати).



А вот с распущенными или слегка собранными волосами Серсея появляется в тех сценах, где в той или иной мере проявляется её женственность – с братом-любовников, со своими детьми, в тех сценах, где она испытывает момент слабости или хочет казаться более мягкой и податливой, чем есть на самом деле.

К слову, подобный прием-манипуляцию Серсея использует и с одеждой. Так, гостя в доме Старков, она в один из дней “неожиданно” появляется в наряде в оттенках зеленого и голубого. Это “водные” оттенки, которые с кланом Талли, из которого происходит Кэйтлин Старк, хозяйка дома, принимающего королеву. Неужели после всего королева идет на сближение с северным семейством?!


На деле же со стороны Серсеи это продуманный сарториальный ход – визуально
"сродниться" с семьей Старков, дабы никто не заподозрил её участие в ранении
одного из детей Старков. Более того, этот наряд Серсеи обильно расшит цветами
– и хотя вышивка такого уровня мастерства продолжает демонстрировать её статус
и богатсво, здесь она не выглядит агрессивно-доминирующей, но наоборот, делает
Серсею мягкой, женственной, показывающей, что она в первую очередь женщина и
мать, а потому не может обидеть ребенка.
Другой случай костюмных манипуляций Серсеи мы наблюдаем несколько позже - во
время её выяснения отношений с главным советником и по совместительству лучшим
другом короля. Серсея одевает нежное розовое платье, обозначающее её в первую
очередь как женщину и мать. Она выглядит хрупкой и нежной на фоне закованного
в латы противника, так что тот чувствует себя по сравнению с Серсеей сильным,
кому не страшны её словесные угрозы... (и очень зря, как знают те, кто уже
видел "Игру престолов").

Сражение за власть и уверенность в завтрашнем дне для себя и своих детей является практически перманентным состоянием Серсеи, где едва ли не главным "великим противостоянием" оказывается её брак с королем. Будучи замужем за нелюбящим и нелюбимым мужем, Серсея не имеет никакой мотивации поддерживать интересы правящего клана Баратеон, к которому принадлежит король. При жизни короля она не говорит об этом открыто, но явно заявляет своим говорящим костюмом.

Расположившись рядом с королем и увенчав голову короной с оленьими рогами (*т.к. олень – символ клана Баратеон), Серсея покрывает плечи накидкой с двумя крупными красными львами, демонстрируя, что её истинная близость - к клану Ланнистеров, а не к королю и мужу. Несколько следующих сцен продолжают историю этого противостояния, только на этот раз Серсея в проигрыше, она слабее супруга, и потому на фоне его воинственного темного наряда из плотной кожи художники по костюмам выбирают для героини нежно-голубое платье, подчеркивающее её слабость, хрупкость, зависимость. Не случайно это платье украшено вышивкой – цветными птичками. В сочетании с воинственным поясом Серсеи, который должен бы символизировать её силу, получается обратный эффект – птица в клетке, именно так чувствует себя королева при живом муже.

А несколько позже в такое же положение бессильной и зависимой её поставит собственный брат, с которым у Серсеи откровенная нелюбовь и соперничество. Тогда птички (противоположность сильно львице) присутствуют в образе Серсеи чувствующей себя бессильной и беспомощной по воле брата, отправляющей её любимую дочь в другую страну.



а еще этой сцене Серсея в светлом, символизирующим слабость, а её брат в темном, что символизирует,что пока сила в его руках.
Птицы появятся в образе Серсеи еще раз – в момент решающей битвы, когда проигрыш противнику мог означать потерю власти и даже смерть. Здесь художники снова сочетают трепетность и хрупкость птицы и воинственность металлического корсета Серсеи, чтобы показать, что под латами и видимой уверенностью в себе скрываются страх и слабость.


Но есть в жизни Серсеи и короткий период, когда сила её максимальна. Избавившись от своих врагов (в том числе и мужа), Серсея становится королевой-регентом, обладательницей единоличной власти. В это время её наряды становятся более ярких и насыщенных цветов, она носит высокие царственные прически. И что интересно, в гардеробе королевы появляется новый для нее зеленый цвет – отделяющий её на короткий срок от её клана (чей цвет красный и золотой) и от её роли жены и матери. В этот период Серсея – самостоятельная сильная, независимая.

Правда, длится это недолго, т.к. королеве приходится снова подвинуться в сторону, чтобы уступить место королю - на этот раз своему сыну. И мастерица манипуляций, Серсея опять одевается в более мягкие цвета, как бы демонстрируя новому правителю, что стоит за его спиной и ни в коем случае его не затмевает, но поддерживает. Не случайно в одной из решающих сцен Серсея и её сын одеты фактически одинаково и в одной цветовой гамме.

Таким образом Серсея оказывается в роли "теневой" королевы, возвращаясь к своим более традиционным ролям (матери, любовницы своего брата, представительницы клана Ланнистеров), что в свою очередь возвращает и традиционно-женскую цветовую гамму (оттенки красного/розового/розово-лилового) в её наряды.
В контексте стиля
Костюмы Серсеи интересны не только своей "разговорчивостью" на экране, но и
тем, что в стилевом контексте являются воплощением традиционного (не
современного) символа статуса, богатства, власти - какими их знали до того,
как миру были представлены минимализм, унисекс и андрогинность. И чьи вариации
на тему мы все еще встречаем на подиуме в коллекциях некоторых брендов и в
fashion editorials. Не могу удержаться и не показать возможные "современные"
версии некоторых костюмов Серсеи:




Идея высокого статуса и богатства подчеркивается в первую очередь качеством материалов, а также сложной отделкой, за которой стоит кропотливая работа (и следовательно будет соответствующая цена). За счет этого такие наряды физически выглядят тяжелым, т.е. предающими вес и весомость своей носительнице.


Что интересно, такие принципы мы встречаем не только в нарядах средневековой Западной Европы, но и в традиционном русском костюме, предназначенного для представительниц высоких слоев общества.

Что в свою очередь дает подсказку, что “вынести на себе” подобный стиль способна статная и атлетичная фигура, а также хорошо прочерченное выразительное (тоже своего рода "атлетичное") лицо с четкими и не мелкими чертами.


Девушка с мягкой фактурой, кругло-плавной геометрией черт будет выглядеть “боярыней”, а обладательница хрупкой конституции и тонких черт лица банально может оказаться физически "придавленной" таким нарядом.


Также для создания царственного образа помогает и то, что актрисе Лене Хиди искусственно понизили контрастность (*и северно-европейские женщины, и славянки традиционно светлые и низко-контрастные). В современном контексте этот прием сохраняет актуальность, т.к. для женщины с темным колоритом, экзотическими чертами и/или высоким контрастом строить образы на основе подобных мотивов оказывается сложнее - ассоциативная цепочка при сочетании подобных внешности и стиля выстраивается в другом направлении, так что оказывается challenging не скатиться в костюмность “тысячи и одной ночи” и выглядеть современно.


Ну и напоследок не откажу себе в том, чтобы пофантазировать еще немного и
попробовать представить, как могли бы выглядеть образы Лены-Серсеи, если
действия "Игры престолов" происходили в современном мире. Мне в этом случае
хотелось бы добавить четкость и даже жесткость её силуэтам. И конечно же,
разбавить юбочно-платьевый гардероб брюками!


Костюмы "Игры престолов". Серсея Ланнистер
16:28, 4 июля 2018
Автор: Verddandi

Комменты 38
Красивая женщина) и персонаж в сериале яркий и интересный.никого не оставила равнодушным)
Мне очень нравится как меняется стиль по ходу сериала. И у нее и у Дейнерис. Костюмы очень четко и тонко подчеркивают перемены в их жизни. Строгий милитаризм Серсеи последних двух сезонов особенно хорош
Будет продолжение? Например о том как менялся стиль героини в зависимости от событий...
Очень крутой пост! Лена, конечно, так органично смотрится в этой роли.
Респект умельцам, моделировавшим и создававшим костюмные шедевры "Игры Престолов"!