Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Мало что знаю про музей "Гараж". Но материалы, посвященные его юбилею, заинтересовали. Решила узнать побольше. И пообсуждать.

Изначально это ведь был не музей, а выставочный комплекс, и назывался он Центр современной культуры "Гараж". Музеем он стал в 2014 году, а в прошлом году в метро даже появились указатели с его упоминанием. Что для частной организации просто мегакруто!

Развитием музея во всех направлениях занимается его директор Антон Белов.

Антон Белов - коренной москвич. Родился в 1983 году. Закончил Московский институт стали и сплавов. Будучи студентом Белов заинтересовался искусством, начал общаться с творческими людьми, галеристами, деятельностью фонда «Артхроника». В 2010 году он создал сайт и приложение для смартфонов Artguide - путеводитель по галереям и выставкам в Москве. И основал некоммерческий проект Gallery White, направленный на работу с молодыми художниками. Примерно в это же время Антон Белов познакомился с основателями Музея современного искусства «Гараж». После чего получил предложение возглавить Музей.

Путем нехитрых манипуляций в гугле я узнала, что у Антона есть брат-близнец, а ездит он на экологической машине Tesla, которую ему подарил Абрамович.

Благодаря усилиям Антона «Гараж» стал одним из самых главных культурных «мест силы» в Москве - на его базе работают не только научный и выставочный проект, но и модный образовательный отдел, издательство и популярное кафе. Именно он привлек к работе с Музеем таких мэтров-кураторов, как Ханс-Ульрих Обрист и Кейт Фаул.

Отрывок из его интервью "Коммерсанту":

Как я познакомился с основателями «Гаража»? Мне позвонила художница Айдан Салахова и сказала, что некие люди хотели бы со мной пообщаться. С Дашей мы сразу стали друг другу симпатичны — оказалось что мы с ней сходимся во взглядах на искусство и на то, куда должен двигаться «Гараж». С Романом Аркадьевичем все оказалось чуть сложнее, потому что я показался ему чересчур молодым, наглым и амбициозным. Но в целом мои знания, опыт и видение развития российского искусства оказались им интересны. Через полгода после этой встречи мне поступило предложение представить свое видение развития «Гаража».

— Но что конкретно ты им сказал на этой первой встрече?

— Что мне не нравится «Гараж» как институция и не нравится, как вкладываются в него деньги. Мне казалось очевидным: «Гараж» должен быть не просто выставочной площадкой для привозных проектов, а стать постоянно действующим культурным центром. Далее я сразу честно сказал Даше и Роману, что нам нечего представлять за границей. Первый вопрос, который задают люди, которые только что пришли в сферу современного искусства: «А можем мы сейчас собрать такую выставку, чтобы бабахнуть в мире и всем показать, какие мы крутые?» Ответ: нет. Чтобы когда-нибудь «бабахнуть», нужно не собирать некие работы, а выращивать новое поколение художников, развивать сообщество коллекционеров, создавать среду. Чтобы русское искусство стало востребовано вовне, оно прежде всего должно стать интересным внутри страны.

Музей переезжал трижды. Открылся в 2008 году он в Бахметьевском автобусном парке.

Затем переехал в Парк Горького во временный павильон, потому что в Бахметьевском гараже открыли Еврейский музей.

А в 2015 году переехал в отреставрированное здание ресторана "Времена года"

Главный куратор музея с 2013 года - британка Кейт Фаул.

Краткая биография из "АртГида":

Родилась в Лондоне. Окончила Norwich School of Art по специальности «изобразительное искусство». С 2009 по 2013 год была исполнительным директором некоммерческой Международной ассоциации независимых кураторов (ICI) в Нью-Йорке, занимающейся подготовкой кураторов и организацией передвижных выставок. Став в 2013-м главным куратором музея «Гараж», оставила пост директора ассоциации, но по настоящее время является членом ее правления.

До нее главным международным куратором центра была Молли Дент-Броклехерст.

С чего все началось: 

Иосиф Бакштейн, директор Института проблем современного искусства, в 2008 году куратор проекта "Ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых в Москве":

 "Началось все с того, что я решил сделать выставку Ильи Кабакова в Москве. Процесс застопорился в самом начале: ему не нравилось ни одно пространство в Москве. Ни Третьяковка, ни Манеж — ничего. И тут я случайно узнал, что существует такой вот гараж, и что принадлежит он хасидской синагоге «Хабад-Любавич», и что у меня там есть знакомый. Конкретно — Александр Моисеевич Борода. Мы встретились, поговорили, и через месяц Борода познакомил меня с Дашей Жуковой. Вскоре после этого Роман Аркадьевич поддержал реконструкцию «Гаража». И летом 2008-го в гараже начался сложнейший монтаж гигантской инсталляции Ильи Кабакова в 5000 квадратных метров — одной из самых выдающихся его работ, по собственному признанию художника. Даша с самого начала включилась во всю эту историю. С Кабаковым я ее познакомил в аэропорту, кажется, Франкфурта". 

Три мнения про открытие ЦСК "Гараж", на котором пела Эми Уайнхаус:

1)"На ту вечеринку попали немногие. На открытие приехали крупнейшие фигуры в мире современного искусства — Гагосян, Пино, Джефф Кунс, все-все-все. Выступала Эми Вайнхаус — все ожидали каких-то эксцессов, но она отработала крайне профессионально; кстати, мне показалось тогда, что ее знаменитая «расфокусированность» на сцене — просто хорошо отрепетированный прием". -Алина Сапрыкина, арт-директор Artplay, в 2008–2009-м пресс-атташе центра «Гараж»

2)"Пригласить Эми Вайнхаус — это был большой риск. За нее заплатили гигантские деньги, звучала цифра в миллион фунтов. Эми разве что не связанной держали в номере, чтобы она не успела ничего с собой сотворить до выступления. Впрочем, концерт она все равно давала в абсолютно нетрезвом виде. Это было удивительно: она попадала в ноты, но не попадала в микрофон. Ее шатало. Если бы микрофон был привязан ко рту, мы бы услышали хороший концерт, а так — было слышно только подпевку и отдельные ноты. Я бы вообще сравнила это выступление с издевательством над больным животным: когда старенького облезлого медведя заставляют бить в бубен. Но никто из присутствующих моих переживаний не разделял — все счастливо плясали и к состоянию артистки относились как к должному" - Евгения Милова, светский обозреватель газеты «Коммерсант».

3)"Эми Уайнхаус, выглядевшая как своего рода трэш-пародия на прекрасную брюнетку Дашу Жукову, появилась с двухчасовым опозданием, но как раз в тот момент, когда гости были готовы танцевать. Выбор певицы тоже был довольно точен — Кайли Миноуг или, не дай бог, Мадонна диссонировали бы с общим стилем. А тут была ровно та доза символической альтернативности, что нравится арт-миру.

Так что все закончилось в два часа ночи буйными плясками. Английская часть гостей к этому моменту надела на башмаки огромные остроносые батоны итальянского хлеба, которые в качестве декора грудой лежали на столе, и исполняла в них какие-то средневековые церемонные танцы. Русские гости, воспитанные на мистическом уважении к хлебу, смотрели на них с ужасом и завистью, понимая, что детство у нас разное, но, может быть, на территории современного искусства мы еще придем к взаимопониманию" - Екатерина Деготь, портал colta.ru.

Про книжный магазин "Гаража"

"Важно сказать, что в нашем магазине были книги, которых не было больше нигде ни в России, ни в Москве. Да, мои коллеги делали классный магаз! Лично меня не интересовало, приносит ли магазин доход. Я считал, что следить нужно преимущественно не за тем, кто и сколько покупает, а за тем, чтобы на полках у нас появлялись книги, интересные умной читающей публике. И чтобы цены были для этих вот людей, а не для каких-то странных персонажей. Случалось, приходил человек и скупал книги на сумму, на которую обычная российская семья из четырех человек могла бы жить полгода.

Сомневаюсь, что Даша участвовала в выборе книг. Мы ее редко видели. Изредка слышали шепоток охранников — «идет-идет, Жукова-Жукова», — после чего мимо нас проходила невысокая брюнетка. Абрамович несколько раз заглядывал с десятком охранников — увесистых и зыркающих людей, всегда располагавшихся по периметру, — скромно так бродил по магазину и листал книги. Не купил ни одной.

Закончилось все — для нас, по крайней мере, — спустя полтора года. Когда в работу магазина стал вмешиваться так называемый Офис. В магазине было решено продавать мягкие игрушки и футболки — я им еще предлагал не останавливаться и начинать торговать сахарной ватой и колой. После ухода Куприянова на полгода воцарился управляемый хаос, потом Офис пригласил антикризисного менеджера с гениальной капиталистической идеей — надо вполовину сократить сотрудникам зарплату. На этом мы  уволились», - Михаил Елизаров, писатель, работал продавцом в книжном магазине при «Гараже»

За 10 лет в «Гараже» прошло почти полторы сотни выставок, в том числе художников с громкими именами: Такаси Мураками, Луиза Буржуа, Марк Ротко, Марина Абрамович.

Про выставку Марины Абрамович

«Дарье очень понравился проект Марины Абрамович в Нью-Йорке, в MoMA, и она решила сделать выставку в Москве. К моменту открытия она уже была знакома с Мариной, и сама Абрамович жаловалась, что в трудные моменты жизни пользуется сходством своей фамилии с фамилией Романа Аркадьевича. Например, приходит в ресторан и, если видит, что свободных столиков нет, объявляет, что она не АбрАмович, а АбрамОвич — сестра.

Смешная была история про то, как «Гараж» посетила королева Бельгии. Нам заранее позвонили из службы протокола и сказали, что королева посетит выставку Уильяма Кентриджа, а вот на выставку Абрамович не пойдет. Я пытался смягчить ситуацию: возможно, говорю, стоит ей все-таки предложить? А мне ответили: «Нет, она не любит и считает, что все эти голые люди — это ужасно». Приехала бельгийская королева — женщина в летах, очень благообразная, — посмотрела Кентриджа. А потом спрашивает: «А там что?» Мы говорим: «А там у нас выставка Марины Абрамович». Она: «С удовольствием посмотрю, что это такое». Заходим в комнату с перформансами, где обнаженные люди стоят и мимо которых нужно пройти. Королева в ужасе, но стоит на своем: «Я пойду дальше». После мы час просидели с ней в кафе, обсуждая выставку. Да, ей не понравилось, но ей было интересно понять, почему все так» - Антон Белов, директор Центра современной культуры «Гараж»

В первое время "Гараж" посещало около 10 тысяч человек в год. В 2017-м в музее побывало 717 тысяч. За это время  провели около 150 выставок — от камерных, лабораторных проектов до масштабных сложноустроенных экспозиций.

Насколько я поняла по юбилейным мероприятиям, музей делит посетителей на три вида.  Первая линия - это самые важные посетители, патроны  и спонсоры музея (да, друзья, музей жив не токмо деньгами Романа Абрамовича), друзья, коллеги основателей Гаража, звезды арт-мира и в таком стиле. 

Второй ранг - держатели карт лояльности музея. Для них тоже есть отдельные и специальные мероприятия, но уже живьем на Дашу Жукову посмотреть им не удастся. И третий ранг - все остальные, для кого открытие было 10 числа.

"Татлер" выдал интересную статью про музей, в котором главной темой было, кого туда пускают, а кого нет. Оказывается, на открытие какой-то выставки в 2009 году не пустили пришедших Александра Лебедева с Перминовой и Мирославу Думу. Несмотря на то, что они пытались дозвониться до Абрамовича и уговорить его внести их в списки, их так и не пустили на вечеринку. (Нечего себе, подумала я, читая об этом!)

Также долгое время не приглашали Ксению Собчак, а потом она, как пишет "Татлер", магически превратилась в желанного гостя и стала позировать с Дашей и называть ее подругой детства.

Вообще это довольно странно, потому что когда-то давно Ксюша и Даша были не разлей вода.

А вот Яна Рудковская, если вы заметили, до сих пор не является любимым гостем закрытых мероприятий "Гаража", за что журнал хвалит пиар-группу музея.

А вообще, говорят, что в "Гараже" есть черные списки знаменитостей, которых не стоит приглашать на важные мероприятия. В них заносят особо провинившихся в глазах общественности персон.

Но, как пишет демократичный "Татлер", с учетом расистского скандала с самой Жуковой, сидящей на кресле в виде фигуры темнокожей женщины, можно было бы относиться к промахам земляков с большим пониманием.


Несмотря на то, что меня в музей пускают и в черных списках, скорее всего , меня нет, я там была только один раз. Впечатление осталось неопределенным. Расскажите, кто бывает часто, чем место это хорошее, или плохое. Какие впечатления. И всякий инсайд тоже будет к месту)

Блоги

Поговорим про "Гараж"

20:40, 12 июня 2018

Автор: solomeya

Комменты 101

Аватар

Я часто бываю в Гараже, мне нравится музей, очевидна работа большой команды профессионалов. Понятно, что когда есть такие деньги , есть возможность звать и Кулхаса, и Сигеру Бана, и привозить Буржуа, но, тем не менее, новое пространство очень красивое, предыдущее от Сигеру Бана тоже было интересным и экологичным. Бывают выставки слабоватые, но кураторы Гаража намного профессиональнее чем того же Еврейского музея(там выставки бывают просто швах). Я считаю, что в Москве должен быть музей современного искусства, пусть его многие не принимают и не понимают.

Аватар

В прошле воскресенье потянула она меня на выставку. Вернисаж какой-то. Я думал - музей как музей. А это не музей, а хуже забегаловки: горячего нет, один сыр и кофе. В Третьяковке хоть солянка была, а на вернисаже одна минеральная. Короче понта много, а на деле тлен, безысходность и всякое типа Арбатской, прости господи, лучше б бухали в греческом зале правда штоле.

Аватар

Нотка мещанства: книги в гараже правда неадекватно дорогие, стоит на издании за 6-8 тысяч немножечко оттянуть за край надклейку с ценником, как высвечивается британская цена 5-6 фунтов.

Аватар

За текст спасибо! Гараж классный,

Аватар

Собчак после расставания с Капковым наверное в немилости у Абрамовича, слишком много нытья было после расставания с ним

Подождите...