Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Знаете, бывают такие фильмы, в которых ничего не отвлекает от происходящего на экране. Есть только фон, сценарий и два главных героя, которые остаются один-на-один со зрителем. «Страна в шкафу» как раз такой фильм.

В нем нет ничего, он голый, как нерв. Есть Алан Рикман, Мэделин Стоу, колонны, стол, стул, тишина- и это сочетание напрочь выносит мозг к финалу, оставляя в душе рану глубже, чем любая голливудская поделка, обернутая в красивую обертку из красивых бабахов, натужных речей о храбрости и пафосной музыки, под которую в пору крошить драконов.

О чем фильм: Молодую детскую писательницу средь ночи вытаскивают из кровати и ведут на дознание с пристрастием  к служителю порядка в некоем Государстве, в котором с первых кадров угадывается тоталитаризм. И ведут ее туда потому, что она придумала сказку о девочке, которую строгая мама заперла в темном шкафу, и которая придумывает себе сказочный мир о свободе, ожидая, пока ее оттуда выпустят. И в этом незамысловатом сюжете параноик Большой брат углядел призыв к свержению своего режима, раздув частную историю испуганного ребенка до политических интриг.

Конечно, всем мыслящим людям понятно, что писательница ничего такого не имела ввиду, но народное сознание дело такое - оно склонно упрощать и обобщать, а потому рассказ этот явно может зародить в головах читателей мысль о свободе. А потому убежденный в правоте системы Дознаватель требует, чтобы девушка подписала признание, девушка подписывать его не хочет. С этого и начинаются пытки.

Герои:

Дознаватель в исполнении Алана Рикмана.

Человек, который умеет пытать, и не потому что ему это нравится- он раб системы, винтик в маховике режима. Для него это работа, галочка в отчете, его обязанность- он не испытывает по отношению к подозреваемым никаких эмоций. Все, кто попадал к нему на дознание уже заочно обвинены и приговорены, остальное- бюрократия- ему нужна лишь подпись. А раз все уже заранее решено, то это подпись даже не признание подозреваемого, а констатация факта, что Дознавателю удалось его сломать. И в попытках добыть вожделенную подпись слуга системы не гнушается ни побоями, ни игрой в плохого и хорошего полицейского, ни лаской, которая к концу скорее уже нужна больше ему, чем Жертве.

Писательница, она же Жертва, Мэделин Стоу.

Девушка, которая писала книгу с себя-ребенка, и которая по сути, так и осталась запертой в шкафу, которая научилась жить со своими страхами, отгородившись от них тяжелыми дверьми, и жить в выдуманном мире, где она нашла свое пристанище и спасение.

Коса находит на камень в тот момент, когда Дознаватель, основываясь на собственном опыте, начинает ломать дух девушки, которая отгородилась от внешних обстоятельств, найдя свой Рай и надежду не во внешних обстоятельствах (Жертва уже обвинена, спасения ждать не откуда), а внутри себя.

Мне показалось, главный герой здесь именно Дознаватель, если рассматривать аспект изменения личности на протяжении действия. В самом начале он холоден, спокоен и степенен, он применяет стандартный набор издевательств, приготовленный для Жертвы. Ему абсолютно безразличны ее страх и боль, он знает, что это сработает, и он получит признание. Но человеческая психика субстанция подвижная, и она меняется под воздействием внешних воздействий. Для Дознавателя этим внешним воздействием стала Жертва - в конце он сломан и раздавлен -ее лебединое спокойствие не смотря ни на его пытки, ни на ласку, ни на вполне осязаемой перспективу казни, не вписывается в его систему координат. И самое страшное для него самого – в конце ему уже не все равно. Сможет ли он после встречи с писательницей продолжать вести допросы? Скорее всего сможет, но и его внутренние метаморфозы вездесущая система тоже едва ли оставит без внимания.

Важна параллель между историей, которую придумала героиня, тоталитарным государством и комнатой для дознания. По сути это один и тот же темный страшный шкаф, где заперли маленькую девочку, из которого она хочет выйти. Из шкафа девочку выпустила мама, из комнаты для дознаний- уставший и морально уничтоженный Дознаватель, а из Государства- … ну, есть два способа вырваться из лап системы: полюбить Большого Брата, как Уинстон Смит, или пойти до конца.

Фильм мощный, как удар ботинком в челюсть.

Такой же сильный и обескураживающий. Кровью пропитан каждый кадр, и хотя багровых луж зритель не видит, она угадывается во всем. «Вы можете сломать мое тело, но не сломаете мой дух»- это все, что нужно знать о героине, и все, что нужно знать о герое, который с бараньим упорством пытается доказать обратное, просто потому что так надо, он это уже видел, по-другому не бывает, и в результате разбивает собственный лоб в тщетной попытке оказаться сильнее Жертвы.

Глядя на сцены, где Дознаватель играет роль хорошего копа, их хочется вырезать и отправить автору «50 оттенков серого» с запиской «Да что бы вообще знаете о чувственности?» Потому что в одних финальных объятиях Дознавателя и Жертвы той самой чувственности больше, чем во всей Серой трилогии с ее плетками и псевдо страстью.

Итог: однозначно смотреть. Фильм сложный, многослойный, как пирог, тяжелый, как бетонная плита. Но он крут, по-настоящему крут, и по крайней мере у меня не вызвал ничего, кроме восхищения и сюжетом, и игрой актеров.

Подпишитесь на наш
Блоги

Страна в шкафу

13:20, 3 мая 2018

Автор: Rita_Starling

Комменты 20

Аватар

Отличное какое описание! А я при всей моей любви к Алану не смогла этот фильм смотреть, невероятно тяжелый

Аватар

О боги, шрифт! Но все равно прочитала)) Фильм охрененный, Алан там просто бог, ни много ни мало. Я бы сказала, что это мой любимый фильм с ним. Но вот вопрос: он убил ее в конце? Я не поняла этот момент. Она же уходит из комнаты, или это типа ее дух?

Аватар

Алан... те кто фанаты Рикман меня поймут: поставьте молодого 30-летнего Рикмана в «50 оттенков серого» и все, женщины будут уходить от своих мужей после просмотра Я оч жалею, что Рикман не родился в 70-е, 80-е... он бы столько всего сыграл!

Аватар

похожий по смыслу фильм немыслимое, где ключевой герой (?) тоже дознаватель по своей сути но фильм более приземлен и похож на реальное полагаю дознание

Аватар

Я в глубоком детстве посмотрела этот фильм, лет 9 или 10 было. Он такое огромное впечатление оставил, прямо до мурашек.

Подождите...