Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Кто читает меня давно, знает, что я очень люблю писать посты про советский кинематограф. Показательным и любимым я считаю свой пост про 4 режиссеров-сказочников, их путь в кино и их фильмы, которые по моему мнению являются золотым фондом советского детского кино. Но там я писала про режиссеров, а тут у меня давно валялся пост про любимые сказки. Да, тут будут сказки моих обожаемых Птушко, Юзовского и Роу - но без них никак нельзя.
Итак, приступим! Вытащим сей пост из загашников! Тут довольно малая часть,
поверьте, их в разы больше. Достаточно пост про моих любимых режиссеров
открыть.
С удовольствием почитаю ваши любимые фильмы в комментариях, вспомню и
мои любимые моменты и улыбнусь!
В Советском Союзе на детском кинематографе не экономили. Детские фильмы имели приличный бюджет, снимали их известные режиссёры, а роли исполняли звёзды кино. К процессу создания детских фильмо подходили достаточно серьезно и конструктивно.
Фильмы выходили не часто (как современные телесериалы) но он были наполнена любовью, добротой, уважением, товариществом. Возможно из-за этого были и они остаются столь любимыми. И детьми. И взрослыми. Это мои любимцы!
1. Приключения Буратино (1975 год, режиссёр Леонид Нечаев)
Члены худсовета, принимавшего картину, были крайне недовольны: «Безобразная картина! Как это может быть — кот без хвоста, лиса в платье, Буратино издевается над пожилым человеком (имелся в виду Карабас Барабас)». Спасло фильм только то, что был конец года, а невыполнение плана было чревато лишением премий.

Песенку про дураков, я думаю каждый знает, Карабас прекрасен, Лиса Алиса и Кот Базилио узнаваемы настолько, что даже сравнить с кем-то сложно!
Кстати, на роль Черепахи Тортилы режиссёр Нечаев планировал пригласить Фаину
Раневскую, но она была уже в преклонных годах и подводило здоровье. «Ленечка,
я с удовольствием сыграю Черепаху, но только если съемки будут проходить у
меня в подъезде», — ответила Фаина Георгиевна на предложение.
2. Сказка о потеряном времени (Птушко)

Эта сказка — одна из моих любимых! Я ещё застала
то время, когда нельзя было терять бездарно ни минутки.
В советское время была идеология, и она не помешала
бы нынешнему поколению школьников, которое с трудом представляет,
как можно не пропускать школу, и заниматься в жизни чем-то
полезным…
Прекрасный актерский состав, хорошая режиссерская работа, а спецэффекты
для тех лет-выше всех похвал!
Нам сейчас кажется, что слишком утрировано внимание на идее
фильма, в диалогах, песенках, но именно такие фильмы
и направляли молодежь нашей страны в нужное русло развития, когда
токарь-звучало гордо, стать врачом и учителем было престижно, а про
офис-менеджеров и нефтяных магнатов никто и не слышал, ах,
где же эти времена?! Жалко, что таких фильмов-сказок нет в
современности, нашей грустной и обреченной современности на сериалы
Воронины и прочий бред...
И все-же приятно вновь окунуться в детство, и почувствовать
себя хоть немножко защищенным и нужным государству! Сказку рекомендую
к просмотру современному молодому зрителю, быть может начнут дорожить
временем, ведь жизнь одна, и растрачивать её на всякие ненужные
мелочи бессмысленно!
P.S. Скажите, как заставить ребят ценить время?
— Нужно каждому купить наручные часы, и сказать сколько
они стоят, тогда все начнут ценить время!
Вот такой вот добрый юмор был…
3. Москва - Кассиопея (1973 год)

Про этот фильм у меня есть отдельный пост. Фильм это потрясающ в плане съемок, костюмов. Спилберг, кстати, изучал этот фильм как пример комбинированных съемок и восхищался как русским в 70-х удалось воссоздать невесомость, когда компьютерной графики не существовало. Знаете, вот ты ребенок советского союза идешь смотреть "Москва - Кассиопея"... Ты выйдешь из зала и пойдешь вдохновленный разбивать себе лоб, но добиваться цели стать либо космонавтом, либо тем самым гениальным ученым, что будет отправлять корабли в космос. Подобные фильмы какие-то нереальные вдохновители, мне папа рассказывал, что после просмотра "Москвы - Кассиопеии" он пошел в библиотеку и буквально в драках с другими такими же детьми вырывал друг у друга книги, что были связаны с космосом, ракетами и всю фантастику вместе взятую, читал запоем. А он просто посмотрел фильм...
4. Александр Роу и низкий ему поклон

Я думаю можно просто написать имя этого замечательного режиссера. Сразу
вспоминаются фильмы: "Королевство кривых зеркал", "Вечера на хуторе близ
Диканьки", Морозко" "Василиса Прекрасная", "Марья-искусница", "Конек
Горбунок", "Кощей Бессмертный" , "Огонь, вода и ... медные трубы","Новые
похождения кота в сапогах"... Там огромный список! Роу режиссер 17
фильмов. За бабу Ягу Георгия Милляра так ему отдельный поклон!
А помните "Варвару-красу, длинную косу" и вот этого прекрасного
"упитанного, но невоспитанного царевича"?

А знаменитое "За тобой должок"?

"Варвара-краса, длинная коса" фильм аж 1969 года, но, черт возьми, я могу так
погрозить пальцем всем: своим родителям, мужу, своим дедам и бабкам - все
поймут! Это какой-то магический жест, магический талант Роу делать такие
фильмы-сказки! Ты их помнишь! Знали ли вы, что роль руки из тазика выполнял
Борис Граческий, будущий создатель Ералаша? На этом фильме он работал
администратором картины.

В «Василисе Прекрасной» Георгий Милляр в первый раз в своей карьере сыграл
Бабу Ягу. Причём напросился на эту роль он сам.
Змея Горыныча, по просьбе Роу, изготовили на Экспериментальном заводе игрушек
в подмосковном Загорске. Игрушечное чудище было 5 метров в высоту и 11 метров
в длину. На съёмки фильма, которые проходили в Ялте, Горыныча привезли
разобранным на 4 жд платформах. На съёмках в движение змея приводили сразу
20-человек.
Милляр рассазывал: «Я сыграл с прицелом на страшноту. Этот образ я целиком
списал со старой гречанки, которая жила в доме напротив. У нее были сальные,
седые патлы и нос крючком. Но, увидев меня в гриме во дворе Ялтинской студии,
дети с плачем разбежались. Когда я понял, что, видя меня на экране, дети
плачут, то подумал: зачем же я их так пугаю? Чтобы они зла боялись и в слезы
от него ударялись? И уже следующие мои бабы-яги были смешными до
безобразия».
Роу наш гений и наше все. Список его картин впечатляет, если вам уже есть 30
лет, то могу с волной уверенностью заявить, что смотрели вы почти все его
фильмы!
5. "Новогодние приключения Маши и Вити" (1975 год, режиссеры Казанский, Усов)

Мой любимейший фильм! А уж саундтрек к нему...Я помню себя 5-летней,
отплясывающий под "Дикие гитары", которые звучали с пластинки на бабушкином
граммофоне. Пластинка заедала в некоторых местах, но это было так круто!
Песня Кота Матвея в исполнении Боярского или Песня Диких Гитар - я пишу и
улыбаюсь во всю моську... Такой детский ронк-рол!
Эх бараночки- конфеты, бары - растабары
мы лесные самоцветы - "Дикие гитары"
Мы бренчим, мы бренчим и барабаним
а кого в лесу найдем....

В общем пластинка та со временем умерла, новую "Мелодия" никак не выпустит, предлагает только мр3, поэтому у меня на Авито скуплено 3 таких пластинки разного качества про запас. Отутюженную запись в мр3 я не воспринимаю, только звук граммофона с потрескиваниями на песнях кота Матвея - и мне сразу 5 лет, каникулы у бабушки и малина с куста!
6. Мама (1976 год, реж - Элизабет Бостан)

Фильм этот вышел сразу на трех языках: английском, русском и румынском.
Снимали каждую сцену на разных языках каждый раз, поэтому у всех трех фильмов
разный хронометрах и порядок сцен отличается.
С 2003 года госудраственный канал Норвежского телевидения регулярно показывает
этот фильм перед Рождеством, поэтому для норвегов он как для нас "Ирония
судьбы".
Боярскому, кстати, невозможно шли роли в этих детских кинофильмах, волк из
него вышел шикарный! И песни в этом фильме тоже прекрасные, такая добрая
детская сказка, я своему ребенку обязательно ее покажу через пару лет. Как по
мне он очень уютный, новогодний и добрый. Он и через 50 лет останется
таким.

7.Внимание, черепаха!

Детскую комедию советские цензоры не хотели выпускать в прокат, так как
увидели в ней намёк Пражскую весну. Крамолу усмотрели в эпизоде, когда дети
выпускают под гусеницы танков маленькую черепашку, да и слова «Чехословакия» и
«черепаха» начинаются на один слог.

Пробовался на роль в фильме «Внимание, черепаха!» юный Олег Меньшиков. Но
Ролан Быков будущей знаменитости завил: «Ты слишком весёлый, ты никогда не
будешь артистом».
«Внимание, черепаха» можно смотреть и сегодня, и завтра. В нём дети хотят
испытать панцирь черепахи на прочность, и им приходит мысль засунуть её под
танк и посмотреть, что с ней будет. Это же в ребёнке – вечное: сломать и
посмотреть, что внутри. И что черепаха – живая, напомнить ему всегда полезно.
Это то испытание, которое ребёнок проходит вместе с взрослым. Оба должны
понять, что жизнь – ценность», — писала вдова Ролана Быкова актриса Елена
Санаева.
8. Там, на неведомых дорожках... (1983 год, реж. Михаил
Юзовский)
Про Юзовского я уже писала: он начинал тогда, когда Роу и Птушко установили
потрясающий уровень детских сказок. Но не отметить эту сказку еще раз не могу!
Когда-то давно, у меня была книга. Очень красивая, в твердом желтом переплете,
и называлась она «Вниз по волшебной реке» Эдуарда Успенского. Свора бородатых
бояр была изображена на обложке, да не просто бояр, а верхом на величавом Змее
Горыныче.
Книга в желтом переплете и по сей день стоит на полке, храня в себе
ускользнувшее детство. К нему можно ненадолго обратиться, но вернуться не
получится.

Да, не все из книги перенесли в фильм, бюджет то не резиновый. Горыныча запрятали под клубами дыма, мистического кота Баюна вообще в кино не позвали, Финист – Ясный Сокол остался книгу караулить, а говорящего Серого Волка не стали от ловли Красной Шапочки отрывать. По грустной традиции экранизация значительно уступает произведению в размахе событий, но неповторимый славянский дух, ловко приправленный сказочным порошком, выручает создателей. Пусть роль Мити в фильме значительно превосходит книжную, пусть Василиса Премудрая выглядит совсем еще девчонкой, а от сказки Михаила Юзовского не оторваться ни на миг. Молнией проносятся события. Еще вчера Кощей подобно Железному дровосеку страдал от ржавчины, а теперь он устрашающий монарх. Только-только Митя познакомился со сказочными персонажами, и вот уже рвется всех выручать, умом блистать. Выразительная игра любимых актеров, умело использованный юмор настолько украсили фильм, что он смог пережить смену режима, и остаться актуальной сказкой для современных детей.
Актеры потрясающи! Лизоблюдская сущность Чумички задает тон событиям, а эмоции Юрия Чернова забавно контрастируют с каменной физиономией Александра Филиппенко, ставшего незабываемым Кощеем. А про удивительную сочетаемость Леонида Харитонова с Татьяной Пельтцер и говорить лишний раз не стоит – с самого «Ивана Бровкина» отработали умение. Добрые песни, встречающие и провожающие зрителя, довершают впечатление от вдохновенной постановки.

Прекрасный добрый фильм! Что аж самой хочется приехать к бабушке на велосипеде и вновь окунуться в детство!

Смотрите наши советские фильмы-сказки, показывайте их своим детям! Они
прекрасны! Никакой Пиксар рядом и не стоял. Мне всегда так забавно читать
статьи о том, какой же философский подтекст спрятали в "Истории игрушек 4",
когда у нас с вами столько прекрасных детских кинофильмов есть, где прямым
текстом все говорили, примеры показывали и про дружбу и трудолюбие песни
пели....
Правда, пересмотрите, от них действительно светлее на душе!

Любимые советские детские фильмы
12:01, 16 сентября 2019
Автор: KoshKosh
Комменты 91
Спасибо за пост, автор! Это были изумительные фильмы, правда. Добавлю еще "Два капитана" и "Дети капитана Гранта" .
Сказка о потерянном времени - мой любимый детский фильм. До сих пор смотрю его) Ещё про Хоттабыча и Вольку очень хороший!)
Эх, хорошие были фильмы и детство было хорошим, спасибо автор!)
Редко встречающаяся в упоминаниях сказка Рок-н-ролл для принцесс. Я очень любила книги Радия Погодина и обожала его экранизацию про турнир принцесс ради принца мармеладного королевства.
О как я обожала книгу "Вниз по волшебной реке"! Она у меня сохранилась, и я ее обязательно буду читать ребенку))