Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Я очень люблю удивительный талант Архипа Ивановича Куинджи. Я не знаток живописи, не искусствовед, а просто зритель. Но его работы всегда поражают меня своей красотой и глубиной, дают какое-то особое ощущение полноты и чистоты жизни. 

Когда я познакомилась с его биографией, поняла, что глубина и красота его произведений связана с красотой его личности. Предлагаю сегодня поговорить о жизненном и творческом пути этого выдающегося художника.

Про жизнь

Художник Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе. Его отец был сапожником, греком по происхождению с татарской фамилией Еменджи. Позднее художник поменял фамилию на Куинджи, что в переводе на русский язык означает золотых дел мастер: это была профессия его деда. Большинство биографов годом рождения художника считают 1842 год, но прямых доказательств этого нет. В дореволюционных архивных источниках указываются различные даты начала 1840-х годов.

В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. Мальчик с детства любил рисовать. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Затем Архип устроился ретушером у фотографа, и это занятие долго оставалось главным источником его существования. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности.

В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. По некоторым сведениям Архип Иванович пытался поступить в Академию художеств, но не выдержал вступительных экзаменов. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника.

Однако это звание было присвоено художнику не сразу. По действовавшему в то время уставу Академии, Архип Иванович для получения документа о звании должен был выдержать еще экзамен по одиннадцати предметам. Для курсанта Академии данная программа не была очень сложной, но для провинциала с ограниченным общим образованием она представляла трудности. В порядке исключения Совет Академии 3 декабря 1869 года принял решение об освобождении Куинджи от экзамена по неспециальным предметам. Таким образом, выдержав испытания по истории искусств, анатомии, архитектуре и перспективе, Архип Иванович 22 сентября 1870 года получает свидетельство о присвоении ему звания неклассного художника. Это имело большое значение в дальнейшей судьбе художника: вместе с этим званием Куинджи перешел из податного сословия в положение свободного художника и освободился от воинской повинности.

Про живопись

В ранний период творчества Куинджи находился под влиянием школы Айвазовского, придерживаясь академических канонов, но в начале 1870-х годов художник постепенно уходит от традиций академической школы. В 1875 году Архип Иванович становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

На выставке в Академии художеств в 1872 году Куинджи выставляет картину «Осенняя распутица».

Уже в этом произведении проявились особенность художественного выражения живописца, которая характерна большинству его полотен - стремление к иллюзорному воспроизведению состояния природы. Свою романтическую настроенность художник передает в картинах «На острове Валааме»

и «Ладожское озеро»

, написанных в 1873 году.

В 1874 году Куинджи впервые принял участие в выставке Товарищества передвижников: на Третьей передвижной выставке была представлена его реалистическая картина «Забытая деревня».

В 1875 году художник пишет картину «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Это полотно овеяно грустным лирическим настроением, что не свойственно творчеству Куинджи. Со второй половины 1870-х годов в его произведениях преобладает восхищение светлой яркой красотой природы. Это проявилось в полотне «Степь в цвету», написанном в 1875 году.

Архип Иванович Куинджи постепенно вырабатывает отличную от других художников, декоративную манеру написания пейзажей, которая так полюбилась его современникам после Пятой передвижной выставки. Особое внимание стоит уделить воспроизведение художником лунного и солнечного света и тех превращений, которые он производит в природе. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876)

, «Вечер на Украине» (1878).

В 1879 году Куинджи в последний раз принимает участие в выставке Товарищества передвижников. Тогда были представлены три его большие картины: «Север»

, «После грозы»

и «Березовая роща».

Затем художник выходит из Товарищества, сохранив при этом дружеские отношения со многими передвижниками.

В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре».

Успех картины превзошел все ожидания. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Журналы и газеты, не только художественные, считали долгом поместить статьи, посвященные картине. В этом полотне Куинджи с высочайшим художественным мастерством передал эффект лунного освещения и спокойного сияния самой луны. Некоторые посетители выставки были настолько поражены увиденным, что искали какой-нибудь фокус вроде спрятанной за холстом лампы.

В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. После этого, закрывшись в мастерской для творческой работы, Архип Иванович продолжал вести активную общественную жизнь. В 1892 году художник удостаивается звания профессора Академии художеств, а в 1894 году становится руководителем пейзажной мастерской. Ученики любили и уважали Куинджи. Среди его учеников были Н.К. Рерих, А.А. Рылов, К.Б. Богаевский, А. Борисов. Однако после того, как в 1897 году Архип Иванович поддержал студенческую стачку, его сняли с должности профессора. Тем не менее художник продолжал заниматься с учениками в частном порядке и даже организовал им за свой счет поездку за границу.

С 1882 года Куинджи никогда не показывал свои новые произведения не только широкой публике, но даже друзьям. Исключение было сделано только один раз для нескольких учеников. Возможно, это неожиданное решение было вызвано тем, что художнику для новых открытий требовалось глубокое творческое экспериментирование в своей мастерской. Однако эта работа затянулась на двадцать лет, и на новую прижизненную выставку Куинджи так и не решился.

В 1900-1908 годах живописец пишет ряд новых произведений, среди которых наиболее известные «Ночное»,

«Дубы»

, «Закат в степи».

Всего же художественное наследие Архипа Ивановича Куинджи составляет более 500 работ, большинство из которых – маленькие этюды. Это свидетельствует о том, что художник находился в постоянном поиске новых решений, композиций, сочетаний красок. В 1909 году было создано Художественное общество, носившее его имя, целью которого было помощь русским художникам и их объединение.

Про любовь

Двенадцать лет прошло с момента знакомства Архипа Куинджи и Веры Шаповаловой, прежде чем они обвенчались. Для художника это были трудные годы, но его вдохновляли слова Веры: «Я люблю вас и буду ждать».

Они встретились в родном для обоих Мариуполе. Вера была дочерью богатого купца, Архип – начинающим живописцем без гроша в кармане. Случайно оказавшись в доме Шаповаловых и увидев Веру, Архип попросил у девушки разрешения написать её портрет. С того дня началась их дружба. Отец Веры, недовольный тем, что дочь проводит много времени с нищим художником, спросил её, не собралась ли она за него замуж? Девушка ответила: «Если не за Архипа, то только в монастырь». Шаповалов поставил Куинджи условие: принесёшь сто рублей золотом – Вера твоя. Для Архипа это была неподъёмная сумма. Он решил ехать в Петербург на заработки. Тогда-то Вера и дала ему слово ждать, сколько потребуется.

В столице художник провёл три года. Вернувшись в Мариуполь, вручил Шаповалову сумму, которую тот требовал. Но упрямый купец поставил новое условие: заработать ещё больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь, много работал. И спустя ещё девять лет в 1875 году свадьба Архипа и Веры состоялась. После венчания Куинджи написал портрет жены. Её лицо на картине светилось любовью. А счастливый Архип Иванович с того времени творил один шедевр за другим.

«Радуга» (1900—1905),

«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь» (1890—1895),

 "После дождя" 1879г.

" Красный закат на Днепре" 1905-1908гг.

"Закат" 1976-1890гг.

Жили супруги скромно, хоть могли позволить себе многое: слава о Куинджи уже гремела по всему миру. Но они сознательно отказались от роскоши ещё во время свадебного путешествия. Тогда, по дороге на остров Валаам, корабль, на котором они плыли, едва не утонул, попав в шторм и напоровшись на подводную скалу. Пассажиры прямо с борта прыгали в спасательные шлюпки. Уже на берегу супруги пришли к выводу, что раз Господь сохранил им жизнь, они должны все свои силы направить на благие дела.

Чета Куинджи занялась благотворительностью. Архип Иванович, чьи картины продавались по баснословным ценам, купил три дома в Петербурге и селил в них своих друзей. Разумеется, бесплатно. Помогал коллегам и своим ученикам, когда стал преподавать в Академии художеств. Отправлял деньги неимущим и больным. Полмиллиона рублей завещал Обществу художников, которое основал. Вера Леонтьевна, равнодушная к бриллиантам и нарядам, поддерживала мужа во всём. Сама стирала, мыла посуду, готовила, убирала. На вопросы знакомых, почему она – прекрасная пианистка – не бережёт руки и не нанимает прислугу, отвечала, что заниматься хозяйством вовсе не означает калечить руки. Вера Леонтьевна жалела только об одном: в семье не было детей. И с материнской заботой относилась к ученикам мужа.

Куинджи написал завещание, которое шокировало многих его друзей. По их мнению, Вере Леонтьевне назначалась весьма скромная пенсия, а на благотворительность были пожертвованы огромные суммы. Архип Иванович даже стал сомневаться, верно ли он поступил? Но Вера Леонтьевна развеяла его сомнения, напомнив мужу, что все решения они принимали вместе.

Куинджи скончался в 1910 году. Супруга пережила его на десять лет. Она умерла в революционном Петрограде. В холодном и голодном городе её согревало воспоминание полувековой давности – момент первой встречи с Куинджи: распахнутая дверь и ворвавшийся в комнату поток солнечного света, в котором стоял мужчина, ставший её единственной любовью.

Источники: Art19.info, Azbyka.ru.

Блоги

Архип Куинджи

14:43, 2 июня 2018

Автор: Snowden

Комменты 43

Аватар

Вот это история любви!

M

Спасибо! Не знала про художника ничего, кроме имени и нескольких его работ. Теперь буду им восхищаться как художником и как человеком.

Аватар

Вот есть же на свете такие люди. Хочется сказать святые. А репродукция Березовой рощи много лет висела у нас дома, сразу воспоминания о детстве, такие теплые

Z

Мне в детстве очень нравился. В дошкольном возрасте простаивала у картины «Лунная ночь на Днепре», когда родители в Третьяковку водили..

Аватар

Божественно.....

Подождите...