Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Давно задумывала этот пост, т.к. не было ничего более-менее подробного про Урсуляка на Сплетнике. Надеюсь, что кому-то будет интересно.
Для начала краткая справка:
Сергей Владимирович Урсуляк родился 10 июня 1958 года (т.е. в
этом году через пару месяцев отмечает юбилей). Окончил актёрское отделение
театрального училища имени Б.В. Щукина (1979, мастерская Евгения Симонова),
Высшие курсы сценаристов и режиссеров (1993, мастерская Владимира
Мотыля).
Более 10 лет - в 1979—1991 годах — была актером театра «Сатирикон» (самая
знаменитая - роль Чацкого в пьесе «Горе от ума»). Работал на телевидении, в
том числе некоторое время был ведущим телепрограммы об актёрах "Пёстрая
лента". Женат дважды. От первой жены - актрисы Галины Надирли дочь - актриса
Александра Урсуляк, от второй - актрисы Лики Нифонтовой - дочь - актриса Дарья
Урсуляк.
В полнометражном кино дебютировал фильмом "Русский регтайм" в 1993 году (про него я тут писала) - этот фильм - кино моей молодости, хотя и время, описанное там - это 70-е годы, а не 90-е. Эта первая же работа была очень благосклонно встречена критиками и она же в принципе уже обозначила многие фирменные черты этого режиссера (об этом я подробнее напишу ниже).
После удачного дебюта Урсуляк снял еще несколько полнометражных фильмов (Летние люди (1995), Сочинение ко дню победы (1998) и Долгое прощание (2004) ) с перерывом на попытку присмотреться к телеформату (мини-сериал Неудача Пуаро (2002)). После чего окончательно перешел на телевидение и снял знаменитую "Ликвидацию" (2007). О причине перехода на ТВ Урсуляк говорил в интервью неоднократно - и везде примерно одно и то же - он вообще весьма интересный и последовательный собеседник, его интервью прекрасно отражают, за что люди любят или не любят его фильмы: "Это не вопрос успеха, а это вопрос отдачи, горячей обратной связи с теми, к кому я обращаюсь. Нравится, не нравится, но это воспринимается. Это воспринимается со знаком плюс, со знаком минус, и я получаю от этого огромный энергетический припек.
Я очень люблю свои полнометражные картины. Ну, ты поехал на фестиваль, ну, тебе дали приз, ну, ты показал там, показал здесь – и все, это кануло. Кто-то вспомнил потом, кто-то не вспомнил. Это осталось строкой в биографии: ты получил приз за лучшую женскую роль, за операторскую работу, за режиссуру. И все. «А, помню-помню!» А здесь: я называю “Тихий Дон”, кто-то бежит мне морду бить, кто-то бежит целовать, но знают, о чем мы говорим. Потому, что это видели очень многие. Нравится, не нравится, но видели".
Ну и чтобы нудно не излагать рецензии на все его работы, некоторые из которых тут уже неоднократно обсуждались, напишу просто про его фирменные черты - то, собственно, за которые я люблю этого режиссера.
1. Актеры
Это для меня, наверное, главное в его фильмах. В них никто не играет плохо, ни один актер даже в крошечном эпизоде. Видимо, потому, что Урсуляк более 10 лет сам был актером не самого последнего столичного театра, он умеет работать с актерами - у него даже молодые и неопытные играют живо и убедительно, известные актеры, которые не везде выглядят блестяще, у него выдают свои лучшие роли (Даниил Страхов в "Исаеве" - Урсуляк с ним помучился изрядно или Евгений Дятлов в "Жизнь и судьба", да даже и Анастасия Введенская в "Тихом Доне").
Актеры, которые пришли к нему уже звездами, тоже выдают нечто для них новое или как минимум очень яркое - Владимир Машков в "Ликвидации" или Михаил Пореченков там же и в "Исаеве", Андрей Смоляков там же, Сергей Пускепалис в "Жизнь и судьба". Ну и Константин Лавроненко, конечно, причем даже больше в "Исаеве", чем в "Ликвидации", хотя я очень люблю его роль там. Здесь бы я еще добавила Ксению Раппопорт и Светлану Крючкову.
При этом как и у многих знаменитых режиссеров (например, у Никиты Михалкова), у Урсуляка есть актеры, которые снимались и снимаются у него постоянно, их бы я отнесла даже в отдельную категорию. Хотя это далеко не все из тех, кто достиг у него своих высот в профессии - например, с Машковым после "Ликвидации" Урсуляк больше не работал, да и с Лавроненко после "Исаева", к сожалению, тоже. Зато Сергей Маковецкий снялся у него если не в каждом фильме, то в большинстве. И в новом сериале "Ненастье" по книге Александра Иванова, который уже закончен, но еще не вышел, мы тоже увидим Маковецкого (и Александра Яценко!!!! в главной роли - это будет их вторая совместная работа после "Тихого Дона", и я ее очень жду).
Это, конечно, и Полина Агуреева, которая благодаря Урсуляку, стала узнаваемой актрисой для широкого зрителя. Это и жена Урсуляка Лика Нифонтова. Тут, наверное, имеет смысл сделать отступление: Сергей Урсуляк делает авторское кино и весьма пристрастно относится к подбору актеров на все роли. По его словам, он не берет жену или дочь на роль, если не чувствует, что она подходит и, наверное, это действительно, иногда так. Старшая дочь - Александра - сыграла у отца всего один раз и много лет назад - в "Долгом прощании", причем далеко не главную роль. Младшая - Дарья - получила главную роль в "Тихом Доне" (мне она там не нравится, просто типаж внешний совсем другой, пусть и играет неплохо). Лика Нифонтова - муза Урсуляка - главные роли получала много раз, но в "Тихом Доне" у нее уже крошечный эпизод, а в "Ненастье" ее не заявлено вообще. И тут нельзя сказать, что любовь режиссера к жене и вера в ее талант как-то испортили кино. В телефильме "Жизнь и судьба" Нифонтова очень и очень хорошо играет, да и в "Ликвидации" смотрится неплохо.
Среди других любимых актеров Урсуляка не могу не упомянуть прекрасных Бориса Каморзина, Константина Желдина и Федора Добронравова. При этом режиссер совершенно не боится новых, незатертых, лиц и отдает им даже и главные роли. В общем для актеров Урсуляк феноменальный режиссер, у которого, что называется и "бревно" заиграет, а уж если актер талантлив, то готовьте платки. И здесь мы переходим к следующему пункту.
2. Музыка
Урсуляк - сентиментальный режиссер и пронзительная музыка играет важнейшую роль в его фильмах. Он не стесняется этого и не пытается прикинуться другим, несмотря на упреки в дурновкусии и манипулировании зрителями. Это ДНК его фильмов - так же как музыка Артемьева неотделима от фильмов раннего Михалкова, а музыку Микаэла Таривердиева нельзя выкинуть из фильма "17 мгновений весны".
Таривердиева я тут не зря упомянула - Урсуляк очень гордится тем, что им довелось поработать вместе не раз: " ...когда встал вопрос о том, какая музыка должна быть в моем фильме, я просто позвонил ему, и он, как человек простой, вернее, сложный, но простой в общении, замечательно отреагировал, и это было четыре года счастья – общение с Таривердиевым. Мы сделали две картины. “Летние люди” и “Русский регтайм”. А дальше я уже работал с его музыкой без него. У меня еще “Сочинение ко Дню Победы” с его музыкой, “Исаев” частично, во многом с его музыкой. Это часть моей души – музыка Таривердиева. Это большая часть моей души. И, конечно, он оказал на меня огромное влияние – не тем, что он мне говорил, не тем, что он рассказывал, а тем, какую музыку он писал".
Поэтому когда вспоминаешь "Русский регтайм", перед глазами встает сцена воображаемой игры в мяч под дождем, "Ликвидация" - сцены с Лавроненко и Раппопорт или Гоцмана с Фимой, а "Исаев" - это две сцены под романсы в исполнении Полины Агуреевой и т.д. "Исаева" много разносили за попытку рассказать историю молодости Штирлица, там даже есть сцена-отсылка к знаменитой встрече Штирлица с женой. Этот фильм действительно получился не такой ровный и цельный, как "Ликвидация", но лично мне он все равно нравится.
3. Внимание к деталям
Еще один важный момент для режиссера Урсуляка. Тут можно поблагодарить его продюсеров, которые с пониманием относятся к тому, что хорошо снять дешево и быстро не получится. Если у режиссера на экране послевоенные годы, то значит и платья, и мебель, и пиджаки, сапоги и утюги - все будет соответствовать тому времени. Если на экране битва за Сталинград, то там не будет блондинки с идеальным цветом волос, с укладкой и в белоснежном белье и т.д. Да, дотошные эксперты наверняка найдут косяки, но если у других режиссеров они найдут их сотни, то у Урсуляка ну, может, десять. Для зрителя на экране все выглядит очень достоверно.
Кроме того, Урсуляк часто использует переход в черно-белое кино и обратно, показывая разное время, разные части истории и т.п. или просто корректирует цветовую гамму фильма, сильно приглушая ее - как в "Ликвидации". Это тоже помогает передать атмосферу прошлых лет, если это нужно.
4. Внятные истории
С классикой или известными произведениями все понятно, хотя судя по другим экранизациям и тут есть большие возможности для маневров не в ту сторону. Несмотря на то, что ни одно произведение экранизировать дословно невозможно и Урсуляк этого тоже не делает, у него все расхождения с первоисточником чем-то обоснованы. Не просто "а давайте он будет не журналист, а художник, а финальную сцену для главного злодея переделаем, пусть потом спрашивают зачем, а мы будем загадочно молчать, потому что х.з. зачем это было сделано". Поэтому Урсуляк не берется за все подряд, а если предлагает идею проекта не сам (как с "Ликвидацией"), то много вкладывается в сценарную основу.
В общем жду "Ненастье", хотя и заявленная в сюжете тема мне совсем не близка, но посмотрим, что получится. В "Тихий Дон" я тоже не особо верила, а в итоге мне даже понравилось.
P. S. По этому посту может показаться, что я слепой фанат, но это не так, недочеты я в его фильмах тоже вижу. но достоинств для меня больше. Режиссеров, снимающих идеально и при этом живое кино, я пока не знаю ни одного.
В статье использовала пару цитат из вот этого интервью http://www.pravmir.ru/rezhisser-sergey-ursulyak-chelovek-smotrel-moyu-kartinu-i-slomal-telefon-1/ (одно из самых интересных, которые нашла), остальное все свое.
Признание в любви к режиссеру: Сергей Урсуляк
20:58, 29 марта 2018
Автор: Misa
Комменты 114
Как раз сегодня начала пересматривать Тихий Дон, а тут ваш пост!)))))
Ликвидация это уан лав))) каждый раз, как пересматриваю, влюбляюсь по-новой)
Боялась смотреть новый "Тихий дон", теперь посмотрю.
Мне очень импонирует его подход "Нравится, не нравится, но видели". Надо интересоваться, смотреть разное, оценивать самому, знать, а уж на вкус и цвет, как говорится.
Хочу сказать за тетю Песю - я выросла среди этих "Цимес" "тухес" и тд... Обожаю!!!! Крючкова великолепна!! Как впрочем и остальные. Ликвидацию смотрю всегда, когда скучаю по дому и детству...