Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Саарти Баартман (около 1790 — 29 декабря 1815) — женщина из африканского народа готтентотов, привезённая в Европу из Южной Африки в начале XIX века и выставлявшаяся в паноптикумах на показ публике как диковинка из-за её больших выпирающих ягодиц и ярко выраженных половых органов. С этих показов берёт своё начало практика создания человеческих зоопарков — вида развлечения толпы в XIX — первой половине XX века, демонстрировавшего людей «неевропейских» рас в их «естественном» виде. В рекламных листовках Саарти обычно именовалась «готтентотской Венерой» (по аналогии с Венерой, древнеримской богиней красоты и любви).

Точная дата рождения и имя при рождении Саарти Баартман неизвестны. Она родилась в готтентотской семье вблизи реки Гампус, на территории современной Восточно-Капской провинции ЮАР. Она была захвачена белыми в результате рейда бурских коммандос, которые убили её родителей, а саму её обратили в рабство. Ей было дано имя Сара, но называли её уменьшительной формой — «Саарти», на языке африкаанс такое имя может одновременно использоваться как ласкательное, так и презрительное. Она была рабыней в семье богатых бурских фермеров в Кейптауне, пока брат её хозяина, Хендрик Цезарь, по совету посетившего ферму британского хирурга Уильяма Данлопа, который и заметил необычные особенности тела Саарти, не предложил ей поехать в Англию, уверяя, что там она сможет стать богатой. Лорд Каледон, губернатор Капской колонии, дал своё согласие на поездку, но позже пожалел об этом, узнав об истинных её причинах.

В 1810 году Саарти была привезена в Лондон и демонстрировалась за деньги в обнажённом виде горожанам, привлечённым необычными для европейцев особенностями строения её тела (выпирающие ягодицы — стеатопигия, а также удлинённые половые губы). Тем не менее, считается, что последний признак она до своей смерти никогда не демонстрировала публично, а по прибытии в Лондон была одета в плотно облегающую одежду.

В Англии 1810 года, где три года назад, в 1807 году, был принят закон, запрещающий работорговлю, это в скором времени вызвало скандал. Аболиционистское общество «Африканская ассоциация» ходатайствовало об её освобождении. 24 ноября 1810 года прокурор Суда королевской скамьи «дал ей право свободно говорить о том, выставлялась ли она на публику с её собственного согласия». В подтверждение того, что это было не так, были даны два показания в суде. Первое — от господина Баллока из Ливерпульского музея, который показал, что Баартман была доставлена в Великобританию лицами, говорившими о ней так, будто она их собственность, и второе — от секретаря Африканской ассоциации, который описал на суде унижающие достоинство условия её выставления на публику и то, что это делалось по принуждению. Баартман была допрошена на суде на голландском языке, который она хорошо понимала, и она показала, что выставлялась без какого-либо принуждения и с пониманием того, что получит от показов часть прибыли. Однако правдивость этих показаний была сомнительной, поскольку прямо противоречили словам Закари Маколея из Африканской ассоциации и других свидетелей. На самом же деле она практически ничего не получала от показов, её нередко показывали в клетке, как дикое животное, и заставляли танцевать для тюремщиков. 1 декабря 1811 года Саарти Бартман была крещена в соборе Манчестера.

Баартман в итоге была не освобождена (суд признал, что у неё был контракт с Данлопом), а после почти четырёх лет пребывания в Лондоне продана одному французу Рео, дрессировщику животных, и была перевезена им во Францию, где в том же виде выставлялась в Париже и в течение 15 месяцев жила в значительно более суровых условиях, нежели в Англии. В Париже её посещали учёные, в том числе Жорж Кювье, который в то время руководил зверинцем при Национальном музее естественной истории. В Саду растений она была «персонажем» нескольких «научных картин» и изучалась в марте 1815 года. После того как у парижской публики пропал интерес к её платным осмотрам как «новинки», она пристрастилась к алкоголю и стала зарабатывать на существование проституцией. Именно во время своего не столь долгого пребывания во Франции она стала персонажем множества карикатур и даже комических постановок.

29 декабря 1815 года Саарти Баартман умерла от неизвестного воспалительного заболевания, предположительно — от оспы, но, возможно, это был сифилис или пневмония.

Тело после смерти подверглось сначала вскрытию в 1816 году, которое производил Анри Бленвиль, а затем расчленению и изучалось в том числе Жоржем Кювье, оставившем о ней записки в «мемуарах Музея естественной истории» в 1817 году, где, в частности, говорил о её прекрасной памяти и свободном владении голландским языком. Её скелет и мозг и половые органы в заспиртованном виде (которые были извлечены Кювье) были выставлены в парижском Музее человека, где оставались доступными для публики вплоть до 1974 года, когда были убраны из экспозиции, скелет же выставлялся публично в течение ещё двух лет. В XIX веке её останки демонстрировались во время лекций по антропологии в качестве «доказательства» того, насколько негры близки к обезьянам (в частности, к орангутанам).

Отдельные требования о возвращении её останков на родину стали появляться ещё в 1940-е годы. В 1994 году после победы на выборах в ЮАР Африканского национального конгресса президент Нельсон Мандела официально попросил французское правительство вернуть её останки на родину. После долгих пререканий и обсуждений во французском парламенте 6 марта 2002 года Франция дала своё согласие. Останки Саарти Баартман были возвращены в ЮАР 6 мая 2002 года, где они были 9 августа 2002 года похоронены на холме у города Хэнки, более чем через 200 лет после её рождения. Около её могилы находится большая памятная доска со строками стихотворения о ней, написанного Дианой Феррус.

В современной ЮАР сразу ряд объектов назван в её честь. Драматичной судьбе Саарти Баартман посвящён художественный фильм французского режиссёра Абделатифа Кешиша «Чёрная Венера» (2010).

Вот мне интересно, все эти огромнопопые звёзды знают эту историю и вообще понимают, откуда такая мода началась и кому они подражают? Думаю, что нет, но меня будоражит мысль о том, что мода на большие зады пришла из далёких африканских племён. 

У женщины конечно судьба была трагическая, может по собственной глупости или из-за окружающих людей и обстоятельств. Фильм хочу посмотреть очень, думаю, что будет интересно. 

Блоги

Чёрная Венера

14:32, 13 марта 2018

Автор: Ksundell86

Комменты 15

K

Возможно дух Саарти мстит цивилизованному миру за такое животное отношение к ней посредством введения в моду больших поп. Или возможно бумеранг цивилизованному миру - когда-то вы смеялись над большими попами, ну а теперь будете восхищаться.

Аватар

мода на большие попы пришла из Бразилии и Кубы, а там много народу с африканским происхождением.

Аватар

Автор, как можно в данном случае писать по собственной глупости? Дите природы самым подлым образом обманули, превратили в рабыню, зарабатывали на ней деньги и белая якобы цивилизованная публика ходила чисто поржать, говоря сленгом современных подростков...а дома, они все пачками падали от слова мышь, вот такие были высококультурные и утонченные людишки Бедная женщина, еще и тело эксплуатировали даже после смерти... Мерзость в высшей степени мерзость

J

История дикая, конечно. Но вполне в духе того времени. Та же Эмма Гамильтон, любовница адмирала Нельсона, лет за 20 до черной Венеры демонстрировала свое обнаженное тело на потребу публики в Храме здоровья. Другое дело, что она изображала богиню с идеальными пропорциями тела. Но суть практически та же.

Аватар

Бедная девочка: родителей убили, в рабство обратили: 25 лет жизни - половина из которых унижение.

Подождите...

Евгения Милова

Легенда светской журналистики и автор телеграм-канала "Сторожевая Милова" обратила внимание, что в "Сплетнике" планируются изменения, и поделилась слухами о продаже нашего сайта.

"Пока по Москве циркулируют слухи о скорой продаже "Сплетника" (это слухи того же типа, что и про увольнение Эрнста с Первого, — вечные), в самом издании учредили должность главреда еженедельника Spletnik Weekly. И ищут кандидата, причём на приличные деньги", — написала Милова.

Речь идет об объявлении, появившемся на сайте hh.ru про вакансию главного редактора онлайн-еженедельника с зарплатой от 300 до 500 тысяч рублей в месяц. Предполагается, что новый проект будет выпускать номера по субботам, состоять из 5—8 оригинальных единиц контента и сопровождаться почтовой рассылкой.

Слухи о возможной продаже сайта Spletnik.ru наше руководство подтвердило ("только напишите, что дорого"). Слухи об отставке Константина Эрнста с должности руководителя Первого канала редакции пока подтвердить не удалось.

Если вы хотите возглавить наш новый онлайн-еженедельник, пишите сюда.

Если у вас есть деньги и вы хотите купить "Сплетник" целиком, вашего сообщения ждут здесь.

Евгения Милова заметила, что в "Сплетнике" планируются изменения

19:12, 23 апреля 2025

Комменты 99

P

Я начала читать Сплетник на своей первой работе (смахивает скупую слезу). Как можно было угробить буквально всё на сайте, это надо талант иметь. Эх(

Аватар

Хм, сайт сначала сделали почти нечитабельным, убили все комьюнити, под конец зарубили почти весь архив контента и убрали блоги, а теперь продают.

L

Верните старый сплетник... С блогами, комментариями, живими обсуждениями и сплетнями.... А не со всей этой тухлостью.... Я здесь с 2008 года

Аватар

Продавать надо на пике, а вы развалили, не побоюсь этого слова, уникальное сообщество, где спорили, общались, писали классные блоги, ссорились и интриговали) , но это было так интересно и с огоньком

Аватар

Назвать Милову легендой - это сильно😲

Подождите...