Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Мой театральный 2018 год начался по-королевски — я попала на аудиенцию к Инне Чуриковой. Не без доли стыда признаюсь, что знакома с отечественным кинематографом очень поверхностно. Никогда особо им не увлекалась, но ещё из детских и юношеских лет вынесла огромное уважение к таланту Инны Михайловны. Сейчас я понимаю лучше, чем она меня поразила — своей удивительной разноплановостью.
Когда заглядываешь в биографию этой актрисы, видишь прямое доказательство того, что «ничего не происходит в жизни случайно».
Её начинания в Театре Юного Зрителя, на мой взгляд, помогли ей сформировать уникальный комический дар. Драматический актёр не способен завоевать сердца детей в той степени, в которой это подвластно актёрам комедийным. А для того, чтобы стать качественной Лисой или Бабой Ягой, надо относиться к себе с огромной долей самоиронии. Мы все знаем, как обидно на детско-садовском утреннике постоянно превращаться в зайчишку и снежинку, когда душа просит костюм Снегурочки или Деда Мороза. Для любой актрисы, грезящей о Джульетте, Медее или Катерине, не менее обидны роли, сводящиеся к увеселению юного зрителя. Это обламывает крылья. Но Чурикова, наоборот, взлетела, выпорхнула из МТЮЗа и стала парить в небосводе Ленкома.
На сцену Малого Театра она выходит королевской поступью. Так положено по роли, а ирония ролей иногда в том, что они являются ухмылкой судьбе. Давным-давно Инна Чурикова уже была на этой сцене, какой была тогда её походка? Робкой и неопытной. Она участвовала в массовке спектакля «Гроза», в котором громыхала легендарная Вера Николаевна Пашенная в образе Кабанихи. Мне кажется, что такие совпадения для актрисы могут значить больше любых почётных орденов, потому что ты явственно ощущаешь проделанный путь. Волей-неволей подбородок триумфально поднимается, осанка становится уверенной. Не это ли положено Елизавете II?!
Спектакль «Аудиенция» — результат сотрудничества супруга Чуриковой, Глеба Панфилова, и Питера Моргана, написавшего оригинальный сценарий и приоткрывшего двери в монаршую жизнь в фильме «Королева» и недавнем сериале «Корона». Я считаю данную постановку большим событием в театральной жизни Москвы. Современный театр часто удивляет новыми формами, но редко — содержанием. «Аудиенция» способна обескуражить русского зрителя. Я не могу припомнить другого спектакля, который требовал бы от аудитории осведомлённости в международной политике и был бы настолько информативным. Другая отличительная особенность содержания спектакля в том, что происходящее на сцене — интерпретация не художественного произведения классической литературы, а интерпретация современной истории, которая разворачивается практически на наших глазах. Перед нами Инна Чурикова в образе ныне живущей королевы. Это отзеркаливание требует репортёрской точности во всём: игре, деталях обстановки и костюмах.
Впечатление от первых 5 минут спектакля — ты попал на экскурсию в Букингемский дворец. На сцене, отчеканивая свой шаг, появляется Конюший в превосходном исполнении Владимира Ерёмина. Сразу цепляешься за его голос. Такой дикцией обладали ведущие новостей в то время, когда телевизор был уважаем. Это дикция профессионала и человека, служащего искусству и культуре. Уже после спектакля я узнала, что Аль Пачино для русского зрителя звучит именно его голосом. В его арсенале озвучка и других голливудских мэтров: Майкла Дугласа, Гэри Олдмэна, Джека Николсона, Микки Рурка и др. Но, более всего, меня заинтересовала его причастность к аудиокнигам. В ближайших планах значится покупка «Идиота» в его прочтении.
Возвращаемся к делам королевской важности. Конюший Её Величества выступает в роли гида-конферансье. C прекрасной выправкой, в строгом чёрном военном мундире с золотой лентой на правом плече и белоснежных перчатках, он выходит к краю сцены и торжественно объявляет:
Каждый вторник, в половине седьмого вечера, королева Великобритании дает аудиенцию премьер-министру. Никто и ничто не обязывает их участвовать в этом ритуале, однако по правилам хорошего тона, премьер-министр должен информировать своего монарха о событиях в стране и мире.
За спиной конюшего — комната для аудиенций Букингемского Дворца. Подобно экскурсоводу, он делится не такими уж важными для самой пьесы, но любопытными, позволяющими нам прикоснуться к внутреннему интерьеру, деталями. Вот стол-бюро Чиппендейл, 4 картины в позолоченных рамках: две — кисти Каналетто, две — Гейнсборо. В центре комнаты 2 стула работы Франсуа Эрве 1826 года. Их оригинальный цвет — бургунди, но Королева Мэри попросила поменять обивку на более оптимистичную жёлтую из шёлка-дюпон. Однако этот цвет быстро пачкался и его приходилось обновлять несколько раз. Согласно хозяйственным записям, последний раз обивка освежалась 13 января 1995 года.
Узнав такие детали, мы-зрители готовы к выходу самой Королевы. Она появляется в ярком красном костюме, с бриллиантовой брошью и двойной ниткой жемчуга. Ещё до того, как она начнёт говорить, понятно, что Чурикова надела на себя эту роль с таким же достоинством, с каким Королева несёт свою корону.
Первым премьер-министром, рассказывающем о состоянии текущих дел, а заодно и приоткрывающим свою душу, становится Джон Мейджор. На долгом веку Королевы это уже 9-й премьер-министр, которому по вторникам она посвящает 20 минут своего времени.
Хронология пьесы нелинейна. Таков замысел её автора Питера Моргана. Формальные встречи разбавлены реминисценциями из детства и отрочества будущей Королевы. В интермедиях появляется девочка Елизавета (в исполнении 16-летней Елизаветы Пинегиной). То она танцует, то беседует со своей любимой няней Бобо (это было первым словом будущей Королевы, оно и закрепилось за гувернанткой Маргарет Макдольнад). Иногда девочка сосуществует на сцене с Инной Чуриковой, они обмениваются мыслями. Удачный приём. Так прослеживается становление характера нынешнего монарха.
В общении с Джоном Мейджором раскрывается её умение интересно шутить. Когда речь заходит о громком споре (фактически торговой войной) между Канадой и Испанией по поводу рыбы тюрбо, королева иронизирует, что тюрбо может называться ещё и палтусом, ведь это одна и та же рыба, как, например, герцог Нормандский и лорд Мэна являются одним человеком. Или, как если бы герцог Ланкастерский назывался Верховным лордом-адмиралом. Смущённый Мейджор замечает, что никогда не общался с этими персонами. Королева, пытаясь сдержать свой детский азарт от удачной головоломки, переубеждает собеседника. Вообще-то он со всеми ими встречался. Более того, прямо сейчас сидит в их присутствии. Все они — это и есть Она.
Одной из самых запоминающихся для меня как зрителя аудиенций стала её первая встреча в качестве монарха с 77-летним Уинстоном Черчиллем. Ещё несколько минут назад мы видели Елизавету II с волосами, подёрнутыми сединой, и вдруг она предстаёт перед нами в образе неуверенной 25-летней Елизаветы, которую ещё не короновали, которая носит траур по недавно скончавшемуся, обожаемому ею отцу, Королю Георгу VI.
Хотя в приличном обществе не принято озвучивать возраст дамы, я всё же напомню, что Инне Чуриковой в этом году исполнится 75 лет. Тем не менее, она доказывает, что цифра в паспорте не лишает настоящую актрису возможности стать снова молодой на сцене. Безусловно, постарались костюмеры и гримёры, но на что можно сослаться, как не на настоящий дар перевоплощения, когда видишь, что уверенная в себе монаршая особа с мудрой грустью и строгостью в глазах за минуту превратилась в молодую женщину, которая ещё не осознала, что её роль матери и жены теперь отходит на второй план. Перед Черчиллем она робеет, но пытается взять себя в руки, напустить на себя неприступную строгость. Одно из проявлений волшебства перевоплощения Чуриковой заключается в смене голосового регистра. Тонко, тихо и сбивчиво она спрашивает Черчилля, что тот желает выпить. Первый ляп повлечёт за собой ещё несколько. Она не знала, что нельзя во время аудиенции предлагать премьер-министру чай или крепкие напитки, что нельзя приглашать его садиться, что нельзя требовать его отчитаться по интересующим её вопросам. Всё это противоречит установившемуся между монархом и премьер-министром протоколу. Но удивительное дело. Покровительственный выговор Черчилля не лишает королеву дара речи. Она находит ключ к сердцу этого грозного, тучного, уважаемого целой страной старика. Ей важно растопить его сердце. Негласно он числился в любимчиках её отца, и от него она ждёт поддержки. Она апеллирует к непостыдным особенностям старого организма. Очень деликатно Королева намекает на его больные колени и уверенно меняет введённое её прапрабабушкой правило проводить аудиенции стоя. Надо сказать, что Черчилль только сначала отказывается от такого послабления, но потом принимает его с благодарностью и облегчением. Михаил Горевой замечательно справляется с ролью старенького премьер-министра.
Всего во время спектакля будет 6 аудиенций. Каждая носит свой особый индивидуальный характер. Некоторые встречи будут разбавлены комичными эпизодами. Так, например, во время аудиенции Дэвида Кэмерона Её Величество задремлет. Уж слишком долог и нуден был доклад Кэмерона. Однако, когда тот решит воспользоваться забавным инцидентом и запечатлеть себя на камеру телефона на фоне спящей Королевы, Елизавета II сквозь дремоту произнесёт коротко и ясно: «Даже не думайте!»
Меня приятно удивил второй акт. Во многих театральных постановках в разных театрах я замечала, что после антракта действие теряет свой ритм, задор, а иногда и вообще становится скомканным. Так вот, Панфилов сделал 2 части постановки равнозначными и одинаково интересными. Тэтчер появляется именно во второй. Когда в программке я увидела, что первую женщину, ставшую премьер-министром Великобритании, будет в этот день исполнять Галина Тюнина, я обрадовалась. Удивительная трагикомичная актриса. В Мастерской Фоменко, которую я считаю эталонным театральным пространством, она украшает многие спектакли. Но вынуждена признать, что на мой вкус роль Тэтчер ей не удалась. Сыграла чрезмерно дёргано, эмоционально. Это особенно бросалось в глаза на фоне размеренной, выдержанной, интеллигентной манеры Чуриковой. Но я уверена, что именно появление Тюниной позволило сидящим в зале на время представить, что они видят перед собой актрису не в образе «Железной Леди», а в образе героини из таких родных и понятных нам Островского или Чехова.
Кстати, изюминку сценической аудиенции с Тэтчер придали её комментарии про Горбачёва. Упоминание персоналий из Советского прошлого (Сталина, Гагарина и Горбачёва) — попытка Панфилова (одобренная Питером Морганом) приблизить заморский материал к русским реалиям, показать связь России и Великобритании.
Не могу обойти вниманием атрибуты постановки. Во-первых, украшения и костюмы. По большому счёту про них стоило бы написать отдельно. Драгоценности для спектакля изготовлены поставщиком британского королевского двора GARRARD. Инна Чурикова предстанет в копии самого знаменитого украшения Елизаветы II — тиаре Girls of Great Britain and Ireland. Именно в ней Королева запечатлена на банкнотах и монетах.
3 костюма были выполнены непосредственно в Англии фирмой Angels Costumes, где шились наряды для британской постановки спектакля с Хелен Миррен, а также для сериалов «Корона», «Аббатство Даунтон», фильмов «Великий Гэтсби», «Анна Каренина», «Алиса в Стране Чудес» и многих других. Однако главную жемчужину королевского гардероба — её коронационное платье расшивали в Петербурге в мастерской «Пчела и Шнип».
Массивную и богато инкрустированную камнями корону для коронации тоже изготовили в России по образцам оригинала (буквально несколько дней назад канал BBC показал беседу с Елизветой II, в которой она вспоминает о своих ощущениях от этой короны — тяжела шапка Мономаха!).
Помимо атрибутов гардероба Королевы, в спектакле есть несколько важных элементов, придающих постановке реалистичность. Так, например, когда Её Величество перемещается из Букингемского Дворца в свою шотландскую резиденцию — Замок Балморал, появляется волынщик (Владимир Лазерсон, первый профессиональный музыкант, работающий с этим инструментом в России).
Появление корги тоже невозможно обойти стороной. Подготовка к постановке данного спектакля вдохновила Панфилова и Чурикову завести 3 собак этой породы. Они выбегают на сцену и преданно окружают Королеву. Они-то знают, что вечером увидят свою хозяйку уже без королевских париков и грима.
Но, если меня спросят, что же больше всего меня поразило в спектакле «Аудиенция», то я абсолютно точно выберу не внешние детали, а драматическую иллюстрацию удивительного свойства Елизаветы II — чувства собственного достоинства. Ирония роли Чуриковой в том, что не только она играет Королеву, но и сама Елизавета II должна в определённой степени быть актрисой. Приходящие к ней раз в неделю премьер-министры имеют бóльшие полномочия, чем она. По сути, каждый вторник в Букингемском Дворце разыгрывается маленький спектакль. Но Королева держит лицо. Полагаю, что не только для себя, но и для всей страны, ведь за игрой в монархию пристально следит весь мир.
При этом за фасадом уверенности и сдержанности скрывается обычная женщина. Например, ей хотелось следовать традициям, доступным простым смертным, и сделать приятное мужу — взять себе и дать их детям его фамилию Маунтбэттен. Но, как сама признается в одной из сцен, она весьма осознанно поставила долг служения Господу и родине выше супружества и материнства.
Инна Чурикова очень тонко и проницательно уловила образ Елизаветы II. Она передала широкий спектр разных эмоций: достоинство, робость, смятение, непреклонность, простоту и самоиронию. Честно говоря, когда я смотрю на настоящую Королеву в костюмах неоновых расцветок, я всегда думаю, что эта женщина точно знает, что «вся наша жизнь — игра». И так ли важно быть серьёзным в обстоятельствах, которые некоторые называют фарсом?!
Текст –мой
Как я побывала на аудиенции у Её Величества Инны Чуриковой
19:05, 19 января 2018
Автор: mar_adentro
Комменты 71
Автор, спасибо за хороший пост!
Дорогой Автор. Вы редчайший талант. Высоко. Давно так тексты не вовлекали. Спасибо.
+70000 за вашу замечательную рецензию! Чурикова одна из любимейших моих актрис. посчастливилось видеть ее в театре дважды : в Чайке'' и ''Всё оплачено''. Но это было уже более 10 лет назад ( Инне Михайловне здоровья и долгих лет!
Как чудесно написано! Теперь Обязательно пойду)
Талантливая артистка , но своеобразная весьма , когда то когда ее муж Глеб Памфилов только собирался снимать Начало , а ему не давали , Инна ходила в минкульт и говорила , что наложит на себя руки , если ей не дадут сыграть эту роль .