Иллюстрация к статье

Всем привет!

Предлагаю отвлечься немного от "Анжелики" и обратить внимание на наш отечественный кинематограф. :-)

Просто не могу не написать о "Служебном романе", ведь 26 октября 2017 года ленте Эльдара Рязанова исполнилось 40 лет! 

Честно говоря, я всё ждала, что кто-нибудь из блогеров "Сплетника" сделает пост об этом замечательном фильме, но так и не дождавшись, взялась сама осветить юбилей замечательной картины!

Очень люблю этот фильм; даже больше не менее знаменитой "Иронии Судьбы", без которой трудно представить новогоднюю ночь!

Люблю его за всё: за великолепный актёрский состав, чудесную музыку, проникновенные песни, прекрасную работу оператора и, конечно, талантливый сценарий! Фильм, который не надоедает смотреть, сколько бы его не демонстрировали; история, которая мало кого оставит равнодушным!

А знаете ли вы, что в основу сценария "Служебного романа" легла пьеса "Сослуживцы", написанная в 1971 году Эльдаром Рязановым совместно с Эмилем Брагинским, постоянным соавтором режиссёра. В том же году она была поставлена в Москве — в Театре им. Владимира Маяковского и в Ленинграде — в Театре комедии, а затем и в десятках провинциальных театров. Всюду "Сослуживцы" шли с неизменным успехом, который и побудил Рязанова снять на основе пьесы фильм; хотя непосредственным толчком, по свидетельству самого режиссёра, стала неудачная, на его взгляд, телепостановка комедии.

Андрей Мягков и Эльдар Рязанов на съёмках "Служебного романа"

Интересно, что почти все актёры, сыгравшие главные роли в этом фильме, так или иначе связаны с предыдущим проектом Эльдара Александровича - "Ирония судьбы, или с лёгким паром!"

К примеру, актриса Алиса Фрейндлих. Когда Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский отдавали пьесу "Ирония судьбы" в театр имени Ленсовета, обязательным условием было, что главную роль, Надю Шевелёву, в пьесе исполнит ведущая артистка Алиса Фрейндлих. Через некоторое время авторов пригласили на премьеру. В телефонном разговоре Брагинский поинтересовался тем, как в постановке играет Фрейндлих, на что ему ответили: "А она в вашей пьесе вообще не играет!" После такого Рязанов не поехал на премьеру, а в фильм по этой пьесе пригласить Фрейндлих уже не мог, так как на роль уже была утверждена Барбара Брыльска. Позже Рязанов решил, что за постановку следующей своей пьесы возьмётся только если роль Калугиной сыграет Алиса Бруновна. 

С Андреем Мягковым Рязанов не хотел расставаться после успеха той же "Иронии судьбы", правда, актёр поставил одно условие: все песни, написанные для главного героя Новосельцева, он исполнит самостоятельно. Дело в том, что Андрей Васильевич был недоволен тем, что в "Иронии" за него пел Сергей Никитин.

В итоге Эльдар Рязанов согласился на условие актёра, благодаря чему появились замечательные композиции в исполнении Мягкова: "В моей душе покоя нет" (реприза), "Облетают последние маки", "Нас в набитых трамваях болтает" и финальная песня, записанная в дуэте с Алисой Фрейндлих.

Светлана Немоляева пробовалась у Рязанова на роль Нади Шевелёвой в "Иронию судьбы", но не сложилось. Зато в "Служебном романе" в роли Ольги Петровны Рыжовой, близкой подруги Новосельцева и его коллеги по статистическому учреждению, режиссёр не видел никого, кроме Светланы Владимировны!

Олег Басилашвили на съёмочную площадку "Служебного романа" попал тоже после неудачи с "Иронией судьбы". Думаю, многие знают, что изначально Ипполита, респектабельного жениха Нади, должен был играть именно он. Но не смог из за трагедии в семье (во время съёмок умер отец Олега Валериановича).

Кадр со съёмок "Служебного романа": актриса Нелли Пшённая (жена Самохвалова), режиссёр Эльдар Рязанов и Олег Басилашвили

А Лия Ахеджакова приглянулась Рязанову в "Иронии" настолько, что он снимал её потом почти во всех своих фильмах!

Её героиня, секретарь Людмилы Прокофьевны Верочка, в пьесе "Сослуживцы" была молодой длинноногой красавицей. Но когда Рязанов и Брагинский писали сценарий для фильма, то Верочку они изменили под Ахеджакову. А так как внешне она сильно отличалась от длинноногих красоток, её персонажу от секретарши из пьесы досталось только то, что она слыла модницей. Так мы увидели бесподобную Лию Ахеджакову в роли законодательницы моды и наставницы Калугиной в вопросах женского флирта!

По словам Эльдара Рязанова, герою Андрея Мягкова - "товарищу Новосельцеву", Анатолию Ефремовичу, - специально налепили такие усики и очки в грубой оправе, чтобы в начале фильма он производил как можно большее впечатление "канцелярской крысы" и безынициативного недотёпы.

Сделать это было довольно непросто, так как за два года до этого актёр полюбился всей стране в роли лиричного романтика Жени Лукашина, но режиссёр изо всех сил старался как можно дальше увести нынешнего персонажа Мягкова от предыдущего.

Чтобы создать нужный образ немолодой и некрасивой Людмилы Прокофьевны, Алиса Фрейндлих вместе с Эльдаром Рязановым долго искали подходящую одежду. Так появились бесформенные пиджаки, непонятные юбки. Завершающую деталь нашли случайно - оператор Владимир Нахабцев принёс в студию старые очки отца и они идеально вписались в облик мымры.

https://gif2.mycdn.me/image?id=817040219735&t=44&plc=WEB&tkn=%2ASCY9SfdW7kQdk7GHxOaUXbmlLMY

Эпизод "романтического застолья" Калугиной и Новосельцева у неё дома с последующей попыткой Анатолия Ефремовича сделать Людмиле Прокофьевне "рационализаторское предложение" — исключительная импровизация Алисы Бруновны и Андрея Васильевича, сыгранная на высшем уровне актёрского мастерства. 

Дабы не превращать фильм в телевизионный спектакль с действием исключительно в помещениях (как, например, следующий фильм Рязанова "Гараж"), режиссёр решил "разбавлять" кадры внутри зданий видами бурлящей пешеходами и автомобилями Москвы, а также её красивыми пейзажами. 

А сцена, в которой зрителю показаны красоты заснеженной столицы, первоначально не планировалась. Однако каприз природы, случившийся в Москве 12 октября 1976 года, было решено снять и добавить в ленту, удлинив её на 3,5 минуты.

Лужнецкий мост и набережная Москвы-реки после снегопада 12 октября 1976 года. Кадр из фильма "Служебный роман".

Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения. Три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы:

Вход в учреждение и его фасад — это вход в бывший торговый дом Хомякова по адресу: улица Петровка, дом 3/6. Там находятся нынешнее Федеральное агентство морского и речного транспорта и ресторан «Большой».

Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной и Самохвалова, а также рабочий зал учреждения) были сооружены в павильонах Мосфильма.

Крыша с растениями — это крыша дома Нирнзее, находящегося по адресу: Большой Гнездиковский переулок, дом 10.

Создатели намеренно "поселили" героев в разных местах Москвы и Подмосковья, чтобы проследить маршрут движения каждого из дома на работу, а также подчеркнуть их социальный статус:

Людмилу Калугину — в "элитный" дом по адресу: Большая Никитская улица, дом 43 (фасад дома выходит на Скатертный переулок);

Юрия Самохвалова — на улицу Горького, в дом по соседству с Центральным телеграфом (центр Москвы).

Рядовых сотрудников "разместили" в спальных районах:

Новосельцева — в переулке Чернышевского;

секретаршу Верочку — на Чертановской улице;

Рыжову — в Подмосковье, на Ярославском направлении (в фильме мы видим кадры, снятые на платформе Лосиноостровская)

"Оклад у неё секретарский, а наряды сплошь заграничные. И как ей это удается - загадка!"

Благодаря многочисленным актёрским экспромтам было отснято намного больше материала, чем вошло в окончательный вариант фильма (почти на 3 серии). Например, из фильма был вырезан эпизод, в котором Шурочка (Людмила Иванова) после появления "ожившего" Бубликова несётся по коридорам статистического учреждения с криком:

 -Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам!

Разгневанный Бубликов идёт на неё с кулаками. Наконец Шура набирается смелости, выходит ему навстречу и восклицает:

- Да здравствует живой товарищ Бубликов!

Все аплодируют, а Бубликов в изумлении говорит:

- Товарищи, спасибо за всё!

Кстати, актриса Людмила Иванова на самом деле представляла местком в театре "Современник"!

А Олег Басилашвили не умел водить машину, хотя по роли его Самохвалов - владелец роскошного автомобиля (кажется, "Волги"). Олегу Валериановичу наняли автоинструктора, правда, курс обучения он пройти не успел: во время съёмок въехал в киоск "Союзпечать", сбил камеру. Но его не наказали и гонорара не лишили.

 

Экранный муж Верочки должен был присутствовать не только в эпизодах, когда героиня всё время разговаривает с ним по телефону. В первоначальном сценарии он был одним из основных персонажей фильма, тоже сотрудником "статистического учреждения" и по замыслу сценаристов должен был постоянно выяснять отношения с женой. На эту роль Рязанов утвердил Александра Фатюшина.

С ним было отснято много материала, например, как они с Верочкой спорили о том, рожать ли им ребёнка, или как супруги уезжали после работы на мотороллере. Но из-за травмы глаза Фатюшин не смог сниматься, и, увы, эпизоды на вошли в окончательную версию "Служебного романа"! И даже "голос в трубке" принадлежит Олегу Басилашвили, а не Александру Фатюшину.

Актёр Александр Фатюшин, муж Верочки, всё же мелькает пару раз в "Служебном романе"

Бронзовый Пегас, которого переносит Новосельцев, ранее был задействован в фильме Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука". Он же показан в фильмах "Формула любви" Марка Захарова, и "Старый Новый год" Наума Ардашникова и Олега Ефремова. Позже эта же статуэтка появится в фильме Владимира Меньшова "Ширли-мырли", снятом в 1995 году.

https://gif1.mycdn.me/image?id=817040215895&t=44&plc=WEB&tkn=%2AiSsoL0YIStOYENwTZn8VnvUOVHQ

И, конечно, мне хочется рассказать о прекрасной музыке, сопровождающей ленту!

Слова музыкальной визитной карточки "Служебного романа" – песни "У природы нет плохой погоды" были написаны самим Эльдаром Рязановым. По его словам, он перебрал массу вариантов стихов известных поэтов, но ничего не нашёл. Чтобы не смущать композитора фильма Андрея Петрова, он передал их ему под видом работы английского поэта Уильяма Блейка. Тот "подлога" не почувствовал. В следующем году песня стала лауреатом фестиваля Песня-78!

Обложка пластинки с музыкой к фильму

А ещё в одном из эпизодов зритель слышит проникновенное стихотворение Беллы Ахмадулиной, которое читает Светлана Немоляева:

О мой застенчивый герой, 
Ты ловко избежал позора. 
Как долго я играла роль, 
Не опираясь на партнера.

К проклятой помощи твой 
Я не прибегнула ни разу. 
Среди кулис, среди теней 
Ты скрылся, незаметный глазу.

А в этом сраме я бреду. 
Я шла пред публикой жестокой. 
Вся на виду, вся на виду, 
Вся в этой роли одинокой.

О, как ты загадал, партнер, 
Ты не прощал мне очевидность 
Бесстыжую моих потерь, 
Моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада 
Напиться из моей печали. 
Одна, одна! Среди стыда 
Стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе 
Герой действительный не виден 
Герой! Как боязно тебе! 
Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль — моя лишь роль. 
Я проиграла в ней жестоко. 
Вся наша боль — моя лишь боль. 
А сколько боли, сколько, сколько!

Помните?

В то время данное стихотворение Ахмадулиной "О, мой застенчивый герой..." являлось неизданным, поэтому актриса Светлана Немоляева долгое время переписывала его поклонникам от руки. А история с письмами Ольги Петровны Рыжовой к Юрию Григорьевичу Самохвалову - реальная, только имена прототипов создатели фильма решили не раскрывать.

Премьера новой ленты Эльдара Рязанова состоялась в Москве 26 октября 1977 года. "Служебный роман" сразу стал одним из самых популярных советских фильмов, а также лидером проката 1978 года - его посмотрело свыше 58 млн зрителей!

В 1979 году лирическая комедия была удостоена Государственной премии РСФСР. 

"Служебный роман" очень полюбился зрителю и его тут же стали разбирать на цитаты, которые живы и по сей день!

"Лично я хожу на службу только потому, что она меня облагораживает."

https://gif1.mycdn.me/image?id=817040473943&t=44&plc=WEB&tkn=%2AD7Cwglw8qs1b9shj8R_8D0JLoes

"— Очень хочется произвести на вас приятное впечатление.
— Вам это удалось… уже.
— Усилить хочется."

"— Вы купили новые сапоги, Вера?
— Да вот ещё не решила, Людмила Прокофьевна. Вам нравится?
— Очень вызывающие, я бы такие не взяла. А на вашем месте интересовалась бы сапогами не во время работы, а после неё.
— Значит, хорошие сапоги, надо брать!"

"— Мы Вас любим. В глубине души, где-то очень глубоко."

"Ну вон же она сидит, в жутких розочках!"

"— Не бейте меня по голове, это моё больное место!
— Это ваше пустое место!"

"- Она не женщина, она директор."

"- А ты не стой, ты сядь!"

"— Плохо учились в школе? Я так и знала, что вы — бывший двоечник!
— Оставим в покое моё тёмное прошлое."

https://gif3.mycdn.me/image?id=817040236887&t=44&plc=WEB&tkn=%2AWDi_2CFpo6igXOnD7ph5YovJVJ0

И, конечно, 

"Так я теперь буду выглядеть всегда!"

https://gif1.mycdn.me/image?id=817040226135&t=44&plc=WEB&tkn=%2AWAexDd5UfhG02EOF5xdtR330T5g

Уверена, что фильм будет жить в сердцах людей ещё много-много лет! Равно как и все те талантливые люди, принимавшие участие в его создании!

С юбилеем, любимый "Служебный роман"!

Благодарю за внимание!

А вы любите этот фильм? Сколько раз его смотрели? Я, наверное, раз десять, не меньше!)))

Обновлено 17/11/17 19:00:

Если позволите, ещё немного моих мыслей по поводу фильма.

В "Служебном романе" нам фактически рассказываются две любовные истории: одна - Людмилы Прокофьевны Калугиной и Анатолия Ефремовича Новосельцева, а вторая - Ольги Петровны Рыжовой и Юрия Григорьевича Самохвалова. И если первая заканчивается хорошо, то вторая - довольно печальная, без хэппи энда.

Сколько не смотрю фильм, а мне всегда очень жаль героиню Светланы Немоляевой. По-моему, Самохвалов поступил с ней крайне жестоко: сначала флиртовал, делал комплименты, а потом... сделал письма Рыжовой достоянием всего коллектива! Каково же было героине слышать сплетни и насмешки за спиной!

Кстати, в этой истории замечательно повела себя Людмила Прокофьевна: отчитала Самохвалова за его поступок с письмами, что говорит о том, что на самом деле вовсе не Калугина сухая и чёрствая, а кое кто другой. А уж Новосельцев и подавно поступил как настоящий друг: вступился за Рыжову, не опасаясь за своё служебное положение.

И ещё, меня до сих пор мучает вопрос: неужели Ольга Петровна совсем-совсем не любила своего мужа (того самого, который вечно болеет и лечится в санаториях)?

И какой же смелой надо быть, чтобы решиться открыть свои чувства женатому человеку будучи тоже несвободной, тем более в то советское время, когда понятия морали и нравственности были несколько иными, чем сейчас...

В общем, в фильме столько совершенно разных человеческих историй! Столько неподдельных эмоций, переживаний! 

 

Обновлено 18/11/17 00:02:

Ещё одно маленькое, но важное дополнение! 

Сегодня, 18 ноября, Эльдару Александровичу Рязанову исполнилось бы 90 лет! У кого есть желание, давайте в этот день обязательно посмотрим какой-нибудь любимый фильм замечательного режиссёра! (А уж какой фильм, пусть каждый выберет сам!) 

Эльдар Александрович, спасибо Вам за Ваши шедевры! 

А ещё спасибо пользователю сайта под ником Natalia-Natalia, которая первой поделилась новостью о грядущем юбилее Эльдара Рязанова!

 

383
0
Блоги

Фильму "Служебный роман" 40 лет!

18:32, 17 ноября 2017

Автор: Mademoiselle_Anastasia

Комменты 158

Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален