Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Я принадлежу тому поколению зрителей, для которых имя Эркюля Пуаро неотделимо от образа, созданного британским актёром Дэвидом Суше. В череде свежеиспечённых латиноамериканских теленовелл в середине 90-х британский детективный сериал про Пуаро был глотком ободряющего английского воздуха. На фоне яркой палитры Дикого ангела и Вавилонской башни приглушённые, словно показанные через пыльное стекло кадры про расследования убийств талантливым детективом-бельгийцем казались винтажной находкой. 

Моя подготовка к походу в кинотеатр на Убийство в Восточном Экспрессе заключалась не в перечитывании романа Агаты Кристи, а в просмотре одноимённого фильма образца 1974 года выдающегося Сидни Люмета.

Редкая картина может похвастаться ансамблем из Лорен Бэколл, Ванессы Редргейв, Ингрид Бергман, Жаклин Биссет и Шона Коннери. Однако мне потребовалось время, чтобы свыкнуться с кинематографической реальностью: Пуаро ­– это не всегда Дэвид Суше. В данном фильме его достойно исполнил Альберт Финни. Его игру одобрила сама Агата Кристи, которая успела посмотреть фильм незадолго до своей смерти. 

Кеннет Брана поставил для таких зрителей, как я, новую подножку – в его экранизации не будет не только привычного Дэвида Суше, но и самых знаковых черт героя-детектива. Исчезнет низкорослость, комичная пухлость, чёрные набриолиненные волосы (которые по ночам Пуаро аккуратно прячет под сетчатую шапочку) и забавная старомодность. Сыщик пройдёт через голливудский апгрейд и явится перед нами в виде высокого, статного, седовласого, не лишённого сердечных тайн, Кеннета Брана с добрыми и светлыми глазами. 

Где режиссёр придерживается заветов прошлого, так это в актёрском составе. Как и Люмет, он сажает в Восточный Экспресс самых звёздных пассажиров нового времени.

Признаюсь честно – на любой каст, в котором значатся более 2 заслуженных актёров, я реагирую с опаской и подозрением – не призван ли такой искрящийся актёрский состав отвлечь внимание зрителя от не самого сильного сценария? 

А сценарий действительно имеет проблемы с опорно-двигательной системой, хромает заметно. Но давайте по порядку. 

Начало фильма вполне можно назвать достойным. Он открывается эпизодом в Иерусалиме, который, видимо, был придуман, чтобы заверить новое поколение зрителей в способностях мсьё Пуаро разгадывать преступления – мало ли они и знать не знают, что его таланту некая Агата Кристи посвятила более 33 рассказов. 

Своё во многом новое прочтение Эркюля Пуаро Кеннет Брана преподносит с шармом и аристократической харизмой. Если герой Дэвида Суше был способен покорить женскую часть аудитории только своим несравненным устройством ума, то герой Брана располагает к себе ещё и внешними данными. 

Динамика и юмор первых кадров напомнили мне стилистику Гая Ричи в «Шерлоке Холмсе» и даже Уэса Андерсона в «Отеле Будапешт». Что же до палитры, то она колеблется между фирменным почерком База Лурмана и Роба Маршалла. 

Первый серьёзный сбой происходит, когда в кадр попадает мчащийся на всех парах Восточный Экспресс. Внутри одного из вагонов вот-вот должно произойти преступление, а тем временем мы должны любоваться сгенерированными компьютером, заснеженными пейзажами под ослепляющим светом от прожектора и фар на махине поезда. Где-то я уже это видела. Ах, да, то был детский анимационный фильм «Полярный экспресс» Роберта Земекиса. 

Только в данном случае вместо невинного мальчика, спешащего к Санта Клаусу в канун Рождества, в поезде оказываются представители знати, у каждого из которой найдутся мотивы совершить убийство своего попутчика (Джонни Деппа). 

Удивительно дело – в числе подозреваемых значатся и Джуди Денч, и Пенелопа Крус, и горячо мной любимая Мишель Пфайфер, и Уиллем Дефо, но их игра оставляет совершенно равнодушной. Почему? Потому что им отведены очень обрывистые и скомканные партии. Раскрытие этих героев, узнавание интересных деталей их жизни, значимых для расследования, должно происходить во время их индивидуального допроса. В этом отношении экранизация 1974 года может служить образцом. Каждый допрос – тонкий психологический портрет подозреваемого. В ответах героев только Пуаро может нащупать ложь. Зритель до самого конца не знает, кто виноват, но при этом имеет достаточно полную картину происходящего. В версии фильма Кеннета Брана, напротив, показания героев зачастую становятся крайне эмоциональными, самообличающими, но совершенно не информативными. И всякий раз, когда герой Пуаро появляется после такого допроса с новым выводом, это выглядит так, что он украдкой от зрителя достал свой ноутбук и погуглил интересующий его вопрос. Мотивы преступления и связь убийства в поезде с трагедией, произошедшей 5 лет назад в США, являются привилегированным знанием одного лишь Эркюля Пуаро. Зрителя лишают малейшей возможности стать соучастником этого расследования. 

Но самое досадное заключается в пририсованных характеристиках героев, которые являются плодом воображения сценариста (или самого режиссёра?) и не имеют никакого отношения к произведению Агаты Кристи. Да, я сама виновата, что ранее посмотрела экранизацию Сидни Люмета, в которой, допустим, роль вспыльчивого, но благородного графа Рудольфа Андрени исполняет Майкл Йорк, а его застенчивую жену Елену – утончённая Жаклин Биссет. В нынешней версии герой Андрени имеет не только титул графа и дипломатический паспорт, но и танцевальную карьеру, сочетающуюся с излишней агрессивностью. У меня вопрос – на такую фантазию создателей фильма вдохновил танцор-бунтарь Сергей Полунин? Поэтому ему досталась эта роль? Ещё до того, как сесть на злосчастный поезд, он демонстрирует приёмы Джеймс Бонда, обыгранные в манере Михаила Барышникова.

Далее, уже в пути, он выпустит свой пыл и на самого Пуаро. Его игру я бы назвала самой слабой. Жену его персонажа, графиню Елену Андрени в развязной манере исполнит молодая актриса Люси Бойнтон. На вопрос Пуаро – как же они познакомились, следует обескураживающий своей эпичной бредовостью ответ – графиня танцевала в кордебалете. Странно, а я думала, она баловалась канканом в каком-нибудь третьесортном кабаре.

Для темнокожего актёра Лесли Одома тоже пришлось идти на заметные корректировки персонажа из оригинального произведения Агаты Кристи. От полковника Арбэтнота (Шон Коннери в экранизации 1974 года) останется лишь фамилия. В новой версии Арбэтнот – врач. Этот персонаж, как и герой Полунина, отличается стремлением применять силу и норовит застрелить Эркюля Пуаро. 

В итоге от чрезмерной темпераментности некоторых действующих лиц создаётся ощущение циркового представления, которое противоречит хладнокровно-сдержанной манере аристократических кругов, описанных Агатой Кристи. 

Чашу моего терпения переполнила сцена развязки, где Пуаро созвал всех 12 подозреваемых не в вагон-ресторан, а за стол, выставленный перед туннелем, у которого остановился поезд из-за снежного завала. Особые ракурсы прямолинейно отсылают, уж простите, к евангельской теме «Тайной Вечери». Если после фильма Даррена Аронофски «Мама» ещё можно пускаться в поиск глубинной философии и символики, то здесь использование таких отсылок свидетельствует о растерянности режиссёра и его слабом представлении о том, что самостоятельный жанр детективной истории не нуждается в излишнем декорировании. 

Когда до конца фильма оставалось 20-30 минут я заметила, что в зале подобно светлячкам стали зажигаться экраны телефонов – проверяя время, зрители сигнализировали о потере интереса к происходящему. Мне самой было скучно, а из-за этого и обидно. Очень хотелось увидеть интригу и загадку, тем более, что сам режиссёр в нескольких интервью обещал много сюрпризов. Видимо, под сюрпризами Брана подразумевал диснеевские спецэффекты и коробочку конфет Godiva, при виде которой мне показалось, что нас пригласили на рекламную паузу. Но главный бонус ждёт зрителя в последние 5 минут фильма. Нас заблаговременно предупреждают о том, что Пуаро в исполнении Брана только начинает свой путь. Не успел он сойти с поезда на своей станции, а к нему уже с телеграммой – вас ждут в Египте. Восточный экспресс уступает место смерти на Ниле. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Убийство в "Восточном Экспрессе" или как можно разочаровать зрителя

12:40, 10 ноября 2017

Автор: mar_adentro

Комменты 192

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Подождите...