Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Я принадлежу тому поколению зрителей, для которых имя Эркюля Пуаро неотделимо от образа, созданного британским актёром Дэвидом Суше. В череде свежеиспечённых латиноамериканских теленовелл в середине 90-х британский детективный сериал про Пуаро был глотком ободряющего английского воздуха. На фоне яркой палитры Дикого ангела и Вавилонской башни приглушённые, словно показанные через пыльное стекло кадры про расследования убийств талантливым детективом-бельгийцем казались винтажной находкой.
Моя подготовка к походу в кинотеатр на Убийство в Восточном Экспрессе заключалась не в перечитывании романа Агаты Кристи, а в просмотре одноимённого фильма образца 1974 года выдающегося Сидни Люмета.
![](http://i013.radikal.ru/1711/25/de7bb2920684.jpg)
Редкая картина может похвастаться ансамблем из Лорен Бэколл, Ванессы Редргейв, Ингрид Бергман, Жаклин Биссет и Шона Коннери. Однако мне потребовалось время, чтобы свыкнуться с кинематографической реальностью: Пуаро – это не всегда Дэвид Суше. В данном фильме его достойно исполнил Альберт Финни. Его игру одобрила сама Агата Кристи, которая успела посмотреть фильм незадолго до своей смерти.
![](http://i057.radikal.ru/1711/75/9dbcd4c00c0c.jpg)
Кеннет Брана поставил для таких зрителей, как я, новую подножку – в его экранизации не будет не только привычного Дэвида Суше, но и самых знаковых черт героя-детектива. Исчезнет низкорослость, комичная пухлость, чёрные набриолиненные волосы (которые по ночам Пуаро аккуратно прячет под сетчатую шапочку) и забавная старомодность. Сыщик пройдёт через голливудский апгрейд и явится перед нами в виде высокого, статного, седовласого, не лишённого сердечных тайн, Кеннета Брана с добрыми и светлыми глазами.
![](http://s019.radikal.ru/i641/1711/2e/8312f8879de0.jpg)
Где режиссёр придерживается заветов прошлого, так это в актёрском составе. Как и Люмет, он сажает в Восточный Экспресс самых звёздных пассажиров нового времени.
![](http://s41.radikal.ru/i094/1711/a7/58e6ad06e831.jpg)
Признаюсь честно – на любой каст, в котором значатся более 2 заслуженных актёров, я реагирую с опаской и подозрением – не призван ли такой искрящийся актёрский состав отвлечь внимание зрителя от не самого сильного сценария?
А сценарий действительно имеет проблемы с опорно-двигательной системой, хромает заметно. Но давайте по порядку.
Начало фильма вполне можно назвать достойным. Он открывается эпизодом в Иерусалиме, который, видимо, был придуман, чтобы заверить новое поколение зрителей в способностях мсьё Пуаро разгадывать преступления – мало ли они и знать не знают, что его таланту некая Агата Кристи посвятила более 33 рассказов.
Своё во многом новое прочтение Эркюля Пуаро Кеннет Брана преподносит с шармом и аристократической харизмой. Если герой Дэвида Суше был способен покорить женскую часть аудитории только своим несравненным устройством ума, то герой Брана располагает к себе ещё и внешними данными.
Динамика и юмор первых кадров напомнили мне стилистику Гая Ричи в «Шерлоке Холмсе» и даже Уэса Андерсона в «Отеле Будапешт». Что же до палитры, то она колеблется между фирменным почерком База Лурмана и Роба Маршалла.
Первый серьёзный сбой происходит, когда в кадр попадает мчащийся на всех парах Восточный Экспресс. Внутри одного из вагонов вот-вот должно произойти преступление, а тем временем мы должны любоваться сгенерированными компьютером, заснеженными пейзажами под ослепляющим светом от прожектора и фар на махине поезда. Где-то я уже это видела. Ах, да, то был детский анимационный фильм «Полярный экспресс» Роберта Земекиса.
![](http://s019.radikal.ru/i608/1711/32/f8262ffcc403.jpg)
Только в данном случае вместо невинного мальчика, спешащего к Санта Клаусу в канун Рождества, в поезде оказываются представители знати, у каждого из которой найдутся мотивы совершить убийство своего попутчика (Джонни Деппа).
![](http://s018.radikal.ru/i528/1711/ae/16a2b7f12a3a.jpg)
Удивительно дело – в числе подозреваемых значатся и Джуди Денч, и Пенелопа Крус, и горячо мной любимая Мишель Пфайфер, и Уиллем Дефо, но их игра оставляет совершенно равнодушной. Почему? Потому что им отведены очень обрывистые и скомканные партии. Раскрытие этих героев, узнавание интересных деталей их жизни, значимых для расследования, должно происходить во время их индивидуального допроса. В этом отношении экранизация 1974 года может служить образцом. Каждый допрос – тонкий психологический портрет подозреваемого. В ответах героев только Пуаро может нащупать ложь. Зритель до самого конца не знает, кто виноват, но при этом имеет достаточно полную картину происходящего. В версии фильма Кеннета Брана, напротив, показания героев зачастую становятся крайне эмоциональными, самообличающими, но совершенно не информативными. И всякий раз, когда герой Пуаро появляется после такого допроса с новым выводом, это выглядит так, что он украдкой от зрителя достал свой ноутбук и погуглил интересующий его вопрос. Мотивы преступления и связь убийства в поезде с трагедией, произошедшей 5 лет назад в США, являются привилегированным знанием одного лишь Эркюля Пуаро. Зрителя лишают малейшей возможности стать соучастником этого расследования.
Но самое досадное заключается в пририсованных характеристиках героев, которые являются плодом воображения сценариста (или самого режиссёра?) и не имеют никакого отношения к произведению Агаты Кристи. Да, я сама виновата, что ранее посмотрела экранизацию Сидни Люмета, в которой, допустим, роль вспыльчивого, но благородного графа Рудольфа Андрени исполняет Майкл Йорк, а его застенчивую жену Елену – утончённая Жаклин Биссет. В нынешней версии герой Андрени имеет не только титул графа и дипломатический паспорт, но и танцевальную карьеру, сочетающуюся с излишней агрессивностью. У меня вопрос – на такую фантазию создателей фильма вдохновил танцор-бунтарь Сергей Полунин? Поэтому ему досталась эта роль? Ещё до того, как сесть на злосчастный поезд, он демонстрирует приёмы Джеймс Бонда, обыгранные в манере Михаила Барышникова.
![](http://s018.radikal.ru/i504/1711/8a/1e7f269b8bdb.jpg)
Далее, уже в пути, он выпустит свой пыл и на самого Пуаро. Его игру я бы назвала самой слабой. Жену его персонажа, графиню Елену Андрени в развязной манере исполнит молодая актриса Люси Бойнтон. На вопрос Пуаро – как же они познакомились, следует обескураживающий своей эпичной бредовостью ответ – графиня танцевала в кордебалете. Странно, а я думала, она баловалась канканом в каком-нибудь третьесортном кабаре.
Для темнокожего актёра Лесли Одома тоже пришлось идти на заметные корректировки персонажа из оригинального произведения Агаты Кристи. От полковника Арбэтнота (Шон Коннери в экранизации 1974 года) останется лишь фамилия. В новой версии Арбэтнот – врач. Этот персонаж, как и герой Полунина, отличается стремлением применять силу и норовит застрелить Эркюля Пуаро.
В итоге от чрезмерной темпераментности некоторых действующих лиц создаётся ощущение циркового представления, которое противоречит хладнокровно-сдержанной манере аристократических кругов, описанных Агатой Кристи.
Чашу моего терпения переполнила сцена развязки, где Пуаро созвал всех 12 подозреваемых не в вагон-ресторан, а за стол, выставленный перед туннелем, у которого остановился поезд из-за снежного завала. Особые ракурсы прямолинейно отсылают, уж простите, к евангельской теме «Тайной Вечери». Если после фильма Даррена Аронофски «Мама» ещё можно пускаться в поиск глубинной философии и символики, то здесь использование таких отсылок свидетельствует о растерянности режиссёра и его слабом представлении о том, что самостоятельный жанр детективной истории не нуждается в излишнем декорировании.
Когда до конца фильма оставалось 20-30 минут я заметила, что в зале подобно светлячкам стали зажигаться экраны телефонов – проверяя время, зрители сигнализировали о потере интереса к происходящему. Мне самой было скучно, а из-за этого и обидно. Очень хотелось увидеть интригу и загадку, тем более, что сам режиссёр в нескольких интервью обещал много сюрпризов. Видимо, под сюрпризами Брана подразумевал диснеевские спецэффекты и коробочку конфет Godiva, при виде которой мне показалось, что нас пригласили на рекламную паузу. Но главный бонус ждёт зрителя в последние 5 минут фильма. Нас заблаговременно предупреждают о том, что Пуаро в исполнении Брана только начинает свой путь. Не успел он сойти с поезда на своей станции, а к нему уже с телеграммой – вас ждут в Египте. Восточный экспресс уступает место смерти на Ниле.
![](http://s16.radikal.ru/i191/1711/55/0d4f6b5073a6.jpg)
Убийство в "Восточном Экспрессе" или как можно разочаровать зрителя
12:40, 10 ноября 2017
Автор: mar_adentro
Комменты 192
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален