Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Продолжаем про семью, вот тут предыдущая серия (и ссылки на остальные материалы по теме).
http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/150012_pod-znakom-n-semya-napoleona-chast-3-sestry-myurat
Итак, Каролина и Мюрат... Точнее, уже больше Мюрат. Потому что понять интриги Каролины и Иоахима, их амбиции, их особое положение - невозможно без описания военной стороны вопроса, т.е. военных достижений (и провалов) Мюрата.
Вы будете смеяться, но это не конец... Пост обрезается, все не влезает.
Я прервала рассказ о военной карьере Мюрата на том счастливом моменте, когда он вернулся из Египта вместе с Наполеоном и поучаствовал в перевороте 18 брюмера, в результате которого Наполеон стал Первым консулом.
Потом женитьба на Каролине, 4 сладких-сладких медовых месяцев, и он уезжает с Наполеоном в Италию.
Идет 1800-й год. Второй Итальянский поход Наполеона.
Что это такое? Это война Второй коалиции: Австрия и Англия, немного России, плюс разная мелкая шушера (королевство обеих Сицилий, повстанцы с Мальты и т.д.).
Почему Наполеону нужно было идти в Италию? Все просто: война Второй коалиции шла уже больше 2 лет (с 1798 года) при активном участии России. Павел I отправил Суворова в Италию, где тот разбил Массена и почти разбил Моро. Потом Россия задружилась с Францией (собственно, это один из самых странных мифов - что Наполеон адски хотел с нами воевать, он на самом деле всегда хотел с нами дружить... с Павлом I он, например, быстро договорился, и Россия вышла из коалиции).
Выйти-то вышла - а вот результаты успехов союзникам оставила. И ими во всю пользовались австрийцы. Поэтому надо было, так сказать, во всю мощь дать понять австрийцам, что Франция сейчас все отобьет назад.
Поэтому на северном направлении Австрию бил генерал Моро (и блестяще разбил австрияков при Гогенлиндене).
Но Мюрат-то был при Наполеоне, а Наполеон пошел на юг - в Италию.
Все начинается с перехода через Альпы.

Давид видел переход через перевал Сен-Бернар - так.

Деларош - вот так (чести ради: Давид был придворным художником, а Деларош писал тогда, когда уже можно было добавить реализма).

...зашел в гости к монахам монастыря на этом самом Сен-Бернаре.
Затем они вступили в Милан.
Затем была битва при Маренго.

Наполеон при Маренго.
Суть победы при Маренго заключалось в том, что Наполеон, которого неожиданно настигли австрицы при общей растянутости французских сил (т.е. австрийцы сгруппировались, а французы - нет) - сумел заманить австрияков "вклубь", где их встретила артиллерия, что позволило перевернуть ход битвы.
Я не буду подробно описывать Маренго и всю кампанию, потому что в этом походе Мюрат в общем-то не особо прославился, хотя в битве при Маренго (14 июня 1800 г.) - "его одежда была пронизана пулями". В любом случае - для раскрытия характера Мюрата этот поход - не особо важен.
Хотя... В своем рапорте он отметит героизм своего подчиненного - будущего генерала Келлермана, другого выдающегося кавалериста того времени.
Важно сказать, что Мюрат вообще отличался тем, что, составляя рапорты, всегда старался приуменьшить роль других героев - и преувеличить свою. Это было всегда. Его "жест" по отношению к Келлерману - редкое исключение.
А еще во Втором Итальянском походе начинает обрисовываться особое положение, которое будет отныне и впредь занимать Мюрат при Наполеоне.
После Второго Итальянского похода Наполеон начинает формировать то, что получит название "Великая Армия" - это огромное воинское формирование, состоящее из 7 корпусов , а так же отдельно - Гвардии (10-15 тысяч), и отдельно - резервной кавалерии (20 тысяч).
Мюрат становится начальником как раз резервной кавалерии.
Поясню: каждый корпус - это тоже примерно 20-25 тысяч. Но это небольшая армия: главнокомандующий (маршал), штаб (глава штаба, адъютанты), подразделения пехоты, своей кавалерии и артиллерии под руководством генералов (а так же свое интендантство, свое маркитантство, лазарет и т.д.).
Так вот у Мюрата будет де-факто корпус, состоящий чисто из кавалерии. Зачем нам пехота? Нет, нам пехота не нужна.
Я поясню еще проще. Выходит, что Мюрат, с одной стороны, командует привилегированным соединением, не обремененным общеармейскими задачами, а с другой стороны - ему общеармейские задачи... не доверяют.
Т.е. ходить в разведку, преследовать неприятеля, навязывать ему бой, атаковать отступающих и, само собой, участвовать в сражениях - это пожалуйста.
Но командование пехотой (пехота - это "соль" любой армии) - Мюрату никогда не поручат (да, он и не стремился, не заботясь о том, чтобы стать "серьезным" военачальником).
Еще после Второго Итальянского похода Мюрат начинает уже по-настоящему забивать на правила "дресс-кода". Именно после получения под командование специально под него сформированного кавалерийского подразделения - Мюрат начинает зажигать по игре окончательно. Он ведь теперь глава уникального подразделения, а значит - и форма должна быть у него уникальной. Перья? Больше перьев! Бахрома? Тащите! Зеленое-синее-красное разом? Беру! А если вот такой вот - но с бубенчиками? С перламутровыми пуговицами? Есть? Дайте сразу... три!

Собственно, султан из перьев и лиапердовая (или тигриная) шкура вместо попоны (потника) на лошади - стали главными чертами "большого мюратовского стиля". Добавьте сюда еще и богатую упряжь, необычный мундир (он отдавал предпочтение гусарскому стилю - доломаны и ментики... хотя так-то резервная кавалерия была в основном "тяжелой" - кирасиры). Ну и как там было? "Скуластое лицо, особенная стать - вот вам гасконца облик без изъянаааа!"

Нарядненько!

Мне в этом? В однобортном? Да вы с ума сошли - в однобортном давным-давным никто не воюет! Безобразие! Война на пороге - а мы не готовы! Мы не готовы к войне!!!
Герцог из "Мюнхгаузена" очень бы понял Мюрата, доведись им встретиться)!
Наконец, как я писала уже, 19 мая 1804 года, на следующи день после провозглашения Наполеона императором французов, Мюрат в числе 18 французских генералов становится маршалов Франции.
А в начале 1805 года Наполеон жалует ему титул принца Империи (женился удачно) и... звание Великого адмирала Франции.
Т.е. Мюрат, который никогда не командовал никаким флотом - Великий адмирал!
Но ничего, он ни секунды не усомнился в том, что он - Великий адмирал. И даже придумал себе специальный наряд для этой должности. Вот портрет в нём.

Нет, ну а чо? Вон там сзади даже мачты кораблей виднеются - чем не адмирал?
Но а потом - Война третьей коалиции. Все просто: воюем с Австрией и Россией. И Англией: Англия воюет на море (произойдет знаменитая Трафальгарская битва, в которой погибнет Нельсон), а так же щедро спонсирует сражения на суше (это большая была политическая победа Англии - они сумели раздухарить Россию и Австрию, которые пошли на Наполеона - и тем самым был сорван план по переправе через Ла Манш и высадке в Англии).
Плюс где-то там в арьергарде Пруссия собирается воевать...
Это все - чистый I том "Войны и мира" в полный рост.
И вот тут будет подробней про битвы.
К этому моменту особое положение Мюрата уже совершенно конкретно подбешивает большинство других маршалов.
Все они недолюбливают друг-друга, а иногда и просто враждуют. Наполеону это было на руку, он четко следил, чтобы не образовывалось никаких "альянсов" между маршалами.
Так что они будут всю дорогу соперничать, соревноваться, кляузничать друг на друга. Но... но стоит появиться Мюрату - все сразу коллективно дружат именно против Мюрата.

...Клубок единомышленников (найди Мюрата)... Рыжий - Ней, ниже седой Ланн, затем лысый Даву, затем блондин Бессьер, затем бровастый Мармон, дальше Мюрат, а в центре ехидно улыбается Массена.
Я лично убеждена, что не любили его абсолютно заслуженно. Но при этом я... все равно восхищаюсь Мюратом, который "держал удар", абсолютно не тушуясь, наоборот, все больше и больше раскатывая губу.
И как раз в 1805-м году, закончившимся для известного персонажа Толстого "высоким и чистым небом Аустерлица" - все это выплывет на поверхность.
Вот пример - окружение Ульма.
Против французов действуют австрийская армия под командованием Мака и русская под командованием Кутузова. Цель Наполеона - не дать им соединиться (иначе будет существенное численное превосходство над французами - почти в 2 раза).
Причем решение пришло к Наполеону спонтанно - Мак чуть-чуть выдвинулся вперед, и оказалось, что ряд французских корпусов находятся даже дальше Мака... И им, в общем-то прикольно так развернуться, чуть-чуть пройти назад - и зажать Мака, у которого около 70-80 тысяч (а у них в 2,5 раза больше).
Вот в этом смысл всей "ульмской операции".
Маршалы Ланн и Ней должны форсированным маршем (идти быстро, значит) завершить окружение фельдмаршала Мака под Ульмом. Их прикрывает Мюрат. Он же, формально, командует окружением.
Так вот Мюрат просто засыпал Нея и Ланна "почтительными" письмами, в которых постоянно давал им советы: быстрее идите, медленней, форсируйте, не форсируйте... Развернитесь, идите лесом... Но формально все вежливо: господин маршал, так и так, испытывая уважение к вашим заслугам, только ради пославшего меня Императора, вынужден заметить вам...
Ланн и Ней отбрехивались не менее почтительными письмами, мол, сударь, ваш совет очень кстати, но к сожалению, вельми понеже, так и так - выполнить ваши указания невозможно по объективным причинам...
При этом все втроем постоянно строчат жалобы в главный штаб Наполеону. И надо сказать, Наполеон давнооо уже все про маршалов понял - и для этого держал при себе главой штаба Бертье, который все эти жалобы друг на друга получал, сравнивал, а потом "в двух словах докладывал" выдавал "сухой остаток".
Думаю, что было это опять же как в фильме про Мюнъгаузена:
- Что происходит?
- Понятно чего, баронесса барона кроет...
- Чего говорит?
- Понятно чего. Псих, говорит, ненормальный. Врун несчастный.
- Чего хочет?
- Понятно чего: хочет, чтобы не бросал.
В итоге именно Мюрат, который сильно пыжился, добьется того, чтобы французы, ускорив движение, покинули ранее занятый ими левый берег Дуная и... откроют Маку лазейку для вывода войск.
Тогда случится знаменитый срач между Мюратом и Неем.
Ней, настаивавший на том, чтобы пока не покидать берег и не переходить, получает от Мюрата отповедь: "Я привык составлять свои планы в присутствии неприятеля!" (мол, уберите ваши бумажки с приказами, нам сказали - вперед, значит - вперед, неприятеля-то не видно).
Ну, они все переходят на правый берег, а на следующий день - на только что покинутом левом - уже полно австрийцев: укрепились и готовы сражаться, прикрывая отступление своих. Это происходит в районе деревни Эльхинген.
Ну, и тогда Мюрат все валит на Нея, а все в армии при этом знают, что Ней - не при делах.
Но Мюрат - родня и у него все равно только кавалерия, а выбивать австрицев из Эльхингена - это задача для корпуса с пехотой и артиллерией.
Короче, за Мюрата должен отдуваться Ней. И Ней, выходя из палатки Наполеона (а ему там дали понять, что от него ждут подвига - или можете не возвращаться, маршал), подходит к Мюрату и говорит: "Ну, чего, принц? Пойдемте составлять ваши планы в присутствии неприятеля?!"
И, не дожидаясь ответа от Мюрата, Ней садится на коня, дает шпоры ему и... берет обратно этот берег - при этом он лично стоял под сильнейшем огнем неприятеля, рядом с ним падали его адъютанты и офицеры, а он стоял и руководил - и сначала восстановил разрушенный мост, а потом еще и взял берег (и за это сражение он станет потом герцогом Эльхенгейнским - по месту сражения).

Вы же хотели про войну? Ну, получите про войну. С картами! Значит Ульм видим? Смотрим налево: там Рейн, перейдя который, французские корпуса двинулись вперед. Находим цифру VI - это корпус Нея (№ 6). Вот видите, как он шел, шел, дошел до Ульма, потом стрелка раздваивается: сначала он под нажимом Мюрата перешел Дунай (это более "правый", так сказать отрезок "раздвоения") и почти соединился с Ланном - вот где стрелка с цифрой V - это 5-й корпус Ланна. И над ними написано "Мюрат": это и есть Иоахим со своей кавалерией, который путался у них под ногами. А вот вторая часть "раздвоения" (более "левая) как раз и показывает суть подвига Нея - он вернулся через Дунай в первоначальную точку, выбил австрийцев с позиции и завершил окружение Мака в Ульме. Уф, понятно?
И все войска обходит история о перебранке перед боем при Эльхингейне - и все маршалы демонстративно поздравляют Нея, потому что он, конечно, довольно высокомерный и резкий парень, но он - "умыл" Мюрата.
Мюрат неплохо понимает, что его авторитет храбреца пошатнулся, т.к. нашелся храбрец, который почище его храбрец.
И потом признано, что именно Эльхингенское сражение - позволило победить Мака под Ульмом. В общем, Мюрат рвется в бой, а боя-то нет - потому что Мак сдается.
И происходит драматичнейший (и блистательнейший для Наполеона) эпизод: сдача Ульма.
Когда Наполеон и его маршалы (Ней, кстати, по правую руку, а Мюрат где-то позади - Наполеон сам расставил всех) принимают капитуляцию: из Ульма выходят войска и складывают свои знамена перед Бонапартием.
...вот так он и проторчал где-то на переферии всю сдачу.
И фельдмаршал Мак идет впереди своих войск.

Вот такая академическая огромная картина есть - "Сдача Ульма".

Увеличенный фрагмент. Кто стоит сразу за Наполеоном? Ней и, кажется, Бертье. А Мюрат так, для красоты нарисован живописцем в белой курточке.

Еще одна картина. Реально, это ведь небывалое дело - 70 000 войска сдались.
И Наполеон отпускает Мака под честное слово - чтобы он принес известие о своем позоре Кутузову.

Вот как это описывает Толстой в "Войне и мире":
— Нет известия от Мака? — спросил Козловский.
— Нет.
— Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
— Вероятно, — сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головою и с орденом Марии-Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
— Генерал-аншеф Кутузов? — быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
— Генерал-аншеф занят, — сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. — Как прикажете доложить?
Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
— Генерал-аншеф занят, — спокойно повторил Козловский.
Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что-то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят?

Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что-то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
— Vous voyez le malheureux Mack, — проговорил он сорвавшимся голосом.
Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.

"Вы видите перед собой несчастного Мака!"
Вот так вот дело было.
И Мак действительно несчастный - потому что его подвергнут суду, разжалуют, посадят в крепость...
35 лет беспорочной службы - и привет из-под Ульма. Зато попал в "Войну и мир".
Возвращаемся к Мюрату.
Итак, Мюрат рвется в бой, показать, что он вообще-то иго-го.
И случай ему быстро подворачивается.
Потому что к Маку на соединение шла не вся армия Кутузова целиком - а авангард под командованием Багратиона.

Наш военачальник! Петр Иванович!
И вот, когда стало ясно, что не с кем соединяться, Кутузов шустро разворачивается и идет назад, чтобы соединиться с другими австрийскими силами. И авангард Багратиона превращается в арьергард.
И в первый раз Мюрат встречает Багратиона у Амштетена. И Багратион быстро от него уходит. Тут бы Мюрату и броситься вслед за Багратионом, но нет... Мюрат чуть-чуть попреследовал Петра Ивановича со своей кавалерией, и развернулся - на Вену... Понимаете, он боялся, что все остальные возьмут Вену без него!
Наполеон был в ярости и написал Мюрату жутко злющее письмо. Хотя, опять же, по оценкам того времени. По сегодняшним меркам - так не письмо, а легкий выговор (ну, на Сплетнике срачи происходят в 10 раз более крепких выражениях).
Вот строчки из этого письма: «Любезный кузен, - писал император, - я не могу одобрить ваш способ наступать: вы несетесь, как какой-нибудь вертопрах, не вникая в данные мною приказы… вы получили приказ… преследовать русских, держа нож у их горла. Странная манера преследования – удаляться от них ускоренным маршем… вами руководствовало лишь мелочное тщеславие, забота о том, как первому войти в Вену. Нет славы там, где нет опасности; но нет ничего легче, чем войти в незащищенную столицу, особенно после победы маршала Даву, разгромившего и захватившего в плен остатки корпуса генерала Кинмайера, которыми командовал генерал Мерфельд…»
Т.е. опять - мимо славы пролетел Мюрат. Да еще ему и напоминают, что это все благодаря Даву...
Но зато в Вене-то уж он отличится. Правда не в одиночку, а в компании с Ланном.
Это будет подвиг-анекдот, который навсегда войдет в историю наполеоновских войн. И именно это введет в оборот то самое понятие "гасконада".
Ведь два лихих гасконца "на шару" захватили единственный из уцелевших Таборский мост через Дунай... При этом заминированный. При этом охраняемый и готовый к взрыву.

Крупнейшая афера в истории человечества, совершенная гасконцами (д'Артаньян с подвесками королевы нервно курит в сторонке).
Вот как это описано у Толстого (я позволила сразу в тексте вставить переводы французской речи).
— В этом-то и штука, — отвечал Билибин. — Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Все очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат, Ланн и Бельяр (мое примечание - Бельяр не был маршалом, он был генералом и служил под началом Мюрата), садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, — говорит один, — вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован и что перед ним грозный tête de pont (мостовое укрепление) и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Поедемте втроем и возьмем этот мост. — Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
— Полноте шутить, — грустно и серьезно сказал князь Андрей.
...
— Не шучу, — продолжал Билибин, — ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tête de pont. Они рассказывают ему тысячу гасконсних глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский батальон незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tête de pont. Наконец является сам генерал-лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, недаром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu’il n’y voit que du feu, et oublie celui qu’il devait faire, faire sur l’ennemi (перевод: что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который обязан был открыть против неприятеля). (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский батальон вбегает в tête de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, — продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, — это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с притворным удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, — говорит он, — и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C’est génial. Le prince d’Auersperg se pique d’honneur et fait mettre le sergent aux arrêts. Non, mais avouez que c’est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n’est ni bêtise, ni lâcheté…(Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость — не то что подлость…)
— C’est trahison peut-être (Быть может, измена), — сказал князь Андрей, живо воображая себе серые шинели, раны, пороховой дым, звуки пальбы и славу, которая ожидает его.
— Non plus. Cela met la cour dans de trop mauvais draps, — продолжал Билибин. — Ce n’est ni trahison, ni lâcheté, ni bêtise; c’est comme à Ulm… — Он как будто задумался, отыскивая выражение: — C’est… c’est du Mack. Nous sommes mackés (Также нет. Это ставит двор в слишком дурное положение. Это ни измена, ни подлость, ни глупость; это как при Ульме, это… это маковщина. Мы обмаковались), — заключил он чувствуя, что он сказал un mot, и свежее mot, такое mot, которое будет повторяться.
Все так и было. Они пришли туда, всех очаровали, заболтали, картинно уселись на пушки... и - взяли мост.

Кстати, Жан Ланн так же ухаживал за Каролиной, и прямо с самыми серьезными намерениями... Но Каролине нравился Мюрат, а Ланн - не очень (не такой он был стильный парень, не метросексуал... Мюрата вообще считал "петухом" и "шутом"). А Наполеон не стал настаивать на кандидатуре Ланна, хоть Ланн и был личным другом Наполеона: Жан умудрился к моменту встречи с Каролиной оказаться разведенным... а Наполеон был крайне против разведенных. Думаю, Ланну повезло, что он не женился на Каролине - я про него и его личную жизнь напишу потом. Она у него сложилась в итоге. И довольно счастливо.
В мемуаристике и наполеонистике до сих пор идет спор: правильно ли они действовали? Допустимо ли было обманывать Ауэрспега (который так же как и Мак оказался под судом, разжалованием и в крепости после этой истории)?
Олег Соколов, ведущий наш специалист по тому периоду, утверждает, что они не давали честного слова - и в этом-то и был их маневр: они заболтали всех, а честного слова-то о наличии перемирия не дали. По сути - они лишь воспользовались слухами о перемирии, которые циркулировали после катастрофы под Ульмом.
После истории с мостом Наполеон опять отправляет Мюрата преследовать Багратиона. Но на этот раз уже в компании с Ланном.
И происходит знаменитая битва под Шенграбеном, которую так же прекрасно описал Толстой (Андрей Болконский попросился к Багратиону - и Толстой "последовал" за своим героем и описал там все, как полагается: и батарею Тушина, и то, как Андрею открылась в первый раз та самая "скрытая теплота патриотизма").

Сейчас мы наваляем этим французикам из Гаскони!
Короче, Мюрата уже вместе с Ланном "умыли" по полной. Потому что у Багратиона было 7000, а у них в три раза больше.
Багратион - он мастер арьергардного боя, а это отдельное искусство. Равным ему в этом деле почти никого не было, разве что Ней был круче Багратиона в прикрытии отступления (но о Нее я напишу отдельно, тот вообще был "львом на поле боя", человеком, который "питался дымом и порохом").
А началось все с того, что Мюрат и Ланн позволили себя обмануть.
Они-то мыслили себя после истории с мостом большииииими хитрицами. Но на всякого хитреца - найдутся Багратион и Кутузов.
Французы перед Шенграбеном (известном так же как Голлабрун) наткнулись на Багратиона, увидели, что вроде как народу мало - надо лишь дождаться подхода всех своих сил - и вдарить... А для того, чтобы выиграть время - начинают предлагать перемирие Кутузову через Багратиона... А Кутузов и Багратион делают вид, что обсуждают перемирие. А сами тем временем отходят, отходят...
И тут Наполеону сообщают, что там у него впереди Мюрат ведет мирные переговоры. О, я себе представляю, что было. Наполеон отлично знает умственные, дипломатические и стратегические таланты Мюрата (точнее, знает, что с ними очень не густо), и он в ярости , что "кузен" опять пытается откусить больше, чем сможет прожевать.
Короче, он ему командует - вперед! И Мюрат с Ланном идут-таки вперед, а... а не с кем уже биться. Самый "хвост" русских и увидели. Всего 7 000 человек. Один, можно сказать, капитан Тушин, да и тот сумел потрепать им нервы.

Я взрослый человек. Но вот Тушин, образ которого неразрывно связан с Николаем Трофимовым, доводит меня до желания расплакаться счастливыми слезами - и при чтении, и при просмотре. Боже, когда его, реального героя сражения, отчитывает Багратион, а он не решается возразить, чтобы "не подвести другого начальника"... Это просто потрясающий момент.

Но, слава богу, "голубчик выручил"!
Вообще, отчаянно рекомендую пересмотреть "Войну и мир" Бондарчука. Все эти фильмы ВВС вовсе не плохи. Но... но они реально "про любовь", а про войну - снял именно Бондарчук.
Вот как-то так.
Потом Аустерлиц (битва Трех императоров). При Аустерлице Мюрат как обычно - на коне. Но там отличились в основном Даву и Сульт. И кроме того именно Аустерлиц - истинно "битва гения Наполеона", потому что именно Наполеон автор этой проблемы. Остальные были лишь исполнители.

А чего не начинаем-то, Михаил Илларионович? Ведь не на Царицыном лугу, не на параде...

От того, что не на параде и не на Царицыном лугу - от того и не начинаю... Впрочем, если прикажете...

Известнейшая картина "Наполеон в битве при Аустерлице" изображает тот самый эпизод в финале Аустерлица, когда Наполеону представляют взятого в плен князя Репнина-Волконского.
В итоге, Война третьей коалиции заканчивается адским разгромом Австрии и России. Британский премьер Питт-младший заболел у умер с досады, узнав о поражении при Аустерлице. Правда, Англичане тут же начинают собирать новую коалицию - и император Александр, несмотря на настойчивые предложения о мире со стороны Наполеона - так же активно сотрудничает с англичанами.
....А у Мюрата все хорошо. Да, он проявил мало ума, зато много рвения и театральных способностей. Он - первоклассный рубака. Он может повести огромную толпу за собой... даже если впереди - пропасть и все в нее рухнут. Но воодушевить войска - это тоже не каждому дано.
И - главное - история с Таборским мостом, его эффектные кавалерийские атаки, а так же экстравагантная внешность... все это производит определенное впечатление на противников. И по Европе начинают уже по-серьезному расходиться слухи про рубаку-парня Мюрата. Он этому очень рад.
И вот таким красивым модным парнем Мюрат возвращается в Париж, где его делают герцогом Берга и Клеве... и где он обнаруживает первые признаки рогов из-за романа жены с де Флао, но... но его особо это пока не волнует.
Он с Каролиной - заодно.
Каролина же интригует против Жозефины уже в полный рост. И при помощи и активном содействии Мюрата подсовывает Наполеону в любовницы - Элеонору де ла Пленье.
Я про это дело писала в самом первом посте серии.
Вкратце: Элеоноре очень не повезло в жизни - она вышла замуж не за какого-нибудь серьезного военного с перспективой - а за мелкого лейтенанта, который из-за долгов наподделывал бумаг и оказался в тюрьме. А Элеонора - совсем без средств. В итоге она обратилась к мадам Кампан, у которой ей повезло быть в пансионе, та обратилась к Каролине - и Элеонора получила место с крошечным содержанием.
Элеонора была девушка красивая и не очень строгих нравов (тут, простите, в ее положении не до церемоний - она активно интересовалась тем, чтобы найти себе богатого покровителя). И Каролина решила Элеонору и подсунуть Наполеону.

Элеонора все поняла и... сразу пошла в кавалерийскую атаку.
Так и так. Приехал Наполеон к Каролине в гости. А Каролина такая: "Сейчас я тебя с кое-кем познакомлю, вот Элеонора, она прелестно читает мне Корнеля и Мольера... Ой, пардон муа, братец, ваше величество, меня на кухню зовут срочно... Элеонора тебя развлечет!" А Элеонора... Плутовка к Наполеону на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Наполеона глаз не сводит... И говорит, так сладко, чуть дыша... И сама усаживается к Наполеону на колени.
Ну, и кто бы тут устоял?

- ...Да и не мог же, право, отступать я - когда она чуть не рвалась из платья!
В итоге Наполеон начинает романиться с Элеонорой в доме Каролины. Зачастил к сестре на чай.
Суть интриги была вот какая: все внебрачные "загулы" Наполеона организовывал гофмаршал Дюрок, а он был, как ни странно, человек Жозефины (он даже хотел жениться на Гортензии Богарне в свое время!). Так вот Дюрок не допускал никаких серьезных увлечений (всех, к кому Наполеон начинал проявлять чуть больше внимания - Дюрок быстро нейтрализовывал), а так же появлений на пороге наполеоновского дворца какой-нибудь ушлой дамы с ребенком в пеленках, мол, я тут от вас, родила, ваше величество. Ведь ребенок, даже от внебрачной связи - это свидетельство того, что Наполеон может стать отцом. И надо разводиться уже с Жозефиной к едрени-матери.
А вот Каролина устроила для Наполеона неподконтрольный Дюроку роман, результатом которого стал мальчик, которого назвали Леон.
Наполеон, впрочем, хоть и обрадовался - но сдержанно. Он очень богато одарил Элеонору и о Леоне заботился. Но... все отношения с Элеонорой прекратил.
Во-первых, он её не любил и знал, что и она не любит его (он как-то заметил, что во время их свидания - она перевела ногой (!!!) стрелки на часах, которые были в алькове, вперед... это его обидело). А во-вторых, Жозефина и ее приспешники (тот же Дюрок) стали распускать слухи, что отец маленького Леона - не Наполеон, а... Мюрат. Мол, он совершал "контрольные выстрелы" после каждого визита Наполеона.
Вот так вот наш друг Иоахим окончательно разругался со всеми Богарне (ну, а Богарне - с Иоахимом).
Но тут уже в полный рост шла война Четвертой коалиции (1806-1807 г.), поэтому разбираться с Богарне осталась Каролина, а Мюрат уехал в армию.
Россия и Англия по-прежнему воюют с Францией. А для кампании позвали себе - Пруссию. Собственно, Пруссия хотела еще в Третью коалицию влезть, даже направила к Наполеону некоего графа Гаугвица с ультиматумом... Но граф Гаугвиц был очень умный и про-французски, кстати, настроенный человек: он так медленно ехал к Наполеону, что до Аустерлица не успел... А после Аустерлица умудрился подписать в Вене союзное соглашение. В Берлине несколько обалдели: отправили его с уведомлением об объявлении войны, а он привез подписанный мирный договор.
Еще замечание. Я примерно понимаю, зачем Англия все это затеяла. Она готова была на все, что угодно - лишь бы не было высадки французов на английскую землю. Поэтому и щедро спонсировала всю эту музыку. Я примерно понимаю, зачем воюет Россия (очень обидно лично Александру, что не разбил Наполеона в первый раз + экономический союз с Англией). Но Пруссия... Пруссия-то зачем полезла? В итоге этой Войны четвертой коалиции Пруссию чуть не уничтожили.
Суть в том, что король Фридрих-Вильгельм хоть и был внучатый племянник Фридриха Великого - но явно не обладал его военными талантами. Он, прямо скажем, вообще не понимал (как Николай I перед Крымской войной), что его армия не реформировалась больше 20 лет - со смерти Фридриха Великого). Зато (опять же - как Николай I) помнил о военной славе предыдущих поколений и был уверен, что уж его-то прусские полки каких-то французов быстро разобьют.

Фридрих-Вильгелом III.
Плюс Фридриха-Вильгельма активно поддерживала его жена, королева Луиза. Это была очень красивая, высокая, статная женщина, отличная жена и мать. Она до сих пор считается самой лучшей прусской королевой. Кстати, при первой встрече с ней наш император Александр I чуть голову от восторга не потерял.

И было из-за чего потерять голову!
Ужасно... пост оборвался, хотя, вроде влезало все до битвы при Йене. Продолжение завтра.
ПС Интересно было "про войну"?
Под знаком N: Семья Наполеона. Часть 4. Сестры. Мюрат. И это не конец!
23:55, 11 ноября 2017
Автор: Fiona
Комменты 42
Давайте про все! Войнушка, стрелялки, влюблялки - все классно! И не тяните с продолжением, у меня еще кило мандаринок заначено. И реальное спасибо! Просто обожаю Вас читать!
Ура! Дождалась! Спасибо за приятное завершение дня!
У Вас потрясающий слог, шикарные параллели с Мюнхгаузеном, восхитительные ремарки... Словом, пишите, дорогой автор!
Продолжайте, жду завтра)
Такое чувство, что семейство Наполеонов со всеми своими приспешниками поселилось в моей квартире. Спасибо за такую интересную серию постов.