Наверное вас удивило сочетание тем моего поста - дочитав же его до конца, вы убедитесь, что все они неслучайно приведены вместе.
На создание поста меня вдохновил просмотр примечательной киноработы Чарли Чаплина "Графиня из Гонконга" , а так же давний интерес к теме исторического контекста фильма - судьбе русских эмигрантов, оказавшихся за пределами Родины после революции в России.
Собственно начну с предыстории фильма, который был единственной картиной Чаплина в "цвете" и вышел в 1967 году .
Задолго до выхода фильма, в 1922 году, Чаплин издал книгу о своих путешествиях под названием "My trip Abroad", в которой упомянул о знакомстве во Франции с русской девушкой Мусей Садовской, или "Шайей". Она работала певицей и танцовщицей ,у нее не было документов, постоянного места жительства.
Так же , в своих воспоминаниях , уже несколько позднее , Чаплин вспоминал, что встречал русских в Шанхае, в 1931 году - это были благородные , образованные люди, но находящиеся совершенно в бесправном и бедственном положении.
Если о русских эмигрантах в Париже многие знают, то о русских в Китае в 20-40 е года не все.
В XIX веке, Китай был чрезвычайно слабой страной и державы игравшие хоть какую-то заметную роль на мировой политической арене, подумывали даже поделить эту территорию.
Собственно как бы выглядела эта страна, если бы не две мировые войны, когда европейцам и американцам было чем заняться помимо Китая.
Расклад округлённо получался бы такой (при общей численности населения Китая в
357 миллионов человек и территории в 11 130 000 кв. км.):
1. Англия (красный цвет) - 220 млн. человек (61,6% общей численности) и 4 170
000 кв. км. (37,5% общей территории).
2. Германия (коричневый цвет) – 60 млн. чел. (16,8%) и 550 000 кв. км.
(4,9%).
3. Япония (голубой цвет) – 33 млн. чел. (9,2%) и 820 000 кв. км. (9,2%).
4. Франция (розовый цвет)- 27 млн. чел (7,6%) и 770 000 кв. км. (6,9%).
5. Россия (зелёный цвет) – 5 млн. чел. (1,4%) и 4 620 000 кв. км. (41,5%).
6. Зона международного контроля (желтый цвет) – 12 млн. чел. (3,4%) и 200 000
кв. км. (1,8%).
Готовясь к такому исходу события, в Российской империи был создан колониальный проект "Желтороссия".
Предполагалось отторжение от ослабевшего Китая части его северо-восточных территорий, в частности Маньчжурии, и их руссификация , как за счёт переселения русских казаков и крестьян, так и за счёт обращения китайского населения в христианство.
В рамках проекта Россия построила Китайскую-Восточную железную дорогу (КВЖД), получив также в своё управление полосу отчуждения этой железной дороги. Были основаны в значительной степени русифицированные города Харбин и Дальний в 1901 году начато амбициозное строительство военно-морской базы в Порт-Артуре.
Тогда же было открыто регулярное пароходное сообщение между Владивостоком и Шанхаем, российские чаеторговцы начали селиться в коммерческой столице Китая — Шанхае. В 1905 году, около 350 граждан России проживали в Шанхае. Это были служащие филиала русского банка, пароходной компании Добровольного флота, русских чайных и мехоторговых фирм.
Однако вернемся на север Китая, в основанный русскими Харбин.
Одним из основателей города был Николай Свиягин, руководивший строительством КВЖД(умер после революции, похоронен в Харбине). Первыми русскими в Харбине были служащие , инженеры, рабочие и солдаты охранявшие строившиеся участки КВЖД.
Так , например отец известной актрисы Лидии Вертинской , подданный Российской Империи Владимир Циргвава был служащим в КВЖД. Лидия Владимировна родилась в Харбине, и позднее в 1940 познакомилась с будущим супругом, Александром Вертинским в Шанхае.
Не буду забегать вперед.
К 1917 году число жителей Харбина перевалило за 100 тысяч. Из них русских насчитывалось более 40 тысяч и как вы уже поняли из предыдущих абзацев, в основном это были служащие и строители КВЖД.
После Революции многие дворяне,офицеры и белогвардейцы бежали в Харбин, спасаясь от гибели. В результате русское население в городе возрасло до 100 тысяч человек.
Что же до Шанхая - большая часть жителей русской колонии в Шанхае эмигрировала туда из Владивостока в конце Гражданской войны.
Бедственное финансовое положение не позволяло большинству из них переехать в Париж или Берлин, где существовали большие русские эмигрантские колонии, и они скапливались в Шанхае, который в это время был свободным портом, и для поселения там не требовались виза или вид на жительство.
Проблема в том, что правительство СССР лишило гражданства всех политических беженцев в 1921 году. Таким образом, русские эмигранты стали лицами без гражданства. Большинство из них получило на руки один документ, который давал им право на передвижение - это паспорт выданный Лигой Наций. Что-то вроде сертификата беженца.
Кстати некоторые русские, сохраняя верность Отечеству и считая получение гражданства какой-либо другой страны кроме России , предательством сознательно не получали иных документов.
Так эмигрант Андрей Шмеман всю жизнь прожил, с этим так называемым, "нансеновским паспортом".
2004 году Президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился с одним из старейших русских эмигрантов, последним подданным Российской империи, восьмидесятидвухлетним А.Д. Шмеманом, и вручил ему российский паспорт. "Долгие годы я жил с разладом в душе, чувствуя себя абсолютно русским и одновременно оставаясь человеком без подданства. И теперь я счастлив, что, наконец, обрел Родину", - сказал Андрей Дмитриевич.
Однако , вернемся к китайским делам и дела для русских Китая шли совсем не радужно.
Русские мужчины в Шанхае брались за любую самую черную работу, а прекрасные русские барышни, многие из которых были аристократками были вынуждены работать проститутками, чтобы хоть как-то прокормить себя и своих близких.
Здесь хотела бы остановится на еще одной теме моего поста - архиепископе Иоанне Максимовиче, которого верующие знают как святителя Иоанн Шанхайского, а неверующие, которые даже вскользь узнают его биографию не могут не признать , что это был человек огромного сердца, настоящий Священник, который жил горестями своих соотечественников.
Я не буду приводить полной биографии святителя Иоанна, формат и содержание нашего ресурса , скорее напоминает летописи и жития "несвятых" , коими в общем-то мы все и не только наши ит-дамы и иже с ними являемся, но упомяну его главные заслуги.
В 1934 году Архиепископ Иоанн Максимович прибыл в Шанхай. Он не просто занимался благотворительностью - он жил нуждами бедных. Он посещал тюрьмы, больницы, псих.лечебницы - которые в те года могли бы послужить декорациями к фильму ужасов, помогал людям оказавшимся на гране жизни и смерти.
Святитель Иоанн сам ежедневно навещал больных и требовал того же от своих священнослужителей. Об этом они должны были писать ему отчеты.
Он организовал для сирот и детей бедных родителей приют — вначале в нём было восемь детей, а затем — уже сотни (всего воспитанниками приюта были около 3,5 тысяч детей). Он подбирал брошенных как ненужных котят на улице детей, и русских и китайцев и других национальностей. Иногда выкупал их практически из притонов.
Решающую роль для русской общины Архиепископ сыграл в конце 1940х годов.
Харбин был занят советскими войсками, и те русские , которые не успели из него выехать были вынуждены остаться там и в последствии вернулись на Родину, многие в статусе врагов народа.
С Шанхаем же была другая история - к Шанхаю продвигалась Китайская коммунистическая армия, в связи с чем международный Красный Крест обратился к правительствам ряда стран с просьбой предоставить временный приют беженцам, а также русским эмигрантам и лицам некоторых других национальностей, постоянно проживавшим в Шанхае. На этот призыв откликнулись вы не поверите только Филиппины, выделившие для временного поселения беженцев из Китая необитаемую часть острова Тубабао.( И на том спасибо - как вы уже поняли из моего комментария выше, СССР некоторым бездомным русским решившимся или вынужденным вернуться на Родину из Китая после Второй мировой войны , выделил лишь многоярусные нары в лагерных бараках Якутии).
Эвакуация беженцев из Шанхая на Тубабао началась в январе 1949 года и закончилась в начале мая того же года
Сам архиепископ Иоанн прибыл в лагерь на Тубабао за несколько дней до Пасхи 1949 года, что стало событием исключительной важности для поддержания морального духа обитателей лагеря.
Те кто смотрел передачу серии "Последний герой" в 2000-х годах могут себе приблизительно представить, как жили наши соотечественники на этом острове. Когда они туда прибыли там не было ничего .
Вообще.
Но основной чертой нашего национального характера является умение не вешать нос и не терять силу духа даже в тех случаях, когда вокруг тьма и безысходность.
Лагерь обустраивался, эмигранты даже возвели церковь.
Но они не могли вечно оставаться на этом острове. Надо было что-то предпринимать.
Святитель Иоанн покинул лагерь 12 июля 1949 года, направляясь в столицу США. В Вашингтоне он несколько месяцев просидел ( буквально) на ступеньках входа в Конгресс , пытаясь отлавливать по утрам и вечерам влиятельных конгрессменов и умоляя их и милосердии и предоставлении русским эмигрантам с острова права на постоянное жительство в США.
В результате его ходатайства Американский конгресс изменил закон о русских беженцах и русские могли выехать в США. Часть русских беженцев уехала в Аргентину и Австралию, которые так же благодаря письмам и мольбам Архиепископа Иоанна сжалились над обездоленными людьми.
Однако не все захотели уехать в неизвестность на Филиппинские острова и поверили Архиепископу.
Часть русских Шанхая и Харбина бежали в Гонконг. И тут мы снова поприветствуем Чарли Чаплина и его киноработу "Графиня из Гонконга".
Начну с того, что этот фильм Чаплина - история о бесправных русских девушках, идею которого он вынашивал столько лет.... с треском провалился в прокате.
Я думаю, что это связано с тем, что на главную роль - русской аристократки Наташи, вынужденной подрабатывать проституцией взяли актрису Софи Лорен, хотя даже актриса с фотографии выше больше подошла бы на эту роль.
Прекрасная , пышущая здоровьем итальянка, органично смотревшаяся в фильмах о своей цветущей Италии не смогла понять и сыграть боль обездоленной русской женщины.
Ну и типаж был совсем не тот.
Вот как выглядели те девушки, которых встречал Чаплин в 20-е в Париже и в 30-е в Китае.
Тоненькие, хрупкие, внутренне надломленные...
Я уверена, что именно это увидел Чаплин и это он хотел поведать в своём фильме. Но по всей видимости, сценарий был переписан и фильм из романтической драмы превратился в ромком, что видно даже из постеров той эпохи.
Историю упростили до минимума- американский дипломат и сын миллионера - Огден Мирс ( Марлон Брандо) завершает круиз по всему миру, возвращаясь в США. В Гонконге он встречает русскую графиню-эмигрантку Наташу ( Софи Лорен), вынужденную работать проституткой с юности. На следующее утро после весело проведённого вечера он обнаруживает её в своей каюте: она хочет зайцем проехать в Америку.Корабль отплывает, Наташа остается в каюте и возникает множество недоразумений во время плавания.
Марлон Брандо в этом фильме неотразим и конечно же Наташа влюбляется, но не буду раскрывать финал.
Мы все знаем, что Голливуд, на то и Голливуд - концовки в фильмах, особенно тех годов, должны были быть счастливыми , но конец истории русских эмигрантов в Китае не всегда был таким. Многие потеряли себя, кому-то , кто был частью русской общины, нашел приют при Церкви удалось найти убежище в Западных странах , хотя и там возникали проблемы.
Но мне хочется верить, что существовала хоть одна прекрасная Наташа, без паспорта, Родины и надежд, которой всё таки улыбнулось небо и все у нее случилось в жизни как в сказке , ну или как в голливудском кино, назло всем войнам, революциям, политиканам, границам . Назло всему безобразному, уродливому и кровавому XX-му веку исковеркавшему столько судеб.
Пусть будем счастливы и мы.
Про Софи Лорен в роли Наташи, русский Шанхай и епископа Иоанна.
19:01, 18 октября 2017
Автор: TeonaTani
Комменты 37
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Комментарий был удален
Неизбитая тема. Хоть я и читала и фильмы смотрела , где о ней говорилость и подробно, и всколь, прочла с интересом, спасибо.