Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Ток-шоу «Акулы пера», выходившее на телеканале ТВ-6, за несколько лет прошло путь от задумки Ивана Демидова до одной из самых популярных телепередач о поп-музыке в российской истории. Суть «Акул пера» заключалась в следующем: в студию приглашали, с одной стороны, разнокалиберных звезд шоу-бизнеса — от Филиппа Киркорова до малоизвестного тогда DJ Грува, — а с другой стороны, музыкальных журналистов, представлявших зачастую никому сегодня толком не известные издания вроде «Музыкального олимпа» или «Дизеля». Журналисты задавали вопросы, не смущаясь решительно ничего: ни мнимого масштаба личности собеседника, ни вероятности того, что музыкант имеет возможность накинуться на интервьюера с кулаками прямо в студии. Уравновешивал две стороны ведущий Илья Легостаев. В 1998 году программа закрылась из-за финансового кризиса, а затем, спустя более чем десять лет, дважды возрождалась на канале TV Jam. Первый раз — в 2009 году: гостями были Децл, Ноггано, Рома Зверь и другие; второй раз — в 2012-м: есть выпуски со Смоки Мо и Артемием Троицким. Войти в одну реку «Акулам пера» ни дважды, ни трижды не получилось — к тому же по ряду причин недавние попытки были совершенно не похожи на легендарную передачу 90-х.

Кушанашвили довел Леонтьева 

Первым на растерзание «акулам» тогда был брошен певец Валерий Леонтьев. Как потом признавался артист, ему было не по себе, когда совершенно чужие люди стали лезть ему в душу самым бесцеремонным образом. А вот ныне известный журналист и телеведущий Отар Кушанашвили, который тогда был по другую сторону баррикад, наоборот, на первой же съемке почувствовал себя в своей тарелке. 

– Продюсер проекта Иван Демидов увидел меня на застолье, – вспоминает 47-летний Отар. – И пригласил на этот проект. Его, видно, заинтересовала моя грузинская расхристанность. Помню, как я спросил у Леонтьева: «Скажите, Валерий Яковлевич, а вы спите со своим догом?» Конечно же это спровоцировало эффект разорвавшейся бомбы. Своими словесными выкрутасами я мог любого довести до больницы имени Кащенко.

Ты не представляешь, до какой степени трепетно я вспоминаю это все. Я детей учу: никогда не открещивайтесь даже от ошибок своих, никогда не делайте вид, что этого не было. Как мог я, совершенно не похожий на Артемия Троицкого и Валдиса Пельша — в первую очередь потому, что талантливее, — оказаться в этой среде, где никто не понимал, что грузин может читать книги, изучать русский язык. Я же приехал, не зная … [ничего]! Я вспоминаю об этом времени с невероятной нежностью, с невероятной благодарностью и непониманием, почему я. Почему, …, я? Почему, …, мне так повезло, а миллионы моих ровесников лежали в гробу? Почему Игорь Сорин покончил с собой? Почему Игорь Григорьев закрыл журнал «ОМ»? Почему Гоша Куценко до сих пор считает, что он артист? Много вопросов, …

Да, это было откровением. Как сказала покойная Наталия Медведева: «Что, вы считаете меня шлюхой?» Трудно не считать шлюхой ту, которая спит в первую же ночь знакомства со всемирно известным писателем. Вы же спали с ним, зная, кто он, Эдуард Лимонов. Вы же хотите поиметь с него что-то, это же факт. Я к своей жене подбирался всю жизнь. У вас любовь была тридцать секунд, вы другие существа? Да? Значит, я неправ. Я не выносил приговоров, я подводил к ответу. По нервности ответов было понятно, что они не готовы к таким разговорам. В конце концов программа закрылась из-за того, что прошли первый список артистов, первых сто, а больше было брать некого, все обижались. Меня же трижды удаляли со съемок, понимаешь? Дескать, мы приедем при условии, если этого ублюдка не будет. Это была удивительная картина, я был популярнее Деймона Албарна, … Я был героем плебейским, знаешь, как Шнур потом. На-а-аш. Матом ругается.

Именно благодаря «Акулам пера» грузинский парень из многодетной кутаисской семьи Отар Кушанашвили стал известен на всей постсоветской территории. Еще одной весьма яркой личностью среди журналистов стал Сергей Соседов. На тот момент, когда выходили первые программы, он был начинающим корреспондентом в газете «Гудок». В отличие от Кушанашвили, у Соседова не было судьбоносной встречи с Иваном Демидовым. Сергей появился на телеэкране исключительно благодаря своей настойчивости.

– Как только я увидел первую программу, я сразу же понял, что должен быть там! – говорит 49-летний Сергей Соседов. – Я знал, что мое место среди них – в этом террариуме «акул». Я просто стал названивать на канал. Что-то во мне говорило: «Хоть сдохни, но ты звони, звони, звони!..» И я таки добился того, что меня позвали на съемки. Я работал с большим куражом и в итоге стал одним из главных лиц этой программы. Я считаю, что на современном телевидении нет даже подобия такого проекта! 

На моей памяти было два ухода из программы. Первый — Наталии Медведевой, ею же и срежиссированный. Она ждала, готовила этот уход.

Второй уход — группы «На-На». Они ушли после появления журналистки Алены Снежинской, которую очень не любили, — она писала о них очень острые, неудобные вещи. Увидев ее, они убежали. А я никогда ни с кем не ссорился из-за вопросов. Более того, никогда не было никаких скандалов после программы. Наши гости, когда выключались камеры, были совершенно мягкие, дружелюбные. Они благодарили журналистов. Конфликтность была только на экране. Порой музыканты готовились даже к какому-то худшему для себя варианту! То есть они говорили: «Вы знаете, мы думали, тут у вас вообще будет мясорубка, бойня». А оказалось, что все очень мягко, нас еще и благодарили, что все прилично. Ну мы-то, конечно, старались не выходить за рамки приличий; иногда, может, только Отар Кушанашвили переходил эти рамки.

Несмотря на то, что прошло уже 20 лет, Сергей Соседов до сих пор помнит, как тщательно готовился к каждой записи. 

– Прическу мне делала моя хорошая подруга накануне съемок, – продолжает Соседов. – Я приезжал к ней вечером домой, и она колдовала над моими волосами. Потом я аккуратно ложился спать, утром подправлял шевелюру лаком и приезжал в студию. Все задавались вопросом, откуда у меня были такие прически.

Единственным минусом, по словам Сергея, было то, что журналистам ни копейки не платили за их работу.

– Мы снимали по три передачи в день, – вспоминает музыкальный критик. – Я всегда говорил: ну хотя бы 10 долларов заплатите! Ведь это символическая плата, копейки, смешная сумма! Но нам говорили, что мы должны быть благодарны той рекламе, которую нам делали, показывая нас на телеэкране. 

«Легостаева я взял за глотку, у него глаза вылезли на лоб»

В «Акулах» проблем с деньгами, похоже, в те далекие девяностые не ощущал только ведущий – Илья Легостаев. 

– В ходе съемок платили только мне, – с улыбкой вспоминает 47-летний Илья. – Благодаря «Акулам пера» у меня есть квартира в центре Москвы.

Я работал обозревателем «Звуковой дорожки» в «МК» и, как довольно алчный тип, в поисках второй зарплаты устроился на телевидение. Пришел на собеседование к господину Демидову, и меня взяли в «Музобоз». Там я работал корреспондентом год или чуть больше, а потом телекомпания «ВИД» стала делать программу для ТВ-6, только освободившегося от американских партнеров и заинтересованного в оригинальном контенте. На серьезные передачи у них денег не было, поэтому решили делать что-то музыкальное. Сначала были «Постмузыкальные новости» — ежедневные передачи, наполненные музыкальными новостями, сюжетами, клипами. Потом захотели сделать музыкальное ток-шоу. На поиски ведущих времени не было, поэтому взяли того, кто был под рукой.

Над названием долго думали и не придумали ничего лучше, чем своровать его у «Эха Москвы»: у них была передача, в которой клуб главных редакторов собирался в прямом эфире и о чем-то болтал. Наш продюсер честно пришел к ним и сказал, что у нас есть такая идея, — ну и как-то полюбовно договорились. Хотя те тоже его не придумали — оно, понятно, из Ильфа и Петрова. Естественно, название было ироничным. Правило любого нового телевизионного проекта — необходимо как можно громче о себе заявить. Если вы даже не акуленок, а моллюск, то лучше называть себя большой тигровой акулой — тогда всем будет страшно. Хотя бы некоторое время.

На первую съемку с Валерием Леонтьевым никто не пришел. Журналисты вообще не очень обязательные люди, а когда их позвали совершенно бесплатно ворочать языками, да еще и в субботу, откликнулись все, но пришло человек пять. На наше счастье, были инженеры, которые занимались выдачей телевизионных камер, и, более того, в здании шел ремонт, и там были рабочие. Их всех попросили уделить нам некоторое время, усадили по разным стульчикам и попросили сделать максимально сосредоточенные лица и смотреть примерно в одну сторону.

Илья Легостаев любит вспоминать забавные случаи со съемочной площадки того проекта. Больше всего ведущего позабавила программа с участием Филиппа Киркорова.

– Филипп тогда только-только стал мужем Аллы Борисовны, – продолжает Легостаев. – Соответственно на запись он приехал с супругой. Пугачева по ходу программы сидела в соседней комнате, где могла наблюдать за съемками, смотря в монитор. Сначала она сидела молча, а потом начала жалеть Филиппа. Говорит: «Бедный Фил, все вопросы про меня, а отдувается он!» Тогда и правда никто не спросил про самого Филиппа. Всем был интересен исключительно их роман с Примадонной. После съемок Алла Борисовна быстренько забрала молодого мужа, взяла его за ручку и увезла подальше от беспардонных журналистов.

На съемках программы «Акулы пера» случались и другие казусы. Например, некоторые участники после записи слезно умоляли продюсеров не давать отснятый материал в эфир. Певица и актриса Алика Смехова просила не показывать свое интервью, ссылаясь на дурное настроение во время разговора на камеру. По ее словам, оно сказалось на связности ее речи. Продюсеру «Иванушек» Игорю Матвиенко было стыдно за поведение своих подопечных в «Акулах». По его мнению, артисты вели себя дерзко и невоспитанно. Как в первом, так и во втором случае просьбы недовольных не были услышаны. А вот продюсеру группы «На-На» Бари Алибасову все-таки удалось повлиять на руководство «Акул пера». Дело в том, что «на-найцы» не захотели отвечать на один из вопросов и резко покинули студию. 

– У Бари Каримовича были очень хорошие связи в руководстве канала, – говорит Илья Легостаев. – И нас заставили полностью перемонтировать финал. 

Сам продюсер популярного в 90-е бой-бенда «На-На» этого инцидента не помнит. Но в его памяти хорошо отложилось другое:  по его мнению, сам ведущий Илья Легостаев не очень вписывался в формат скандальной передачи.

– Илья Легостаев был интеллигентным мальчиком из приличной семьи, – говорит 70-летний Алибасов. – Он был слишком скромным для того, чтобы делать такую язвительную и отвязную программу. Я ему неоднократно об этом говорил. Он часто бывал у меня дома, и я перед записями учил его по-хамски вести себя со звездами. К сожалению, мои уроки удались и теперь по-хамски со звездами говорят все. А Легостаева я как-то взял за глотку, у него глаза вылезли на лоб, но при этом я успел задать ему вопрос: «Кто тебе пишет эти вопросы?» Он честно признался, что сочиняет их сам. Это сейчас работают целые бригады – журналисты, редакторы, авторы, которые сидят и высасывают темы из пальца. Ведущий, как правило, говорит с помощью суфлера, который вставлен ему в ухо. А на «Акулах пера» все было по-другому. Конечно, по сравнению с нынешней чернухой на телевидении «Акулы пера» – это скорее всего даже не акулы, а какие-то мальки, уже три раза сваренные в ухе.

«Хоть денег нам не платили, зато мы были смелые»

Бари Алибасов считает, что журналисты «Акул пера» тогда так и не смогли поставить в тупик ни «на-найцев», ни его самого.

– Я думаю, что на той программе жертвой стал ведущий, – продолжает Алибасов. – Меня вообще трудно задавить. 

Бари Алибасов

Отар Кушанашвили тоже не поставил нас в неловкое положение. А к Сергею Соседову вообще у меня всегда было только сочувствие. Несмотря на глубину своих знаний, он не вызывал никакой серьезности. Возможно, виной этому была его манера разговаривать, странная пластика и мимика. 

Звезда сериалов «Пять минут до метро», «Каменская 3» и «Лондонград»  Регина Мянник до актерской карьеры успешно работала в журналистике и тоже была среди зубастых «акул» нашумевшей программы 90-х.

– Я стала журналистом «Акул пера» непосредственно по приглашению продюсеров, – рассказывает 46-летняя Регина. – А туда по-другому и нельзя было попасть. Хоть денег нам и не платили. Ну ничего, зато мы все были смелые, ничего не боялись и могли высказывать все, что хотели. Я не помню, чтобы кто-то указывал нам, что нужно делать. 

Больше всего Регине Мянник запомнился смешной случай на съемках программы с участием группы «Иванушки International».

– Перед тем как задавать вопросы, мы обязательно представлялись, – продолжает Регина. – Естественно, я говорю: «Здравствуйте, я Регина Мянник» и задала вопрос Сорину. А он мне говорит: «Милая девушка...» Я отвечаю: «Девушки в метро ездят, а меня зовут Регина Мянник». Это вызвало бурю аплодисментов, и потом это уже стало расхожей фразой. По крайней мере, это потом много раз вспоминали и Матвиенко, и Рыжий. 

Регина Мянник сожалеет, что на современном телевидении нет программы, которая могла бы сравниться с их «Акулами пера».

– Если бы сейчас существовала такая передача, – мечтательно произносит Мянник, – я бы с удовольствием пошла туда и героиней, и журналистом, как раньше. Мне было бы интересно сейчас посмотреть на такую смелость со стороны наших СМИ.

интересные факты 

«Акулы пера»: интересные факты о скандальном ток-шоу 90-х

Ведущий

Илья Легостаев

Бессменным ведущим «Акул пера» был журналист Илья Легостаев. На телевидении Легостаев дебютировал в 1993 году в качестве корреспондента в проекте Ивана Демидова «МузОбоз».Спустя два года Илье предложили заняться «Акулами пера». Шоу подобного рода на телевидении ещё не было и журналист с удовольствием взялся за это дело. Во время съёмок первого выпуска программы произошёл курьёзный случай. Режиссёры пригласили на программу более двух десятков журналистов, однако по факту на съёмки приехали лишь пять человек. Легостаев очень нервничал из-за этого. Вопрос решил Иван Демидов — генеральный продюсер проекта. В качестве массовки он затащил на съёмки рабочих, которые ремонтировали помещение по соседству со студией. В результате всё прошло благополучно. Кстати, первым гостем проекта стал популярный эстрадный артист Валерий Леонтьев.

Журналисты

Сергей Соседов

За время существования ток-шоу сформировалась команда из журналистов, которые стали полноправными соведущими Ильи Легостаева. Отар Кушанашвили, Сергей Соседов и Капитолина Деловая завоевали всероссийскую популярность буквально после первого выпуска программы. 

Кушанашвили называет «Акулы пера» проектом, который определил его дальнейшую профессиональную деятельность. Сергей Соседов был единственным из компании «акул» специалистом, по-настоящему разбирающимся в вопросах музыкального творчества российских звёзд. Всех остальных журналистов проекта в основном интересовали околомузыкальные вопросы, касающиеся личной жизни артистов. Соседов, кстати, в одном из интервью рассказал, что пытался попасть на проект в течение пяти месяцев — журналистов, желающих принять участие в съёмках шоу было предостаточно. Капитолина Деловая задавала гостям, пожалуй, самые неудобные острые вопросы. Её формулировки отличались жёсткостью и бескомпромиссностью.

Съёмки

Кушанашвили

Бюджет программы был очень небольшим, поэтому съёмки шоу проходили в очень маленькой студии. Платили участникам проекта совсем немного — в то время ни о каких огромных гонорарах речи идти не могло. Многие из российских телевизионщиков того времени трудились почти бесплатно, на голом энтузиазме. По воспоминаниям участников проекта в помещении было тесно и душно, никаких ярких декораций не было — был только журнальный столик, за которым сидели гости, и стулья для журналистов и зрительской массовки. Музыканты находились буквально в нескольких метрах от «акул пера». Этот факт создавал возможность непосредственного зрительного контакта между звёздами и авторами вопросов. Во время съёмок на площадке царила доверительная атмосфера. Если гости говорили неправду — журналисты это сразу чувствовали. Лукавить в такой тесноте у звёзд получалось плохо.

Соседов:

"Была одна программа, когда, я считаю, гости нас просто уделали. Это была передача о рейверах. Там был, в частности, редактор журнала «Птюч», знаменитый парень, полноватый такой, — Шулинский, да, Шулинский. Мы думали, что это будет легкая программа: она уже была последней, кажется, в съемках, мы уже устали, думали, что это будет довесок, не нашли звезду… А получилось, что Шулинский и другие два парня (DJ Грув и Иван Салмаксов) стали так интересно рассказывать об этой культуре, о рейве, о новых музыкальных технологиях, так профессионально и так здорово, что мы просто заслушивались! И мы поняли, что совершенно не готовы говорить профессионально на эти темы — на темы новой музыки, новых технологий музыкальных! Беседа проходила в очень дружелюбной атмосфере, но в данном случае журналисты не то что не выглядели акулами — скорее, чувствовали себя студентами в каком-то институте современной музыки"

Скандалы

александр новиков

Во время съёмок «Акул пера» нередко случались скандалы. Так, например, на съёмки очередного выпуска шоу был приглашён певец Александр Новиков. В самый разгар беседы музыкант достал письмо, которое ему прислал Кушанашвили и вслух зачитал его. В послании Отар предлагал Новикову написать статью, в которой он всячески восхвалял бы певца. Взамен Кушанашвили хотел получить круглую сумму денег в долларах США. Об этом скандале тогда написали многие газеты. 

Сергей Соседов:

"Последние шесть программ делались в очень узком составе — остались Илья Легостаев, Капа Деловая, Леша Остудин и я. Все ожидали закрытия, потому что канал ТВ-6 был продан Березовскому, становился политическим и начинал обслуживать политическую элиту — Ельцина, Березовского. Были закрыты многие программы, но того, что они закрылись, никто не заметил. А то, что закрылись «Акулы пера», помнят все до сих пор, потому что эту программу ждали. Это была одна из самых рейтинговых передач вообще на российском телевидении!"

мой любимка Титомир))

Иванушки

молодая Кристя в незабываемых очках для плавания

Мальчишник

Новиков

Лика Стар

Женя Белоусов

Подпишитесь на наш
Блоги

"Акулы пера" – как это было

12:37, 29 сентября 2017

Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 68

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Аватар

Спасибо большущее за пост! Любила я эту программу и действительно ждала. Думаю, если бы сейчас ее возродили, то многие журналисты очень бы осрамились... возможно поэтому подобной программы до сих пор нет на тв :(

Аватар

Легостаев похож на мохрового гея

V

Слушать приятно было, конечно, только Белоусова. Такой адекватный чел, харизматичный безумно.

Подождите...