Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Обычно я сажусь за написание отзыва-рецензии с чётко сформированным мнением. Сегодня случай особый – я посмотрела фильм Даррена Аронофски Mother! Я покидала зал в полном недоумении и молчании. Перед тем, как озвучить первые мысли или просто дать волю междометиям, я позволила себе истерически рассмеяться. Я уверена, что режиссёру бы это понравилось. Он снял фильм-паранойю, на которую сложно реагировать базовыми эмоциями вменяемого человека.
Нет, покупая билеты, я конечно же подозревала, что за самым безобидным и таким понятным словом может скрываться какая-то леденящая кровь история. Экспрессивный спецэффект в виде восклицательного знака подготовил меня к тому, что может быть а-а-а-а-а!!!! страшно. Оказывается, иногда бояться надо не триллеров с потоками крови и вывернутыми наружу телами, а апокалиптического настроя и попыток режиссёра синтезировать нашу действительность со Священным писанием.
В итоге вы чувствуете себя учениками сумасшедшего профессора, который для
наглядности обречённости нашей порочной жизни нанял в качестве лабораторных
крыс Дженнифер Лоуренс, Хавьера Бардема, Мишель Пфайффер и др. В надежде, что
такие звёздные персоны быстрее донесут до нас смысл его кинематографического
послания.
Но поскольку профессор Аронофски является сумасшедшим, то ему свойственно
облекать свои мысли и слова в аллегории. А теперь я, как прилежная студентка,
попытаюсь изложить своими словами, что я уловила в лекции Даррена Авраамовича!
Мама! Она же Лоуренс. Она же Матушка-Природа, которая стоит на страже порядка и красоты. Не зря же герой Бардема говорит, что она вдыхает жизнь в их дом. Ей предназначено быть красивой. Что значит красота в глазах Аронофски? Длинные волосы, покрашенные в пепельно-сизый цвет, глянцево-фарфоровая кожа и по-девичьи упругая и налитая грудь, которая должна легко угадываться под футболкой и ночной сорочкой. Героиня Пфайффер в какой-то момент уже не выдерживает и одёргивает Матушку-Природу, чтобы та, дескать, прикрыла свои дары.
Мама – идеальное воплощение хранительницы очага. Она не просто готовит, чистит и подметает. Она сама с нуля построила большой дом в Викторианском стиле. Ей дорогá каждая стена, каждая дверь и каждый стул. Но любит она не только дом. Она любит и Его.
Он – это Хавьер Бардем. Он же – писатель-поэт. Что делает писатель-поэт? Верно. Творит. Но творить ему приходится сквозь муки. Ему не хватает вдохновения. Только не подумайте, что он – неудачник. Он весьма себе известная личность. На полках в их доме стоят его книги.
И вот их двое, ну или трое, если считать дом. Он пытается найти вдохновение, а Она стоит на страже тишины и покоя.
Вдруг мнимую идиллию прорезает противный звонок в дверь! Страшно? Ну и правильно. Чего же бояться?! Там всего лишь герой Эда Харриса – Мужчина, а на следующий день через порог переступит и героиня Мишель Пфайффер – Женщина.
Ох, уж эти гости! Сколько сразу разных фильмов с их участием проносится в голове. Из последнего сразу вспомнила Приглашение (2015), где каждый звонок в дверь сулил приход нового гостя, на которого у хозяев были свои планы.
В данном случае в гостях, которые несмотря на возраст с юношеским порывом предаются любовным утехам и которые ведут себя в чужом доме на удивление нагло и по-хозяйски, угадываются наши прародители – Адам и Ева. Даже если вы их не узнаете сразу, то вам помогут их сыновья, которые тоже оказываются в этом доме. Старший убьёт младшего прямо на глазах у изумлённой Матушки-Природы, которой будет нелегко смириться с испорченным полом – там останется кровавое пятно. Каин убивает Авеля.
Я бы сказала, что именно зарисовка с использованием этих четырёх лиц является наиболее удачной и любопытной для внимательного зрителя. Чего стоит только кровавая рана на спине Мужчины, которую случайно замечает Мама. Вы о чём подумали? Ага. Ребро Адама. На вопрос, как оно было утилизировано, ответ приходит в виде позвонившей в дверь на следующий день Женщины.
Таких завуалированных отсылок к Ветхому и Новому Заветам будет много.
Матерью в физиологическом смысле этого слова героиня Лоуренс становится, когда рожает младенца-мальчика. Через эти роды она трансформируется в Богоматерь. Это не моя фантазия. На такое преображение намекают разные знаки-символы. К дверям толпа приносит дары в виде фруктов. Правда, эта же ликующая толпа потом убивает этого малыша. Что она с ним делает конкретно, не скажу, так как меня могут читать люди впечатлительные. Просто замечу, что метафору этой ужасной смерти я раскрыла, вспомнив обряд причащения, когда мы вкушаем кровь и тело Христа в виде вина и просфоры.
Я не могу проигнорировать раскрытие концепции дома.
Некоторые зрители сначала могут подумать, что они видят очередную страшилку о проклятом особняке. Биение сердца внутри стен вполне может ввести в подобное заблуждение. На деле всё глубже и сложнее. Дом в фильме – это аллегория и на Дом Божий, и на рай, и на ад. Герой Бардема радушно встречает вереницы гостей в соответствии со Св. Евангелием от Иоанна: В доме Отца Моего обителей много (= места всем хватит).
Данный фильм интересен для педантичного анализа. Мама! через первичный неприятный осадок может захлестнуть новой волной, когда в памяти будут всплывать какие-то кадры и вы будете искать им объяснения. Действительно, плюс этой картины в том, что каждая сцена, каждое действие завуалированным образом отсылают нас к Библии. Но этот же плюс становится минусом, когда зритель старается понять посыл режиссёра, который обратился к значимым и вечным опорным пунктам. Фильм выглядит разрозненно-сумбурным из-за желания автора подружить жанр триллера с серьёзным, экзистенциальным посланием, адресованным публике. Кстати, жанровое своеобразие триллера у Аронофски сводится всего лишь к навязчивому скрипу половиц (это в новом-то доме) и шороху.
Мне показалось, что Аронофски решил доказать Стэнли Кубрику, Ларсу фон Триеру, Терренсу Малику и Мэлу Гибсону, что ради великой идеи можно пренебречь жанровыми рамками и превратить страх в размышление, чтобы потом размышление заставило вас вздрогнуть. На мой взгляд, эта попытка может быть названа удачной только в том случае, если зритель быстро сориентируется и поймёт, что происходящее на экране – не ужастик, а творческое толкование Священного писания.
Мой взгляд на фильм Аронофски "Мама!" (не без спойлеров)
00:11, 15 сентября 2017
Автор: mar_adentro
Комменты 109
Комментарий был удален
спасибо за интересную рецензию)
Так какую главную мысль хотел донести создатель на Ваш взгляд?
Мне фильм понравился. Сидела как под гипнозом.не понимаю, откуда столько шума из-за "комиксов" про царя, если "мама" гораздо провокационнее .. кстати, зал был полупустой, и люди с середины уходили. Я смотрела с интересом. Актёрские работы изумительные.
А я скажу вам, почему зрителям фильм инстинктивно не понравился. Он вызывает отторжение своей алогичностью. Режиссер хотел сказать свое Фу, а получилось - Бу. Нет , милый, все не так, как кажется тебе.