Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Вначале хочу поблагодарить Skarletty за Киноигру в целом и за грамотную организацию в частности, а также всех участвующих/оценивающих Сплетниц за проделанную работу и оказанное внимание!
К сожалению, не могу назвать себя истинным киноманом, так как классику кинематографа, как отечественную, так и зарубежную, я знаю лишь отчасти. Тем не менее, фильмов просмотрено немало, все сюжетные ходы просчитаны, и хочется чего-то эдакого, неожиданного, да еще и красивого. Поэтому фильмы Алекса ван Вармердама я встретила с оптимизмом и надеждой. Это же артхаус, так еще и родом из неизведанной Голландии! Частично мой восторг оправдался, потому что удивить ван Вармердам действительно способен. А вот всегда ли приятным образом – это отдельный вопрос. Но обо всем по порядку.
Алекс ван Вармердам (а полное его имя Александр Лукас Мария ван Вандердам) родился в 1952 г. в Харлеме, Нидерланды. Художник по профессии, он никогда не учился в киношколе, что не мешает ему писать сценарии к фильмам, продюсировать и режиссировать их, играть в них ведущие роли, сочинять для них музыку. Алекс буквально «вырос в театре», в 1980 г. вместе с братом Марком ван Вармердамом создал театральную труппу – De Mexicaanse Hond, что переводится как «Мексиканский пес». За годы, посвященные искусству, Алекс написал больше десятка пьес. Марк же продюсировал фильмы брата и даже сыграл несколько небольших ролей. Также в большинстве своих кинопроизведений Алекс снял супругу, голландскую актрису Аннет Мальэрб, а их сын Меес участвовал в качестве музыканта в спектаклях труппы отца. Вот такой семейный подряд.
![](https://images.spletnik.ru/i/o/oeVWyjaZhg/1011.jpg)
брат Марк ван Вардердам
![](http://www.kinodir.ru/uploads/images/2015/832/sfsy482.jpg)
с женой Аннет Мальэрб
Алекс ван Вармердам – обладатель двух призов Венецианского кинофестиваля и награды Европейской киноакадемии, а также «Награды принца Бернхарда» за вклад в культуру Нидерландов. Среди режиссеров выделяет Хичкока и Бунюэля. Судя по интервью, ван Вармердам просто снимает фильмы для того, чтобы дать им жизнь – сценарий уже написан, но в процессе создания все может поменяться: в одном случае герой, который должен был умереть, останется жить, а в другом намерение обойтись вообще без убийств не срастется с концепцией уже имеющего характер произведения. Вообще режиссер не заключает свои детища в жанровые рамки, но в то же время говорит: «…я всегда делал комедии, сколь бы черными они ни были. Но когда я в первый раз смотрю свой фильм вместе со зрителями, меня удивляет то, как много они смеются, потому что я такого не ожидал, и часто даже не понимаю, над чем они смеются. То есть иногда я знаю, что «это смешно», но в 80% случаев или около того, я не в курсе. Я только знаю, что оно там где-то есть, но умышленно шутки не пишу».
Алекс ван Вармердам не дает конкретных ответов в своих фильмах, наоборот, любит «напустить тумана» и заставить зрителя пошевелить мозгами, при этом принимая любую трактовку: «…люди очень часто видят в моих фильмах то, чего не вижу я сам. И мне это крайне интересно, и я никогда не отрицаю тех смыслов, которые в них увидели зрители, но не видел я».
«…моя аудитория – это я. Я рассчитываю, что будущий зритель будет чем-то похож на меня: по уровню образования, по пониманию происходящего. Но с другой стороны, снимать фильм для самого себя, сидящего на необитаемом острове – глупо».
Итак, я с чистой совестью изложу свое мнение о трех просмотренных фильмах.
Абель (1986)
![](https://images.spletnik.ru/i/7/7rwa2leiWQ/1011.jpg)
Тридцатилетний бездельник Абель живет с родителями и уже десять лет не выходит на улицу. Просиживая штаны в городской квартире, он подглядывает за соседями в бинокль, ругается с отцом, пытается разрезать ножницами надоедливую муху, рассказывает байки о «железном занавесе» и мечтает посмотреть телевизор. Отец Виктор по горло сыт выходками сына и отчаянно пытается его растормошить, приглашая странных гостей: психиатра, представителя нетрадиционных методов лечения и на закуску свою партнершу по любительскому театру. Но никакие ухищрения на Абеля не действуют, тем более что его мать Дюйф вовсе не против такого образа жизни сына и даже соглашается экономить деньги, выдаваемые на еду, чтобы купить телевизор. В конце концов, Виктор со своими скелетами в шкафу слетает с катушек, в истории появляются новые обстоятельства, и она перемещается на другую площадку.
«Абель» - первый полнометражный фильм ван Вармердама, в котором он исполняет главную роль. Действие начинается в квартире главного героя, затем разворачивается в кафе, любительском театре, магазине, голландском развлекательном учреждении, а заканчивается в новой квартире. Из окна Абель видит безмолвные картонные модели домов, поэтому перенос камеры на шумную улицу поначалу пугает. В страхе ли перед суетой и реальной жизнью герой сидит в четырех стенах или на то есть более веские причины – зритель вправе размышлять об этом сам, если захочет, конечно. Для меня это большого значения не имеет, я восприняла «Абеля» как кино о внутрисемейном треугольнике отношений: терпящие кризис отношения мужа и жены, протестные отца и сына, любвеобильные и обволакивающие сына и матери. И исправить ситуацию может только преобразование треугольника в многостороннюю фигуру.
Говоря об отношениях матери и сына, не могу не отметить довольно откровенные сцены. В одной, например, Дюйф облизывает лицо Абеля как кошка котенка, а в другой она вытирает нагого сына полотенцем. Такая манера освещения отношений детей и родителей свойственна не только ван Вандердаму, но и голландскому кино в целом. Таким образом оно транслируют своеобразную честность отношений, освобождение от строгих устоев.
«Абель» запомнится мне именно визуально. Помимо вышеупомянутых, в картине есть несколько гениальных сцен, забыть которые очень сложно. Например, танец Абеля с гостьей вечера Кристиной. Досталось девушке крепко, но ситуация пошла ей на пользу. Или поедание семьей селедки. Это так гадко, что даже прекрасно.
![](https://images.spletnik.ru/i/z/zfQ62ZbnF9/1011.jpg)
![](http://smotret-onlain.net/uploads/posts/2017-04/1492211989_9492495627.jpg)
Вообще рыба – постоянный спутник фильмов ван Вармердама. Она присутствует в качестве еды, узора на одежде, в виде ювелирных украшений. Можно заняться расшифровкой символа и предположить, что рыба используется как выражение женского начала, а можно списать ее появление на приморское расположение страны. Все моменты и детали действительно запоминаются и производят в целом хорошее впечатление.
Платье (1996, Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) на Венецианском кинофестивале)
![](http://image.way2enjoy.com/pic/37/49/53/3/600full-the-dress-poster.jpg)
даже в листьях на платье один из героев разглядел рыбий скелет
История на первый взгляд обычного платья начинается с ссор и драк: дизайнера ткани чуть не увольняют за неподходящие макеты, но случайно подсмотренная межнациональная склока дарит идею узора; при согласовании рисунка будущего платья из фирмы выгоняют модного консультанта, у которого к тому же разлад в отношениях с женой; модельер человек «нестандартный», так еще и любовница не оценила его подхода к плотским развлечениям, так почему же не выразить свое душевное состояние в модели платья? Как и следовало ожидать, после таких приключений на стадии создания ничего хорошего оно своим обладательницам не принесет. Кто-то из них купит платье, кому-то оно достанется даром, другая его украдет… В итоге всех хозяек ждет в лучшем случае преследование сексуального маньяка, зацикленного на самом платье, а в худшем смерть. Впрочем, и сам предмет одежды, пройдя полный цикл изменений и даже частично став частью мужского образа, закончит свое существование.
![](https://k1news.ru/upload/medialibrary/d8a/d8add4835f2dfe5bd3bf1948194ddba2.jpg)
Алекс ван Вармердам вновь сыграл одну из главных ролей, воплотив образ билетного контролера Эсмета, который в свободное от работы время промышляет преследованием девушек-хозяек платья. Постоянно повторяя, что он «нормальный» и «хороший парень», герой лишь подтверждает статус психически неуравновешенного человека. Впрочем, практически все мужчины в фильме не отличаются адекватностью. Из трех просмотренных кинокартин «Платье» именно по сюжету понравилось мне больше остальных. Он прост, в нем много напряженных сцен, за героинь действительно переживаешь, пусть и ругаешь за глупые поступки (как в любом триллере), да и за завершением историй мужских персонажей, которые перетекают из истории в историю, следишь уже с интересом. Камера наконец выходит за пределы двора/нескольких улиц и показывает голландские пейзажи.
Один из героев фильма, художник, запечатлел платье своей любовницы на довольно депрессивной картине. Впоследствии искусствовед, читая перед аудиторией лекцию, охарактеризовал изображенное на ней так: «Мрачный мужчина, мрачная женщина, мрачный маленький мальчик, веселое платье… По сравнению с этими людьми платье как бы смеется. Оно будто бы говорит: «Не унывай! Не унывайте, супруги, не унывай, мальчик!» Слушаются ли они его совета? Нет. Для них платье – не дар, оно как бы не существует для них. Женщина просто надела, что придется, также как и мужчина». Платье действительно не даст «унывать» своей хозяйке, оно станет катализатором событий в жизни, которые приведут если не к концу, то к запоминающемуся уроку.
Последние дни Эммы Бланк (2009, Приз ассоциации европейских кинотеатров на Венецианском кинофестивале)
![](http://kinoclub.cc/uploads/posts/2016-09/416554.jpg)
Владелица загородного дома Эмма Бланк выглядит как бизнес-вумен, а замашки у нее чуть ли не королевские: домашняя прислуга ходит по струнке, боясь разозлить высокомерную хозяйку. А она дает дворецкому Ханевальду странные указания, например, «Ляг сегодня со мной» (в постель) или «Завтра я хочу видеть тебя с усами». Рабочему Мейеру нельзя оставить и починить найденное на дне у пристани прохудившееся каноэ, кухарка Белла и горничная Хонни молча должны исполнять свои обязанности и потакать любому капризу Эммы, а пес Тэё… Ну, он вроде и не пес, а человек, который изображает пса, причем со всеми деталями. Наверное, потому что так хочет мадам Бланк. И потому, что в скором времени она обещает скончаться вроде как от рака. Можно же потерпеть капризы умирающей ради щедрого вознаграждения? Если оно, конечно, существует.
![](http://img.uakino.net/images/30489/screen4.jpg)
Помнится, в комментарии к выбранным мною фильмам Skarletty хорошо отозвалась о «Последних днях Эммы Бланк», поэтому я с нетерпением ждала просмотр этого фильма, по хронологии отложенный напоследок. С одной стороны, ожидание оправдалось, фильм действительно интересный, он сумеет удивить даже искушенного зрителя. А с другой, многое в отношениях героев было слишком жестоким, и я не могу оправдать это идеей наказания человека за содеянное. И наблюдать за развитием действия внутри коллектива, лишившегося общего врага, тоже было скорее страшно. Станут ли персонажи счастливы, когда получат то, что хотели? Думаю, на этот вопрос каждый ответит для себя сам.
![](http://filmotekus.ru/filmotekus.ru/1503058758.impeg?impeg=/s/2015-05/1431450717_poslednie-dni-emmy-blank-2009-2.jpg)
Снова отмечу камерность повествования: все действие, за исключением сцен на пляже, происходит в доме и его дворе. Создается чувство, что ты буквально подглядываешь за этой группой людей, и как только они тебя заметят, конец будет быстрым.
Алекс ван Вардердам здесь снова отличился – ну любит он воплощать образы людей «с подвижной психикой» - и сыграл роль человека-собаки Тэё настолько жутко и правдоподобно, что даже вспоминать противно. Наверное, в «Последних днях» неповторимые эпизоды (сцена создания портрета Тэё, по-моему, шедевральна), игра актеров и сам сюжет создали ту жутковатую смесь, которая удивит и запомнится, в довольно противоречивом смысле.
Подводя итог, хочу сказать, что фильмы Алекса ван Вармердама стали для меня глотком если не свежего, то какого-то иного воздуха, за что режиссеру и Skarletty большое спасибо. По настроению я обязательно посмотрю фильмы «Северяне» (1992, сюжет строится вокруг колоритных жителей маленькой деревушки) и «Возмутитель спокойствия» (или «Боргман», 2013, о злом духе в теле человека, нарушившем покой обычной семьи).
В одном из интервью режиссер, когда его спросили, знает ли он о некоторой схожести своего «Боргмана» и «Забавных игр» Ханеке, ответил, что «Забавные игры» не смотрел, хотя цензоры тоже говорили о нем. Он добавил: «Вообще, лучше ничего чужого не смотреть. Чтобы не впасть в имитацию, режиссер должен быть невинным».
Иногда хочется быть таким же «невинным» зрителем, чтобы получать удовольствие от каждого фильма, пусть он и будет в чем-то схож с предшественниками.
Спасибо за внимание! Всем отличных фильмов!
Киноигра. Алекс ван Вармердам
07:16, 15 сентября 2017
Автор: Marishka997
Комменты 17
Комментарий был удален
Спасибо!!! К стыду своему, никогда раньше не слышала об этом режиссере. Буду наверстывать... Но осторожно))) А то пока живо представила предание селедки...
Ого какой вам необычный режиссер достался, вы прямо молодец, я бы долго вымучивала пост) А как сам процесс просмотра фильмов вам дался? Тяжело или в целом терпимо?
Не видела фильмы; судя по описанию - достаточно нестандартные. Не лёгкая работа - посмотреть эти фильмы и написать рецензии. У вас получилось)
И я присоединюсь к похвалам (их де много не бывает, верно?) за текст. Отлично структурированный текст! Повествование всех картин заинтересовало. Запишу-ка я их в свои заметки "Что смотреть". Спасибо, за труд!