Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Когда Скарлетти выдала мне этого режиссера, я даже немного обрадовалась - я боялась получить какого-нибудь корейского певца жестокости или авангардного скандинава, к которому не знаешь, как и подступиться, а итальянец Торнаторе явно не из таких, да и он был мне уже немного знаком.
Несколько лет назад я с удовольствием посмотрела его фильм "Лучшее предложение", где совершенно блистательно (впрочем, как всегда) выступил Джеффри Раш. Кроме того, давным-давно я видела еще одну его известную работу - "Малена" с Моникой Белуччи, фильм для меня тяжелый, оставивший после себя неприятное послевкусие в виде чувства ужасной несправедливости и обиды за героиню. Но кроме этого у Торнаторе я ничего не видела, поэтому выбрала просто два фильма с высокими рейтингами и один - с участием Ксении Раппопорт. Но сначала немного о режиссере.

Джузеппе Торнаторе - один из немногих, как мне кажется, итальянских режиссеров, популярных сейчас за пределами Италии. Я сужу по себе - я не очень сильна в современном итальянском кинематографе и навскидку назову всего двух режиссеров - Торнаторе и, конечно, Соррентино.
Джузеппе Торнаторе родился вблизи Палермо в 1956 году и долгое время считался певцом Сицилии. Его талант развивался стремительно, но планомерно - он последовательно шел к работе в качестве кинорежиссера мирового уровня. В 16 лет он уже ставил пьесы, а потом снял первую короткометражку. В 20 с небольшим Джузеппе пришел работать на телевидение, где работал над телефильмами, за один из которых ("Этнические меньшинства в Сицилии") в 26 лет получил награду за лучший документальный фильм. Потом был еще один довольно громкий для Италии телефильм "Сто дней в Палермо" и наконец дебют Торнаторе в "большом" кино - "Каморрист", который получил множество наград в Италии. А уже его вторая режиссерская работа - фильм "Новый кинотеатр Парадизо", снятый, когда режиссеру было всего 32 года, получил Оскар как лучший иностранный фильм (второго Оскара в той же номинации Торнаторе позже взял за фильм "Фабрика звезд", так что Голливуд его очень даже замечает в отличие от многих других иностранных режиссеров). Кстати, Торнаторе, как и многие режиссеры со своим стилем, сам пишет сценарии к своим фильмам. И еще ко многим его фильмам музыку пишет знаменитейший композитор Эннио Морриконе.
Итак, к фильмам - я их привожу в порядке просмотра, т.к. писала пост постепенно.

1. "Незнакомка" (2006)
Синопсис с Кинопоиска:
В небольшой северный итальянский городок приезжает женщина. Ее зовут Ирена, но зачем она приехала — кто она такая на самом деле? Она — иммигрантка из Восточной Европы, оказавшаяся жертвой современных работорговцев. Ей никогда не забыть унижений, которым ее подвергали. Но, несмотря на все жестокие испытания судьбы, Ирена не может забыть главную трагедию своей жизни — потерянную любовь. И сейчас, вопреки обстоятельствам, у нее все еще остались силы для любви и желание изменить судьбу.

Этот фильм я смотрела ради Ксении Раппопорт, но, несмотря на мое хорошее отношение к этой актрисе, фильм меня не впечатлил. Итальянская киноакадемия признала Ксению лучшей актрисой года (премия Давид ди Донателло за лучшую женскую роль), наверное, не зря, но мне чего-то не хватило, и это, скорее всего, не к Ксении (то, что она мне гораздо больше понравилась в "Ликвидации", где у Раппопорт было гораздо меньше экранного времени, я склонна связывать с самими фильмами, ведь судя по датам выхода она снималась в них практически одновременно).

Сам по себе фильм сделан в традиционной для режиссера манере - там очень много примет итальянской жизни, причем именно небольшого городка, хорошая операторская работа, есть несколько известных актеров (тот же Микеле Плачидо), но то ли жанр не мой - все эти флешбеки с кошмарными воспоминаниями, мрачное, напряженное лицо героини и т.д., то ли фильму все же не хватило какой-то достоверности, меня не зацепило. Как спектакль, за которым отстраненно наблюдаешь, но не проникаешься.

2. "Легенда о пианисте" (1998)
Синопсис:
Началось все с того, что в первый день 20-го столетия на пароходе «Вирджиния» в коробке из-под лимонов был найден младенец. Мальчик вырос и провел всю свою жизнь на громадном океанском лайнере, курсирующем между Америкой и Европой, ни разу не сойдя на берег. Загадочным образом научившись играть на рояле, Дэнни Будманн Т. Д. Лемон 1900-й стал настоящим виртуозом и развлекал публику, играя в ресторанном оркестре. С ним связаны потрясающие истории, а его жизнь превратилась в красивую легенду…

Это экранизация романа Алессандро Барикко «1900. Легенда о пианисте» (Novecento, 1994) и, наверное, один из самых известных фильмов Торнаторе и по рейтингу Кинопоиска - лучший у него.
Это такой международный вариант Торнаторе, с известным английским актером в главной роли и на тему, не имеющую отношения к Италии. Фильм очень эффектный и красивый - по атмосфере напомнил мне "Титаник" с той только разницей, что история любви там заняла гораздо меньше экранного времени.

Большую часть фильма мы наблюдаем за жизнью огромного океанского лайнера, который доставляет людей в Америку в поисках лучшей жизни, и на котором живет гениальный пианист, который не представляет свою жизнь без него. Это довольно грустная и необычная история про очень одинокого и странного человека в исполнении Тима Рота. Сам Тим убеждён, что не слишком справился с ролью, но, кажется, здесь он скромничает, как и его герой, который будто бы не понимает масштабов своего таланта.

Второстепенные персонажи - в первую очередь его друг-трубач - тоже очень хороши, и за счет того, что действие происходит в воспоминаниях этого трубача, все покрыто флером ностальгии по времени 20-х - 30-х годов прошлого века. И, конечно, в фильме очень много музыки от Морриконе.
3. "Новый кинотеатр Парадизо" (1988)
Синопсис:
Это рассказ о счастливых днях, когда итальянское кино еще не знало о том, что такое «кризис итальянского кинематографа». В центре разделенной как бы на три части картины — сицилийский мальчишка Сальваторе. Он зачарован миром кино и заводит дружбу с киномехаником, который работает в роскошном кинотеатре "Парадизо" и тоже обожает кинематограф. В фильме очень много отсылок к легендарным картинам - глазами мальчика мы видим, как менялось и развивалось кино, это такая дань большого уважения киноискусству как в Италии, так и в Голливуде.

Это во многом автобиографический фильм, он и снимался на Сицилии в родном городе Торнаторе, в нем очень много деталей времени детства режиссера. Вместе с кинематографом он взрослеет, переживает свою первую любовь к девушке из аристократической семьи. Это ностальгический и грустный фильм (вообще эти настроения, как я смотрю, у Торнаторе есть практически в каждом фильме), но при этом светлый и очень красивый. Тут есть все - и достоверные приметы жизни в небольшом городке на Сицилии, где взгляды общества не назовешь прогрессивными - киномеханик как раз вырезает из фильмов любые намеки на плотские взаимоотношения между героями, такая вот деревенская цензура в строгой Италии.
А для любителей старого кино есть много отсылок к легендарным фильмам - они мелькают на экране, подвергаются цензуре или анонсируются старыми афишами. Мальчик, вдохновленный великим кинематографом, мечтает вырваться из своего захолустного сицилийского городка, где все в курсе жизни других и знают, как "надо", а как "не надо". И - это не спойлер, с этого начинается фильм - ему это удается, он становится успешным режиссером, который в родной город не возвращался много лет.

Большой приз жюри в Каннах, «Золотой глобус» и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке – только часть наград, завоёванных тогда Торнаторе. И из всех просмотренных мною в рамках Киноигры картин я бы назвала вот этот фильм лучшим из трех. Хотя, конечно, я понимаю желание режиссера - как и у его героя в этом фильме - вырваться за пределы Италии, снимать кино, не обязательно привязанное к родной стране, но, на мой взгляд, именно привязка к Италии дает его фильмам такую яркость, достоверность и красоту. И я думаю, он еще будет к этому возвращаться.
P.S. на гифках ниже - повзрослевший главный герой, напомнил мне немного молодого Марлона Брандо, думаю, Торнаторе поэтому и взял его на роль.

Сейчас Торнаторе 61 год, он активно работает, выпускает по фильму раз в несколько лет. Правда, его последний фильм "Двое во вселенной" (2016) с Ольгой Куриленко и Джереми Айронсом был довольно прохладно встречен критикой, зато предыдущий - уже упомянутое "Лучшее предложение" (2012) был очень успешным и имел большой зрительский успех, так что будем ждать новых работ режиссера.

Киноигра: Джузеппе Торнаторе
12:00, 16 сентября 2017
Автор: Misa

Комменты 50
Прекрасный режиссёр, можно смело смотреть к него все.
Cinema Paradiso- замечательный фильм! А с Раппопорт и Плачидо- очень тяжёлый, от просмотра спошные негативные эмоции.
Мне кажется, смотрела у него только "Лучшее предложение", и это просто отличный фильм и Джеффри Раш там очень хорошо, и Сильвия Хукс(кажется так актрису зовут). Посмотрю ещё про пианиста обязательно и "Двое во вселенной" на очереди. Спасибо!
меня "Незнакомка" прям потрясла сюжетом... История Ирины - трагедия в кубе. Но фильм понравился: и актеры, и атмосфера. Режиссер просто повествует; ваш выбор - жалеть героинь его фильма или просто наблюдать. В киноигре не участвую (уже жалею), но со вступлением согласна: если бы мне тоже "вручили" корейского режиссера или скандинавского - пила бы 2 дня)))) чтобы приступить)
"Легенду о пианисте" посмотрю. Люблю такие фильмы, с глубоким погружением в личность. Надеюсь фильм именно такой.