Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Мне достался в Киноигре Джим Джармуш, режиссер, безусловно, интересный, и мне до этого малоизвестный. Знакомство с его творчеством прошло успешно, я считаю, его итоги согласно правилам игры я и излагаю.
Сразу за скобками определю, все написанное - мое личное мнение, я специально старалась не забивать голову рецензиями, чтобы сформировать независимое, свое суждение. Я, конечно, не претендую на истину, и, скорее всего, где-то ошибаюсь, но это мое право по Конституции, а ваше право не соглашаться у вас никто отнять не может. Если есть специалисты по Джармушу или кино, чью нежную душу я раню своими дилетантскими выводами - простите, это не со зла, а от невежества, я не критик и даже не знаток. Приступим.
Кто такой режиссер
В детстве искренне считала, что главный в кино - сценарист, он же придумал всю эту историю. Роль режиссера мне была не до конца ясна. Теперь же я считаю, что режиссер - это творческий менеджер проекта под названием кино. Он все организует, распределяет работу, ответственен за каждый кадр, в общем, он командует на площадке и при этом определяет, какую идею закладывает в итоге и хочет донести до зрителя.

Некоторые режиссеры ограничивают свою роль просто нахождением в определенное время в определенном месте. А некоторые вкладывают душу, мысли и создают настоящие произведения искусства. Джармуш из последних, смотреть его фильмы только ради развлечения, значит многого себя лишать, над его картинами лучше думать, есть возможность понять и открыть достаточно интересные вещи.
Кто такой Джим Джармуш
Немного общей инфы. Джим Джармуш - режиссер американский, но не голливудский, видимо, его надо относить к артхаусу. Также музыкант и сценарист. Мне кажется, что режиссер и сценарист в одном лице - это идеальный вариант для кино. В Каннах его любят, зрители и критики уважают и ценят, он определенно достиг успеха, несмотря на свой нестандартный подход. Ну и теперь про фильмы.

Мертвец
Это не фильм, это потрясение, взрыв мыслей и эмоций. Официально же это притча, а я бы добавила - сказка, баллада на тему смерти. Почему о смерти, спросили у Джармуша, потому что смерть - великая тайна жизни, ответил он. И вот на какие мысли меня натолкнул этот фильм. Действительно, каждый живой - потенциальный мертвец, итог у всех один и путь к нему начинается с рождения, и не надо забывать, что "человек смертен и более того, внезапно смертен".
Дети не думают об этом, чаще всего, от них эта тема далека, ведь их путь еще только начинается. Но однажды, образно говоря, человек получает пулю в голову или сердце, видит неизбежность смерти, и начинает задумываться о ней. И тут он либо старается наверстать упущенное, пускается "во все тяжкие", либо смиряется и просто старается не бояться.

Вот так я и поняла сюжет фильма, метафор же в нем множество, они просто в каждом кадре, каждый можно анализировать отдельно, он наполнен смыслом и подтекстом. Но вот в подходах к этому таинственному явлению мы с Джармушем явно не сошлись.

Я смерти тупо боюсь. Что делать, если чего-то боишься? Попытаться понять суть явления, если не получается - обсмеять. В отношении смерти я не могу сделать ни того, ни другого, а Джармуш, мне кажется, смог. Почему я боюсь смерти? Если разложить по пунктам: 1. 90% что за этим ничего не последует. 2. Меня мучает вопрос: а куда денется все, что было мной, мысли, опыт, чувства, целый мир. 3. Да это же все, конец, Вы понимаете, как можно над этим смеяться?

Если образно, то мне показалось так, для меня смерть: жуткая старуха с косой, для Джармуша - таинственный зверь, которого, пока он занят другим, можно подергать за хвост, попытаться заглянуть в его мистические глаза.

Вне закона
Этот фильм, конечно же, не просто о побеге из тюрьмы. Он о том, как случайные люди и обстоятельства могут направить судьбу в совершенно иное русло. Тут много забавного, много точно подмеченных деталей (хижина в лесу с такой же обстановкой как в камере это вообще шедевр).
А вообще, уж простите, я поняла фильм как метафору на семейные отношения. Двое попадают неведомыми им самим путями в тюрьму под названием брак, пытаются выжить и не убить друг друга. Потом появляется третий, нежданного-негаданно, - ребенок (герой Бениньи учится, плохо говорит, тупит и задает идиотские вопросы). Он их объединяет, связывает, делает их сосуществование осмысленным. Когда они пристраивают ребенка (он встречает подружку и находит дом), они расходятся каждый своей дорогой, чужие, какими и были изначально.

Вот такие вот истории некоторые видят в творчестве режиссера, которые он может вовсе и не закладывал в свое произведение, поэтому искусство так и интересно, в частности, искусство кино.
Ночь на земле
Фильм о случайных встречах, о нелепостях и абсурде ситуаций, о смене поколений. Объединяет их присутствие таксиста, выслушивающего много интересного от своих пассажиров.
Новелла номер один.
Таксистка и менеджер по работе с актерами, взрослая женщина и молоденькая девушка. Разговоры ни о чем и обо всем, столкновение поколений очевидно, но не критично. Вот так могла бы поговорить мать с дочерью, если бы не включение личных чувств, опасений "что скажут люди" (она же таксистка, курит, матерится). Будь они матерью и дочерью было бы предъявлено много требований, а так - душевный и слегка отстраненный обмен мнениями о важных и волнующих обеих вещах (а ведь, казалось бы, они такие разные).
И ведь взрослая и состоявшаяся дама могла "улучшить" жизнь таксистки, но не стала давить, а приняла позицию девушки, хотя и не поняла, но не осудила.

Два. Здесь все вверх ногами. Потерявшийся в жизни и собственном такси водитель уступает место за рулем, взрослый учится у молодого, становится участником его семейных разборок, которых ему так не хватает.
Три. Задиристый черный малый и слепая девушка, которой плевать на цвет его кожи, как и на многое важное для других, людей с "неограниченными возможностями". Зато ей открыто невидимое глазу и уж позаботиться о себе она может. Будьте осторожны!! Ха-ха. Каждому везет и не везет по-своему, хотя это и цинично.

Четыре. Ужасающая исповедь, хотя и смешная местами. Итог печальный, а я уж думала, что это все - шутка, но нет. Мне напомнило разговор "друзей", когда один вываливает на другого все свои проблемы. Ну и тут, конечно, много иронии над священниками, верующими и даже вегетарианцами.

Пять. Настоящее напутствие режиссера. Не ной, пока не умер, ничего не закончено. Исследование и классификация неприятностей и боли. Пассажиры рассказывают свою драму, на таксист легко обходит их по части трагедии.
Вывод
"Мертвец" - фильм-размышление, "Вне закона" - фильм-метафора, "Ночь на земле" - фильм-настроение.
Фильмы Джармуша о людях и взаимоотношениях, он исследует и наблюдает их. Еще я заметила литературность его кино, он в каждом фильме сначала подробно показывает место действия, мне это напомнило Достоевского, который тоже очень детально описывает квартиры, комнаты, их обстановку. Еще у Джармуша всегда есть пролог, затравка сюжета. И музыка ироничная и немного грустная. Много метафор, много диалогов, эти фильмы надо пересматривать, чтобы все уловить (особенно "Мертвеца").
Ну вот так коротенько, чтобы не сильно философствовать)) Спасибо всем, спасибо организатору!!!

Киноигра. Джим Джармуш.
08:53, 17 сентября 2017
Автор: marusa

Комменты 19
Рада за автора , которая открыла себе Джармуша. Благодаря киноигре на этом сайте популяризируется хорошее кино. Это приятно.
У вас такой непосредственный милый пост, я порадовалась и чуть посмеялась с удовольствием! Буду теперь говорить: "Режиссёры, знаете, вы кто? вы - творческие менеджеры проекта под названием кино". Но мне больше нравится ваша прежняя установка: главный - это сценарист, ведь он придумал историю! А все другие нам её "показали". (хотя в реальном мире теперь главный продюсер, ведь он юридически владеет правами и организует проект). А с тем, что идеальный вариант - сценарист и режиссёр в одном лице, согласна на 1000% . А Джармуша всего не видела, но теперь обязательно это сделаю!
Автор!!! Как же мне понравилось то, что прочла!!!! + 1 000 000 000!!! Обязательно пересмотрено теперь уже с учетом Вашего мнения. Ура!
Выживут только любовеики - очень впечатлил. Наравне с Мертвецом. Понравился сюжет, игра актеро. Саундтрек великолепен особенно. И очень правильный вмысл в фильме. Век потребительства настал и он ведет мир к деградации и разложению. Отличный фильм!
Все равно моим любимым фильмом останется "Кофе и сигареты".