Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Имя Аки Каурисмяки я узнала впервые при раздаче режиссеров на Киноигре. Грешным делом по созвучию имени и фамилии я подумала, что мне достался японский режиссер, но каково же было мое удивление, когда я забила на Кинопоиске  это имя.                                                                                                           Аки Каурисмяки- культовый финский кинорежиссер, сценарист и продюсер, младший брат режиссера Мики Каурисмяки. Чем больше я углублялась в его биографию тем больше я понимала, что этот человек импонирует мне все сильнее. Отдавая дань чести потрясающе талантливому человеку, напишу немного о нем самом.                                                                                                  Родился 4 апреля 1957 года в городе Ориматтила (Orimattila). Родители: Йорма и Леена Каурисмяки. Аки был третьим ребенком в семье ( по другим данным четвертым). Отец занимался коммерцией и его работа была связана с постоянными разъездами, а мать работала в туристическом бюро. Семья часто переезжала с места на место. "Мы ни разу не прожили много лет на одном месте, так что я в действительности ниоткуда особенно не происхожу... Я просто пытаюсь прикрыть свои деревенские корни, снимая городские фильмы...» .                                                                                                       Еще в раннем детстве Аки пристрастился к чтению, он даже  прогуливал уроки, чтобы вместо этого прочитать очередную книгу, взятую в школьной же библиотеке. К моменту окончания школы он очень серьезно увлекся кино, смотрел по 5-6 фильмов в день, был увлечен Годаром, Бунюэлем, Одзу. Поступить в киношколу ему не удалось и проучившись два года в университете Тампере на факультете журналистики, он уезжает в Хельсинки. Там он успел поработать грузчиком, мойщиком посуды, рабочим на стройке, почтальоном, художником, журналистом.                                                                               В 1981 г. вместе с братом Микой они основывают кинокомпанию "Villealfa", названную в честь фантастического фильма Жана-Люка Годара«Альфавиль». Дебютом Аки в режиссуре становится модернизированная версия "Преступления и наказания". "Как-то я прочёл интервью Хичкока, где он говорит, что никогда не сможет прикоснуться к этой книге. И я подумал: "Хорошо, я покажу тебе, старик". Позже я понял, что он был прав. Но я был молод и это меня извиняет...» .        

С 1981 г. Аки снял 20 полнометражных художественных и документальных фильмов. Практически всегда главный герой является аутсайдером, проживающим серую непримечательную жизнь, но не теряющим веру в лучшее. Что интересно актерский состав в его фильмах практически всегда один и тот же. "Хороших актеров в Финляндии не так много, если они кажутся мне убедительными и хорошо вписываются в сюжеты моих фильмов, то зачем их менять?.. Я всегда говорю актерам, что они могут произносить текст как хотят, но никогда не должны кричать и должны проговаривать диалоги, точно следуя тому, как они написаны."

На съёмках фильма "Тени в раю":
Кати Оутинен ( которая исполняет главную женскую роль практически во всех фильмах Аки) , Матти Пеллонпяя и Аки Каурисмяки.                                         Каурисмяки любит животных, что несомненно заметно по его фильмам.               

"— Почему вы все время работаете с одними и теми же актерами?

— Ну почему с одними и теми же?.. Вот в «Жизни богемы» у меня собака играла, помните, там ее зовут Бодлер? В действительности она была Лайка. Дочка ее Пииту снялась в «Юхе». А в «Человеке без прошлого» играет уже внучка Тяхти. Славная актерская династия. А вы говорите, одни и те же. Какая собака сможет пятнадцать лет кряду ждать, пока я поборю лень и сниму три картины..."                                                                                              Еще одна особенность его фильмов в том, что очень часто непонятно в какое же время происходят события, иногда кажется что это 90е, а уже в следующем кадре видятся 70е. "Кто-то может подумать, что фильмы Аки Каурисмяки разыгрываются в Финляндии. Только в реальности едва ли удастся обнаружить ту киношную Финляндию – «Акиландию» Каурисмяки. По улицам Хельсинки не катят старые американские автомобили, а в городских кафе из музыкальных автоматов не звучат послевоенные финские танго... »

Его фильм  "Человек без прошлого" получил Гран-при Каннского кинофестиваля в 2002 г. и был номинирован на "Оскар"  как лучший фильм на иностранном языке в 2003. Но на церемонию в Лос-Анджелес режиссёр не приехал в знак протеста против войны в Ираке. Фильм "Огни городской окраины" был показан в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2006 г.  В феврале 2017 года на  67-м Берлинском кинофестивале фильм "По ту сторону надежды", участвовавший в основном конкурсе, получил премию "Серебряный медведь" за лучшую режиссуру. После окончания кинофестиваля Каурисмяки заявил, что он планирует завершить свою карьеру в кино и это был его последний фильм. На данный момент Каурисмяки является самым почитаемым и знаменитым режиссером Финляндии.                                                                                                                                 Итак, перейдем к фильмам.                                                                                                     1. "Огни городской окраины" 2006 г.                                                                               Главный герой, Койстинен- простой охранник в магазине, он проживает скучную жизнь, да и сам не особо стремится что-то в ней менять, то есть он вроде и делает попытки, но все как-то нехотя и полностью отдавшись на волю случая. Например, он приходит в банк, чтобы получить кредит для открытия своего дела, но ему там мало того, что отказывают, так еще и обижают презрительным отношением. Казалось бы нужно возмутиться и как то ответить обидчику, но Койстинен уже настолько смирился со своей судьбой маленького человека, что просто молча уходит. Все меняется в тот момент, когда он встречает яркую красивую девушку , которая начинает проявлять к нему интерес.Жаль только, что она всего лишь очередной человек , желающий воспользоваться в своих целях  доверчивым охранником. Что ни говори, а Койстинен все таки удивительно цельный по своей натуре, пусть и поступающий довольно глупо в своей наивности, но все таки не предающий самого себя и свои убеждения. Даже когда он понимает, что девушка его цинично подставила, он не предпринимает попыток спастись и подставить тем самым ее, а можно сказать просто сидит и самоотверженно ждет когда его заберет полиция, за преступление которое он не совершал. Он типичный пример человека, который разочаровался во всех и вся и покоряется судьбе- так значит так. Хотя и желание поймать журавля в небе в нем тоже есть, ведь увлекшись недостижимой красавицей, непонятно каким чудом попавшей в его жизнь, он совсем не замечает женщину, которая как раз таки любит его от чистого сердца.                                                                                                            Не могу сказать что фильм мне понравился с первого взгляда, но уже посмотрев его, ты начинаешь осознавать что это и есть искусство. Очень тонкое кино, несмотря на то, что реальность достаточно мрачна и подана действительно со стороны жителей городской окраины.  Эти долгие статичные кадры, яркие самобытные актеры, удивительные в своей лаконичности диалоги и как много сказано казалось бы обычной и очень простой картиной- все это прекрасно.

2. "Человек без прошлого" 2002 г.                                                                                        Эта история начинается с того, что на мужчину с чемоданом нападают трое грабителей и избивают до потери сознания. В больнице он практически переживает клиническую смерть, но приходит в себя, правда ничего о себе не помня. Он начинает жизнь фактически бездомного, по пути находя новых друзей и знакомых. Отдельно я бы отметила пронырливого полицейского ( или охранника складов, где живет главный герой) , стремящегося везде урвать кусок побольше, продавая все что плохо лежит. Интересный персонаж, смешной в своей постоянной жажде наживы в любой ситуации , но под конец он все таки открывается с совсем другой стороны. Так и живет главный герой без имени, без прошлого, без возможности даже устроиться на нормальную работу не имея паспорта. Но тем не менее не теряет веры в себя и в людей. В скором времени он встречает Ирму, офицера Армии спасения (Ирму играет Кати Оутинен, женщина можно сказать очень своеобразной внешности, но как меняется она в кадре, когда улыбается или просто загадочно смотрит, в этот момент начинаешь понимать почему именно она сыграла у Аки большинство главных женских ролей- не женщина, а сказка). Мы наблюдаем как  появляется удивительная в своей романтичности и наивности любовь между главными героями.                    Очень теплый фильм, очень добрый и романтичный. Для меня он о том, что будучи хорошим человеком, честным перед собой и людьми , у тебя все будет хорошо, несмотря ни на какие трудности. Очень оптимистичный взгляд, понимаю, но так хочется в это верить.  Плюс ко всему фильм можно рассматривать и как комедию, в нем много забавных моментов. Кстати, песик Тяхти, сыгравший в фильме Ганнибала получил "Собачью пальму" на Каннском кинофестивале за лучшую роль животного в фильме, и на мой взгляд очень заслуженно)) 

3. "По ту сторону надежды" 2017 г.                                                                                Изначально нам показывают двух главных героев. Мужчину в возрасте, решившего в корне поменять свою жизнь, а именно уйти от жены и закончив свою карьеру, вложить все деньги в кафе, как окажется впоследствии убыточное. И молодого парня, сирийского беженца, потерявшего практически всю семью из за войны.  Наши герои пройдут не одно испытание, прежде чем встретятся друг с другом. Они противоположности, но несмотря на это они помогают друг другу и в конце концов каждый из них в жизни другого сыграет важную роль.                                                                Некоторые поклонники фильмов Каурисмяки были разочарованы тем, что он сделал этот фильм политизированным. Но как по мне, я ничего плохого в этом не вижу. Он показывает в своих фильмах существующую реальность и если на данный момент она такова, то почему он не может это показать? На единственном моменте мне стало неприятно, когда в новостях, которые смотрели герои сказали что Россия вместе с властями бомбила Алеппо, но опять же автор все таки не дает нам понять свою личную позицию ( что и правильно), так когда Халида спрашивают кто разбомбил его дом- он говорит " Не знаю, может власти, может США, может Россия".                                          Фильм как обычно отличается душевной музыкой и отличным юмором ( Троица из кафе заслуживает отдельных аплодисментов). Снова мы видим уже привычных актеров, переходящих из фильма в фильм Каурисмяки. И конечно же здесь снова есть собака, играющая не последнюю роль))

4. "Жизнь богемы" , 1992 г.                                                                                                      Жизнь сводит трех мужчин- художника, музыканта, писателя. И знаете, больше о сюжете ничего рассказать невозможно. Так как дальше показывается просто их жизнь, наполненная различными  жизненными ситуациями, где-то смешными, где-то грустными. Фильм о любви и о дружбе. О жизни. Этот фильм, так же как и все фильмы Каурисмяки невозможно смотреть, занимаясь параллельно чем -то другим, его нужно смотреть не отрываясь от экрана, чтобы не упустить ни один взгляд, ни один жест. Смотря фильмы Каурисмяки начинаешь понимать почему он всегда снимает одних и тех же актеров- потому что они великолепны. в их молчании больше смысла чем в диалогах большинства других. 

Я хочу поблагодарить Skarletty в очередной раз за Киноигру. Огромное человеческое спасибо, благодаря этому распределению мой личный мир кино расширился на одного прекрасного режиссера и я смогла посмотреть на жанр, до этого мне не близкий, совсем другими глазами.                                      А закончить хочу словами известного российского кинокритика Антона Долина: "В его мире не без добрых людей, и, хотя зло не будет наказано (так далеко идеализм режиссера не простирается), ему не удастся и восторжествовать. С этим ужасно трудно спорить, поскольку существование как минимум одного доброго человека – доказанный и проверенный факт. Зовут его Аки Каурисмяки."

Всем спасибо за внимание)
 

Блоги

Киноигра. Аки Каурисмяки. Финский романтик.

03:47, 10 сентября 2017

Автор: Sugar

Комменты 17

Аватар

Оо, это классный дядя!)) "Человек без прошлого" у меня еще на видео-кассете появился в 2003 сразу после Канн, люблю такое. Спасибо за пост!:-)

Аватар

Какой приятный пост получился! Хороший режиссер с отличным чувством юмора.

Аватар

Начну с того, что до этой киноигры никак не могла взяться за его фильмы, так что это и для меня было некое испытание ))) Все хотела начать просмотр и каждый раз думала, что сейчас вот не то настроение. Теперь, когда я посмотрела пару его фильмов поняла, что настроение особенное тут не требуется. Более того, его работы (может не все конечно, все я не посмотрела) сами рождают чудесное настроение, с элементом может легкой ностальгии. *** "Огни городской окраины". Фильм хороший и короткий. Как я полюбила короткие фильмы и как я устала от двухчасовых работ )))) Хронометраж конечно не критерий, но на примере данного фильма понимаешь, что краткость сестра таланта - не пустые слова. Вроде бы все лаконично, как вы отметили, включая диалоги, но при этом все ясно и глубина проблемы в т.ч. Позабавил страх героя пред русскими здоровыми мужиками, обсуждающими наших великих писателей... ))) нам то ясно, что бояться нечего исходя из их диалога, а вот финну незнающего русского было страшно попадаться им на пути. "Человек без прошлого" - просто великолепное кино. Я считаю, что его надо в обязательном порядке смотреть при ознакомлении с фильмографией Аки. Диалоги в фильме шикарные, ироничные, с таким чудесным тонким юмором. И меня особенно радовал продажный полицейский ))) и история про "обмен веществ", а также его пес-убийца Ганибал, питающийся сырым мясом ))) - бесподобно! )))) Понравилась сама постановка, игра актеров. Сам стиль игры. В общем, я была в восторге при просмотре. Чудесное кино. Доброе, теплое, светлое. Отдельно нравится выбор режиссером музыкального сопровождения его фильмов. Ностальгически мелодии, рок-н-ролл, иногда классика - когда надо придать особенного драматизма сценам )))

Аватар

Обожаю Каурисмяки, такие светлые фильмы у него, и актёры всегда нелепые и прекрасные))

Аватар

Спасибо большое за пост! Краем уха слышала про этого режиссера, но почему-то думала, что это что-то унылое и заумное. А после вашего поста занесла себе второй фильм в список для просмотра.

Подождите...