Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Единственным любопытным фактом в биографии режиссера является его брак (недолговечный) с Глорией Вандербильд, которая и сама по себе личность неординарная, и то ли дочь, то ли племянница той самой Вандербильдихи, злостного врага Эллочки Людоедки.
В целом же жизнь Люмета - это кино. 63 кино- и телеработы за 86 лет жизни, первый свой кинофильм - и какой! - он снял в 33 года, последний - в 82. Поэтому самым сложным в создании поста являлся выбор - о чем, собственно, писать. Все его лучшие фильмы я смотрела раньше, по условиям Игры, писать надо о ранее несмотренном. Но пару слов о главных фильмах Люмета я все-таки скажу.
12 разгневанных мужчин, 1957
Думаю, не так много есть людей. которые НЕ смотрели этот фильм. Я была уверена. что фильм в топе IMDB, но в первой десятке? Фильм 57 года в 2017 году на 5 месте. А ведь кино так быстро устаревает. Этот первый фильм остался и самым титулованным, и самым знаменитым.
Суд присяжных должен решить, виновен обвиняемый или нет. Решение должно быть вынесено единогласно, но один - разумеется, это прекрасный герой Генри Фонды, сомневается. Вот все за, а этот сомневается. С другой стороны, речь в буквальном смысле идет о человеческой жизни, если обвиняемого признают виновным, его ждет смертная казнь.
Классическая история - люди в замкнутом пространстве - кажется очень простой. Вот 12 человек пришли и сели. Актеры великолепно играют блестящий текст, оператор прекрасно снимает (до сих пор изучают на операторских факультетах в разделе “разнообразить картинку"). Захватывает сама история,а остальное, кажется, само собой сложилось. И я так долго думала, пока не прочитала, что бюджет фильма составлял 350000 долларов всего (очень мало), и элементарно денег бы не хватило на освещение, чтобы снимать сцены полностью. Вы только подумайте - эти блестящие диалоги снимались кусками,частями, на протяжении пары недель (съемки шли 19 дней),может быть, даже по одному актеру. А режиссер держал в голове нюансы, оттенки,эмоции, объединяя пазл из разрозненных кусочков.
Я обычно саму историю смотрю, эмоциями, то есть - что. А здесь давайте присматриваться - как. В первых кадрах в комнате есть пространство, затем действие становится все более напряженным, пространство сжимается, потолок над головами, кажется, нависает, нет воздуха. Режиссер с верхних кадров постепенно переходил на нижние. И все это плавно. Вот эта клаустрофобия в кадре, она не только благодаря игре актеров, но и чисто режиссерским приемам.




Сам Люмет скромно говорил, что фильм технически безупречен. Нет, он сделан мастерски, совершенно.
Самое сильное, удачное десятилетие для режиссера - это 70-е:
Серпико и Собачий полдень - классика полицейского фильма и криминальная драма. Два мощнейших фильма с Аль Пачино, оба поставлены по реальным событиям. Сценарный Оскар, масса побед и номинаций у Аль Пачино.

Телесеть - 4 Оскара, из них 3 актерских и - уже привычно - за сценарий. В 76 году фильм считался яркой сатирой, а телевизионщики плевали вслед Люмету. Сейчас это, увы, выглядит скорее как мрачное предвидение. Пугает, да.

Убийство в Восточном экспрессе - в наше время самый, наверное, известный и любимый фильм режиссера. Ингрид Бергман, сыгравшая горничную (а ведь Люмет предлагал ей роль графини Драгомировой) и получившая свой 3-ий Оскар. В ролях - 5 звезд английской сцены и 6 кинозвезд. “Главное блюдо - роскошь,” - писал Люмет, поэтому деревянные панели для купе искали в разных странах, дорожные костюмы поражают своей красотой, невозможной в жизни, а цвет ликера на серебряном подносе - мятный или белый - является предметом дискуссии. Увлеклась, извините)

Вердикт, 1982 - последняя большая удача режиссера.
Я могла бы сказать - одна из многочисленных судебных драм, но Люмет сам один из основоположников этого жанра. Так что не одна из. Настоящая классическая судебная драма по сценарию Мамета с Полом Ньюменом в главной роли. Очень хорошая работа. Он удивляет в первых сценах фильма, потому что в падающем пьянице не хочется узнавать блестящего актера, приковывает внимание в дальнейшем неотрывно. Я не помню точную цитату, но Люмет считал одной из главных своих задач пробуждение совести, движение души. Вот фильм об этом и есть. О том как душа, даже загнанная в угол, все-таки может распрямиться. У Ньюмана выражение глаз меняется - от пустого равнодушия до взгляда человека, который борется. И по-моему, даже цвет глаз меняется - от тускло-серого до сверкающего голубого). Адвокат в своей битве за правду совершает ошибки, бывает беспомощным. умоляет. И хотя он выигрывает дело, победителем все равно не ощущается. Потери сопровождают его и здесь.

Есть в фильме неровности. Роль Шарлотты Ремплинг, например, выглядит невнятно. Фильм слегка устарел, но все равно это очень очень хорошее кино. И что особенно меня подкупает - эта битва за справедливость ведется с открытым забралом, но фильм при этом совершенно не выглядит наивным.


Вторая половина 80-х и позже - не самое удачное время для Люмета. Его неторопливый вдумчивый стиль повествования оказался не так интересен публике. Но я все равно решила посмотреть фильмы этого периода - Люмет, который мне неизвестен.
На холостом ходу, 1988

У 17-него Дэнни отличная семья. на самом деле - любящие и понимающие родители, отличный маленький брат, чудесные маленькие семейные праздники. Один только нюанс, небольшая такая загвоздка - почти всю жизнь Денни их семья вынуждена скрываться - их ищет ФБР. (не спойлер, фильм с этого начинается). В новом городе Дэнни должен принять очень важное решение, связанное с его будущим и его любовью.

Я посмотрела фильм из-за Ривера Феникса, конечно, же, он не так много успел сыграть. Фильм очень сдержанный в проявлении эмоций, хотя семья, которая вынуждена скрываться - прекрасное же поле для яркой драмы. Никто - почти - не кричит и не хлопает дверьми, действие мягкое, неспешное, напряжение подспудно, оно прорывается пару раз слезами юноши. Собственно, рассказывать о фильме не хочется, тот случай, когда лучше посмотреть

На фото Марта Плимптон, его возлюбленная в фильме и в жизни. Вообще, Ривер все время влюблялся в партнерш по фильму. Интересно, что ни Марта Плимптон, ни Саманта Мэтис, его последняя любовь. замуж предпочли не выходить.
Как всегда, великолепный, очень сильный актерский состав, хотя и без громких имен. 17-летний Феникс получил за эту роль номинации на Оскар и Золотой Глобус. Заслуженно, мне кажется. Он совершенно естественно существует в кадре, просто не замечаешь игру как таковую, наблюдаешь за жизнью молодого парня. Такой эффект Джеймса Дина.
Виновен вне подозрений, 1993

Такое впечатление, что этот фильм - кроме меня - почти никто не видел, а ведь есть в нем любопытные моменты. Я соблазнилась Доном Джонсоном в главной роли. Чуть ли не главному красавцу 80-х годов в кино откровенно не повезло, ничего близкого к успеху Майами Вайс у него не случилось. Жаль, актер он весьма неплохой. Ну, что есть, то и смотрим.

Классический адвокатский триллер: красавец-мужчина подозревается в убийстве, красавица-адвокат его защищает. Виновен или ? Таких фильмов в 80-90-е снималось много-много, сразу вспоминается более ранний фильм с Гленн Клоуз и Джеффри Бриджесом. Однако герой Джонсона весьма непрост. Почти социопат, он откровенно забавляется, диктуя правила игры. Хотя фильм и кидает приманку взаимного влечения вначале, реальная интрига, борьба разворачивается не между мужчиной и женщиной, а между двумя личностями, это поединок умов. В этом смысле - совершенно неожиданно для 90-х годов, картина содержит феминистский посыл, идею равноправия, причем не в скучно-назидательной форме, идея заложена в сюжет. Еще более интересным моментом является откровенная объективация персонажа. Причем речь идет о мужчине. Дон Джонсон многое мог вложить и из собственного опыта. я думаю) Его герой одновременно наслаждается этой объективацией, использует ее и - одновременно - мстит женщинам за это же.
Возможно, именно именно эти две идеи, обогнав время, обусловили неудачу фильма. Уверена. что зрители ожидали сильных любовных страстей и ярких взаимоотношений между Ребеккой де Морней и Доном Джонсоном, а им подсунули вот такое вот. Обманули! Даже в наши дни фильм оценивают со стандартных позиций: единственная рецензия на КП рассматривает поведение героини как “элементарную месть обиженной адвокатессы”. Нет. серьезно?

Кроме этого, слабым место фильма является, к сожалению, Ребекка де Морней. Нежная блондинка, неожиданный вспыхнувший интерес к Джонсону - все это отлично. Акула-адвокат. сильная умная женщина - совершенно нет. Забавно, что в следующем фильме, о котором я пишу, наличие шикарной блондинки тоже оказалось роковой ошибкой режиссера.
Глория, 1998

Особа с низкой социальной ответственностью неожиданно для себя привязывается к маленькому мальчику, оставшемуся сиротой в итоге криминальных разборок. Поддавшись случайному порыву. она вынуждена защищать его в том числе и от человека, который был ей очень близок. "Большой рот. Но кто бы мог подумать, что у нее и сердце большое,"- эти слова одного из персонажей и есть, собственно, сюжет фильма.
Немного странная попытка Шерон Стоун доказать, что она драматическая актриса. Дело в том, что Глория - ремейк фильма Кассаветиса с Джиной Роулендс. Без комментариев, что называется. Фильм 1980 года завоевал Золотого Льва в Венеции, Роулендс была номинирована за эту роль на Оскар и Золотой Глобус.Фильм Люмета и Стоун провалился в прокате с громким треском, а Шерон Стоун получила номинацию на Золотую малину.
При этом фильм снят хорошо, к Люмету претензий нет. Разве что - бросается в глаза некая степень неодетости Шерон Стоун, но я понимаю - актриса красивая, фигура шикарная, все достоинства пошли в дело. Отсутствие игры нужно было компенсировать.

С моей точки зрения Люмет - неактерский режиссер (или наоборот?). Да, актеры за роли в его фильмах почти всегда получают награды или номинации, но Люмет больше сконцентрирован на том, чтобы рассказать историю. Он доверяет актеру, помогает раскрывать его дар, но не довлеет над ним. В случае с Шерон это пошло фильму в минус, поскольку драма - не ее сильная сторона все-таки. Она сыграла примерно то же, что и в Казино, вот только история другая и Скорсезе рядом не оказалось. Кроме того, у нее на высоких тонах у Шерон довольно неприятный голос оказался, я прямо ежилась. Пара моментов у нее получилась, но роль в целом была провальной.
Так что не вышло у Люмета с блондинками, и в своих последних работах он вернулся к истокам - социальная драма , яркие мужские характеры и снял два очень неплохих фильма: Признайте меня виновным с неплохой ролью Вин Дизеля и Игры дьявола , тяжелую криминальную драму с фантастическим, невероятным актерским составом - Филипп Сеймур Хоффман, Альберт Финни, Итан Хоук. Посмотреть не успела, но обязательно посмотрю.

Я хотела перечислить всех больших звезд, которые снимались у Люмета, а также награды и номинации, полученные его фильмами, но список получился бы гигантским. При этом сам Люмет не сказать, что осыпан наградами. Золотой медведь в далеком 57 году и почетный Оскар в 2005. Вряд ли его приводят в пример как великого режиссера. Мы говорим - фильм Финчера или фильм Спилберга, а вот работы Люмета известны и значимы сами по себе, он, как режиссер, полностью растворился в своих фильмах. Да и какая разница, на самом деле, кто снял 12 разгневанных мужчин. Главное, что сам фильм смотримся с таким же интересом, что и 60 лет назад.
И если имя Люмета нечасто присутствует в публичных списках самых-самых, то в профессиональной среде оно пользуется заслуженным уважением. Я, неспециалист, прочла его книгу - ни слова воды, все по делу, и мои представления о кинопроцессах существенно углубились. Его технику, умение создать нужный эффект именно техническими средствами, по-прежнему изучают в киношколах, да и состоявшимся режиссерам есть чему поучиться.
Гений? Ну, вряд ли. Ремесленник? Определенно, нет. Профессионал. Мастер.

P.S. Все-таки неподъемная задача была, и у меня больше не о фильмах, а о самом режиссере получилось, но тем больше причин посмотреть или пересмотреть его фильмы. Честное слово, они того стоят.
КИНОИГРА. Сидни Люмет
19:52, 6 сентября 2017
Автор: MarMor

Комменты 27
Только сегодня посмотрела 12 разгневанных мужчин но 1997 года. Да фильм хорош, но конец смазан. На завтра оставила для себя фильм 1957 года. Посмотрим, сравним.
Люмет достоин уважения: режиссер снимал кино 50 лет. И понимаю, как сложно писать про его работу: их много, они разные. Спасибо!
Спасибо за пост, очень интересный и качественно написанный. Вообще Киноигра стартовала замечательно, надо сказать, спасибо участникам и Скарлетти! (а то ж... перминовой уже сил нет видеть даже на превьюшках!) По теме: заинтересовал фильм с Ривером Фениксом, надо будет глянуть под настроение. Мне кажется, у Люмета такой характерный стиль качественных фильмов 70-х примерно годов. Неспешное кино с отличными сценариями и прекрасными актерскими работами. У нас, между прочим, тоже такое снимали в то время. Хотя мне в прошлой Киноигре попался вместе с Ричардом Бертноном его фильм "Эквус", у которого вполне неплохой рейтинг на Кинопоиске (7,1) - ну я чуть не померла с тоски за просмотром этой картины, очень тяжело мне далась и послевкусие неприятное. Но это тоже опыт)
тот случай, я считаю, что человек явно на своём месте. Один из моих любимых режиссёров. Пост прочитала с интересом). Спс.
На холостом ходу, oдин из любимейший фильмов. Ривер, любовь моя и боль моя... 12 разгневанных мужчин - шедевр. Вердикт - прекрасен