Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Творческий вечер Андрея Звягинцева

«Послевкусие должно быть таким, чтобы хотелось жить
Андрей Звягинцев

Продолжу свой рассказ о встрече с режиссёром Андреем Звягинцевым. Я уже писала, что формат встречи был такой: люди представлялись – задавали вопросы – Андрей отвечал. Расскажу про те вопросы-ответы, которые помню + добавлю свои комменты. Сразу поясню, что Звягинцев мне симпатичен как человек, фильмы его смотрела с интересом, некоторые очень понравились.  Я не нахваливаю здесь человека; просто рассказываю о встрече с умным, интеллигентным, талантливым режиссёром (опять же на мой личный взгляд)

Несколько вопросов от зрителей были про любимые фильмы режиссёра.

Ответ: Андрей рассказал о чувствах после фильмов Антониони, В частности  «Приключение». Что увиденное на большом экране  впечатлило его очень сильно. Такого кино он никогда не видел.
Мой коммент: Я фильм «Приключение» (1960) Микеланджело Антониони смотрела очень давно. И так получилось, что в тот период я испытывала муки неразделённой любви. Всегда любила старые черно-белые фильмы. Фильм меня тоже не оставил равнодушной. Это фильм не про путешествие из пункта А в пункт Б; это фильм про то, как меняется человек, особенно женщина, в период влюблённости/разочарования. О том, что мы не можем понять другого человека, к сожалению. Моника Витти сыграла необыкновенно. Фильм является золотой классикой кинематографа. Именно «Приключение» на рубеже 1960-х годов заслуженно и справедливо вывело его автора Микеланджело Антониони совершенно на иной уровень оценки в мировой культуре 20 века. 

Вопросы про любимых режиссёров.
Ответ: Антониони, Бергман, Куросава, Тарковский, Герман, Брессон
Мой коммент: фильм Алексея Германа «Двадцать дней без войны», где главные роли исполнили Л.Гурченко, Ю.Никулин, тоже считаю один из лучших в советском кинематографе. Это не та война, которую нам постоянно показывают с экранов. Это история людей. Фильм по своему добрый и грустный. Вообще по списку А.З. (Андрей Звягинцев) могу сказать, что это фильмы-легенды. 


 

Один из вопросов привёл к рассказу о Каннах. Андрей интересно рассказал, что после премьеры у режиссёра есть всего один день на интервью. Например, у Андрея в день премьеры было около 120 интервью. И если не иметь каких-то заготовок, то можно сойти с ума. На следующий день из Канн нужно переместиться в заранее подготовленное убежище. Мелькать после премьеры (когда ты уже раздал интервью) совершенно не комильфо. В кулуарах начинают шептаться: вон в фойе сидит такой-то режиссёр и ждёт чего-то (а чего все там ждут, все знают.)… Из-за этого негласного правила режиссёры, участвовавшие в Каннском фестивале, фактически не видят картины своих коллег.
Почему надо «сидеть» недалеко: Потому что за день до награждения вас могут пригласить. Конверты уже ждут своих номинантов. Узнать содержимое конвертов – ни за какие деньги. И зачем вас позвали, вы не будете знать до самого финала церемонии. Привёл пример:  позвонили одному британскому актёру, когда тот приземлился в Лондоне. Тому спешно пришлось покупать билеты и лететь этим же самолётом обратно. Конечно, ему вручили награду. Игнорировать приглашение нельзя! (больше не позовут!)

Молодой человек спросил Звягинцева, как тот относится к режиссёру Юрию Быкову. Что вот Быкову фильмы Звягинцева нравятся…
Ответ
: ))) Андрей улыбнулся и сказал: «Ну если Юрий Быков хорошо отзывался обо мне, как я могу в ответ не похвалить его?))). Потом серьёзно сказал, что ему очень понравилась картина Быкова «Дурак». И вообще нравится, как работает этот режиссёр. Знает Быкова хорошо (вспомнил, как пили всю ночь в одном баре, а утром не могли перейти улицу: была репетиция парада победы))))
Мой коммент: после фильма так получилось, что мы курили с группой молодых людей (вроде как студентов посл курса ГИТИСа.) Вообще в творческой среде курить – это очень способствует общению с правильными паузами ( я вот не курю. Но всегда очень хочу в таких дискуссиях красиво выпустить дым и взять паузу))). Мы стали обсуждать фильмы Быкова. Они были  в восторге. Хотели бы тоже снимать подобные фильмы. Мне тоже фильмы Быкова нравятся своей такой откровенной брутальностью, резкостью, динамикой…Такое кино вызывает эмоции достаточно сильные. я долго размышляла после фильма "Жить", с друзьями всю ночь мы спорили после фильма "Дурак"... Люблю, когда после фильма долго не могу заснуть. Значит, что-то зацепило...

Вопрос о любимых книгах
Ответ: Хулио Кортасар «Игра в классики», Набоков «Лекции  по зарубежной литературе» , Ходасевич «Некрополь”
Мой коммент: Лично считаю все произведения уровня … high level в литературе. Если не читали, то обязательно найдите время для этих книг. К Набокову надо подготовиться: Описание книги:  Есть книги & которые влияют на сознание целого литературного поколения, кладут свой отпечаток на столетие»,љ писала Нина Берберова. Лекции по зарубежной литературе Владимира Набокова подтверждают этот тезис дважды: во-первых, потому что каждый герой набоковских рассуждений будь то Джойс или Флобер действительно оставил отпечаток в судьбах литературных поколений. Во-вторых, и сама книга Набокова достойна схожего отношения: при всей блистательности и близорукости, лекции поражают художественной наблюдательностью, которая свойственна только крупным писателям.”
Взгляд Набокова на большинство произведений очень осмыслен, проработан, стилистически безупречен.
Про Кортасара надо делать отдельный пост. Сложное произведение.

В самом начале встречи при ответе на какой-то вопрос А.З. рассказал, что имеет актёрское образование. Что начинал работать в Новосибирском ТЮЗе. Играл ведущие роли в каких-то спектаклях. Но однажды увидел в кинотеатре игру Аль Пачино. Понял, что такое настоящая актёрская игра. Что так он никогда играть не сможет. Это понимание заставило все поменять в жизни: армия, потом он был сразу принят в ГИТИС.
Кстати, на одном мероприятии в Америке он на лестнице встретил Аль Пачино. А.З. очень смешно сказал: «И вот я вижу его. Какая-то давка на лестнице возникла. Вот рядом его ухо. Я, наверно, должен был сказать ему что-то… Но даже не знаю, что надо было сказать…

Вопрос про любимых актёров.
Ответ: Аль Пачино, Де Ниро, Янковский, Леонов, Мерил Стрип… Мне кажется, что назвал бы ещё многих. Поджимало время. Заметил, что ему очень нравится Аль Пачино, как актёр, но все же в фильме “Схватка» победил Де Ниро…

В зале было очень много молодых людей. Смысл их вопросов был, как стать хорошим режиссёром. Где лучше обучаться этой  профессии.
Ответ: снимать, монтировать; но самое главное – пропускать все через себя, только тогда получится что-то стоящее. Про образование сказал, что кому-то достаточно режиссёрских курсов, кому-то практики. Привёл в пример  Тарантино, который научился, работая в видеосалоне. А вообще посоветовал смотреть только хорошее кино. Это вырабатывает эталонный вкус.

Вопрос: это правда, что в фильме «Нелюбовь» сцену в морге сняли с первого раза?
Ответ: Рассказал, что подготовили макет трупа (называл его Изделием. Действительно, очень трудно как-то это назвать). Актёры ничего не видели. Это было одно из условий. Сцену в морге вначале без камеры сыграли с Изделием, которое было завернуто в плотный целлофан. И уже первый дубль начали снимать с открытым Изделием. Сняли с первого раза, столь сильной была реакция актёров. Все получилось с первого раза.
Вспомнил, как снимали, например, сцену в школе, когда звенит звонок и дети выбегают из школы. Снимали несколько раз, и дети совершенно недоумевали, что они делают не так: бегут и кричат))). А вот сцену в ресторане в начале фильма, где девушки делают селфи снимали 23 раза. И как оказалось, именно 23 дубль оказался годным/верным.

Много вопросов было о смысле в той или иной сцене какого-либо его фильма. Вообще о смысле.
Ответ: улыбаясь, рассказал, что когда Льва Толстого спросили «О чем роман «Анна Каренина»», тот ответил, что ему нужно написать столько же страниц текста, чтобы объяснить.

Рассказывал, что сценарий к фильму «Изгнание» получил случайно (фильм снят по мотивам повести Уильяма Сарояна «Что-то смешное. Серьёзная повесть»). Автор пишет на армянском и английском языке. Сценарий – автобиографический.
Мой коммент: меня поразило АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ!!! Если смотрели фильм, то поймете. Но вот задать вопрос it means that …? Я, конечно, на весь зал постеснялась. И захотелось выйти и нервно покурить.
Андрей рассказал, что когда они снимали фильм и использовали диалоги чисто по сценарию, то все не клеилось… Причина была в долгих и медленных фразах, которые уместны на Кавказе. В фильме они не смотрелись.

Про фильм «Нелюбовь».
Рассказал, что давно хотели снять фильм подобный «Сцены из супружеской жизни» шведского режиссера Ингмара Бергмана. Даже честно пытались купить права у 5 владельцев. Один из владельцев отвечал неохотно раз в год; процесс ушёл в песок …
Собственно «Нелюбовь» навеяна именно этим фильмом. История супружеской пары, проблемами, трагедиями для других…
Мой коммент: кратко о фильме Бергмана: Фильм состоит из шести «сцен», каждая из которых представляет собой фрагмент двадцатилетней совместной жизни Марианны и Йохана. Вначале подробно, шаг за шагом показано, как аборт, неверность и лицемерие постепенно приводят семью к разводу. Но развод неожиданно оказывается отличным поводом проявить друг другу понимание, сострадание, искренность - и вот уже чувства бывших супругов друг к другу вспыхивают с новой силой. 


Спросили его про планы на будущее.
Ответил, что про будущее будут садиться командой за стол и обсуждать варианты. Вообще у него давно есть мечты-идеи что ли, снять фильм про Средневековую Русь (историю конкретного человека), фильм о ВОВ, период Древней Греции. Но это затратные по бюджету проекты. Вряд ли удастся их реализовать.   

Был вопрос про его позицию антираша. На что он привёл цитату Шнура, которая отражает и его позицию тоже:
«Мне не нравится многое в этой стране, потому что я - истинный патриот. Те, которым нравится все в этой стране, наверное, бл@дь, шпионы немецкие.» Сергей Шнуров
Кстати, интересное отступление про мат. Андрей немного улыбнулся цензуре на мат. И сказал: «Вы знаете, что есть список запрещённых слов? А я это список видел и читал…»

Еще к фильму «Левиафан» сказал такую фразу: фильм про противостояние человека и системы. Кстати, рабочее название фильма было «Трактор «Батя» или «Батя» (тут дословно не помню..). По сюжету сначала хотели, чтобы у главного героя был старый поломанный трактор, доставшийся от отца. В конце фильма герой чинит трактор и давит/рушит здание администрации (  Реальная история в Америке в 2004 году, когда отчаявшийся владелец автомастерской Марвин Джон Химейер снёс 13 административных зданий.  Эта история была положена в сюжет фильма) Люди воюют с властью как могут на всех континентах.)
Но потом  решили сделать другую концовку.. Звягинцев на встрече сказал буквально следующее : «в момент, когда к герою фильма в гостиницу приходит жена друга – здесь начинается уже  про личную ответственность человека…

Мой коммент: заслуживает отдельного поста эта тема. Личная ответственность человека. На днях выложу. Здесь не хочу перегружать пост.

Последний вопрос задала молодая девушка. Сказала, что прям в эти минуты походит флешмоб «5 качеств современного человека». Нужно всего лишь 5 слов (вроде даже любые части речи). Попросила Андрея поучаствовать..
Ответ:  после минутной паузы А.З. сказал, то не может вот так быстро дать ответ. И добавил: один известный режиссёр высказался про современного человека: «Мы, современные люди всё время боимся не успеть…Нам кажется, что кто-то нас все время обгоняет…» +

Андрей интересно продолжил: Вам не кажется, что наша жизнь – театр? Мы все находимся в спектакле. И нам часто не нравится, как играют другие (переигрывают/не доигрывают). Только мы играем на совесть. Меняем актёров – а спектакль тот же…

Блоги

Андрей Звягинцев. Встреча со зрителями. ч2

13:15, 30 августа 2017

Автор: Fisika

Комменты 35

Аватар

Лжец и конъюнктурщик.

V

Смотрела все его фильмы, но "Нелюбовь" понравился больше всего. Можно сказать, что меня потряс фильм, под впечатлением нахожусь.

Аватар

Спасибо, интересно было почитать

Аватар

Автор! Спасибо, очень интересно!:-)

Аватар

а мне вот интересно, у него действительно любимые режиссеры сплошь признанные мэтры - Антониони, Бергман, Куросава, Тарковский, Герман, Брессон как-то это приелось. Все Куросаву с Бергманом любят. а вот слабо любить кого-то из более современных, или менее признанных? или иметь любимых режиссеров среди своих современников или среди не таких столь явно признанно великих - по каким-то причинам не комильфо?

Подождите...