Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Творческий вечер Андрея Звягинцева
«Послевкусие должно быть таким, чтобы хотелось жить.»
Андрей Звягинцев
Продолжу свой рассказ о встрече с режиссёром Андреем Звягинцевым. Я уже писала, что формат встречи был такой: люди представлялись – задавали вопросы – Андрей отвечал. Расскажу про те вопросы-ответы, которые помню + добавлю свои комменты. Сразу поясню, что Звягинцев мне симпатичен как человек, фильмы его смотрела с интересом, некоторые очень понравились. Я не нахваливаю здесь человека; просто рассказываю о встрече с умным, интеллигентным, талантливым режиссёром (опять же на мой личный взгляд)
Несколько вопросов от зрителей были про любимые фильмы режиссёра.
Ответ: Андрей рассказал о чувствах после фильмов Антониони, В
частности «Приключение». Что увиденное на большом экране
впечатлило его очень сильно. Такого кино он никогда не видел.
Мой коммент: Я фильм «Приключение» (1960)
Микеланджело Антониони смотрела очень давно. И так получилось, что в
тот период я испытывала муки неразделённой любви. Всегда любила старые
черно-белые фильмы. Фильм меня тоже не оставил равнодушной. Это фильм не про
путешествие из пункта А в пункт Б; это фильм про то, как меняется человек,
особенно женщина, в период влюблённости/разочарования. О том, что мы не можем
понять другого человека, к сожалению. Моника Витти сыграла необыкновенно.
Фильм является золотой классикой кинематографа. Именно «Приключение» на
рубеже 1960-х годов заслуженно и справедливо вывело его автора
Микеланджело Антониони совершенно на иной уровень оценки в
мировой культуре 20 века.

Вопросы про любимых режиссёров.
Ответ: Антониони, Бергман, Куросава, Тарковский, Герман,
Брессон
Мой коммент: фильм Алексея Германа «Двадцать дней без войны»,
где главные роли исполнили Л.Гурченко, Ю.Никулин, тоже считаю один из лучших в
советском кинематографе. Это не та война, которую нам постоянно показывают с
экранов. Это история людей. Фильм по своему добрый и грустный. Вообще по
списку А.З. (Андрей Звягинцев) могу сказать, что это фильмы-легенды.

Один из вопросов привёл к рассказу о Каннах. Андрей интересно
рассказал, что после премьеры у режиссёра есть всего один день на интервью.
Например, у Андрея в день премьеры было около 120 интервью. И если не иметь
каких-то заготовок, то можно сойти с ума. На следующий день из Канн нужно
переместиться в заранее подготовленное убежище. Мелькать после премьеры (когда
ты уже раздал интервью) совершенно не комильфо. В кулуарах начинают шептаться:
вон в фойе сидит такой-то режиссёр и ждёт чего-то (а чего все там ждут, все
знают.)… Из-за этого негласного правила режиссёры, участвовавшие в Каннском
фестивале, фактически не видят картины своих коллег.
Почему надо «сидеть» недалеко: Потому что за день до награждения вас могут
пригласить. Конверты уже ждут своих номинантов. Узнать содержимое конвертов –
ни за какие деньги. И зачем вас позвали, вы не будете знать до самого финала
церемонии. Привёл пример: позвонили одному британскому актёру, когда тот
приземлился в Лондоне. Тому спешно пришлось покупать билеты и лететь этим же
самолётом обратно. Конечно, ему вручили награду. Игнорировать приглашение
нельзя! (больше не позовут!)

Молодой человек спросил Звягинцева, как тот относится к режиссёру Юрию
Быкову. Что вот Быкову фильмы Звягинцева нравятся…
Ответ: ))) Андрей улыбнулся и сказал: «Ну если Юрий Быков хорошо отзывался обо
мне, как я могу в ответ не похвалить его?))). Потом серьёзно сказал, что ему
очень понравилась картина Быкова «Дурак». И вообще нравится, как работает этот
режиссёр. Знает Быкова хорошо (вспомнил, как пили всю ночь в одном баре, а
утром не могли перейти улицу: была репетиция парада победы))))
Мой коммент: после фильма так получилось, что мы курили с
группой молодых людей (вроде как студентов посл курса ГИТИСа.) Вообще в
творческой среде курить – это очень способствует общению с правильными паузами
( я вот не курю. Но всегда очень хочу в таких дискуссиях красиво выпустить дым
и взять паузу))). Мы стали обсуждать фильмы Быкова. Они были в восторге.
Хотели бы тоже снимать подобные фильмы. Мне тоже фильмы Быкова нравятся
своей такой откровенной брутальностью, резкостью, динамикой…Такое кино
вызывает эмоции достаточно сильные. я долго размышляла после фильма "Жить", с
друзьями всю ночь мы спорили после фильма "Дурак"... Люблю, когда после фильма
долго не могу заснуть. Значит, что-то зацепило...
Вопрос о любимых книгах
Ответ: Хулио Кортасар «Игра в классики»,
Набоков «Лекции по зарубежной литературе» , Ходасевич «Некрополь”
Мой коммент: Лично считаю все произведения уровня …
high level в литературе. Если не читали, то обязательно найдите время для
этих книг. К Набокову надо подготовиться: Описание книги: Есть книги
& которые влияют на сознание целого литературного поколения, кладут свой
отпечаток на столетие»,љ писала Нина Берберова. Лекции по зарубежной
литературе Владимира Набокова подтверждают этот тезис дважды: во-первых,
потому что каждый герой набоковских рассуждений будь то Джойс или Флобер
действительно оставил отпечаток в судьбах литературных поколений. Во-вторых, и
сама книга Набокова достойна схожего отношения: при всей блистательности и
близорукости, лекции поражают художественной наблюдательностью, которая
свойственна только крупным писателям.”
Взгляд Набокова на большинство произведений очень осмыслен, проработан,
стилистически безупречен.
Про Кортасара надо делать отдельный пост. Сложное произведение.
В самом начале встречи при ответе на какой-то вопрос А.З. рассказал, что имеет
актёрское образование. Что начинал работать в Новосибирском ТЮЗе. Играл
ведущие роли в каких-то спектаклях. Но однажды увидел в кинотеатре игру Аль
Пачино. Понял, что такое настоящая актёрская игра. Что так он никогда играть
не сможет. Это понимание заставило все поменять в жизни: армия, потом он был
сразу принят в ГИТИС.
Кстати, на одном мероприятии в Америке он на лестнице встретил Аль Пачино.
А.З. очень смешно сказал: «И вот я вижу его. Какая-то давка на лестнице
возникла. Вот рядом его ухо. Я, наверно, должен был сказать ему что-то… Но
даже не знаю, что надо было сказать…

Вопрос про любимых актёров.
Ответ: Аль Пачино, Де Ниро, Янковский, Леонов, Мерил Стрип…
Мне кажется, что назвал бы ещё многих. Поджимало время. Заметил, что ему очень
нравится Аль Пачино, как актёр, но все же в фильме “Схватка» победил Де Ниро…
В зале было очень много молодых людей. Смысл их вопросов был, как стать
хорошим режиссёром. Где лучше обучаться этой профессии.
Ответ: снимать, монтировать; но самое главное – пропускать
все через себя, только тогда получится что-то стоящее. Про образование сказал,
что кому-то достаточно режиссёрских курсов, кому-то практики. Привёл в
пример Тарантино, который научился, работая в видеосалоне. А вообще
посоветовал смотреть только хорошее кино. Это вырабатывает эталонный вкус.
Вопрос: это правда, что в фильме «Нелюбовь» сцену в морге
сняли с первого раза?
Ответ: Рассказал, что подготовили макет трупа (называл его
Изделием. Действительно, очень трудно как-то это назвать). Актёры ничего не
видели. Это было одно из условий. Сцену в морге вначале без камеры сыграли с
Изделием, которое было завернуто в плотный целлофан. И уже первый дубль начали
снимать с открытым Изделием. Сняли с первого раза, столь сильной была реакция
актёров. Все получилось с первого раза.
Вспомнил, как снимали, например, сцену в школе, когда звенит звонок и дети
выбегают из школы. Снимали несколько раз, и дети совершенно недоумевали, что
они делают не так: бегут и кричат))). А вот сцену в ресторане в начале фильма,
где девушки делают селфи снимали 23 раза. И как оказалось, именно 23 дубль
оказался годным/верным.
Много вопросов было о смысле в той или иной сцене какого-либо его фильма.
Вообще о смысле.
Ответ: улыбаясь, рассказал, что когда Льва Толстого спросили
«О чем роман «Анна Каренина»», тот ответил, что ему нужно написать столько же
страниц текста, чтобы объяснить.
Рассказывал, что сценарий к фильму «Изгнание» получил случайно (фильм снят по
мотивам повести Уильяма Сарояна «Что-то смешное. Серьёзная повесть»).
Автор пишет на армянском и английском языке. Сценарий – автобиографический.
Мой коммент: меня поразило АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ!!! Если
смотрели фильм, то поймете. Но вот задать вопрос it means that …? Я,
конечно, на весь зал постеснялась. И захотелось выйти и нервно покурить.
Андрей рассказал, что когда они снимали фильм и использовали диалоги чисто по
сценарию, то все не клеилось… Причина была в долгих и медленных фразах,
которые уместны на Кавказе. В фильме они не смотрелись.

Про фильм «Нелюбовь».
Рассказал, что давно хотели снять фильм подобный «Сцены из супружеской жизни»
шведского режиссера Ингмара Бергмана. Даже честно пытались купить права у 5
владельцев. Один из владельцев отвечал неохотно раз в год; процесс ушёл в
песок …
Собственно «Нелюбовь» навеяна именно этим фильмом. История супружеской
пары, проблемами, трагедиями для других…
Мой коммент: кратко о фильме Бергмана: Фильм состоит из шести
«сцен», каждая из которых представляет собой фрагмент двадцатилетней
совместной жизни Марианны и Йохана. Вначале подробно, шаг за шагом показано,
как аборт, неверность и лицемерие постепенно приводят семью к разводу. Но
развод неожиданно оказывается отличным поводом проявить друг другу понимание,
сострадание, искренность - и вот уже чувства бывших супругов друг к другу
вспыхивают с новой силой.
Спросили его про планы на будущее.
Ответил, что про будущее будут садиться командой за стол и
обсуждать варианты. Вообще у него давно есть мечты-идеи что ли, снять фильм
про Средневековую Русь (историю конкретного человека), фильм о ВОВ, период
Древней Греции. Но это затратные по бюджету проекты. Вряд ли удастся их
реализовать.
Был вопрос про его позицию антираша. На что он привёл цитату
Шнура, которая отражает и его позицию тоже:
«Мне не нравится многое в этой стране, потому что я - истинный патриот. Те,
которым нравится все в этой стране, наверное, бл@дь, шпионы немецкие.» Сергей
Шнуров
Кстати, интересное отступление про мат. Андрей немного улыбнулся цензуре на
мат. И сказал: «Вы знаете, что есть список запрещённых слов? А я это список
видел и читал…»
Еще к фильму «Левиафан» сказал такую фразу: фильм про противостояние человека
и системы. Кстати, рабочее название фильма было «Трактор «Батя» или «Батя»
(тут дословно не помню..). По сюжету сначала хотели, чтобы у главного героя
был старый поломанный трактор, доставшийся от отца. В конце фильма герой чинит
трактор и давит/рушит здание администрации ( Реальная история в Америке
в 2004 году, когда отчаявшийся владелец автомастерской Марвин Джон
Химейер снёс 13 административных зданий. Эта история была положена
в сюжет фильма) Люди воюют с властью как могут на всех континентах.)
Но потом решили сделать другую концовку.. Звягинцев на встрече сказал
буквально следующее : «в момент, когда к герою фильма в гостиницу приходит
жена друга – здесь начинается уже про личную ответственность человека…

Мой коммент: заслуживает отдельного поста эта тема. Личная ответственность человека. На днях выложу. Здесь не хочу перегружать пост.
Последний вопрос задала молодая девушка. Сказала, что прям в эти минуты
походит флешмоб «5 качеств современного человека». Нужно всего лишь 5 слов
(вроде даже любые части речи). Попросила Андрея поучаствовать..
Ответ: после минутной паузы А.З. сказал, то не может
вот так быстро дать ответ. И добавил: один известный режиссёр высказался про
современного человека: «Мы, современные люди всё время боимся не успеть…Нам
кажется, что кто-то нас все время обгоняет…» +
Андрей интересно продолжил: Вам не кажется, что наша жизнь – театр? Мы все находимся в спектакле. И нам часто не нравится, как играют другие (переигрывают/не доигрывают). Только мы играем на совесть. Меняем актёров – а спектакль тот же…
Андрей Звягинцев. Встреча со зрителями. ч2
13:15, 30 августа 2017
Автор: Fisika

Комменты 35
Лжец и конъюнктурщик.
Смотрела все его фильмы, но "Нелюбовь" понравился больше всего. Можно сказать, что меня потряс фильм, под впечатлением нахожусь.
Спасибо, интересно было почитать
Автор! Спасибо, очень интересно!:-)
а мне вот интересно, у него действительно любимые режиссеры сплошь признанные мэтры - Антониони, Бергман, Куросава, Тарковский, Герман, Брессон как-то это приелось. Все Куросаву с Бергманом любят. а вот слабо любить кого-то из более современных, или менее признанных? или иметь любимых режиссеров среди своих современников или среди не таких столь явно признанно великих - по каким-то причинам не комильфо?