Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Не будучи ни разу специалистом ни в одной из этих областей, я, тем не менее, очень люблю труды по антропологии, биологии, когнитивной нейрофизиологии и истории. И вот мне попалась достаточно увлекательная, на мой взгляд, книга доктора исторических наук Оксфордского университета - Юваля Ноя Харари - "Сапиенс: краткая история человечества", из серии очень востребованного ныне научпопа. Сама история сапиенса - то есть человека разумного - проистекала десятки тысяч лет, и едва ли пригодна к тому, чтоб говорить о ней кратко. Однако автору как-то удалось впихнуть невпи:)мое в 500 страничный труд, и - хотя это уже невозможно сделать в формате сплетниковского поста - я постараюсь оставить на ваше рассмотрение и обсуждение некоторые моменты из этой книги (и нашей общей истории). Надо отметить, что я далеко не всегда и во всем согласна с автором - в иные моменты хотелось пожать ему руку и влепить лайк, а иной раз - желалось и заспорить - потому буду писать не собственные измышления, а пересказывать книгу, а свое личное имхо оставлю под отметкой nota bene.
1. Один день из...

Надо сказать тут, что в современном обществе интерес к происхождению и быту доисторических людей весьма низок - на собственных предков мы привыкли смотреть свысока, довольствуясь какими-то обрывочными сведениями и школьными теориями типа о том, что "человек произошел от обезьяны" или "наши предки были неандертальцы". На самом деле, человек произошел от обезьяны так же, как вы произошли от десятиюродного кузена, а неандертальцы - хоть их гены и присутствуют в большинстве из нас (в количестве 4%) никогда не были нашими предками - это параллельная нить развития хомо, не имеющая особенной связи с сапиенс.
Как же выглядели наши предки примерно 30 тысяч лет назад, еще до аграрной революции, до того, как мы стали выращивать пшеницу и пасти овец, когда занимались охотой и собирательством? Современная антропология однозначно отвечает на этот вопрос: внешне они были совершенно такими, как мы. Если обычного кроманьонца перенести в современную эпоху - он бы ничем сильно не отличался от любого другого пешехода на улице (разве что был не так высок ростом и имел физическую подготовку на уровне современного спецназовца).
Вот так примерно они выглядели -

Другое заблуждение современных людей в том, что их доисторические предки были не так умны, как по сравнению с нами. Средний мозг кроманьонца был 1800 мл по объему, и по общему знаменателю даже превышал мозг современного нам человека. Чтобы выжить, требовалось мысленно составить и хранить подробную карту местности. Нужно было знать, какие виды пищи наиболее сытны, от каких можно заболеть, а какие напротив - исцеляют. Люди изучали каждый ручей и каждое дерево. Учились делать каменные ножи, чинить разорванную одежду, спасаться от лавины, укусов змеи, нападений голодного льва... Древний охотник становился таким умельцем, что обтачивал наконечник копья за считанные минуты - редкий человек справится с такой задачей сейчас. А знаете ли вы природные свойства кремния и базальта?))
В совокупности коллектив людей накопил сегодня гораздо больше информации, чем было у древних родов и племен, однако на индивидуальном уровне древние собиратели и охотники заслуживают звания самых эрудированных и умелых людей в истории. Ведь выживание в ту эпоху требовало величайшего интеллекта. Это потом уже, после аграрной революции, неумному человеку можно было пристроится каким-то водоносом - а в каменном веке такое едва ли прокатило бы.))

Еще одна иллюзия о жизни в доисторический период - то, что наши предки якобы работали от зари до темна, дабы обеспечить себя насущным хлебом. И это тоже не вполне соответствует действительности.)) Нет. Охотились они в среднем один день из трех, собирательству посвящали от трех до шести часов в день. Да и домашними делами не были обременены - ни тебе грязной посуды, ни пыльных ковров, ни грязных полов, ни мокрых пеленок... теперешний человек является собственником миллиона вещей - истинное их количество можно познать только при переезде, а человек той эпохи руководствовался мудрой максимой - все свое ношу с собой, и - солдату собраться: только подпоясаться. ))) То есть большую часть своей жизни доисторические люди посвящали отрадной праздности - просто отдыхали, лежа на цветущем поле или под орехами, сплетничали (что всегда было одним из излюбленных человеческих занятий, во многом которому мы обязаны изобретению речи - речь возникла не только из нужды передавать другим необходимую информацию, но и из радости позлословить у кого-то за спиной)) - ну и занимались любовью.
В большинстве регионов Земли почти в любую эпоху собирательство гарантировало наилучшую для человеческого организма диету. Средняя продолжительность жизни составляла - 30-40 лет, однако статистику эту сильно портит детская смертность. А так вполне можно было дотянуть до 60-ти, а то и 80 лет. Хотя тут надо учесть, что любая, по нынешним меркам вполне мелкая травма, вроде сломанной ноги - это была почти точная смерть. Но с другой стороны - благодаря кочевому образу жизни, малочисленности племени и отсутствию одомашненных животных - люди не страдали от инфекций и эпидемий.
Здоровое и разнообразное питание, сравнительно короткая рабочая неделя, отсутствие инфекционных заболеваний - все это дало ученым повод охарактеризовать доисторическое общество, как "изначальное благополучное". Как мне кажется, в культурной традиции воспоминания о тех временах, в которых не существовало ни постоянного изнурительного труда за хлеб насущный, ни социального неравенства, ни болезней - как Эдемский сад, миф о котором запечатлен во многих древних источниках.
2. Аватар.

Мне все же кажется, что этот фильм Кэмерона - как раз о том времени, когда человек был свободен и по своему счастлив (если можно теперь представить себе счастье без интернетика)). Ну тогда во всяком случае не торговали впечатлениями - бежал от голодного тигра - вот тебе на всю жизнь впечатления.))
Основной религией доисторических людей был анимизм (от латинского anima - душа, дух). В глазах анимиста сознанием и чувством наделено любое место и любое животное, растение или природное явление. Аминисты не отделяют человека неопредолимой стеной от других существ. Охотник может обратиться к стаду оленей и попросить, чтоб один из оленей, пожертвовав собой, накормил людей. После успешной охоты у погибшего животного испрашивают прощения. Нет не только непредолимой стены между людьми и другими живыми существами - нет и жесткой иерархии. Благо человека вовсе не является приоритетом для всех сущностей - что появилось, после того как человек объявил себя созданным "по образу и подобию" и властителем над "скотами чистыми и нечистыми". В том мире еще существовало равенство между сапиенс и животными, сапиенс вполне отдавали себе отчет в том, что несмотря на все свои эволюционные преимущества, они тем не менее остаются частью животного царства. И тысячи лет оставались до того момента, как сапиенс объявил себя властителем неба и земли...

Делать ли мне вторую часть истории Sapiens: разве я сторож брату своему? (о взаимоотношениях сапиенс и других видах хомо)
Обновлено 17/08/17 15:17:
Неандертальцы - по реконструкции костей черепа (внешность)
ребенок -

Женщина -

Еще одна кроманьонская девушка -

Sapiens: один день из жизни Адама и Евы
14:52, 17 августа 2017
Автор: valerianne
Комменты 44
Комментарий был удален
По этой теме надо читать Станислава Дробышевского. А лучше слушать) Он потрясающий лектор, его интервью и записи лекций можно найти на ютубе. Палеонтолог, кандидат биологических наук, доцент МГУ. Послушав десяток-другой его видео уже не придётся своими словами пересказывать иностранного автора с сомнительными выводами (каменный век - это рай? риали? ну-ну...). И, кстати, вопрос с уничтожением неандертальцев сапиенсами до сих пор открыт. многие учёные считают, что наложилось много разных факторов, включая климатические, которые в совокупности повлияли на численность и дальнейшее вымирание неандертальцев.
Автор, спасибо, спасибо, спасибо! Обожаю эту тему! Книгу собираюсь читать. Пишите ещё!
Автор пожалуйста продолжайте ,очень интересно!!!!
Сапиенс, конечно, всех задавил и всё изничтожил. Но ход времени ещё не показал сапиенсу, что он не сапиенс в конечном итоге. Тяготею к доисторическому анимизму и античному учению Платона "о прекрасном", на полном серьёзе.