Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Я всегда радуюсь выходу биографических художественных фильмов о людях, завещавших миру самое ценное из наследий - искусство. Безусловно, всегда есть риск, что какие-то факты будут преувеличены, искажены или вовсе проигнорированы, ведь редко какой режиссёр отважится забыть о своих амбициях на время съёмочного процесса, отключить свой имаджинариум в голове и стать честным и отстранённым повествователем.

Когда я увидела постер к фильму Сезанн и я (Cezanne et Moi), то мне даже не понадобился трейлер, чтобы понять - буду я смотреть это кино или нет. Палитра сразу перенесла меня в мой любимый зал модернистов в Музее Орсе. Название на французском обнадеживающе намекнуло на компетентность причастных к созданию фильма людей. А имена двух Гийомов стали приятным бонусом.

С открывающих фильм кадров было понятно, что с выбором я не ошиблась. Полное погружение в мир прекрасного с первых секунд. Камера скользит по зелёному морю травы, по лазурному небу, по танцующей в такт ветра листве, по шершавому холсту, по многообещающим мазкам кисти. Перед нами ещё не появились герои, не зазвучала их французская речь, а мы уже вдохнули воздух, которым дышали Поль Сезанн и его друг Эмиль Золя.

Фильм лишён линейности повествования. В нём есть хронологическая сбивчивость, которая помогает передать напряжённость отношений двух важных фигур французской творческой богемы конца 19-го века. Без прикрас и лишних расшаркиваний режиссёр Даниэль Томпсон рассказывает не столько о живописи или литературе, сколько о человеческой природе, о стремлениях, разочарованиях, внутренних демонах, соперничестве, вкусе славы и горечи пренебрежения.


Сезанн в исполнении Гийома Гальена - это бунтарь, хам, эгоист и сладострастник. Вполне себе характерный букет черт для того творческого круга, у которого среди излишков профессии была возможность вдоволь любоваться телами натурщиц. Как часто бывает с гениями, общественное признание шло к Сезанну очень долгой и ухабистой дорогой. Его произведения игнорировались публикой и критиками. Безусловно, немаловажную роль в этой пробуксовке играл и скверный характер самого художника. Никак нельзя сказать, что его жизнь складывалась гармонично. Несмотря на семейное благосостояние, Сезанн жил и творил в очень скромных условиях. Его отец был недоволен выбором сына, ведь он до последнего питал надежду, что его Поль выберет карьеру юриста и сможет впоследствии уверенно перенять бразды семейного бизнеса. Однако вместо комфортабельного офиса, достойной зарплаты и надёжного будущего, Сезанн выбирает скитальческую и переменчивую жизнь художника. В фильме ярко представлено то, как сложно давалось ему закрепить за собой статус мастера, чьи работы заслуживали бы быть выставленными на Парижских салонах. Гийом Гальен блестяще передаёт отчаяние и нервозность из-за неудавшихся работ. Художник часто уничтожал и рвал непонравившиеся ему полотна, над которыми он трудился неделями.


В свою очередь Эмиль Золя, с которым Сезанн подружился ещё в школьные годы в Экс-ан-Провансе, знал о жизни в нужде ещё будучи ребёнком. Его отец рано умер, оставив жену и сына в затруднительном положении. В фильме контраст ранней жизни писателя, который отлавливал на улице воробьёв, чтобы его матери было из чего приготовить ужин, с расцветом его творчества и последующей сытой жизнью показан очень хорошо. Гийом Кане продемонстрировал, на мой вкус, изящную актёрскую работу. По сравнению с импульсивным Сезанном Золя имел уравновешенный и спокойный характер.
Большое внимание в фильме уделяется женским персонажам. В отличие от разбитного Сезанна, Золя в молодости был застенчивым при общении с девушками. Тем не менее, его нерешительность не помешала ему влюбиться в цветочницу Габриэль с тёмным прошлым, которая через несколько лет стала его женой, а вместе с тем и знатной дамой, которая теперь звалась Александрин.


Над такими метаморфозами нередко едко подшучивал его друг Поль, который, судя по намёкам, познал все прелести Александрин раньше самого Эмиля. Детей в этом браке не было. Но отцовство писатель тем не менее познал. Личная жизнь Золя заслуживала быть перенесённой на страницы романа. В фильме мы лишь видим, что зрелый писатель начинает украдкой посматривать на молодую помощницу по хозяйству, которую по неосторожности наняла его жена. Из концовки фильма можно сделать вывод о том, что именно эта девушка перешла из статуса прислуги в статус спутницы Золя и матери его двоих детей.

К сожалению, фильм не освещает весьма интересной детали - Золя жил на два дома. Он не уходил от своей жены Александрин, которая была в курсе новой главы в амурной жизни писателя.
У Сезанна личная жизнь тоже была нескучной. Ему долгое время приходилось скрывать от родителей свои отношения с моделью Гортензией и их внебрачного сына.

Раскол между двумя друзьями был связан с опубликованием романа Золя Творчество, в котором прототипом главного героя выступил Поль Сезанн. Художник был ранен многими неприятными чертами и трагической развязкой романа. После этого их общение сошло на нет. Где раньше была тесная дружба и братская любовь, открылась незаживающая рана. По последней сцене видно, что из двоих больше страдал Золя.
Зритель прощается с героями в момент, когда Поль Сезанн и Эмиль Золя уверенно вышли на финишную прямую своего творчества.
Безусловной сильной стороной фильма является очень богатая палитра цветов и аллюзии на известные картины того периода как в диалогах, так и в самих сценах. Например, про свой знаменитый натюрморт с чёрными часами, на которых отсутствуют стрелки, Сезанн говорит, что это метафора его отношений с Золя.

А среди многочисленных пасторальных сцен, снятых на живописных просторах Экс-ан-Прованса, угадывается «Завтрак на траве» Эдуарда Мане или интерпретация этой же картины кисти Клода Моне.


Я предполагаю, что данный фильм понравится тем, кто любит, когда в кино соединяются биографическая канва, приятные для глаз пейзажи и психологизм непростых отношений.

Надо отметить, что обращение к биографии художников 19 века сейчас пользуется большой популярностью в мировом кинематографе. Осенью этого года в прокат выйдут также Гоген. В поисках рая (с Венсаном Касселем) и Ван Гог. С любовью, Винсент.
Второй фильм в моём обзоре представляет собой классический формат автобиографической экранизации.

Тихая страсть (2016) повествует о жизни американской поэтессы Эмили Дикинсон. Есть три основные причины, из-за которых этот фильм представлял для меня интерес. Во-первых, её имя мгновенно воскрешает в моей памяти первый год учёбы в Университете, когда преподавательница по американской литературе требовала от нас анализа не только рассказов Эдгара Аллана По, но и стихотворений Эмили Дикинсон. Из смытых годами знаний в голове осталось следующее: при затворническом образе жизни эта женщина умудрялась писать очень легко ложащиеся на слуховое и зрительное восприятие стихи. Во-вторых, фильм снял Теренс Дэвис, чей фильм Глубокое синее море (2011) произвёл на меня серьёзное впечатление. В-третьих, мне было любопытно посмотреть на Синтию Никсон в образе, далёком от того, что принёс ей популярность в Сексе в Большом Городе.

Мне кажется, сам факт того, что кто-то взялся за экранизацию жизни Дикинсон, заслуживает уважения и внимания. Если я скажу, что она была сложной фигурой, то многие справедливо могут возразить мне, что таковыми были все поэты. Однако у многих мастеров прозы и поэзии за плечами не редко была бурная, полная интриг, сомнительных поступков и любовных тайн жизнь. Такая жизнь потом становится лакомым кусочком для биографов и режиссёров. Но вот биография Эмили была сложной в том понимании, что её будни проходили в одной и той же обстановке на протяжении её всей взрослой жизни. Она самовольно выбрала жизнь затворницы, и главную радость для неё составляли стихи, которые она писала по ночам.
Данный фильм, в отличие от предыдущего, является более комплексным и глубоким. Он открывается сценой словесной дуэли между 18-летней Дикинсон (в исполнении Эммы Белл) и настоятельницей женской семинарии, а заканчивается на кладбище похоронами 56-летней писательницы.

Действие картины, кроме сцен в опере и женской гимназии, разворачивается в доме Эдварда Дикинсона в Амхерсте (Массачусетс). Первая половина фильма по своей тональности носит очень бодрый и ироничный характер. Несмотря на то, что отец Эмили занимал важный пост и был уважаем в своём городе, он был очень либерален в воспитании своих троих детей.

Не только Эмили, но и её брат Остин и сестра Винни отличались остроумием и могли удивлять окружающих своими смелыми и саркастическими высказываниями. Реплики для фильма написаны блестяще. А при появлении в фильме светской львицы Врайлинг Баффам (Кэтерин Бейли), сдружившейся с Дикинсон, можно смело доставать блокнот и записывать её перлы.

Вот парочка метких высказываний из арсенала Мисс Баффам:
“Going to church is like going to Boston — you only enjoy it after you’ve gone home.”
“America’s the only country in the world that looks upon death as some kind of personal failure.”
Персонаж этой фривольной дамочки с острым языком напомнил мне героиню Кейт Бэкинсейл из фильма Любовь и дружба, который был высоко оценен критиками за диалоги.
Однако на смену светлых тонов и общему спокойствию приходит череда мрачных событий, которые оказывают серьёзное воздействие на настроение и внутреннее состояние Эмили. Становится понятна причина её недомогания - ей ставят диагноз болезни почек (болезнь Брайта), из-за которой Дикинсон регулярно сковывают чудовищные боли в спине и судороги. Режиссёр не скрывает от зрителя её мучений. Далее умирает её обожаемый отец, позднее – мать. Серьёзную травму также наносит на психику Эмили измена её брата, жену которого она нежно любила и уважала.

Многие критики в качестве плюсов данной картины отмечают способность Теренса Дэвиса передать закрытую жизнь Эмили. Зритель через экран ощущает тесноту и замкнутость пространства. И хотя Дикинсон жила в доме не одна, её одиночество ощутимо даже в её взаимодействии с близкими. Если вспомнить его фильм Глубокое синее море, то понимаешь, что Дэвис мастерски работает с помещением. Удушливость той комнатки, в которой находилась героиня Рэйчел Вайс, была отражением её души.
Игра Синтии Никсон приятно удивляет. Она вживается в свою героиню без остатка. Ей удаётся передать очень широкий спектр эмоций: от нежности и добродушия до бешеной злости и полнейшей потерянности. Особо хорошо Никсон смотрится в тандеме с Дженнифер Эль, волшебно исполнившей её сестру Лавинию (Винни).

Между ними угадывается тесная, глубокая и тёплая связь. Даже в самые тяжёлые моменты, когда Дикинсон способна оскорбить и бросить вслух какую-то жестокость, глаза Винни излучают прощение и непоколебимую любовь к сестре.
На протяжении всего фильма конец каждой сцены сопровождается закадровым прочтением одного из стихотворений Эмили Дикинсон. Они как бы досказывают те внутренние переживания и мысли героини, которые не смогла уловить камера. Когда похоронная процессия несёт гроб с её телом, бессмертные звучат её стихи:
Because I could not stop for Death –
He kindly stopped for me –
The Carriage held but just Ourselves –
And Immortality.
Обновлено 15/08/17 23:54:
P.S. В моей первой рецензии я допустила опечатку в предложении "По последней
сцене видно, что из двоих больше страдал Золя". На самом деле имелось в виду -
больше страдал Сезанн. Приношу извинения за сумбур.
Фильмы. Живопись. Литература.
22:18, 14 августа 2017
Автор: mar_adentro
Комменты 30
Круто. Люблю такие фильмы. теперь знаю, что посмотреть вечером
Спасибо) фильмыи атмосферные,к просмотру однозначно.
Пост в избранное, фильмы к просмотру. Автору - спасибо.
спасибо большое. действительно, что хорошо написано, хочется посмотреть фильмыю надеюсь, они есть в онлайн кинотеатрах
Сразу же захотелось посмотреть фильмы, особенно первый заинтересовал.