Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Вдохновлено постом "Актеры о своей профессии".
Это статья из издания The Atlantic уже год как лежала в закладках, ожидая своего часа. Поэтому не удивляйтесь, что красной нитью в тексте идут Лето и ДиКаприо - они являются "свежайшим" примером для автора. Переводить что-либо для публикации взялась второй раз в жизни, поэтому можете смело списывать некоторые моменты недопонимания на трудности перевода. Далее идёт текст автора.
Перевоплощение Джареда Лето в Отряде самоубийц - последнее напоминание того, что актерская техника стала говорить больше об эго и маркетинге чем о хорошем исполнении.
Из всех этих нахлынувших историй о фильме DC Comisc - Отряд самоубийц - от жутких рецензий, до отчетов бокс-офиса, самые обескураживающие те, что содержат детали о том, как Джаред Лето входил в роль Джокера. По сообщениям, Лето так посвятил себя роли, что одаривал исполнителей и съемочную группу перечнем ужасных вещей: использованные презервативы, мертвая свинья, живая крыса. Чтобы попасть в извращенный ум своего героя он также просматривал кадры жестоких преступлений в сети. "Джокер довольно спокоен, комфортен к актам насилия", сообщил он Rolling Stone. "Я смотрел реальную жестокость, впитывая показанное на экране."
Глядя на то, как Лето рассказывает жуткие истории одну за другой, становится совершенно очевидно: с методом актерского мастерства (Method acting) покончено. Нет, техника, как таковая, питавшая многих артистов в кино, и могла бы быть полезной в подходе к сложным ролям. Но истории Лето показывают - проходить через многое чтобы вжиться в роль теперь такой же маркетинговый прием, как и настоящая техника - есть инструмент, придающий атмосферу законности, правдоподобия и важности в актерском исполнении, несмотря на его качество. Джокер Лето - это последнее доказательство того, что значимость Метода сошла на нет - спасибо злоупотребляющими техникой охотниками до славы сезона наград или повышения репутации, а также деструктивным идеям маскулинности, сформировавшимся исторически.
Лето, естественно, следовал неистовому исполнению Хита Леджера, получившего Оскар за роль Джокера в Темном рыцаре 2007 года, поэтому он должен был выделиться не только стилистически и на экране, но также и в прессе. На Отряд самоубийц было сделано много ставок, учитывая что предшествовавший релиз Бэтмен против Супемена: На заре справедливости не снискал ни успеха у критиков ни ожиданий бокс-офиса (по крайней мере, новый фильм преуспел во втором, если не в первом).
Поэтому неудивительно, что Лето и его коллеги использовали шокирующие истории для создания мифологемы вокруг фильма. Режиссер фильма, Дэвид Эйр, дошедший до того, чтобы заставить актеров пинать друг-друга в качестве подготовки к роли, сказал о самоотдачи Лето следующее:
"Он постоянно должен был перевоплощаться: он уходит, возвращается, снимается, опять уходит. Джокер - это тот, кем ты просто должны быть, и вы можете увидеть как утомительно и болезненно для него [Лето] - быть этим героем".
Подход Лето вызвал разногласия среди съемочной группы, и в конечном итоге это не привело к хорошему исполнению (Джокер играет удивительно маленькую роль в Отряде самоубийц). Но методика актерского мастерства такого рода не может существовать без культуры вседозволенности и снисхождения, которой способствует Голливуд в течении многих лет. Последние несколько десятилетий, в частности после небезызвестной трансформации Роберта Де Ниро для картины Бешеный бык 1980 года (прим. - Роберт Де Ниро специально поправился для этого фильма на 60 фунтов. В те годы это был рекорд), которая принесла ему Оскар, Метод стал ключевым фактором в продвижении актеров, охотных до трофеев.
Такие актеры, как Дениэл Дей-Льюис, Филипп Сеймур Хоффман, Кристиан Бейл и особенно Леонардо Ди Каприо рассказывали о том, как они полностью теряли себя в роли, набирали вес, оттачивали свои навыки, никогда не выходили из роли, использовали акцент и различного рода занятия (хобби), которые так или иначе влияли на их жизнь. Обоснованием подобной стратегии является вера в то что для создания великого искусства необходимо пройти через страдания. Но Метод также завернут в упаковку политики идентичности, пытающейся сделать этот вид искусства более подобным мужскому труду, и расширяя границы актеров, удостоенных похвалы.
Данный подход берет свои корни в начале XX века в уроках русского театрального реалиста Константина Станиславкого. Его работа в последствии оказала влияние на Ли Страсберга, известного как отца Метода актерского мастерства (Method acting) в Голливуде и обучавшего многих Голливудских звезд в начале 50-ых. Техника Метода побуждает актера к привлечению своего собственного опыта и эмоций, в качестве избавления своего исполнения от искусственности. Во многих случаях актеры воссоздают внешние условия своих героев, чтобы вести себя более достоверно. Экстремальные практики заходят так далеко, что актеры морят голодают до изнеможения, воздерживаются от сна и контактов с близкими. Такие актеры, как Пол Ньюман, Монтгомери Клифт и Джек Николсон были среди тех именитых талантов второй половины XX века, кто оттачивал свои навыки в актерской школе.
Конечно, сегодня невозможно говорить об очаровании Метода без упоминания Марлона Брандо. На сегодняшний день он вознесен критиками и актерами до такого масштаба, что кажется, будто хорошая игра на площадке невозможна без опыта игры на сцене. В 2014 Джеймс Франко писал для The New York Tames:
"Игра Брандо революционизировала точным образом Американскую актерскую игру; он не "исполнял" что-либо, а скорее примерял на себя и просто "существовал".
Брандо живёт в упорной настойчивости Бейла, в отказе Дей-Льюиса ломать себя, в решении Лабафа вырвать себе зуб для съемок в Ярости, в тихой развязности Райна Гослинга в фильмах, подобных Драйву. Брандо не был первым, кто привнес "метод" на экран, и даже не был лучшим, но по большей части он почитаем за то, что принес в американский кинематограф особого рода маскулинность. Казалось, будто он действительно жил в реалистичном, низком и грязном мире своих героев. Он был дерзким, решительным и полным мачизма.
Брандо никогда не доходил до крайностей тех, кто пришел после него, но его карьера и внешний вид создали эталонный образ для тех, кто считал себя его преемниками. Помимо его одержимой преданности форме, Брандо относился с самоуничижением собственному выбору карьеры. Он видел в актерстве низшую форму работы в сравнении с той, которой должен заниматься "настоящий" мужчина. Погружаясь в Метод, артист даёт понять, что он работает над собственным искусством, он может сделать видимым свой труд. Такая позиция жива по сей день, и находит отражение в словах Кристиана Бейла, когда он описывал свою карьеру следующими фразами:
"У меня достаточно девчачья работа, где я прихожу и мне делают укладку, накладывают грим и я говорю свои строки, а люди меня прерывают. Это не то, чем может гордится большинство людей."
Неудивительно, что многие кумиры поколений видят в "методе" проверенный способ ухода от образа секс-символа. ДиКаприо, в период своей карьеры после Титаника, был откровенен в желании быть замеченным как настоящий артист, а не как объект женских грез. В дальнейшем, он, более чем кто-либо, воплотил идею игры, как теста на выносливость. Часто это ведет к актерскому исполнению, кажущемуся чересчур проработанным, где каждый выбор очевиден. Но в конечном итоге это исполнение привело Лео к награде Киноакадемии.
Рекламная кампания Выжившего, проходившая в наградный сезон, придавала огромное значение карательному подходу ДиКаприо к своей роли закаленного переселенца. Будучи вегетарианцем, он ел печень дикого бизона, рисковал жизнью, пробираясь через студеные реки и даже спал в туше животного.
"Я могу назвать 30 или 40 эпизодов, где я делал самые тяжелые вещи в моей жизни", сказал ДиКаприо о своей роли.
Его карьерный взлёт и победа на Оскаре усиливают самые ошибочные идеи о современной актерской игре. Как заметил критик Matt Zoller Seitz:
"В течении последних пятнадцати лет бытует мнение, что если ты не набрал или сбросил вес, изменил внешний вид, не провел большое количество времени в экстремальных условиях или не показал свой характер каким-либо другим способом, то получается что ты не играешь по-настоящему, или - что тоже плохо - это всего лишь слабая версия актерской игры, опирающаяся на грим, костюмы и достижение собственных интересов".
Метод актерской игры, в своем сегодняшнем представлении, является воплощением менее радикальных - женственных - и поэтому уступающих приемов. Это применимо и в отношении игры актеров - мужчин, как Бред Питт, о котором высказываются значительно иначе, чем о его "методичных" коллегах. Актеры, как ДиКаприо ставят своё исполнение превыше всего, часто - в ущерб фильму. Питта не жалуют как великого актера, и не потому что он не видит смысла доказывать что-то. Скорее его непринужденность и использование собственной индивидуальности в исполнении отсылает к великим классикам Голливуда, таким как Кэри Грант, который не разделял идею игры, как болезненного, реалистичного отражения внешнего мира.
Но гендерный характер современного Метода имел плачевные последствия притеснения актрис, работавших над собственной трансформацией и пришедших к подлинности в игре без вознесения себя над другими формами искусства. Для большинства людей сложно назвать своих любимых актрис, следующих Методу, хотя в примерах нет недостатка. Мэрилин Монро, Эллен Берстин и Джейн Фонда тоже изучали метод актерского мастерства, и тем не менее они не известны исполнением нелепых трюков, на подобии Лето или ДиКаприо. Для женщины в Голливуде это было бы не достойно похвалы, а скорее воспринималось как должное.
В отличии от своих коллег-мучжин, актрисы должны с осторожностью просчитывать траекторию своего карьерного пути. Если посмотреть на Бетти Дэвис, которая всегда давила на главу студии Джека Уорнера ради лучших ролей, раздражала режиссеров за её настойчивые требования внесения правок в сценарии, и , к огорчению всех вокруг, накладывала собственный грим - её подобные выходки только дополняли её исполнение. Её регулярно наказывали за то что она ставила своё исполнение превыше всего, когда Брандо за это хвалили. И в этом она не одинока.
Современные актрисы вынуждены бороться с совершенно сексистскими историями вдухе диванных кастингов, уровня оплаты ниже чем у коллег-актеров, и множества других ситуаций, которые говорят о шатком положении даже самых сильных из них. Уже с таким положением вещей против неё, отправка трупов животных своим коллегам, может стать концом карьеры актрисы.
Женщины безусловно подвергают себя радикальным физическим или косметическим изменениям ради роли. Но когда люди хвалят актрис, как Николь Кидман (которая носила накладной нос в Часах), Шарлиз Терон (которая набрала вес и сбрила свои брови для Монстра) , фокус внимания переносится с их таланта и преданности работе, на их смелость не быть красивыми в кадре.
Если история - это симптом, технике игры актеров как ДиКаприо, Бейл и Гослинг не обязательно суждено становится будущем актерской игры в фильмах, признанных критиками. Преобладание подхода, вдохновленного игрой Брандо, оттесняет собой факт того, что пожалуй бесспорно лучшим актером, играющим по Методу, является женщина - Джина Роулендс. Возможно, больше известная за её работы в 70-ых и 80-ых, Роулендс не бросила свои обязанности матери, друга и жены ради создания высшего искусства. Она не морила себя голодом, не достигала переохлаждения или отправляла причудливые вещи своим коллегам. Но она воплотила одни из нескольких самых пронзительных образов в фильмах как Премьера и Женщина не в себе. Может причина того, что её имя не вознесено до не бес, как имя Брандо, кроется в том, что её карьера тесно переплетена с её мужем и соратником - Джоном Кассаветисом.
Актерам, как Лето, есть чему поучиться у Роулендс. Её работа доказывает, что актерам не нужно подчеркнуто страдать, чтобы быть услышанными аудиторией, и в конечном итоге, остаться в памяти. Ближайшие примеры современной метод-актрисы, как Тильда Суинтон, Мариса Томей и Сарлет Йохансон - наравне с не-метод-актером, как Бред Питт - доказывают что, грациозность и сила могут найти отражение в актерской игре без собственного изнеможения или издевательствами над коллегами. Лишенные воображения и чересчур стилизованные причуды Джокера в исполнении Лето напоминают аудитории, артистам и критикам о том, каким неблагодарным и пустым может обернуться метод актерского мастерства в его крайности. Купиться на это - значит ограничиться рассуждениями о том, какое исполнение достойнее. Это значит содействовать развитию культуры, поощряющей причудливые выходки актеров ради собственного эго и маркетинга, а не искусства.
------------------------------------------------------
P.S. есть одна байка, которую очень любит повторять в своих программах Познер:
"В замечательном фильме «Марафонец» играли Дастин Хоффман (ему тогда ещё не было сорока лет) и Лоуренс Оливье (которому было уже почти семьдесят). Дастин Хоффман вживался в роль по методу Станиславского, а тот [Оливье] немножечко по-другому. В конце съёмочного дня Хоффман выжат, как лимон: он вживался в роль своего героя. А тот [Оливье], прям, как огурчик. Хоффман в конце концов и говорит ему: «Слушайте, сэр Лоуренс! Я не понимаю, в чём дело. Вы на двадцать лет меня старше, а в конце рабочего дня я языком еле ворочу, а вы как будто вообще и не работали. В чём дело?!» На что Оливье ему говорит: «А вы не пробовали играть?»"
Ниже видео с комментарием Хофмана о том, что же на самом деле имел ввиду Оливье:
Method acting
19:47, 13 августа 2017
Автор: Jillian
Комменты 15
Я вспоминаю, как Михалков вживался в роль Паратова. "Среди волжских красот съёмки проходили в истинно творческой атмосфере. Артисты-цыгане, давние друзья Рязанова, пели не только в кадре, но и во время непрекращающихся застолий, которые для съёмочной группы устраивал и оплачивал Никита Сергеевич Михалков. И сам отплясывал и пел под цыганскую гитару, как его герой (но по утрам - обязательная пробежка). Когда задержали однажды зарплату всей группе, достал охотничью лицензию и отправился на охоту. Медведя, которого он добыл, ели тогда несколько дней! Вообще, Михалкову разрешалось всё - и импровизации, и слегка хулиганский кураж ("Опять жеребцует!" - комментировал режиссёр). А банкеты после съёмочного дня бывали порой такими разгульными, что вызванные однажды кем-то милиционеры… в итоге полюбопытствовали: "А можно мы с вами посидим?" И получилось настоящее произведение искусства, а не "Глава 27", при просмотре которой только одно думаешь - какой Лето жирный.
Ди Каприо для меня не великий дар человечеству, каким его принято представлять. У него просто очень хорошая фильмография с минимумом провалов. Но актер он посредственный, вернее, ограниченный, слишком много играет лицом и мимикой-этому научить можно даже обезьяну. А вот в статике сразу вылезает актерская импотенция, простите меня, его фанатки. Глубины нет во взгляде, в голосе-то что было у великих итальянцев вроде Аля Пачино или Де Ниро. Когда смотришь на молчащего Майка Корлеоне с неподвижным лицом и понимаешь-с этим парнем шутить нельзя. Впрочем, Лео очень обаятелен в жизни и как модно говорить меметичен. Поэтому в целом вызывает только симпатию, и еще уважение хорошим вкусом в выборе фильмов.
спасибо огромное! Этот пост - это одно сплошное удовольствие! спасибо!
Супер пост. Не сторонница этого method acting. Для меня актёр - это человек, который в одном пиджаке умудрится сыграть двух разных людей, а лучше десяток. Вспомнился анекдот. Юному актеру (ЮА) впервые досталась главная роль. Спрашивает он у старого, опытного актера (СОА) (ЮА) - Весь первый акт мне нужно играть пьяного в стельку человека - я очень волнуюсь, так как неуверенно себя чувствую. (СОА) - Молодой человек - это совсем не трудно - вы спускаетесь в буфет и выпиваете 100, 200 или 300 грамм коньяку и играете себе... (ЮА) - Но дело в том, что во втором акте мой герой абсолютно трезв... (СОА) - Нуууу, батенька - здесь уже талант нужен!
Очень интересно было читать! Спасибо большое! #сплетникпросвещающий