Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
85% (восемьдесят пять процентов)! финансирования SpaceX - это деньги государственного НАСА.
Человек не может без веры. Если её отнять, то он начинает судорожно искать новую точку опоры, веруя во что-то другое. Этот естественный механизм давно заметили крупные корпорации и теперь монетизация веры – основной способ стимуляции маркетинга и сбыта.
Дело несложное – высмеиванием-враньём убираются традиционные конкуренты в
рясах, которые что-то там пищали про духовность, развитие, пользу труда и тому
подобное, и подсовывается что-то блестящее, понятное, простое и прикольное.
Сразу переносящее самооценку “на уровень выше”. Просто надо верить, что этот
уровень есть. Что если раньше бухал водку, а теперь ннннакатываешь вискачок
12ти летний – то это развитие. А если раньше была японская машина, а теперь
европейская – то новый уровень.
“Я встречаюсь с мужчинами, которые могут позволить себе BMW”
– пишут на сайтах знакомств; и что такого в плохо замаскированном ценнике,
если типовой “мужчина, который может позволить себе BMW”, для этого её себе и
“позволил”?
До блеска (запатентованного и сертифицированного) эту тему в потреб.секторе
довёл Стив Джобс. Не, конечно, всё это было и до него – но довести до секты
“Выйдет новый товар компании Х и я его куплю любой ценой, потому что я
достоин, потому что это будет новый уровень жизни, господи какое же счастье
обладать мечтой” миллионы людей – всё ж надо уметь. Годами “вот новый телефон – это новый
уровень в жизни, вот-вот изменится”. Что с 1го на 2й, что с 3го на 4й, что с
6го на 6S. Вот-вот изменится, да.
Вложить в цену товара несколько сотен долларов за “Вы покупаете сопричастность к гениальности, к роскоши, часть нашей души,
которую мы с дрожью вкладываем в каждый штрих” и тому подобное – выгодно, как выгодна любая торговля воздухом. Энди Таккер
продавал “невзрывающийся песок” для керосиновых ламп – что ж, развитие не
стоит на месте, теперь продают ощущение сопричастности к невзрывающемуся
песку, а из-за горизонта появляется кредитование рисков снижения сбыта
ощущения сопричастности, а также страхование этого кредитования.
Одним из эксплуатирующих подобную тему является известный шоумен Илон
Петрикович Мавроди, в оригинале “Маск”.
Вокруг его шоу-программ образовалась достаточно плотная секта верующих,
которые малограмотны технически (сейчас таких называют техногиками – т.е.
теми, кто интересуется, но не в теме), но активны в части рекламы и пиара. У
них есть некий фиксированный перечень постулатов – типа “всё, что делает Маск
– успешно и хайтехово” – которые не обсуждаются критически, т.е. вот вообще –
поэтому данную секту в последнее время принято показательно чморить. Это
несложно, потому что они глупые.
Учитывая то, что память сейчас у людей стала совсем краткой, я заметил, что
все фантазии членов данного кружка крутятся вокруг нескольких ключевых тем –
что ж, можно свести всё это в одну статью. Показательную – про то, как выгодно
имитировать хайтех.
Миф про PayPal
Краткая суть: “Один из удачных проектов Маска – то, что он в одиночку создал
PayPal”
Факты, однако, куда как прозаичнее.
Компания PayPal создана в декабре 1998, и называлась она тогда Confinity.
Изначально компания планировала писать софт для наладонников. Основатели – наш
соотечественник, советский еврей Max Levchin, а также Peter Thiel, Luke Nosek
и Ken Howery.
PayPal же был придуман внутри Confinity в 1999м как сервис для быстрого
перевода денег. Под эту задумку были взяты деньги у инвестора, BlueRun
Ventures.
После появления толстого инвестора и по его совету начинается покупка
аналогичных стартапов (стандартный ход). И один из таких стартапов – убыточный
на тот момент X.com, который хочет быть онлайн-банком. В X.com вложено 10
миллионов баксов, но он сидит в убытках, бизнес не идёт. Там работает И.Маск.
Маск приходит в Confinity, рисует ослепительные перспективы, и его стартап
покупают в числе пачки других, а его ставят заниматься
рекламой-маркетингом.
Ещё раз – покупают оптом. Эта методика известна – так, например, работает
фирма Cisco, которая за год делает множество поглощений – т.е. рынок просто
зачищается от потенциальных “подрастающих” конкурентов, плюс скупаются на
корню перспективные наработки. Да, дорого – но что-нибудь да выстрелит – а
если так произойдёт, то успешное срочно переименуют в Cisco. Чтобы потом люди
восхищались “сколько у них наработок и изобретений”. У них – деньги.
Итак, фирму Маска покупают оптом вместе с другой мелочью, а его ставят не на
техническую, а рекламную позицию. Сейчас, знаете, есть такая штука –
евангелизация технологий – когда технарь подменяется шоуменом (есть, конечно,
исключения, но они вымрут естественным путём, т.е. за шоу платят больше, чем
за технологии) – вот, тогда такой термин не был раскручен, но суть та же.
По итогам технологии от X.com в пейпале не используются, но долю акций Маск,
как руководитель поглощённого предприятия, имеет. Единственный актив – бренд
X.com – быстро заминают, потому что после опросов выясняется, что пользователи
его не с банком ассоциируют, а с порноресурсом.
И после, когда PayPal поднимается и раскручивается, его уже покупает задорого
(полтора миллиарда) eBay. И вот после всего этого долю в PayPal Маск продаёт.
За большие деньги – ну так бум доткомов начала нулевых и всё такое.
А теперь сравните это с “Илон Маск в одиночку создал с нуля PayPal, вот это
да, что значит – гений, изобретатель, технарь”.
Перейдём от недавней, но уже истории, к современности.
Автомобили Tesla
От плотности мифов тут в глазах рябит – всё “уникальное, высокотехнологичное,
американское, продвинутое, сверхуспешное” и так далее. Всё, безусловно,
придумал и разработал лично Маск.
Реальность проще.
Фирма Tesla Motors основана в 2003 году двумя людьми – Martin Eberhard и Marc
Tarpenning. Они и придумали концепцию “электрический спорткар”. Никакого Маска
рядом не было. Маск появился позже, как один из представителей инвесторов.
Продукт в этот момент был уже разработан.
За 13 лет (!!!) эволюции Tesla выпустила несколько моделей, различающихся
дизайном и салоном. Техническая часть не меняется, своих разработок Тесла не
ведёт. В качестве батареек используются китайские элементы 18650, на которых
бегает весь китайский электротранспорт – от скутеров до автобусов. Это
стандартные элементы на 3.7В, визуально похожие на пальчиковые батарейки. Из
них набираются батареи с нужными параметрами – например, у скутеров это блоки
по 12 вольт и 12 или 20 ампер-часов (например, такие ). Тесла
покупает их оптом у Panasonic, а он размещает заказ в Китае. Своего
производства что у Теслы, что у Панасоника – нет. Никаких “специальных
секретных батарейных модулей” тоже нет, у Теслы нет патентов, связанных с
техническими решениями в части батарейного модуля. Контроллер у батарейного
блока разработан в Шеньчжене – и, кстати, по мотивам такого же у китайских
электроавтобусов. По сути, Тесла просто покупает то, что придумали и внедрили
у себя китайцы, поэтому в части технологий Тесла вечно догоняющая – у неё
будут в новой модели те батарейки, которые в скутере за 1200 юаней у
китайского продавца лапши уже полгода как работают.
Вот, например, обычное электротакси из Шеньчженя – ни элитарной
сверхстоимости, ни пиара. Работает целый день, стоимость проезда небольшая. У
него, что удивительно, батарейный блок той же ёмкости, что и у Tesla – на 85
киловатт-часов. Хотя разработан раньше. Видимо, совпадение. И никаких мифов
про “уникальную укладку и упаковку батарей, дорогую патентованную”, да.
Китайское электротакси в Шеньчжене
Моторы для Теслы также делаются в Китае – отдельно ротор, отдельно статор,
Тесла просто ставит на них свой лейбл . Это “сложное” действие выгодно –
оно позволяет “честно” поставить местом производства США, и ввозить моторы по
тарифам для комплектующих, а не для готовых изделий (другие пошлины). Часто,
кстати, используемая схема при имитации локального производства – упомянутая
выше американская фирма на букву C так в Зеленограде “локализовывала”
производство защищённых маршрутизаторов – ввозила маршрутизаторы как
комплектующие, а на “месте производства” вставляла в них модуль с поддержкой
российской криптографии, и всё сразу волшебным образом превращалось в
“локализованное производство российских маршрутизаторов”.
За почти полтора десятка лет Тесла понаделала кучу патентов, но все они, если
посмотреть, связаны с дизайнерскими или оформительскими решениями. Т.е.
рассказы про “двигают науку, вон какая капитализация, всё за счёт уникальных
технологий” по факту описывают многочисленные патенты “форма крыла” и “цвет
пластика у выдвижной ручки”. С этим связана комичная история – в 2014м году, в
целях раскрутки и пиара, Маск заявил о том, что “дарит миру все уникальные технологии Теслы”.
Креативный класс пустил слезу и оставил тысячи комментариев “господи как он
велик он наш бог какое счастье жить на одной планете с таким уникальным гением
миня аж трисёт до дрожи”, и на этом всё закончилось.
Ожидалось, видимо, что “ну раз опубликовали такие уникальные патенты, то вот
сейчас вал аналогов Тесл начнётся”, потому что предполагалось, что это как раз
некие Уникальные Технические Патенты – а ничего не произошло,
потому что патенты эти, по сути, после публикации дали любому возможность
сделать такой же багажник, как у Теслы, или такую же обивку в салоне. В части
техники Тесла как была догоняющей, так и осталась – запатентовать китайский
движок она не может, свой разработать – тоже. Такой вот “технологический
прорыв”, да, и “если у них патенты оцениваются в миллиарды, то это значит что
они гении”. Это значит лишь то, что некий аудитор прикинул, сколько денег
может в теории недополучить фирма, если вдруг из-за появления конкурентов сбыт
упадёт, например, до нуля. Получилась огромная (и чисто теоретическая) сумма,
эту сумму прикрепили к патенту “дверная ручка с кнопкой прикольной формы”, и
если кто-то захочет купить этот патент – то он должен заплатить такую вот
сумму. Просто никто не хочет, смысла-то нет никакого. Поэтому сумма есть,
патент есть, а вот что к технологичности, что к продвинутости – никак не
относится, вообще нет связи – что в 1 миллиард ручку эту оценить, что в 100
миллиардов.
Перейдём к вопросам экологичности.
Экологичность сейчас – это такая штука, которая позволяет продать ненужную
вещь не просто дорого, а очень дорого. В варианте с Теслой это ещё и повод
получать дотации – притом сразу с двух сторон, и на электричество для зарядок,
и на машины. Говоря проще, покупая литр бензина в странах, где есть программа
спонсирования электрокаров, вы платите за зарядку чужой Теслы.
Первый миф про экологичность Теслы – что её зарядка бесплатна, потому что “на
крышах зарядных станций солнечные батареи и поэтому можно просто заряжать
машины этой же энергией”. У Маска вообще пункт “приляпать на любой рекламный
ролик нового чудесного изобретения, существующего только в виде 3D-модели,
солнечные батареи.
Будучи приглашённым в местную гонконгскую Теслу на презентацию Model 3 и
тест-драйв, я уточнил данный момент в деталях. Всё оказалось просто.
Суперчарджер, который сверхбыстро заряжает батарейку, кушает 120 киловатт.
Таких суперчарджеров по 4 штуки на зарядке. Это полмегаватта. Солнечных
батарей, чтобы обеспечить круглосуточную возможность отдавать такую мощность
(равно как и батарей, которые можно зарядить, а потом от них запитать
суперчарджеры, от которых зарядить машины) просто нет, да и можно прикинуть,
какую площадь они бы занимали. Зарядки Теслы подключены к обычной городской
сети и платят приличные деньги за потребляемое электричество. Схема “заряжаем
свои батарейки а потом от них машины” на зарядках не используется, так как
невыгодна (!!! – привет “настенной батарейке Тесла”, про которую далее) –
стоимость солнечных батарей плюс аккумуляторов плюс износ плюс обслуживание
плюс потери на зарядке-разрядке делают это “экологичное солнечное
электричество” невыгодным даже для самой Теслы.
Бесплатная зарядка же есть с кучей оговорок, которые делают её не бесплатной
вообще. Она есть у топовой Model S, которая стоит больше 100К долларов, при
этом надо, чтобы машина была на полном официальном сервисном обслуживании (с
некислой ценой за нормочас), чтобы ни разу не была в аварии (т.е. поцарапался
– всё), и ещё оплачивается хранение и транспортировка батареи. Классика жанра,
в общем. Если сесть и посчитать цену машины плюс ТО, то выйдет, что расходы на
“бесплатно подзаряжаемую” будут выше, чем у обычных машин.
Можно заряжаться и без суперчарджера, от розетки. Зарядка просит 400V при 32
амперах. Учитывая, что в обычной квартире на входе дай бог 32А автомат стоит,
а проводка вообще под 16-25 заточена, заряжаться от “обычной” розетки на 220V
просто не выйдет – это будет сверхдолго. Подразумевается, что такая зарядка
будет в коттедже, где будет отдельный щиток для этой цели, ну или специальная
зарядка на парковке у дома (опять же за деньги). Никакой особой экологичностью
тут и не пахнет в итоге.
Второй миф про экологичность Теслы – это то, что электрокары снижают выбросы
CO2. Нет, выбросы лишь увеличиваются. Разрушение этого мифа крайне опасно
для Теслы – во-первых в исследовании по ссылке оказывается, что потребление
мощности в рекламе сильно занижается (почти в 2 раза), во-вторых из-за того,
что на создание нужного электричества тратится много топлива, теряется смысл
“зелёных” дотаций – а без них и так убыточная Тесла будет совсем плохо себя
чувствовать. Поэтому идёт массовая кампания “ой да ерунда всё это какая
разница главное что не дымит”. То, что рядом при этом дымит в 3 раза сильнее
ТЭС – умалчивается.
По итогам под маркой Тесла имеем круто распиаренную китайскую электромашину,
дорогую в обслуживании. Схема монетизации – “электрический транспорт – это
вау-эксклюзив для успешных и неординарных людей, отсюда наценка в сотни
процентов за бренд и имидж”. Эксклюзивность, а не инклюзивность, приводит к
тому, что априори более дешёвый электротранспорт (в нём банально меньше узлов
и компонентов) превращается в фетиш и престижную штучку. Никакого развития,
никаких технических прорывов нет – фирме 13 лет, за это время ничего, кроме
редизайна, не сделано. Провал 2014го года с “открытием миру уникальных
технологий” наглядно показал, что за роскошной дверью Буратино ждал пыльный
пустой чулан.
Финансовая сторона вопроса ещё более уныла – несмотря на гос.дотации, несмотря
на льготы на электричество для зарядок, несмотря на дотации покупателям машин,
Тесла убыточна и работает в минус, тратя деньги инвесторов. Маску не удалось
ни совершить технологический прорыв, ни создать финансово состоятельное
предприятие.
Перейдём к батарейкам.
Блеск и нищета батареек
Настенная батарейка, которая “экономит”, а то и “генерит” электричество –
пожалуй, самый лучший детектор “техногиков”-гуманитариев. Я до её появления
всё думал – вот для кого этот спам рассылают, типа “экономайзер электричества!
просто воткни в прикуриватель!”? Оказывается, типовой потребитель такой чуши –
тот самый “продвинутый техногик, фанатик новых технологий”, не осиливший
школьную физику.
В мае 2015го, чуть более года назад, Маск провёл презентацию настенной
батарейки. Суть его идеи была проста – на стену вешается здоровый
бесперебойник, через который запитывается весь дом. К бесперебойнику
добавляются генерирующие мощности – или ветряк, или солнечные батареи. Они его
постоянно подзаряжают, а он хитро следит за абонентами, и когда надо –
подпитывается от общей сети, когда нет – копит. Может даже продавать
электричество назад в общую сеть. В принципе т.е. может, да. Может покупать
электричество, когда оно подешевле, например ночью.
Презентация произвела фурор у жадных инфантильных пожилых детей из офисных
кубиклов. Столько “Ну вот теперь Газпрому капец” не было даже тогда, когда ему
реально мог бы быть капец.
Что же по факту?
Вся задумка с настенной батарейкой – это попытка дополнительной монетизации
отработавших батарей. То есть в батарейном модуле Теслы куча элементов 18650 –
они по разному вырабатывают свой ресурс – поэтому имеет смысл как-то
разукомплектовывать эти блоки и куда-то девать батарейки, к примеру,
половинной ёмкости (которые потеряли после 2500 циклов свои 20%, а потом ещё
20%, например). Так как Тесла батарейки не производит, то это единственная
возможность откуда-то взять много и дешевых “почти работающих” элементов 18650
– ёмкости которых для машины уже не очень, а для настенной батарейки – ОК.
В рекламе рассказывалось про то, что будет производиться два варианта
батарейки Powerwall – на 7 киловатт-часов и на 10. Ценой в 3 и 3.5 тысячи
долларов США. Также использовалась картинка “Красивая Тесла красиво заряжается
от настенной батарейки, всё такое белое и технологичное” – впрочем, как
зарядить машину, у которой у аккумулятора 85 киловатт-часов от батарейки, в
которой 7 или 10 – загадка, которая не дождалась своего исследователя.
Рекламный плакат: "Машина на 85 киловатт-часов заряжается от батарейки на
7 киловатт-часов". Чтобы за угол заехать и застрелиться, наверное.
Батарейка обещала отдавать 2 киловатта постоянно и до 3 в пике.
Для иллюстрации выгоды демонстрировались, понятное дело, таблички вида “Вот
сколько стоит самое дорогое электричество, а вот сколько самое дешёвое ночью,
вы только представьте…” и прочая мишура, которую век назад описали Ильф и
Петров в бессмертном “Граждане Нью-Васюков ничего не будут тратить! Они будут
по-лу-чать!”.
Что ж, сразу же после анонса (в котором было обещано начать поставки уже через
несколько месяцев), изучив технические характеристики, было выяснено следующее
– вся декларируемая схема и финансовая составляющая банально выдумана.
Разберём, почему.
Указанные технические параметры – что ёмкость, что – особенно! – отдаваемая
мощность, не дают никакой возможности эксплуатировать батарейку так, как
указано в рекламе. В самом деле, если предположить, что в квартире живёт
хипстер с ноутбуком, то такой мощности вполне хватит на ноутбук, модем,
лампочку и можно будет включать микроволновку. Но в квартире батарейку вешать
смысла нет, т.к. негде поставить генерирующую мощность, поэтому целевая
аудитория – это обладатели коттеджей. А там сразу же другой список
потребителей – это всякие насосы для воды, камеры слежения, внешнее и
внутреннее освещение, бытовая техника (холодильник, стиральная машина, плита,
куча мелочи типа чайника, которая, однако, кушает-то по 1.5-2 киловатта), а
также кондиционеры, возможно тёплый пол и обогреватели, ну и развлекательная
часть из компьютеров-телевизоров-аудиосистем. Всё это по сумме в 2 киловатта
никак не влезет, и в пиковые-разовые 3 – тоже.
Если же вешать несколько батарей, то это линейно увеличивает стоимость, а
также возникают другие вопросы.
Например, вопрос безопасности – как литиевые батареи прекрасно
горят-детонируют при повреждении, вы можете увидеть на ютубе и прикинуть,
как грохнет блок батарей метрового размера (для детонации достаточно
разгерметизации – т.е. например с другой стороны стены кто-то будет
неосторожно сверлить). Следовательно, батарею надо поместить в безопасное
помещение, с хорошей вентиляцией (т.е. плюс кондиционер, плюс расходы). Далее,
на её монтаж нужно разрешение собственника (в ипотечном доме, к примеру, такое
опасное оборудование размещать не каждый согласится – а кто согласится, тот
увеличит стоимость страховки, чтобы покрыть новый потенциальный риск).
Сам по себе монтаж, кстати, отдельная тема – по сути надо переделать всю
сеть дома, чтобы все розетки и фиксированных потребителей завести на батарею
(или батарейный блок), а также добавить защиту (УЗО те же) и смонтировать
новую схему с двумя вводами (от общей сети и от генерирующей мощности). Эту
операцию, судя по информации на сайте Теслы, должны были делать некие партнёры
– как понятно, в результате цена всего этого от 3 тысяч долларов уходит очень
далеко.
Также совершенно не учитывались потери на инверторе – для многих
верующих в Маска было откровением, что в розетке-то ток переменный, а в
батарейке – нет – и что нужно специальное устройство, которое будет делать это
преобразование. И что у этого устройства свой КПД – и не особо хороший (вы
можете для примера посмотреть блоки питания для компьютеров – там за блок
питания с КПД 80+ или 90+ надо будет заплатить в разы больше, чем за обычный).
И у батарейки есть КПД – то есть на каждой зарядке-разрядке от общей сети идёт
двойная потеря – на преобразование тока и на зарядку-разрядку батареи с
не-100%м КПД. И всё это греется, и это надо охлаждать – и на это тоже расход
мощности.
Чтобы были понятны вопросы про КПД (а то многие предполагают, что во всём
американском и технологичном оное 100, а то и более процентов), напомню, что в
пресс-релизе настенной батарейки указан КПД в 92.5% у “round-trip DC
efficiency”. То есть это без потерь на перевод постоянных 350-450V в
переменные 220. Что в сухом остатке при декларируемой постоянной отдаче в 3.3
киловатта будет выражаться где-то в 250 ваттах, уходящих наружу. Немудрено,
что в батарее используется жидкостное охлаждение, которое надо запитывать от
отдельного источника питания – всё ж греться будет она прилично. И да, эти
7.5% потерь на зарядке-разрядке вы можете вычитать из декларируемой
ёмкости-мощности. Т.е. всё это греется, теряет мощность на каждом
преобразовании, а в рекламе – теоретический пиковый максимум “на клеммах
батареи”.
Добивает всё интересная ситуация с гарантией – на батарейку идёт гарантия 10
лет, но именно на батарейку как устройство, а не на батарейные модули. То есть
реальный ресурс в плане количества циклов зарядки-разрядки не указывается, и
от прямых вопросов про это Tesla уклоняется. Это и понятно – ведь внутри
батареи б/у модули 18650 из автомобиля, их реальный ресурс в циклах непонятен,
и сами эти батареи под гарантию не подпадают. Логичная схема – вы, когда
покупаете, например, телевизор, ведь вместе с ним получаете пульт – но никто ж
не говорит, что замена батареек в пульте во время действия гарантии на
телевизор – бесплатна.
Ну и, конечно же, генерирующая мощность с нужными параметрами – тоже стоит и
денег, и нуждается в обслуживании, и грамотном монтаже. Чтобы нормально
запитать такую батарейку надо будет иметь внушительную площадь солнечных
батарей или ветряк с лопастями метра по 4 минимум – и всё это нуждается в
месте на участке (такой ветряк на дом поставить из-за вибрации будет
проблематично), и опять платить, платить, платить. Всё по заветам духовного
отца И.Маска – тов.Мавроди – лох должен платить.
Итог всего этого прост – если заявленные технические характеристики верны, то
эксплуатировать такое можно только в загородном доме, притом надо будет
несколько батарей, в отдельном помещении, надо будет заказать переделку всей
электросети дома, плюс установку-монтаж ветряка или солнечных паналей, плюс
инвертор (и всё это должно проводиться сертифицированными и авторизованными
дилерами, и оборудование – тот же инвертор – должен быть совместим с
Powerwall), и в результате суммарное потребление, в общем-то, только вырастет
– ведь в сети появится новая нагрузка в виде батареи, которая будет
разряжаться-заряжаться с не100%м КПД, а, следовательно, тратить. Общая сумма
мероприятия будет не 3 тысячи долларов, а где-то раз в 10 больше, плюс
появится плата за поддержку (замена элементов батареи, обслуживание ветряка).
Окупить всё это на разнице в копейки на дневном-ночном киловатте возможно за
такое время, которое делает бессмысленным всё мероприятие – ну либо надо
усилить потребление электричества, чтобы ускорить окупаемость, но ускорится и
износ батареи – про который производитель тактично умалчивает, хотя это
интереснейший пункт. Представьте, допустим, что включается чайник (обычный, 2
киловатта). Батарея переключается в режим “срочно отдаём по максимуму”. Чайник
вскипает и выключается – батарея переключается обратно в “фоново
подзаряжаемся”. Теперь микроволновка – и опять такая ситуация, на минуту
резкое потребление, а потом – обратно. Циклы заряд-разряд туда-сюда, ресурс
тикает. А ещё и вопросы безопасности – такую штуку в многоквартирном доме не
смонтируешь без согласия соседей (кто ж захочет, чтобы с другой стороны стены
была такая бомба?), а в частном – без увеличения стоимости страховки.
Когда всё это было опубликовано (я сделал развёрнутый постинг примерно с таким
же текстом), в качестве комментариев были лишь слёзы “Маск гений, у него всё
получится – жаль, что я не могу сдать деньги на эту батарею в этой стране,
впрочем благодаря Маску через полгода никакого Газпрома и рашки не будет,
тогда такие батареи нам будут дарить улыбающиеся американские солдаты”. Это и
логично – сказать-то нечего по существу. Более того, никак не удавалось
привести пример сценария, в котором эта мегабатарея окупается. То есть если,
например, мы предполагаем, что это большой дом с участком – “там легко
поместятся на крыше солнечные батареи, плюс там всегда солнце”, то в этом явно
экваториальном или тропическом месте появится крупная статья затрат на
кондиционирование, т.е. чем больше дом, тем больше затраты на электричество
для обслуживающих его систем. Если дом мелкий – там такое потребление, что на
разнице в цене за киловатт окупаться надо будет век.
Далее начались интересности.
Лохи наперегонки побежали заказывать, гордясь “вот я скоро приобщусь к
элитарному электричеству… в батарейку входит такое вот обычное электричество,
а выходит такое вот престижное, с закруглёнными уголками, для успешных людей,
которые этого достойны”. Маск собрал бабла и первым делом почему-то поменял
технические параметры батареек – сообщив, что версии на 7 и 10 киловатт будут
с разным количеством циклов зарядки, в частности “у младшей модели будет около
500 циклов”. Что такое около 500 циклов? Это значит, что переделав всю систему
электроснабжения в доме, вы через полгода будете вынуждены покупать новую
батарею. А то и меньше. 500 циклов – это самые дешёвые китайские 18650е,
которые не LiFePo4, а обычные LiFe, их на скутере (у которого 1-2 цикла в
день, т.е. на нём ездишь куда-то разово и ставишь на ночь на зарядку, всё
просто) убить можно за полгода штатной эксплуатации.
Народ удивился, но продолжил ждать. Ведь вот-вот батарейку на стену
можно будет повесить и она тебе будет деньги приносить – так в рекламе.
Прошли “несколько месяцев” после мая 2015. Наступил 2016й. Тишина.
В 2016м году репортёр, используя дрон для видеосъёмки, делает панораму
фабрики, на которой должны были “производиться” батарейки Powerwall. Результат
удручает – то, что должно было производить “через несколько месяцев после мая
2015, а деньги можно сдавать уже сейчас”, ещё даже не полностью обзавелось
крышей. Освоены дотации государства и деньги инвесторов – но ни оборудования в
цехах, ни даже законченной “коробки”. Равно как и почему-то нет вездесущих и
глядящих с каждой презентации Илона Маска солнечных батарей. И вообще всё
как-то выглядит безжизненно. И это февраль 2016го, да.
На фоне этого начинаются другие интересные вопросы: Study: A Tesla
Powerwall pays for itself after nearly 40 years.
Выясняется, что в некоем сценарии “обычного потребления” вся экономия от
батарейки, обслуживающей весь дом, составит около 53 центов США в сутки.
Как понятно, многотысячные затраты в таких раскладах не окупить никогда – одна
только батарейка будет 3.5 тысяч, а рекомендованный и сертифицированный
инвертор SE7600A-USS от SolarEdge’s StorEdge будет стоить ещё 3.5 тысячи
долларов – даже если предположить что вся переделка электросети бесплатна,
монтаж бесплатен, солнечные батареи и ветряк бесплатны, то по 53 цента окупать
7 тысяч долларов можно примерно 14 тысяч дней – ну, если нулевой износ, не
падает эффективность батареи, ничего не ломается, охлаждение батареи берётся
из космоса, потери мощности на конвертации нулевые, а так-то и поболее. И это
– если разница между дневным и ночным тарифом – в почти 5 раз. А если
меньше…
Этот идиотизм “наша система экономит деньги и электричество – поэтому
давайте для примера, чтобы подчеркнуть возможную экономию, увеличим объём
потребления электричества, тогда мы будем больше экономить”, кстати, абсолютно
привычен на уровне рефлексов у типового потребителя – ему уже объяснили, что
чем больше тратишь по карте, тем больше скидка, и он уже к этому привык – так
что не смейтесь, это уже не идиотизм, это уже бытовуха.
Ситуация накаляется, люди спрашивают “Ну и где наша батарейка?”, и тут Энди
Таккер берёт билет на поезд, снимает котелок, достаёт из саквояжа парик,
переодевается, и… но у нас не О.Генри, у нас 2016й год, и всё ещё круче.
Маск заявляет, что батареи Powerwall ослепительно удачны настолько, что все
раскуплены – что ж, тем, кто сдавал деньги на первую версию, надо просто
дождаться второй, которая будет в августе! Вам повезло, друзья!
Народ начинает тихо офигевать. Народ смотрит на фотки непостроенного завода,
на котором в прошлом году им должны были произвести батареи. Народ
интересуется, а кто из заказавших получил? Народ задумывается, как так
получается, что все записались в очередь, и всё как-то незаметно прошло мимо.
Народ интересуется, а как так всё это вышло, если сертифицированных партнёров
по установке Powerwall, чтобы с историей успешных инсталляций, не найти. Народ
ищет в Интернете отзывы использовавших Powerwall – ну прикиньте, нету их,
отзывов. Как так-то? Всё это отметается со смехом “Увидите, всё будет ещё
класснее, мы динамичная компания!”.
Ослепительная удача, говоришь?
Тесла, в общем, заявляет, что была поставлена некая партия Powerwall, неким секретным испытателям, которые изумились от гениальности и мудрости решения, но так тихо изумились, что ни-че-го, тишина, и ждите новую версию.
В письме акционерам же Тесла прокалывается, что было поставлено “около 2500”
Powerwall, притом – вы офигеете! – поставлены они другой компании Илона Маска,
SolarCity, для пилотного проекта в Калифорнии, на 500 домов, финансируемого из
бюджета штата.
То есть производства батарей нет, оно физически ещё не создано. Все
сроки профуканы. Видимо, заявленные технические параметры достигнуть не
удаётся. Делается следующий шаг – батареи заказываются на стороне (возможно, в
Китае), вручную собираются в виде небольшой партии в США и одна компания Маска
продаёт их другой компании Маска – с нулевой утечкой наружу информации о
фактических характеристиках и данных об эксплуатации. Всё это в рамках
освоения гос.средств богатого штата Калифорния, т.е. коммерческая сторона
вопроса, всякая там окупаемость и прочее – отсутствует как класс, даже цена
контракта неизвестна. И результат – “да, мы успешно сделали батареи, мы
победили, у нас всё хорошо, ждите вторую версию”. И таки вы скажете, что Маск
плохой шоумен? Ой вей.
На данный момент с момента анонса и “через несколько месяцев мы изменим мир”
прошло более года. Ситуация не изменилась – завод “вот-вот построится”,
батареи записавшимся и сдавшим деньги “вот-вот” начнут поставлять. Двое моих
знакомых, проживающих в Калифорнии, и заказавшие себе Powerwall, на день этой
публикации получили от Tesla только письмо с рекламой второй версии
батареи.
Назойливый покупатель приехал за чудом, а чудо, оказывается, еще не изобрели.
Да, и ещё – от изначальных двух версий, на 7 и 10 киловатт-часов, осталась одна – поменьше. Десятикиловаттную батарейку с сайта тихо удалили, а батарейка на 7 стала батарейкой на 6,4.
Такие действия, как понятно, ещё больше воодушевили внёсших предоплату больше
года назад клиентов.
Такой вот успешный успех по перепродаже б/у китайских элементов 18650 в
красивом корпусе и с обязательной оплатой абонентского обслуживания от
сертифицированных партнёров, да. Очередной прорыв, всё такое технологичное,
такое успешное, первым в списке достоинств батареи идёт “Beautifully
Functional” – ну, вы поняли – а какие закруглённые уголочки и патентованный
дизайн, ммм…
Поехали даль
Hyperloop
Журнал “Юный Техник” опередил своё время (я ещё помню был такой польский
“Горизонты техники для детей” – эх, времена, времена) настолько, что
копированием идей из него можно обеспечить себе безбедное существование.
Одна из таких идей – что-то типа увеличенной в масштабе пневмопочты, только
вместо капсулы с письмом – поезд с людьми, а вместо давления воздуха –
электромагниты.
Техническая концепция красивая, но упирается в кучу вопросов реализации.
Поддержка близкого к вакууму давления в 1/100 атмосферного, в трубе с
диаметром в несколько метров, притом при очень сильной вибрации (пролетает
многотонная махина со скоростью пули), на протяжении сотен километров – штука
нетривиальная. Маглев, в принципе, уже реализован – но опять же стоимость за
километр у него огромная. Вопросы безопасности (разгерметизация вагона и все
сразу покойники, а также малейшее отклонение от траектории и вылет с трассы),
вопросы организации станций – много вопросов.
Но это у унылых технарей-реалистов – а мы ж про весёлого динамичного успешного
позитивного гуманитария с женским именем Илона.
Маск берётся за дело отлично – в 2012 году он сообщает, что вот-вот родится
новый тип транспорта. Который затмит Конкорд. Который можно будет использовать
на Марсе. Который будет (я понимаю, что дежавю, да) экологичным и дешёвым
(???). И в 2013 показывает видеоролик с поездом-в-трубе. На все вопросы –
широкая улыбка “Не бойтесь, просто дайте денег”.
Никто, в общем, и не боится, всем интересно, что будет, так как метода решения
технических проблем, озвученных выше, не приводится.
Маск обещает сделать демонстрацию и всё показать. Проходят годы, секта
верующих в Маска уже считает, что всё в тайных лабораториях давно работает, и
опять ждёт конца мировой энергетики (в этот раз ещё и логистики).
Ну а пока это идёт, публике показывают совершенно эпичное зрелище.
Состоит оно в том, что по куску железнодорожного полотна в несколько сотен
метров едет дрезина. Все аплодируют.
Видимо, на видео некий сверхсекретный прорыв, дающий наконец-то объяснения на
вопросы вида “как в трубе на сотни километров поддерживать форвакуум” – может,
просто не попало в кадр, ракурс был неудачный.
Конец первой части.
Сейчас будет возможность дополнить и добавлю вторую часть
Обновлено 06/08/17 16:47:
Впрочем, это ника
Источник: atraining.ру
Афера века или много ли потеряла Эмбер?
17:13, 6 августа 2017
Автор: elena_dokuchaewa
Комменты 53
Фу завистникам, пишущим и перепостящим это
Мне понравилась,очень логично и доходчиво. Ну конечно изобретать не выгодно, выгодно купить-продать. Маском еще ФБР не заинетересовалось?
Какая глупая статья, не копируйте вторую часть, пишите лучше про гламур
Вот вне зависимости правд в этой статье или нет, но меня всегда умиляет, что электрокары прям считаются экологически чистыми. А электричество откуда брать будем? Теплоэлектростанции - тот же выброс С02 в атмосферу, гидро - не есть хорошо для рек и озер, у атомных тоже своя специфика. А давайте все пересядем на электрокары и забубеним еще парочку электростанции на Волге, чтобы уже окончательно похоронить эту великую реку! Или может они исключительно на солнечных батарейках ездить будут?
И мне пофиг, кто придумал пэйпол. Это гениальное изобретение и плевок в лицо алчным банкам!