Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Много ли рассказов вы читали о любви? О настоящей любви. Никакой-то там жалкой любовенке, когда он так её любил, но обстоятельства оказались непреодолимыми и он предал её в угоду собственным желаниям. А именно о той самой любви, которая должна быть величайшей тайной и трагедией.
Той самой любви, которой и нет уже сейчас, о которой пытливый слушатель может узнать только из старых романов, когда честь, отвага и любовь шли рука об руку, и ничто не могло сломить эти чувства.
Да, эти чувства можно встретить сейчас лишь на бумаге, и может быть поэтому мы так любим Куприна?

Не знаю, представлял ли Александр Иванович осенью 1910 году, что пишет рассказ, сделавший его воистину певцом любви? Думаю, что нет.

Сам он в письме Ф. Батюшкову называл «Гранатовый браслет» очень милой для него вещью и жаловался на своё музыкальное невежество.
«…Сегодня занят тем, что полирую рассказ «Гранатовый браслет». Это – помнишь? – печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д.Н. – теперь губернатор в Вильне). Пока только придумал эпиграф: «Van-Beethoven, op. 2, №2 Largo Appasionato». Лицо у него застрелившегося (она ему велела даже не пробовать её видеть) – важное, глубокое, озаренное той таинственной мудростью, которую постигают только мёртвые….Но трудно и почему-то в охотку не пишется…»
История этой больной любви, как многие, наверное, знают, имеет реальные прототипы. В частности Вера Николаевна Шеина являлась зеркальным отражением Людмилы Ивановны Любимовой, жены члена Государственного совета Д.Н. Любимова. Сам Куприн был дружен с этой семьей и часто гостил у них в Санкт-Петербурге.
В своей книге «На чужбине» Лев Любимов рассказывает о любви (или болезненной страсти – в семье считали телеграфиста маньяком) простого чиновника П.П. Желтикова к Людмиле Ивановне Туган-Барановской, его матери.
В течение двух или трех лет он присылал ей анонимные письма, наполненные то признанием в любви, то ворчанием. Нежелание открыть своё имя объяснялось низким социальным положением воздыхателя. Мать, по словам Любимова, вскоре перестала читать эти послания, возложив данную миссию на бабушку. Неизвестно сколько бы это всё продолжалось, но однажды влюбленный телеграфист прислал подарок – гранатовый браслет. По другой версии это была золотая цепочка с кулоном в форме пасхального яйца. Так или иначе, создалась щекотливая ситуация, которая могла скомпрометировать женщину. Тогда брат и жених Людмилы Ивановны отправились домой к Желтикову для выяснения отношений, и вернули ему гранатовый браслет. Больше в семье Любимовых о влюбленном телеграфисте никто не слышал. Такова была реальная история, которая так бы и осталась анекдотом в стенах губернского дома, если бы её не услышал Куприн.
Переосмыслив и изменив концовку, великий писатель создал произведение поистине трогательное, драматичное и печальное.

Уверена, что до сих пор среди преданных читателей Куприна не утихают споры на тему «Действительно ли это была любовь? Или всё-таки это было нездоровое помешательство?», но тут пусть каждый решит для себя сам. Единого мнения в данном случае быть не должно, да и не может, хотя сам Александр Иванович словами генерала Аносова нас как бы подводит к своей точке зрения:
«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано: «Сильна как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!»

В 1964 году на экраны вышла экранизация «Гранатового браслета», одна из лучших на мой взгляд. Режиссером картины стал Абрам Роом, а главную роль исполнила невероятная красавица Ариадна Шенгелая.

Трудно представить себе более подходящую актрису на роль утонченной и изящной Веры Николаевны Шеиной. На мой взгляд, это просто идеальное попадание. И хотя режиссер несколько изменил концовку, добавив, скажем так, своё видение финала, это нисколько не испортило фильм.
Фото: google, kino-teatr.ру
История создания повести «Гранатовый браслет»
12:14, 4 августа 2017
Автор: krasovskaya
Комменты 66
У меня в семье есть история про моего пра-прапрадеда, который, будучи мещанином, влюбился в девушку из небогатой, но аристократической семьи. Чтобы ее добиться, он поехал в Америку, в Калифорнию, добывать золото. Шесть лет отсутствовал, вернулся очень богатым человеком, но она его не дождалась, вышла за другого. Но вот это мне кажется в бОльшей степени любовью, чем сталкерство в Гранатовом Браслете. Человек открыто признался, пошел на риск и жертвы.
Даже если опустить то, что у меня могли поменяться взгляды на отношения, он мне всегда казался пугающим, если честно. И в 15 лет, когда я прочитала первый раз это произведение, и сейчас. То есть, для меня любовь не может возникнуть на пустом месте, она растет постепенно, по мере того, как узнаешь человека. Не знаю, может, это у меня характер такой - я по жизни тормоз. Или дело в том, что я женщина, а у мужчин по-другому? Он просто преследователь, хорошо, что безобидный. Рассказ этот люблю, что-то в нем есть русское, родное.
Ещё у Бунина душераздирающие рассказы о любви, просто сердце заходится от них
я поначалу восхищалась етим рассказом, когда мы в старших классах его на уроках рус. лит. читали - наша учительница на его примере пыталась нас научить, что такое настоящая любовь. До сих пор помню, как сказал старый генерал Амосов Верочке: "Может быть, в твоей жизни, Верочка, встретилась такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины." А как подросла, стала на этот рассказ по-другому смотреть и ничего, кроме кроме сталкера в господине Желткове не вижу, никакой любви и подавно. Еще почитайте Суламифь Куприна - там тоже преподносится "великая любовь" царя Солонона - а по мне так педофилия, хотя Куприна нежно люблю.
Моя юная любовь