Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Люблю фильмы Эдриана Лайна. В 1997 году он снял экранизацию романа Владимира Набокова "Лолита" Было потрачен огромный бюджет, композитором выступал Эннио Морриконе, в главной роли был победитель Оскара Джереми Айронс, но фильм с треском провалился, а для Доминик Суэйн это не стало прорывом, и она мало, где снималась после этого фильма. Отношения к роману и фильму у меня сложные. Я лет в 14-15 прочитала книгу и единственное, что мне хотелось, это скорее все это забыть. Позже я посмотрела фильм, снят он очень красиво, но все равно вызывает такую тоску и печаль. Позже я снова прочитала книгу (лет через 7), и уже впечатление было другое, если в юности я обвиняла только Гумберта, то после второго прочтения через много лет, я посмотрела на Лолиту другими глазами. Еще не ясно, кто кого довел и кто кого использовал, и кто у кого марионеткой был. В общем оба хороши, и Гумбмерт, конечно, душевно больной человек. И даже если брать распутный характер Лолиты, ее провокации и так далее, все равно ответственность лежит на нем. Тяжелый роман и фильм.

В 1947 году европейский профессор французского языка Гумберт Гумберт, испытавший в 14-летнем возрасте шок от потери своей 14-й возлюбленной , переезжает в Новую Англию. Он снимает комнату в доме вдовы Шарлотты и её 12-летней дочери Лолиты. С течением времени у Гумберта развиваются чувства к девочке.

"Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.

Она была Ло, просто Ло, по утрам, ростом в пять футов (без двух вершков и в одном носке). Она была Лола в длинных штанах. Она была Долли в школе. Она была Долорес на пунктире бланков. Но в моих объятьях она была всегда: Лолита.

А предшественницы-то у нее были? Как же – были… Больше скажу: и Лолиты бы не оказалось никакой, если бы я не полюбил в одно далекое лето одну изначальную девочку. В некотором княжестве у моря (почти как у По).

Когда же это было, а?

Приблизительно за столько же лет до рождения Лолиты, сколько мне было в то лето. Можете всегда положиться на убийцу в отношении затейливости прозы.

Уважаемые присяжные женского и мужеского пола! Экспонат Номер Первый представляет собой то, чему так завидовали Эдгаровы серафимы – худо осведомленные, простодушные, благороднокрылые серафимы… Полюбуйтесь-ка на этот клубок терний."

Лолита заигрывает с Гумбертом, но сообщает ему, что в него влюблена её мать. Вскоре это подтверждается: Шарлотта говорит Гумберту, что либо он женится на ней, либо покинет её дом. Гумберт вынужден согласиться: ведь он хочет быть ближе к Лолите. Но речи о какой-либо любви его к Шарлотте не идёт: он тайно подмешивает ей сильнодействующие снотворные, а сам ведёт дневник, в котором откровенно пишет о связи с Шарлоттой, которая ему претит и которую он терпит, думая о Лолите.

Однажды во время пребывания Лолиты в летнем лагере Шарлотта читает дневник мужа в его отсутствие. Когда он приходит, она устраивает истерику, а он пытается убедить её, что это его литературные черновики. Шарлотта в ужасном смятении бежит из дома, чтобы отправить Лолите в лагерь письма, в которых описывается ужасная правда о помыслах Гумберта. Но она погибает под колёсами автомобиля прямо напротив своего дома. Гумберт остаётся опекуном Долорес. Он едет за ней в лагерь и начинает долгие автомобильные разъезды по стране с целью развлечения Лолиты. Гумберт поначалу всё же не решается притронуться к ней. Но Долорес сама прекрасно догадывается обо всём и достаточно быстро берёт инициативу в свои руки. При этом оказывается, что Гумберт — вовсе не первый её мужчина. Так, она рассказывает ему о своей близости с мальчиком во время отдыха в лагере.

В фильме и романе есть момент, который для меня один из самых тяжелых. Это когда она узнает, что мама погибла. Лежит у себя и плачет, и ты видишь ребенка, который потерял свою маму и котором сейчас очень больно. Потом она идет в комнату к Гумберту  и ложится плакать к нему, а он ее успокаивает. И в этот момент так тяжело, и так это все неправильно. И так ее жаль, что у нее остался только он.

Гумберту постоянно кажется, что их кто-то преследует. Подозрение падает на респектабельного мужчину с собачкой, который пару раз заговаривает с Лолитой, и о котором она говорит как о дяде. Гумберт замечает, что та как будто не против его преследования. В частности она затирает номер его автомобиля, который Гумберт записывал на всякий случай. Во время учёбы в школе искусств Лолита, мечтающая стать танцовщицей, настаивает на том, чтобы играть во фривольном спектакле, автором которого, как позже выясняется, является этот господин — Клэр Куилти.

Когда Долорес лежит в больнице с острой инфекцией, этот человек, представившись её дядей и хорошо заплатив, забирает её и увозит якобы на ранчо к дедушке. Так Лолита внезапно и надолго исчезает из жизни Гумберта. Тот бьёт врачей, отпустивших Лолиту с «дядей», потом тщетно пытается разыскать их.

Спустя три года он вдруг получает от неё письмо, где она прямо просит денег и сообщает, что вышла замуж и беременна. Гумберт приезжает к ней и разговаривает, пока её муж работает в отдалении. Лолита живёт в бедности, но наотрез отказывается убежать с Гумбертом.

Она рассказывает, что действительно была не против постоянного преследования со стороны Куилти, однако, когда он похитил её, возненавидела его, ведь он оказался педофилом и режиссёром порнофильмов. Уйдя от Куилти, Лолита познала скитания и нищету, но сейчас надеется начать новую жизнь с мужчиной не намного старше неё. Гумберт оставляет ей 4000 долларов и уезжает.

Он замышляет убийство Клэра Куилти. В итоге Гумберт расстреливает Куилти в его собственном доме, причём жертва умирает не сразу, а весь дом и сам убийца оказываются в крови. Гумберт даже не заботится о том, чтобы отмыться от крови, а садится в свой автомобиль и бессмысленно едет, пока его преследуют полицейские. Он останавливается только тогда, когда попадает в окружение коровьего стада, и без сопротивления сдаётся. В конце осени 1950 года Гумберт умирает от сердечного приступа в тюрьме, а Лолита умирает через несколько недель на Рождество при родах.

Кусок в конце романа, который больше всего запомнился.

"Когда я подошёл к ласковой пропасти, до меня донеслось оттуда мелодическое сочетание звуков, поднимавшееся, как пар, над горнопромышленным городком, который лежал у моих ног в складке долины. Можно было разглядеть геометрию улиц между квадратами красных и серых крыш, и зелёные дымки деревьев, и змеистую речку, и драгоценный блеск городской свалки, и, за городком, скрещение дорог, разделяющих тёмные и светлые заплаты полей, а за этим всем – лесистые громады гор. Но даже ярче, чем эти встречные, безмолвно радовавшиеся краски – ибо есть цвета и оттенки, которые с умилением празднуют свои встречи, – ярче и мечтательнее на слух, чем они для глаза, было воздушное трепетание сборных звуков, не умолкавших ни на минуту при восхождении своём к гранитной полке, на которой я стоял, вытирая мерзостный рот. И вдруг я понял, что все эти звуки принадлежат к одному роду и что никаких других звуков, кроме них, не поднимается с улиц прозрачного городка. Читатель! Мелодия, которую я слышал, составлялась из звуков играющих детей, только из них, и столь хрустален был воздух, что в мреющем слиянии голосов, и величественных и миниатюрных, отрешённых и вместе с тем волшебно близких, прямодушных и дивно загадочных, слух иногда различал как бы высвободившийся, почти членораздельный взрыв светлого смеха, или бряк лапты, или грохоток игрушечной тележки, но всё находилось слишком далеко внизу, чтобы глаз мог заметить какое-либо движение на тонко вытравленных по меди улицах. Стоя на высоком скате, я не мог наслушаться этой музыкальной вибрации, этих вспышек отдельных возгласов на фоне ровного рокотания, и тогдато мне стало ясно, что пронзительно-безнадёжный ужас состоит не в том, что Лолиты нет рядом со мной, а в том, что голоса её нет в этом хоре."

А как Вы относитесь к роману и фильму?

Блоги

Лолита (1997 год)

20:35, 17 июля 2017

Автор: justjenny

Комменты 167

Аватар

Ребенок никогда не может немного быть виноватым в такой ситуации. Никогда. Он ее сломал и никакие красивые словеса не могут быть оправданием

Аватар

Я бы спросила у Набокова , почему именно этот сюжет? Тема крайне скользкая. Почему он так хотел рассказать эту историю миру?

Аватар

Мой любимый момент в этом романе именно этот - "и тогда то мне стало ясно, что пронзительно-безнадёжный ужас состоит не в том, что Лолиты нет рядом со мной, а в том, что голоса её нет в этом хоре." Да, тяжелый фильм, да, тяжелый роман. Но если бы не было Набокова, кто-то все равно об этом написал бы. Я очень люблю эту книгу, у меня никогда не было к ней отвращения, потому что я вижу, что в сущности они оба жертвы. Тут одно к другому и завязалась история, коих в принципе тысячи, просто мы об этом не знаем. Я совершенно не оправдываю Гумберта, но и не обвиняю его. Для меня это просто произведение и все. Кстати, я делала пост на тему героя Айронса, что он собственно говорил об этой роли - Как он не хотел сниматься и что это был один из самых трудных фильмов в его карьере, но такие фильмы нужны. Айронс - Да, он герой, т.е. он герой фильма, а герой не может быть не симпатичным. Зритель должен ему симпатизировать, чтобы его понять. Для этого и нужны драмы, чтобы мы поняли, почему люди поступают так, а не просто сказали, какие они ужасные. Давайте вглядимся в ужасную часть себя. Давайте вглядимся в каждого из нас. Что мы из себя представляем?

Аватар

Очень люблю роман и фильм.Фильм на мой взгляд сильно недооценен.Айронс сыграл одну из лучших своих ролей,Доменик Суэйн также смогла передать характер Лолиты.Музыка,режессура,все в этом фильме сложилось,ощущение тревоги,безнадёжности,тяжести...

D

Фильм отличный!

Подождите...