Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

                На фото Илья Глазунов с семьей.

      Никто не опубликовал пост на смерть Ильи Глазунова , а я его считаю нашим российским Энди Уорхолом, вернее советским.  То ,за  что принято критиковать  Глазунова : плакатность, элементы китча  и т . д.  на самом деле присутствует у подавляющего большинства знаковых западных художников его времени.  В любом случае , Илья Сергеевич - яркая и заметная персона в культурной жизни нашей страны. 

         Картину "Царевич Дмитрий" очень люблю и искренне считаю ее шедевром (без всякой иронии), была бы я олигархом, я бы ее приобрела бы в свое собрание, а уж точно не мазню распиаренного Фрейда,  которого нашему лошаре-нуворишу впарили за рекордные суммы.

            Соблюдая формат нашего сайта , помяну, что я практически "сталкер", и была (давно это было) представлена лично Илье Сергеевичу, и имела возможность немного с ним пообщаться. С сожалением должна признаться, что  он подвел меня в тяжелый период моей жизни и это имело для меня очень плохие последствия.    Смысла так поступать по отношению ко мне у Глазунова не было, но в оправдание ему нужно сказать, что Илья Сергеевич уже тогда был не вполне адекватен. По моим догадкам , его психику очень травмировало блокадное детство. Из неприятных личных воспоминаний о Глазунове:  он странно общался с  незнакомыми людьми, делал им бестактные  замечания об одежде, например ,ненавидел брюки на женщинах, ненавидел капюшоны и кроссовки ( спортивную обувь), мужчины , по его мнению, должны ходить в костюмах, а женщины в нарядах стилизованных под приблизительно конец 19 века. То ,что у людей может не быть личного транспорта и передвигаться по городу в виде, который приятен художнику, не удобно и не практично Илья Сергеевич не понимал, он жил в виртуальной реальности.

              Разговаривать с Глазуновым было очень интересно, слушать - огромное наслаждение. Илья Сергеевич был очень образованным человеком, с прекрасной грамотной речью, великолепно знал русскую историю и культуру. 

                Глазунов очень заботился о своих студентах и много для них делал. (На этом описание личных впечатлений завершаю).    

                Илья Глазунов с мамой.

               "Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Его отец был экономистом и историком и занимал должность доцента Ленинградского государственного университета. Мать Ильи Глазунова Ольга, в девичестве носящая фамилию Флуг, была дочерью действительного статского советника, "...."правнучка знаменитого историка и статиста Константина Ивановича Арсеньева, воспитателя Александра II." ( Оба родителя- потомственные дворяне.Nebezopasni_vhod. )

         Во время блокады фашистами Лениниграда один за другим , на глазах у Ильи Сергеевича , который был тогда ребенком, погибли все члены его семьи (папа, мама, бабушка, тетя, дядя) и многие знакомые. Отец Глазунова перед смертью впал в голодный психоз и страшно выл. Была проблема похоронить трупы.

"....Однажды студенты художника Ильи Глазунова спросили своего учителя, которого, кстати, очень любили и уважали,  почему он такой жесткий. а иногда просто жестокий человек. Глазунов мог выгнать из своей академии любого из-за малейшего неповиновения, резко ответить. Студенты переживали, но все равно любили учителя.
Илья Сергеевич не стал уходить от вопроса студентов. Объяснил, что характер закладывается в детстве. А его детство выпало на ленинградскую блокаду. В 1942 году, года в городе было совсем плохо, по домам ходили спасатели и собирали людей, чтобы вывезти их через Ладогу на большую землю. Забирали только тех, кто мог сам двигаться. Мать Ильи Ольга Константиновна отдавала почти всю свою пайку сыну и была очень слаба. Она лежала и не смогла встать. Мальчика забрали, а мать оставили в холодной квартире. Всю дорогу Илья бился в руках сопровождающих спасенных ленинградцев людей и кричал "Почему вы не взяли мою маму?"....." ( мать , уговаривая  маленького Илью ехать без него, лгала ему , что ее тоже потом заберут и перевезут к нему. Она написала сыну письма  и передала знакомым, которые отсылали их одно за другим  Илье Сегеевичу , и маленький мальчик долго получал письма от уже погибшей матери и отсылал ей ответы.  Nebezopasni_vhod.).

       "....У И. Глазунова есть книга воспоминаний, в которой он описывает свое детство, блокаду, спасение. Ситуация там была еще драматичнее. В спасении мальчика участвовали его родственники со стороны отца, но мать мальчика они оставили в осажденном городе.
Цитата из книги Глазунова "Россия распятая" - 
"Письма охватывают переломный период моей жизни с марта 1942 года, когда меня увезли из блокадного города, до возвращения осенью 1944 года в Ленинград. Мать тогда осталась лежать в холодной квартире, теряя силы с каждым днем, и я до сих пор не могу понять, почему родственники отца не вывезли ее вместе со мной из мертвого города. Я по сей день мучительно раздумываю над этим…" “Мне и сейчас по ночам слышатся завывание сирен и зловещее тиканье метронома по радио, глухие взрывы, от которых шатаются погасшие люстры на потолке. <…> Помню сквозь слезы лицо умирающей матери, благословившей меня на спасение медной фамильной иконкой. “Я поправлюсь, сынок”, — шептала она. Но чуда не произошло… <…> в эвакуации, учась в сельской школе, на уроках я стал заикаться после пережитого кошмара Ленинградской блокады. <…> Летом с другими детьми был пастухом и работал на колхозных полях. Все мужчины были на войне...”

       Глазунов о блокаде:  "Нестерпимый холод. Свыше 40 градусов мороза. Мы даже спали в пальто, шапках, закутанные сверху шарфами. Но это не спасало. В квартире было так же холодно, как на улице. Снег всю зиму не убирали. Трупы упавших от дистрофии людей заносила снежная вьюга…

Я навсегда запомню Новый год 1942 года… Моя бедная мама решила устроить мне ёлку, как всегда до войны. Она воткнула ветку в пустую бутылку из-под молока, завёрнутую в белую ткань… Повесила несколько ёлочных игрушек… Нашла свечку. Разрезала её на несколько частей, прикрепила к ветви… Из соседних комнат медленно шли родственники, опираясь на палки, закутанные, с неузнаваемыми от истощения лицами. Глядя на пламя угасающих свечей, все вдруг заплакали.

Первым в январе 1942 г. не стало дяди, брата моей матери. Константин Константинович Флуг — знаменитый китаист, работал в Академии наук, специалист по древним рукописям Китая XV века, в прошлом офицер Добровольческой белой армии.

Потом умер мой отец. Он страшно, протяжно кричал: «А-а-а-а!» — в комнате, освещённой тусклым пламенем коптилки. Как сказал врач, вследствие «психоза от голода». Отцовский крик долго потом стоял у меня в ушах и вызывал ужас…

В начале февраля 1942 г. умерла моя бабушка. Елизавета Дмитриевна Флуг — внучка знаменитого русского историка и статистика Константина Ивановича Арсеньева, воспитателя государя-освободителя Александра II. Я зашёл к ней в комнату. «Бабушка! Бабушка! Ты спишь?» В темноте подошёл ближе. Глаза её были словно полуоткрыты… Я положил бабушке руку на лоб. Он был холоден, как гранит на морозе… Не помня себя от ужаса, вернулся к маме и сказал: «Она умерла!» В ответ — едва слышный шёпот: «Ей теперь лучше. Не бойся, мой маленький, мы все умрём».

Как-то мама пришла из магазина напротив дома, где нам выдавали по 125 граммов хлеба на человека. С трудом дыша, легла на кровать и тихо сказала: «У меня больше нет сил, кажется, что это так далеко». С тех пор она не вставала.

Однажды я добрался до крохотной каморки, там жила наша родственница — тётя Вера Григорьева. Она переехала к нам два месяца назад, когда её дом разбомбили. Приоткрыв дверь, я увидел: она лежит в постели в зимнем пальто, закутанная в платок, под старыми одеялами. С её объеденного лица прыгнули в мою сторону три огромные крысы. Я успел закрыть дверь…

В доме 4 трупа… Запаха нет, потому что вся квартира была огромным холодильником… Первой решили хоронить бабушку. За деньги не хоронили, только за хлеб. Но мама и тётя Ася с трудом уговорили дворничиху тётю Шуру взять два дневных пайка хлеба — 250 граммов и 100 рублей. Тело замотали простынёй и зашили. На углу были вышиты инициалы бабушки «Е. Ф.». Дворничиха обвила бабушку верёвкой и привязала к моим детским санкам. Она обещала отвезти и похоронить на Серафимовском кладбище.

Спустя несколько дней после организации бабушкиных похорон я снова вышел на улицу. Во дворе стоял грузовик: по городу время от времени ездила спецбригада, собирала мёртвые тела. Из-под лестницы нашего дома выносили трупы. Это были скелеты — некоторые в грязном белье, некоторые в пальто, некоторые запорошенные снегом, с сумкой, — они умерли прямо на улице… Гора одеревенелых от мороза мертвецов в машине всё росла — их кидали, как дрова. И вдруг я увидел, как выносят труп, привязанный к моим детским санкам… Я подбежал к грузовику и прочитал: «Е. Ф.»…       

          "После снятия блокады в 1944 году он вернулся в Ленинград, после чего поступил в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В 1951 году Илью приняли на живописный факультет того же института. "                                  

            На фото  Илья Глазунов , с супругой Ниной Виноградовой-Бенуа, представительницей знаменитой династии художников.

           "Нина Виноградова-Бенуа – единственная жена Глазунова. "

           "У Глазунова в 1969 году родился сын Иван. Через четыре года появилась дочка Вера. 
22 сентября 1986 года в Ленинградском манеже должна была открыться персональная выставка художника. А накануне открытия Москву облетела трагическая весть: покончила с собой жена мэтра - Нина Виноградова-Бенуа. Выбросилась из окна.  Тайну смерти женщины так и не разгадали. Почему она это сделала? Сама или кто-то «помог»? Зачем перед прыжком надела шапку? Хотя именно последнему факту многие нашли объяснение: хотела, чтобы муж увидел ее в последний раз красивой."

             "Первая выставка работ Глазунова прошла в Центральном Доме работников искусств в Москве в феврале 1957 года. Этому поспособствовало получение Гран-при на международном конкурсе в Праге годом ранее. На выставке были представлены четыре цикла работа — «Образы Достоевского и русской классики», «Город», «Образы России» и «Портрет».

            Удачный портрет  Сергея Михалкова , на мой "скромный" взгляд.

Долгие годы художника опекал поэт и автор гимна СССР Сергей Михалков. Они познакомились в 1958 году, после чего Михалков начал просить за Глазунова у министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Карьера художника пошла в гору. Он написал портреты жены посла Швеции в СССР княгини Оболенской и мексиканского художника Давида Альфаро Сикейроса."

              "Спустя год Глазунов запечатлел в своих картинах Сергея Михалкова, поэтов Бориса Слуцкого, Майи Луговой и Назыма Хикмета, актрису Татьяну Самойлову, режиссера Михаила Калатозова и писателя Анатолия Рыбакова."

              Портрет писателя Валентина Распутина . Лично мне очень нравится.

            "Позже он написал портреты многих политических деятелей, в число которых вошли президент Финляндии Урхо Кекконен, премьер-министр Индии Индира Ганди, чилийский лидер Сальвадор Альенде. Глазунову позировали итальянская актриса Джина Лоллобриджида, режиссер Федерико Феллини, космонавты, писатели, артисты и рабочие."

                Илья Глазунов пишет портрет актрисы Джины Лоллобриджиды.

            Илья Глазунов с Индирой Ганди ,перед написанным им портретом Индиры Ганди.

 "Набережная"- иллюстрация Ильи Глазунова к роману Ф.М. Достоевского "Идиот"

             " В 1960—1970 из-под кисти Глазунова вышли иллюстрации к произведениям русских классических авторов, в том числе Николая Лескова, Александра Блока, Федора Достоевского, Николая Некрасова и Александра Куприна. В это же время художник создал большое количество исторических полотен — «Господин Великий Новгород», «Поле Куликово», Борис Годунов", «Иван Грозный», «Дмитрий Донской» и многие другие.

 Иллюстрация к повести Ф.М.Достоевского   "Белые ночи".

Самыми известными его работами исторической тематики стали «Вечная Россия», «Мистерия XX века», «Разгром храма в пасхальную ночь» и «Великий эксперимент». Всего художник создал более трех тысяч картин.

В годе «застоя» на одной из экспозиций художника произошел скандал. В 1977 году власти СССР закрыли выставку Глазунова, содержащую картину «Дороги войны», как «противоречащую советской идеологии». Работу уничтожили, а спустя несколько лет художник написал ее авторскую копию."

                "Глазунов также прославился как талантливый сценограф. Он оформил постановки опер «Князь Игорь и «Пиковая дама» в Берлинской опере, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре (Вставлю свои "пять копеек" в цитату: вот эту его работу я видела в Большом , никакими лестными  личными впечатлениями поделится не могу, я была разочарована, грубый китч , неуместный, на мой вкус . Nebezopasni_vhod)  и балет «Маскарад» в Одесском оперном театре. В этом ему помогала жена — Нина Виноградова-Бенуа.....

Глазунов организовал и возглавил в 1981 году Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. Спустя шесть лет по его инициативе была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества. Глазунов был бессменным ректором академии на протяжении 30 лет."

                 "После перестройки и развала Советского союза Илья Глазунов продолжил работу и сотрудничество с властями столицы. Он написал книги «Дорога к тебе» и «Россия распятая», в 1997 году по случаю 850-летия Москвы подарил городу все свои работы, а также руководил работами по реставрации Большого Кремлевского дворца.

В 2015 году стало известно, что отреставрированный Глазуновым 14-й корпус Кремля отправится под снос. Художник отреагировал на решение столичных властей стоически, заявив при этом, что лучше бы снесли построенный во времена «оттепели» Кремлевский дворец."

                     "В 2004 году в столице открылась Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова. Он был удостоен огромного количества наград, в том числе звания Народного художника СССР, лауреата Госпремии России, ордена «За заслуги перед Отечеством» всех возможных степеней. Ценили Глазунова и за рубежом. Среди его наград есть португальский орден Святого Михаила, индийская премия имени Неру и лаосский орден Вишну. Он также был удостоен двух орденов Русской православной церкви — Преподобного Сергея Радонежского в 1999 году и Преподобного Андрея Рублева в 2010 году.

Долгое время Илья Глазунов дружил с президентом России Владимиром Путиным. Накануне выборов в 2012 году художник даже зарегистрировался в качестве его доверенного лица. За три года до этого Путин посетил галерею Илью Глазунова и в шутливой форме прокомментировал работу художника «Князь Олег и Игорь». Президент посоветовал увеличить меч князя Олега, который «выглядел, как перочинный ножик», которым режут колбасу. Глазунов пообещал картину исправить и похвалил Путина за «хороший глазомер».

(Цитируемый текст: "От Феллини до Кремля: полвека творчества Ильи Глазунова" Дарья Щёкина)

Обновлено 10/07/17 07:01:

         Да, для тех кто не в теме, наверное ,мне следовало добавить, что Илья Сергеевич Глазунов был сторонником академизма в искусстве. Именно в академическом направлении обучал студентов, я считаю правильный подход. Глазунов очень негативно относился к трюкачеству , циничному эпатажу и прочим мошенническим уловкам современных художников и не скупился в выражениях по поводу этого. Nebezopasni_vhod.

           Еще я забыла написать, что Илья Сергеевич отдал в библиотеку основанного им учебного заведения  ценнейшие книги принадлежавшие его семье, некоторые из которых были украдены и не найдены, что нанесло художнику очередную  тяжелейшую психологическую травму. Nebezopasni_vhod.

Подпишитесь на наш
Блоги

Умер Илья Глазунов.

06:22, 10 июля 2017

Автор: Nebezopasni_vhod

Комменты 64

Аватар

Дорогой Небезопасный вход, Nebezopasni_vhod, благодарю за замечательный пост, о некоторых фактах не знала. "Царевич Димитрий" - удивительное, завораживающее полотно, я согласна! Огромная сердечная Вам благодарность

Аватар

Жаль, как и почти любого человека. Но вот эпитеты "великий художник" вызывают недоумение. Смерть талантом не наделяет, увы.

Аватар

я была в его доме-выставке, хороший художник, особенно понравились картины к "Идиоту" Достоевского, ооочень хорошо передал атмосферу, и плачущий арлекино (эту картину,он посвятил своей жене, которая выбросилась из окна)

M

Огребу сейчас минусы, но Глазунов - это действительно китч. Вся его галерея была создана для того, чтобы в двух залах "висели" наши чинуши от мала до велика. А по поводу иллюстраций, портретов и академической живописи, которыми оправдывают совсем его плохие работы... Каждый год худ.институты выпускали и выпускают отличных "реалистов", у которых не менее "великие" работы.

Аватар

Я из Питера, но уже много лет живу в Европе... раз-два в год приезжаю в гости к родителям, много хожу - по улицам и проспектам, по выставкам и музеям, по набережным и всяким собраниям, как выхожу в 8 утра, там после 20.00 возвращаюсь домой. На выставках Ильи Глазунова я конечно же была, но... раньше чем попасть на эти выставки картин, я случайно, где-то в конце восьмидесятых, попала в один зал ЛГУ, было много людей, тогда впервые своими глазами увидела неонацистов и Глазунова, который начал говорить об гомосексуальности Чайковского, о другом подобном... и все!... после этих его слов, от которых мне стало противно-тошнотворно, после вида этой гоп-компании в которой он был тогда, я его не воспринимаю как человека, который любил Россию, я его воспринимаю как коньюктурщика, как меркантильного творца.

Подождите...