Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

86-летний Владимир Иннокентьевич Прокопьев уже более двадцати лет – единственный сотрудник аэропорта "Хужир", расположенного на острове Ольхон на Байкале. Во времена СССР аэропорт принимал три-четыре регулярных рейса в день. Сколько сохранилось до наших дней из тех 36 малых аэродромов вокруг Иркутска, никто не считал. Возможно, "Хужир" – последний. Фоторепортаж Петра Шеломовского.

Владимир Прокопьев стоит там, где раньше сотрудники аэропорта провожали пассажиров на посадку. Пожилой смотритель понимает, что после двадцати лет простоя аэропорт может никогда и не открыться снова, но все равно надеется на лучшее.

На Байкале есть остров Ольхон. На Ольхоне — поселок Харанцы. За Харанцами — иссушенное солнцем поле. На краю поля — одноэтажный деревянный дом. У дома огород, в огороде 85-летний старик возится с картошкой.

Поле — вовсе не поле, а аэродром "Хужир". Одна половина деревянного дома — аэровокзал, на второй живет Владимир Иннокентьевич Прокопьев с женой Герольдой Михайловной. Он — главный человек на аэродроме, куда уже 20 лет не летают самолеты. А картошка — просто картошка. Куда ж без нее.

На Ольхоне много что было. Были буряты, были шаманы, крупнейший на Байкале рыбзавод, гулаговские бараки. В начале 90-х рыбзавод накрылся. Вместе с ним не стало электричества — при заводе была единственная дизельная подстанция, питавшая все островные поселки. Сгнили деревянные причалы. Ржавые рыболовецкие катера лежат на берегу. А аэродром остался.

По краям грунтовой взлетно-посадочной полосы — свежепокрашенные деревянные ограничители. На зиму Прокопьев прячет их у себя во дворе, чтобы местные не растащили на дрова, а весной красит и выставляет обратно в поле. В нежилой половине почерневшего от времени деревянного дома, в "аэровокзале", под замком зал ожидания для пассажиров и радиостанции. Во дворике жилой части дома — высокие тополя.

— Мы посадили их когда только сюда приехали. И вот какие выросли.Они приехали 40 лет назад. Всего ему 85. Последние 65 лет его жизни связаны с авиацией.

Владимир Иннокентьевич Прокопьев (в первом ряду в центре) с сотрудниками аэропорта Качуг в 1970 году. На заднем плане – самолет АН-2. Прокопьев закончил свою карьеру пилотом Ту-104 – одного из первых в мире реактивных самолетов гражданской авиации.

Когда во время Великой Отечественной умерла мать, Прокопьеву было четырнадцать. Остался старшим в семье, было еще трое младших братьев и сестер. Пошел работать в колхоз. Семь классов школы закончил только в семнадцать лет. Случайно, из газеты узнал об авиации. После семи лет полетов в Якутии его экипаж отправили в Иркутск осваивать Ту-104 — первый в СССР реактивный пассажирский самолет.

— Первыми переучились, стали инструкторами, вводили в строй остальных, начиная с 1957 года. Так и долетали до пенсии.Только вокруг Иркутска тогда было 36 аэродромов малой авиации, вспоминает Прокопьев. Вначале следил за всеми ними, а потом решил "осесть", переехал на Ольхон и стал начальником "Хужира".

Туристы загорают на фоне ржавеющих рыбацких судов. В советские времена на местном рыбзаводе работали и заключенные из трудового лагеря. И завод, и лагерь давно закрыты.

Туристы загорают на фоне ржавеющих рыбацких судов. В советские времена на местном рыбзаводе работали и заключенные из трудового лагеря. И завод, и лагерь давно закрыты.

3-4 рейса в день тогда было. Много было работы. Гера, сколько мы перевозили? 800 пассажиров за месяц?

— По 750 бывало.

Гера, Герольда Михайловна, переехала на Ольхон вместе с мужем. Работала тоже в аэропорту — кассиром и радиооператором.

Вместе они вспоминают, что тогда местные жители добирались до материка только самолетом. Не было ни автобусов, ни постоянно действующей паромной переправы.

Сколько сохранилось до наших дней из тех 36 малых аэродромов вокруг Иркутска, никто не считал. Возможно, "Хужир" — единственный.

Последний рейс сюда был 20 лет назад. А потом, когда Советский Союз развалился, люди не стали летать. Пенсии здесь сейчас маленькие, 6-7 тысяч рублей, летать — слишком дорого. Пробовали восстановить полеты, но больше 5 пассажиров на рейс не набиралось.

Владимир Иннокентьевич долго верил, что полеты когда-нибудь возобновятся. Сохранял зал ожидания и радиостанции. Убирал, красил и выставлял ограничители.

Сейчас каждое лето на Ольхон прилетает два-три маленьких самолета — катать туристов. Прокопьев относится к ним скептически: "Не соблюдают аэрофлотовских правил". Он годами ждал других — рейсовых, в бело-голубой ливрее уже ставшего историей советского "Аэрофлота". И не дождался.

— Я уже дошел до такого возраста, что не верю в это.

Еще несколько лет назад он был директором аэропорта "Хужир", а теперь — просто сторож с зарплатой в шесть тысяч рублей.

— Мне еще пока платят, но я думаю, что скоро это прикроют. Что буду делать тогда? Все равно останусь здесь. Куда уезжать? Мне уже 86-й год, скоро уже и совсем восвояси надо уезжать…

Владимир Иннокентьевич и Герольда Михайловна считают, что лучшее время года на Ольхоне — зима.

- Как здесь зимой? Очень даже спокойно, — говорит Герольда Михайловна.

- Даже еще лучше, чем летом, — добавляет Владимир Иннокентьевич.

- Дрова заготовим, печку топить будем, — продолжает Герольда Михайловна.

- И тишина будет.

Тишина — это когда нет туристов. Холода на Байкал приходят рано, и туристы уезжают домой. Старики говорят, что ждать тишины осталось совсем недолго. Буквально месяц.

источник currenttime.tv

Подпишитесь на наш
Блоги

Старик и море

23:38, 17 июня 2017

Автор: mari-mari

Комменты 17

Аватар

Все таки как эти люди отличаются от нашего поколения. Действительно идейные люди. Уже ничего не осталось, про них все забыли, а они все еще верят что все вернётся. Не могу спокойно читать такие истории.

Аватар

Великие люди, глубокие, со светлой душой - те, кто несмотря ни на что, верит и делает. Спасибо за пост!

Аватар

До слез такие истории. Так горько за этих стариков, которые уже и не ждут эти авиалайнеры. За других стариков, у которых такая маленькая пенсия, что не до полётов на большую землю... Зато наши олигархи паркуют миллионные яхты, мешают туристам ... Такой перекос в жизни моей страны не могу принять. А в целом этот старик - молодец! На таких людях и строилась наша страна.

Аватар

Я родилась и выросла в маленьком поселке Томской области. Моя мама работала в аэропорту. Из поселка летали рейсы в Томск, Новосибирск, малая авиация очень была развита. До 2000 годов был большой аэропорт, большой штат пилотов, много самолётов, вертолетов. Аэропорт для меня был вторым домом. Сейчас же аэропорт - это заброшенное здание с разбитыми окнами, по взлетным полосам ходят коровы, метеостанция заколочена. Очень грустно это видеть. Папа работал капитаном пассажирского теплохода, речвокзал и речные перевозки тоже канули в небытие. Даже не верится что когда-то это было.

Аватар

Автор,с Вашего разрешения,для минусующих меня активно сегодня,выдержка из текста: — Мне еще пока платят, но я думаю, что скоро это прикроют. Что буду делать тогда? Все равно останусь здесь. Куда уезжать? Мне уже 86-й год, скоро уже и совсем восвояси надо уезжать… Не знаю,может быть есть люди,которых может такое не тронуть,но меня трогает.. Я не могу относится равнодушно к старикам,и таким историям.

Подождите...