Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Когда мы говорим о последних часах жизни выдающегося ирландского судостроителя Томаса Эндрюса, то невольно вспоминаем эпизод из блокбастера 1997 года. Стоящий в полумраке у камина в курительном салоне задумчивый мужчина, который обреченно смотрит на картину «Плимутская гавань» в тихой и спокойной обстановке. Его спасательный жилет без надобности лежит на соседнем столике, он, в свою очередь, погружен в мысли о своей семье и об этой фатальной ночи, которая станет последней для полторы тысячи невинных душ. Он сделал всё, что было в его силах.

Он заботился только о безопасности окружающих и при этом совершенно не беспокоился о себе и своей судьбе. Таким увековечили образ Томаса Эндрюса во многочисленных книгах и фильмах, а его роль в киношедевре Джеймса Кэмерона, великолепно сыгранная канадским актером Виктором Гарбером, окончательно укоренила миф о последних минутах конструктора «Титаника», проведенных в полном одиночестве в курительном салоне.

Но собрав по крупицам воспоминания и рассказы очевидцев трагедии, можно увидеть совершенно иную картину последних трёх часов жизни Томаса Эндрюса. Где-то он торопил пассажиров, в другом месте уже успокаивал взволнованных женщин, кому-то помогал надевать спасательные жилеты. Он был «везде и повсюду», таким его запомнили свидетели – настоящим героем и гениальным создателем совершенных лайнеров с «бессмертными» именами.

Итак, 14 апреля 1912. 23:40. Чем был занят Томас Эндрюс во время столкновения «Титаника» с айсбергом: уснул ли он или же с присущей ему усидчивостью оставлял рекомендации в записной книжке, чтобы в скором времени исправить каждый упущенный недочёт? Вполне вероятно, что поглощённый работой судостроитель и вовсе мог не почувствовать смертоносного удара об айсберг. До тех пор, пока к нему в каюту не постучал посыльный, либо лично шестой офицер Джеймс Муди.

Дизайн каюты первого класса A — 36 , которую занимал Томас Эндрюс.

Около 23:50

Группа растерянных пассажирок первого класса заметила конструктора «Титаника», который быстрым шагом поднимался по Парадной лестнице. Они остановили его и поинтересовались о произошедшем, на что взволнованный Эндрюс ответил:

«Всё в порядке, не волнуйтесь».

И удалился, по всей вероятности, в штурманскую рубку.

Около 00:10

Томас Эндрюс вместе с капитаном Смитом совершили инспекционный обход судна. Они спустились по трапу для экипажа на палубу G, где вода уже поглотила корт для игры в сквош и почтовое отделение. Когда они вернулись наверх, их увидела стюардесса Энни Робинсон, которая спешила на палубу Е, но прибывающая вода заставила её вернуться. Примерно в данном временном интервале Томаса Эндрюса встретила другая стюардесса — Мэри Слоан, которой он поручил собрать пассажиров на шлюпочной палубе и заставить их облачиться в жилеты. Она отметила, что его лицо выражало беспокойство, а взгляд был потухшим, как будто Эндрюсу разбили сердце.

После сопоставления свидетельских показаний в ходе британского расследования было установлено, что примерно спустя полчаса после столкновения с айсбергом Томас Эндрюс спускался на нижние палубы в носовой части, где размещалась мужская часть пассажиров третьего класса. Он вывел небольшую группу людей на колодезную палубу, по большей части мужчин и нескольких женщин, присоединившихся к ним по пути наверх. После чего указал им путь до спасательных шлюпок. Но никто из спасшихся пассажиров третьего класса не подтвердил данное предположение. Вероятно, причина кроется в том, что обе комиссии по расследованию для дачи свидетельских показаний пригласили лишь нескольких эмигрантов, а пресса без особого рвения публиковала статьи с историями их спасения.

Около 00:20

Главный конструктор «Титаника» вместе с его спальным стюардом Генри Этчесом спустились вниз по лестнице из кладовой палубы B на нижнюю палубу, где встревоженный Эндрюс лично попросил его:

«Постучитесь в каждую дверь и убедитесь, чтобы все пассажиры надели спасательные жилеты. Они лежат наверху каждого шкафа или на верхнем стеллаже. Помогите пассажирам правильно их надеть».

Затем они вместе направились в сторону офиса казначея, где заметили компанию шумных женщин и стоящего в центре них казначея Макэлроя. Он упрашивал дам вернуться в каюты и надеть спасательные жилеты. Тогда в их спор вступил лично Томас Эндрюс со словами:

«Я ведь то же самое пытаюсь до них донести».

После чего спустился по лестнице на палубу D.

Около 00:25

После беглого осмотра чертежей и оценки ситуации «отец» «Титаника» выносит смертельный приговор своему 45 000-тонному детищу:

«Что бы мы ни делали, «Титаник» неизбежно затонет, у нас час – максимум полтора, не более того».

Спустя несколько минут на палубе A Эндрюс встречает стюардессу Энни Робинсон. Подсознательно она уже догадывалась, что дела плохи, увидев «воду в шести шагах от неё», прибывающую на палубе E. Встревоженная женщина решила спросить у него совета, что же ей делать в этой ситуации. На что Эндрюс ответил:

«Оденьтесь потеплее, проследите, чтобы у каждого был при себе спасательный жилет и проведите пассажиров на шлюпочную палубу».

До часа ночи создатель «Титаника» ещё несколько раз сталкивался с Энни Робинсон. В последний третий раз он остановил её в коридоре и попросил обойти каюты, дабы убедиться, что пассажиры их покинули. И напоследок Эндрюс добавил:

«Разве я не говорил вам надеть спасательный жилет? Он есть у вас?»

Стюардесса отметила, что в нём она выглядит неприглядно, на что Эндрюс тактично ответил:

«Не думайте об этом. Если вам дорога жизнь, то наденьте теплое пальто поверх жилета, и ступайте на верхнюю палубу. Пусть пассажиры берут с вас пример».

Около 00:45

Очевидцы видели на шлюпочной палубе Томаса Эндрюса, который не только наблюдал за процессом расчехления спасательных шлюпок, но и помогал со спуском. Он тихо перемещался от одной шлюпки к другой, уговаривая женщин занять места, и обходительно просил не выбирать лодки. Перед тем, как ступить на борт шлюпки № 5, пассажирка Элеонор Кэссибир поинтересовалась:

«Почему вы сами не садитесь в лодку?» «В первую очередь женщины и дети», — коротко ответил Эндрюс.

Около 1:20

Стюардесса Мэри Слоан одиноко стояла у спасательной шлюпки, вероятно № 16, где её заметил Томас Эндрюс. Он удивился, что девушка по-прежнему находилась на борту тонущего «Титаника», и поинтересовался, почему она не покинула лайнер, на что Слоан ответила:

«Мои друзья стоят позади меня, я не могу сесть шлюпку. Это ужасно». «Будет ужасно, если вы не сядете», — настаивал судостроитель.

Когда последние спасательные шлюпки одна за другой удалялись от погибающего «Титаника», а особо привередливая пассажирка не могла выбрать лодку «по душе», Томас Эндрюс впервые дал волю своим эмоциям:

«Не время выбирать шлюпки. Не стесняйтесь! Не теряйте ни минуты. Садитесь!»

Около 1:25

Очевидцы видели, как Томас Эндрюс вместе с главным стюардом Эндрю Латимером самоотверженно бросали за борт импровизированные плоты, которые они на скорую руку сделали из плетеной мебели и шезлонгов, связанных вместе.

Около 1:35

В это время и развернулась известная нам сцена в курительной комнате, ярко отраженная в кинофильме Джеймса Кэмерона, куда, по-видимому, отправился утомлённый Эндрюс, чтобы перевести дух. В это время в курительный салон заглянул стюард из «Пальмового дворика» Джон Стюарт. Он переживал, что в общественных помещениях остались люди, которым требуется помощь, но куда бы он ни заглядывал — абсолютно везде было тихо и безлюдно за исключением курительного салона. Перед картиной «Плимутская гавань» кисти знаменитого мариниста Нормана Уилкинсона, висящей над мраморным камином, стоял скрестив руки Томас Эндрюс. Он потрясенно смотрел в пустоту, вероятно, ожидая приближения неизбежного конца трагедии. Стюард застыл от неожиданности, но спустя минуту тихо спросил:

«Вы даже не попытаетесь спастись?»

Ответа не последовало. Видимо, отрешённый от реального мира, конструктор легендарного лайнера глубоко погрузился в свои мысли либо посчитал вопрос Стюарта неуместным. После чего он решил оставить обреченного Томаса Эндрюса наедине со своими никому неизвестными мыслями.

Благодаря показаниям Джона Стюарта и их воплощению в культовых кинолентах последние минуты жизни сокрушенного конструктора «Титаника» запомнились зрителям именно такими. Данное событие произошло минутами ранее 01:40 ночи, когда была спущена спасательная шлюпка № 15, в которую сажали людей из окон променада на палубе A. Джон Стюарт подоспел как раз к спуску шлюпки и благополучно покинул «Титаник». Логично предположить, что активный и деятельный человек не будет смиренно стоять на одном месте около 40 минут, игнорируя страшную агонию, развернувшуюся на верхней палубе.

Около 2:10-2:17

О действиях Томаса Эндрюса до указанного временного интервала по всей вероятности нам остается только лишь догадываться. Тем не менее, приоткрыть завесу тайны над его последними минутами жизни помогли свидетельские показания другого стюарда – Сесила Фицпатрика, воспоминания которого были опубликованы в нескольких американских периодических изданиях. По необъяснимой причине Фицпатрика не вызвали для дачи свидетельских показаний на комиссиях по расследованию. Он, в свою очередь, оказался в числе немногих спасшихся, которые покинули «Титаник» последними.

«Я направился в сторону левого борта, проходя мимо капитанского мостика. Тогда я заметил капитана Смита, рядом с ним стоял главный конструктор «Титаника» — Томас Эндрюс, они беседовали. Я по-прежнему слепо верил, что судно непотопляемо, но услышал слова капитана: «время вышло, здесь нельзя оставаться, лайнер тонет». Я чуть не упал в обморок из-за этих слов. Когда я пришел в себя, то мгновенно сообразил, что у меня есть единственный спасительный выход – найти и уцепиться за место в последних складных шлюпках. Я переместился на правый борт, где не жалея сил помогал подцепить парусиновую лодку A на шлюпбалки, но внезапно «Титаник» дернулся вперёд, и нас накрыла большая волна. Через минуту я заметил, что всех моих помощников смыло — я остался один, потому как мне удалось ухватиться за шлюпбалку».

Биографическая  книга  Шэна  Ф.  Баллока  «Томас  Эндрюс  —  судостроитель «.  Вышла  в  свет  в  1912  году,  спустя несколько  месяцев  после  его  смерти.

В течение года после крушения «Титаника» краткая биография Томаса Эндрюса была издана Шэном Баллоком по просьбе члена ирландского парламента сэра Хораса Планкетта, который справедливо полагал, что жизнь великого судостроителя стоит того, чтобы её помнили будущие поколения. Книга повествует о некоторых возможных, но не подтверждённых свидетельствах: якобы Томаса Эндрюса видели идущим с жилетом в руке на мостик, чтобы проститься с капитаном, или же бросающим стулья и шезлонги за борт. Нельзя исключать вероятность того, что Эндрюса настигла «большая волна», накрывшая капитанский мостик, как и Фицпатрика.

Но несомненным остается тот факт, что в последние мгновения жизни главный дизайнер и конструктор «Титаника» не стоял с обречённым видом у камина: он, забыв о себе, самоотверженно старался помочь всем — пассажирам и команде в меру своих сил и возможностей. До последней минуты. Он помог появиться на свет величайшему пассажирскому лайнеру планеты и стал свидетелем его кратковременной жизни, но блуждающая ледяная глыба перечеркнула не только судьбу «Титаника», но и его собственную. Они погибли вместе – создатель и его творение.

Литература, использовавшаяся при создании статьи:

On Board RMS Titanic: Memories of the Maiden Voyage George Behe
Titanic: Minute by Minute Jonathan Mayo
Thomas Andrews Shipbuilder Shan Bullock
On a Sea of Glass: The Life & Loss of the RMS Titanic Tad Fitch, J. Kent Layton, Bill Wormstedt, George Behe

Автор: Татьяна Романова (titanicsociety.ru)

Подпишитесь на наш
Блоги

Последние часы жизни Томаса Эндрюса, создателя «Титаника»

14:31, 8 июня 2017

Автор: b_a_b_a

Комменты 15

Аватар

Невероятная трагедия,но я,блин, все еще мечтаю о морском круизе. Все таки больше шансов выжить.

Аватар

Есть даже поговорка : "Никакой паники на Титанике " У меня и без Титаника паника , как подумаю о морских круизах , не ,никакого люкса не надо . Люблю море и океан, с берега и до буйка , чудесно поплавать и завалиться загорать с кокосом или ананасом .

Аватар

Я читала , что Титаник затонул, по причине неправильно выплавленной стали . Существуют стали, которые не рекомендуется использовать там, где бывает даже минус 10 . А при плюсовых температурах очень прочные. Какие-то вполне могли охрупчиваться. Какие именно этого судостроитель не знал , это входило в компетенцию другого человека в команде,то есть Эндрюс не виноват, он просчитал свою работу , по оценке специалистов - гениально .

Аватар

"Стюардесса отметила, что в нём она выглядит неприглядно" - пффф! Истинная леди блин

Аватар

Титаник и по сей день вызывает интерес своими событиями и историями. Спасибо за пост.

Подождите...