Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Как молью изъеден я сплином…
Посыпьте меня нафталином,
Сложите в сундук и поставьте меня на чердак,
Пока не наступит весна.
А.Черный "Под сурдинку" (1909 г.)
Именно эти строки привлекли 85 лет спустя бывшего участника группы "Митра", студента Ленинградского Института Авиационного Приборостроения, талантливого парня Александра Васильева и его друзей. Именно эти строки дали название популярной на Российских просторах и за ее пределами рок-группе "Сплин".
Основатели группы – Саша Васильев (гитара, вокал) и Саша Морозов (бас гитара) – познакомились еще в 86-м году. К двум Александрам присоединились Николай Ростовский (клавишные) и Стас Березовский (гитара, бэк-вокал). Последним – когда группа поняла, что может играть концерты, - был взят барабанщик Николай Лысов.

"Первые два альбома записали своими силами, но потом стало понятно, что эта
ситуация — тупиковая. 1993—1994 годы, совершенно непонятное время, в Питере
нами никто и не думал заниматься. Мы поехали в Москву и раскидали записи по
адресам, которые дал знакомый журналист. Потом три дня сидели в гостинице,
выпивали коньяк и закусывали бужениной. Перед отъездом обзвонили всех. И нам
предложили контракты сразу в двух местах. Поехали, побеседовали, выбрали
более интересный вариант.
Я до сих пор уверен, что нормальной группе никакая раскрутка не нужна. Надо
только, пересилив свою лень, записать «демо» из нескольких песен. А дальше
набежит такое количество продюсеров...
Особенно сейчас, когда после 98-го года гонорары поднимаются и даже
официальные тиражи начинают продаваться, а не только пиратские. Если у тебя
хорошие песни, нечего бояться".
С момента создания группы прошло 23 года и за это время выпущено 19 альбомов (включая концертные и сборники), снято 19 видеоклипов, отыграны десятки концертов и все это без временных "отпусков" и роспусков группы.

Мое знакомство с творчеством ребят началось, пожалуй, как и у многих с крутившегося на радиостанциях и музыкальных каналах трека "Орбит без сахара". Честно? Мне не понравилось. Совсем. Это, как я сейчас думаю, потому что не поняла вообще ничего - ни слов, ни музыки, ни настроения песни. А потом случился клип "Выхода нет" и все. Выхода действительно не стало. Музыка попала внутрь и потекла по венам, а голос Васильева заставлял сердце бешено колотиться, как только уши улавливали такие знакомые звуки из окна многоэтажки или проезжающего мимо автомобиля (Любая строка - это шрам на лице, след осколка. Засев в голове, он не даст никому постареть...).
Прошло почти 19 лет, а я все так же радуюсь, когда до меня доносятся звуки этой питерской группы))) Танцую там у себя внутри, подпеваю))) (Любая песня.Звучит как эпилог. Прощайте, стены, и пол, и потолок...)
Я вообще очень люблю музыку, заставляющую извилины шевелиться.

Первые лет 13 я перебивалась парочкой альбомов, а вот в году так 2013-м решила углубиться и закинула в плеер всю дискографию группы (торкает меня иногда так ;) я начинаю досконально изучать материал и либо любовь моя растет, либо так и остается исполнитель для меня на уровне 2-3 треков).
Может быть попала в нужное настроение, может в нужный период жизни, но черт побери! Каждый речевой оборот, каждая нота заставляла мурашиться с головы до пят. А слова! Господи! Да это же поэзия чистой воды!))) (у Александра на почве избытка поэзии случился сольный альбом «Черновики» в 2004 году).

Каждый продукт, выпускаемый группой не просто очередной сборник стихов, положенных на музыку, это каждый раз новая история с нотками грусти, озорства и надежды. Слушая очередной альбом, ты как-будто падаешь в пучину сплина, но тебя бережно подхватывает волна спокойствия и снова выносит на берег надежды.
Каждый концерт - как дружеская посиделка на квартире, приправленная душевной музыкой и теплым общением.
"Я слово «сплин» всегда переводил как «задумчивость», а не как «злоба, раздражение», — говорит Васильев. — Для меня это состояние, когда неохота ничего делать, а охота думать. То есть идет какой-то мыслительный или творческий процесс. Нет, не депрессия. Если человек начинает думать, это со стороны всегда выглядит немножко как депрессия"
О замысловатых строках в песнях группы и говорить не приходится, слушать нужно. Нет, вслушиваться. Вроде ничего особенного, но прямо в сердце.
"Герой на героине, героиня на героине,
И двойная сплошная пролегла между ними."
"Любой обманчив звук.
Страшнее тишина,
Когда в самый разгар веселья падает из рук
Бокал вина".
"В одном из домов, там где кофе и сигарета
Те, кто придут узнать что нас нет - простят нас за это..."
"Скоро будет ветрено,
Скоро будет солнечно,
Скоро он снова шагнет из окна,
И все будет кончено"
"Меня уносят, ведут ко дну,
Две рельсы, что сошлись в одну"
"Она ходила голой на лестницу
Ходила голой на улицу
Она хотела даже повеситься
Hо институт, экзамены, сессия"

Отдельно выделю самого господина Васильева. Что я чувствую по отношению к этой личности?
- Уважение. Это прежде всего. Александр не просто поэт, композитор, автор и исполнитель песен, он действительно лидер и весьма неглупый человек (вообще, и поста не хватит описывать все грани музыканта).
- Восхищение. Человек просто делает то, что ему нравится, не гонясь за всенародной славой и любовью, однако, получая ее сполна. (Сплин действительно каждый раз собирает залы и стадионы).
- Благодарность. За то, что составляет компанию: в дороге, осенними вечерами за бокалом вина, просто когда хочется подумать или помечтать.

"Я гопник! И интеллектуал, да. Я интеллектуал-гопник. Мы все в той или иной степени жители окраин и новостроек. Мы родились в Советском Союзе в такое время, когда, кроме гопников, вечерами по улицам никто не ходил."
"Я до сих пор ничего не понял: моя ли жизнь - музыка. Написать первую песню ничто не могло заставить. Просто хотелось сделать что-то хорошее. Хорошее и не громкое, что-то в области несуществующего, нереального. То есть вы что-то сделали, а что – показать не можете. Руками это потрогать нельзя. Видимо, я перечитал в детстве сказок. И попытался сделать то же самое в своей жизни. И до сих пор пытаюсь".
"Я с утра готовлю завтрак на всю семью: отдельно - на нас, отдельно - на сына. Потому что это очень легко. Это занимает три минуты. А что там уметь-то? Одну и ту же кашу перемешал, только ребенку - на молоке, а нам - на воде. Поставил настаиваться, всех предупредил: не трогайте - все готовится. Папа в форточку покурил - готово, завтрак! Вторая моя обязанность, которую я сам себе придумал, - это гулять с сыном по утрам, потому что мне с утра встать легче, чем жене. Ходим по ближайшим дворам, в Таврическом саду, там очень красиво и милиции нет. Получается, ребенок подарил мне полтора часа здоровья, ведь если бы его не было, то тогда я бы сидел на кухне и дымил как паровоз. "
"В 70-е все хотели свалить из страны, а в нулевые все хотят свалить с планеты. Все всё объездили, дальше некуда. Макаревич аж в Амазонку нырял, несчастный, чтобы сказать: мол, ничего там интересного нет, ребята. Мне кажется, крутая новость - что чуваки сделали ракету, на которой можно слетать за 20 000 долларов. Это же реальные деньги - я уже коплю."
Саша редко даёт интервью, предпочитая тратить время не на пустые беседы, а на написание новых песен. За всю историю проекта, группа "Сплин" не разу не засветилась в "желтой" хронике, не участвует Васильев и в светских мероприятиях. Закрытый образ жизни главного солиста импонирует не только поклонникам "Сплина". Даже те меломаны, которым чужды творения Васильева, ценят его за стойкость и верность себе и своим принципам в отношении жёстких правил шоу-бизнеса.

Так же хочется немного поговорить о последнем, на данный момент, альбоме группы "Ключ к шифру", вышедшем в конце сентября 2016 года.

В каждой песне нового альбома есть своя история и свой ключ к пониманию этой истории. И это не значит, что ключ к шифру один – сколько людей, столько и ключей. Это не простой альбом, в нем нет хитовых въедливых песенок, крутых музыкальных партий, и даже пару клипов к новым песням группа сняла сама. Как сказал Александр Васильев в интервью музыкальному критику Борису Барабанову: «Мы живем в век высочайших технологий, глазу нужно что-то, что выпадает из этой красивой картинки». Весь альбом действительно выбивается из стройного ряда тьмы музыкальных новинок. Недаром последним треком на альбоме стоит «Череп и кости», этакий финальный ключ к шифру нового альбома, подтекст которого явно говорит о том, что пора бы людям «включить мозги» и не ждать помощи невесть откуда. Нужно самим идти от окраины к центру, чтобы как минимум вдохнуть красоты, то бишь послушать новый сплиновский альбом «Ключ к шифру» и уйти на другие окраины, обретя немного мудрости вместе с новыми песнями Александра Васильева. Помните, ключ к шифру у нас в голове.
Альбом вошёл в список «30 главных альбомов сентября» журнала «Афиша», однако журналисты охарактеризовали запись словами «ничего нового» и оставили без оценки.
Меня же этот альбом раздавил морально насколько только можно. Прослушав его, я будто оказалась придавленной бетонной плитой. Мало того, что трек "Реквием" оказался для меня пророческим, так к тому же, по моему мнению, альбом вышел очень тяжелым. Я "съела" это полностью в один день, один раз и до сих пор не решаюсь вернуться к повторному прослушиванию. Нет, материал не плохой, отличный! Просто мне это морально все еще тяжело и как-то даже страшновато. Слишком лично, слишком интимно. Может позже...

Саша считает, несмотря на то, что все песни и тексты "Сплина" его, у ребят есть возможность реализовать себя в коллективе, потому что пишет только под гитару, а то, что делает группа – существенно отличается от первоначального варианта. Ребята отрываются на полную катушку, поэтому Саша не думает, что кого-то потянет на сторону. Но, если это произойдет, ни Саша Васильев, ни Саша Морозов никого не станут сдерживать – насильно мил не будешь. Коллектив группы понимает, что для того, чтобы вместе долго жить и работать, нужно относиться друг к другу с уважением и терпением. Они полностью этому научились. "В первую очередь это касается меня" – говорит Саша Васильев. "Помогла в этом школа "Дао". Я рад, что мне ничего не приходится объяснять, ни на кого не надо давить, все делается коллективно. Интересы коллектива все больше сосредотачиваются на музыке, никто в группе не стал распыляться на наркоту и алкоголь. Наоборот, все это уходит далеко и в сторону".

Итак,
Сплин - это когда ты всюду один.
Сплин - это когда лампа не горит, а календари врут.
Сплин - это когда ты ищешь письмо в пустом конверте.
Сплин - это когда на кухне замирают стрелки часов.
Сплин - это когда ты умираешь со скуки, когда тебя кто-то лечит.
Сплин - это когда в обратную сторону крутится магнитофон.
Сплин - это когда твоё сердце останавливается.
Сплин - это когда герой на героине и героиня на героине.
Сплин - это когда воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
Сплин - это когда мы смотрим друг на друга , а над нами всё небо в алмазах.
Сплин - это когда двое не спят.
Сплин - это когда есть только северный ветер и только он разбудит меня.
Сплин - это когда мерцает свет за черной пеленой.
Сплин - это когда ты любишь, не нуждаясь в ответном чувстве.
Сплин - это когда на трамвайном углу мы читали людские законы и невольно
смеялись над ними на все голоса.
Сплин - это когда дым табачный воздух выел.
Сплин - это пять человек, делающие то, что обожают миллионы.
И лампа не горит,
И врут календари,
И если ты не слышал группу Сплин еще,
То поспеши.... =)
Спасибо, милый "Сплин" и, пожалуйста (!)...
Музыкальный флэшмоб
20:09, 12 июня 2017
Автор: Belkin357

Комменты 39
Спасибо за пост, очень люблю Сплин, особенно старые песни (совсем старые - "Иди через лес" или "Скоро будет солнечно"). Иногда у них бывают очень однообразные и занудные альбомы, но из всей дискографии я набрала себе штук 15 любимых песен. И - да - мне нравится, как Васильев играет словами, нравится его чувство языка. Еще очень люблю их дуэт с Гребенщиковым "Песня о звездах". Была на концерте Сплина лет сто назад в Горбушке - было очень круто, один из лучших концертов в моей жизни. А ведь поначалу они мне совсем не понравились - в качестве молодой группы они разогревали мой любимый АукцЫон, и я все ждала, когда же они уберутся со сцены))) Такая же история была с Маркшайдер Кунстом - тоже понравились только потом, уже после того разогрева)))
Мне всегда казалось, что "сплин" - это меланхоличное настроение. Любли их тексты, иногда кажется, что так не укуриться, но потом я вливаюсь:) Такое ощущение, что он не думает над ними, а они просто текут рекой у него из головы, а получается со смыслом, причем смысл - для каждого свой. Мне нравится (помимо всех остальных:)) "иди через лес", уносит с ней. И только спустя много лет я поняла, кого ненавидит девушка из "Орбита".
Спасибо за пост! )
С душой статья написана, очень интересно! Лет 15 назад постоянно их слушала,мы тогда компанией в горы ходили,постоянно где-то высоко, в любую погоду, с тех пор Сплин у меня ассоциируется со свободой, открытым пространством, глотком свежего воздуха)). Потом как-то отошла в сторону.Жизнь изменилась и изменилась музыка. Ваш пост навеял воспоминания, такого звучания мне не хватает сейчас. Надо исправлять ситуацию)))
Спасибо за пост! Очень душевно написано, интересно было читать!