Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Виртуальная Номинация Костюмы, Исторический фильм:

          Победителем станет в номинации художник по костюмам Габриэлла Пескуччи - одна из самых известных голливудских мастеров, весьма уважаемая и авторитетная итальянская художница по костюмам, известная тем, что проводит предварительные изыскания и скрупулезно исследует, работает и создает необыкновенно реалистичные вещи в театре, кино и телевидении.

          Сначала я постаралась отобрать фильмы, в которых, по моему мнению, была наиболее полно (полно не значит эффектно или просто кирасива) отражена и согласованность со временем+с основным посылом героя, и проработка мелких элементов, не разнообразие (хотя это желательно) - а изменение и рост художника как личности, а не частое копирование своих идей из фильма в фильм. Это было нелегко, как оказалось у нас сейчас довольно большое количество маститых костюмеров и мастеров своего дела. А мастерская Тирелли - это вообще отдельный пост. К счастью, бОльшая часть моих фильмов оказалась при ближайшем рассмотрении "кисти" одного художника, поэтому раз уж выбрала из всей плеяды- и ладно. Исходя из этого, пост посвящен обзору из  её работ в кино.

          Габриэлла Пескуччи - художник по костюмам из Италии, за свою длительную карьеру работавшая совместно с Федерико Феллини, Пазолини, Терри Гиллиамом, Мартином Скорсезе, Серджио Леоне, Тимом Бёртоном и другими именитыми режиссерами. Самые известные её работы - «Агора», «Чарли и шоколадная фабрика», «Братья Гримм»,« Ван Хельсинг», «Индокитай», «Эпоха невинности», «Имя розы», Отверженные»(1998), «Однажды в Америке», «Город женщин», «Сон в летнюю ночь». Как признание ее мастерства - целая страница наград и статуэток в вики.

          Родилась в 1941 году в провинции Ливорно (Тоскана, Италия). Училась в Государственном институте искусствознания Порта Романа и Академии изящных искусств во Флоренции. Начала карьеру в качестве ассистента великого Пьерлуиджи Пицци, а затем Пьеро Този на фильмах «Медея» Пьера Паоло Пазолини и «Ночь в Венеции» Лукино Висконти. В 70-е начала самостоятельную работу в качестве художника по костюмам на фильмах Джузеппе Гриффи, вдохновляясь картинами Карпаччо и Да Винчи. Свою первую из двух премий Британской киноакадемии и вместе с ней интернациональное признание получила за костюмы к фильму «Однажды в Америке» Серджио Леоне.


           Делала костюмы для «Травиаты» в театре Арчимбольди (Милан), оперы «Бал-маскарад» в Кеннеди-центре (Вашингтон) и «Богемы» во Флоренции. Соискатель и победитель многочисленных премий, среди которых «Nastro d'Argento», «Давид ди Донателло», премия Британской киноакадемии, «Гойя», «Сезар», «Сатурн»,«Оскар», «Эмми» и премия Гильдии художников по костюмам.

          "Мне очень помогает врожденное чувство вкуса, чутье. Конечно, я знаю основные приметы стилей той или иной эпохи, но в остальном я творю абсолютно свободно." «Создание и дизайн истории — моя давняя страсть. Поэтому костюмами я занимаюсь по полной программе: просматриваю модные каталоги и журналы того времени, создаю костюмы с нуля или же должным образом переделываю винтаж того времени. Я твердо убеждена, что одежда должна подчеркивать человека: правильный костюм может рассказать куда больше, чем пара пустых слов».

          Заявлены будут в нашей номинации (из малой части фильмов и сериалов её работ): Агора, Ван Хельсинг, Честная куртизанка, Индокитай, Имя Розы, Эпоха невинности, Алая буква, Отверженные, Борджия, Страшные сказки и др.

Не не, другие, ранние отверженные

          Габриэлла ввела элементы доспехов средневековых рыцарей в фильме Ван Хельсинг, символизируя что Ван Хельсинг герой, рыцарь, спаситель. На его плаще сзади простеганные детали отлетной кокетки - декоративная деталь тренчкота ведущая начало из королевской пехоты, в женском наряде привлекает внимание массивный корсет с металлической фурнитурой- прототипом которого является мужской кожаный ремень/тугая полоска кожи еще из Древней Греции, просто к слову. Эскизы создавались по рисункам из народного творчества и вдохновлялись народными румынскими костюмами.


          Костюм персонажа Anna Valerious из Ван Хельсинга - "принцесса цыган". Здесь прекрасная стилизация народного румынского костюма, с заимствованием некоторых элементов вышивки, отделки, кроя. Это не аутентичное воссоздание народного костюма, но в формате этого фильма оно более чем уместно. Смешав элементы мужской и женской одежды румын, тем самым она подчеркнула мужские и женские черты характера героини. При этом композиционно Габриэлла сохранила суть народного костюма: короткая куртка, высокий пояс темный и монохронный низ и обязательная блузка с широкими рукавами. 

          Для костюмов невест Дракулы в Ван Хельсинге использовались красивые, жатые, полупрозрачные ткани, которые подчеркивают призрачность, бестелесность персонажей и великолепно "играют" в сценах полета вампирш.

          Умение Пескуччи состоит в том, чтобы выявлять фактуру ткани и подобрать к ней отделку (это проделано необычайно виртуозно в Агора), добиться потрясающей живописности в костюмах на массовке. Видимо пригодилась ее работа над оперными постановками. Одеть 500 человек в разные костюмы и при этом выдержать гамму, сделать так, чтобы это смотрелось органично - невероятно сложно. Она комбинировала формы, текстуры и цвета, обозначая различные группы и классы Александрии 4 века, черпая вдохновение в файюмских портретах, греческой скульптуре. Не обошлось без влияния «античных» платьев Фортуни (речь идет о способе обработке ткани, когда она приобретает вертикальные "жатые" складки).

          Героиня фильма Индокитай владеет плантациями каучука, где, чтобы получить сок, на дереве делают глубокие надрезы - красноречивая метафора тому что делают колонизаторы -"выдавливая соки" из Вьетнама. Поэтому белые изысканные европейские платья Элианы по замыслу художницы покрыты черным рисунком, они как будто запятнаны каучуком - то есть на ней тоже печать колонизатора

          Элиана - женщина со стержнем и силой духа, европейская, и её наряд должен был полностью соответствовать этой роли: платья и костюмы с явной мужской энергетикой, очень европейские, в то же время женственные, лёгкие, стилистически перекликающиеся со стилем "сафари", костюмом белого человека в экзотической стране, которую он приехал не только изучать, но и покорять и охотиться.

         В начале фильма Честная Куртизанка на героине целомудренные, закрытые почти под горло платья, сшитые из простых тканей с незамысловатой отделкой. После - Вероника одета в откровенные наряды из шелка, расшитые золотой нитью, жемчугом и драгоценными камнями. В конце фильма грубая ткань и глухой фасон платья ясно дают понять о сложном положении героини. Лёгкие ткани нежных пастельных цветов Габриэлла Пескуччи специально подобрала для того чтобы показать хрупкость и изящность персонажа. Развевающиеся легкие и длинные рукава придают воздушность и эфемерность.  Эти фактуры особенно эффектно смотрятся рядом с грубыми, тяжелыми текстурами мужских костюмов, как правило темных оттенков. Вероника похожа на нежную бабочку-однодневку, стрекозу с переливающимися крылышками, залетевшую в темноту сырого палаццо.

 «Имя розы» - выражение, которое использовалось в Средневековье для указания на власть и силу языка либо речи. Хотя Розы нет и она никогда не существовала, она сохраняется в языке... («у Абеляра пример 'nulla rosa est' использован для доказательства, что язык способен описывать и исчезнувшие, и несуществующие вещи. Засим предлагаю читателям делать собственные выводы». - Из «Записок на полях «Имени розы» Умберто Эко)

здесь были сисьге    картина выдержана в эстетически правильных ""готишных тонах, собсна и персонажах, поэтому что здесь рассуждать, здесь не надо плясать или петь, просто молча сидеть и смотреть.с.

          В самом центре Рима среди сада есть дивное место "Ателье УмбертоТирелли": святая святых исторического кино, мастерская, где создаются костюмы для оскароносных исторических фильмов. Все костюмы создаются только вручную- сложнейшие вышивки и аппликации, уникальные лекала и фурнитура. Rome Trastevere La Sartoria Tirelli

         Кабинет, похожий на волшебную шкатулку -каждый сантиметр пространства занят какой-нибудь диковиной - картины, деревянные куклы в пол-роста, расписные веера, старинная астролябия и еще десятки вещей, которые можно рассматривать неделями. На письменном столе стоит лампа под желтым абажуром, а на спинке стула наброшен вязаный жилет мастера.

         В нижнем, полуподвальном этаже хранятся пуговицы и ткани чуть ли не за весь двадцатый век -таких уже много лет не делают. Ателье иногда скупает на корню закрывающиеся магазинчики, отсюда и шерстяные костюмные пятидесятых, шелк семидесятых, смешные пуговицы сороковых и девяностых. Благодаря этому складу костюмы для фильма, действие которого происходит в послевоенной Италии - будут не сколько копиями тех лет - но самыми настоящими оригиналами, потому что и крой, и ткань, и любая мелочь отделки будет полностью соответствовать времени.

         С 1990 года работу над проектом музея и управление мастерской принимает его друг Дино Траппетти - и уже с ним ателье обшивает фильмы "Банды Нью-Йорка", "Английского пациента" и даже "Гарри Поттера" , не говоря о совершенно фантастических бартоновских "Чарли и шоколадной фабрике" или "Алисы в стране чудес". Одна из пожилых швей (с сантиметром на шее) невзначай замечает - "рядом с Софи Лорен вон там - это я. Молодая". Двадцать с лишним лет работы на одном и том же месте в мастерской. Рассказывает, что почти все швеи - пожилые, старая гвардия. "Молодые все больше дизайнерят, никто уже не умеет руками шить". хехе)

         Так что иногда грандиозные события происходят в тишине, а иногда - в доме напротив, или на соседней улице, или же, как в случае с мастерской Тирелли - практически в центре Рима, в неприметном доме неподалеку от набережной. Окна дома выходят в сад, в саду растут апельсиновые деревья, пытаются просунуть ветки прямо в комнаты. Все стены дома изнутри, от пола до потолка увешаны рамками с картинами, набросками и эскизами. На вывеске перед домом значится "Ателье Тирелли" и именно тут сшили костюмы для оскароносных "Смерти в Венеции", "Титаника", для "Имени розы", "Мулен Руж" - и сотен других фильмов и театральных постановок. В мастерской костюмы из огромного количества исторических фильмов начиная с 1964 года, например для Габриэллы Пескуччи Алая буква:

          Почти все костюмы для съемок Борджиа Габриэлла Пескуччи и ее команда — около 50 человек — сшили специально в мастерской в Венгрии. Исключение составили лишь несколько литургических одеяний, взятых в аренду в Риме. Все остальное создавалось с нуля: военная форма (французская, швейцарская, турецкая); форма гвардейцев; мантии, рясы и светская одежда для Пап, кардиналов, епископов, клириков, монахов и монахинь. Разноцветные наряды из дорогих тканей для знати Милана и Флоренции и изрядно изношенная одежда простых римлян. Нужные ткани — шерсть, шелк, бархат, хлопок — были заказаны на фабрике в Неаполе, специализирующейся на литургической одежде.

"Я понимаю актрис, которые чувствуют себя в корсете, как под пыткой, но тепло тела помогает сделать его более терпимым - актрисы могут это подтвердить, конечно, в нем они никогда не будут чувствовать себя так, как в мягком свитере."

"Корсеты были сделаны из двух слоев холста, сшитых вместе и уплотненных с помощью костей. Поэтому корсет выталкивает грудь, и в кадре она смотрится нежными округлостями, мягко выглядывающими из декольте."

         Вырезы, как правило, украшали в одном стиле с соответствующими юбкой и рукавами, а цветные завязки, например, из золотого сутажа с золотыми наконечниками, использовали для того, чтобы подтянуть рукава на манжетах.

"Все актеры должны были привыкнуть к весу тяжелых и сдавливающих костюмов того периода. Некоторые женщины никогда не носили такие платья. Но мало-помалу, они привыкли к их многослойности, корсетам, нижнему белью, нескольким нижним юбкам."

"Большая часть церковного облачения для сериала была арендована в торговых точках Рима, где все еще продают форму для Ватикана. Но многие из церковных костюмов шили на заказ."

          Не только дамам пришлось тяжело. Джереми Айронс в сцене коронации  был одет в четыре слоя костюма. "..снимали в августе, верхнее платье весило около 9 фунтов (около 4 кг), головной убор (тиара, украшенная тремя коронами) - около 11 фунтов (около 5 кг), потому что все украшения были сделаны из тяжелого металла и камней, ничего из пластика, все настоящее, и все было ужасно жарким."

          Примерки — не только для исполнителей главных ролей, но и для тысячной массовки продолжались в течение трех месяцев. За исключением богатых купцов, дворян и священнослужителей, которые всегда разряжены в яркие, богатые одежды, почти все остальные участники сериала носят костюмы потрепанные и грязные. Сделать новую ткань старой и изношенной — трудоемкий процесс. Ткань скребут, жгут, используют красители. Для того чтобы состарить один предмет одежды, может потребоваться не один день. А для таких вещей, как военная форма или наряд крестьянина, требуется дополнительное состаривание и загрязнение.

          За фильм Эпоха невинности Пескуччи получила Оскар. Скорсезе постарался максимально точно отразить то время, в котором живут его герои. Ведь фильм не просто так называется "Эпоха невинности" - светские условности, этикет, образ жизни аристократов Нью-Йорка 70-х годов 19 века - это еще один персонаж фильма. Соответственно и от костюмов требовалось максимальное соответствие моде того времени - со сложными турнюрами, богатой отделкой и безупречным кроем.

Изысканное платье в нежной гамме с тонкими кружевами "Шантильи" для героини М. Пфайффер имеет рисунок на ткани - хризантемы, что было очень модно в конце 19 века. Тогда мир захлеснула волна япономании.

          Необычайно красивые костюмы в фильме "Сон в летнюю ночь". Действие пьесы Шекспира было перенесено в конец XIX века в Тоскану. Только мы наслаждаемся красотой исторически достоверных костюмов главных героев - и незаметно для самих себя мы очутились в волшебном лесу с прекрасными лесными эльфами, которых Габриэлла одела в совершенно невероятные, фантастически красивые туалеты.


"Точный процент не скажу, но я использовала в сериале Страшные сказки винтажную одежду, где только было возможно. В некоторых случаях я использовала кусочки винтажной вышивки, кружева, пуговицы, которые разыскивала на блошиных рынках Лондона, пришивала на корсеты или платья. Также подбирала винтажные мужские пиджаки, жилеты, платки и шляпы, если размеры актера и его персонаж это позволяли."

"Да, я перечитала Оскара Уайльда, но мы с Джоном Логаном хотели, чтобы Дориан Грей получил более современный вид — создать такого персонажа, который живет вне времени. А Франкенштейн в нашей версии — юный доктор, изучающий человеческое тело. Он не богат, значит, одежда его должна быть совершенно обыкновенной, что только усугубит контраст с таинственными экспериментами, которые он проводит у себя в лаборатории."

"До начала съемок я встретилась с моими ассистентами и рассказала о том, какое направление хотела бы задать для каждого персонажа. Я также встречалась и разговаривала с художником-постановщиком, сценаристами, продюсерами. Всему этому уделялось очень много внимания. Ванесса, героиня Евы Грин — это молодая замученная женщина, которой не нравится чрезмерность, заполнившая моду в 1890. В то время широко использовался черный цвет, и не только в трауре. Элегантное сложение и бледная кожа Евы позволили выбрать для нее темные цвета. Я внимательно изучила иллюстрации книжной «Penny Dreadful». Они весьма ироничны и немного преувеличены. Я попыталась дать героям более реалистичное воплощение."


Воот. Победитель у нас на сегодня:

Братья Гримм. 2005г


Тонкая ирония, откровенный фарс, много аллюзий со сказками, легендами и чем-то детским внутри тебя. Есть жесткость и есть доброта, юмор и жизненность, красота и сильные моменты. Прекрасные характеры и актеры. Украшение в короне - Моника Белуччи. Пиршество для глаз.

          Габриэлла разделяет героев на хороших и плохих при помощи цвета. Как в детстве – темнота и свет, жарко-холодно, природа и смерть. Все налапопам. Анжелика – природа, Королева – золото и кровь. Точно и просто. И как  изменяется образ братьев, и иронична к ним Габриэлла.

 

Много в постановочной архитектуре мелочей и подробностей, не только костюмов, есть где разгуляться и замереть, любуясь, печалясь, а затем выдыхая облегченно, надеясь и радуясь что всё закончилось хорошо.

Обязательная ссылка: частично использовались материалы Ирины Жигмунд La_gatta_ciara 

Подпишитесь на наш
Блоги

Г.Пескуччи "Настоящий мастер сделает костюм неотличимый от подлинного"

20:22, 10 июня 2017

Автор: FreeBsd

Комменты 23

Аватар

Aвтор, спасибо за такой замечательный пост. Браво Габриэлле! Однозначно, в избранное. Прям все фильмы пересмотреть захотелось.

L

Тема интересная,но я лично ничего не поняла. Кто с кем соревнуется, по какому критерию и кто победил... Подписана и читаю уже несколько лет блог La_gatta_ciara, откуда большинство материала скопировано и в кучу свалено. Она пишет логично и очень интересно. Кому тема нравится, рекомендую туда сходить вместо того, что бы тут разбираться что к чему.

Аватар

Боже, какой прекрасный пост, спасибо. Пробежала основное, сейчас вернусь все дочитывать и разглядывать. Это то прекрасное совпадение, когда человек и работа нашли друг друга.

Аватар

В Ван Хельсинге роскошные костюмы, я на Хэллоуин как-то нарядилась принцессой Анной - ботфорты и корсет) и в Борджиа просто шик, платья Лукреции - нечто, и как они идут актрисе!

Аватар

Во-первых, спасибо за шикарный пост! Во-вторых, сто раз смотрела "Братья Гримм" и видела много фильмов с Линой Хиди, но то, что она снималась в "Братья Гримм", для меня открытие)))

Подождите...