Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Иногда любовь объединяет в тандем два великих таланта. Вспыхнувшее чувство помогает им творить, позволяет дарованию проявиться ещё ярче. При этом абсолютно нивелируется разница в возрасте, социальное и материальное положение, мнение родственников и знакомых. А вот победить амбиции, происки политиков и расстояние оказывается под силу далеко не всем...
22 года назад, 18 мая 1995 г. ушел из жизни артист балета и киноактер Александр Годунов.
В августе 1979 г. разразился скандал: во время гастролей танцовщик Большого театра попросил политического убежища в США. Он остался за рубежом, а его жена вернулась в СССР...
Балетная жизнь Александра Годунова началась в Риге. Мама привела маленького мальчика в Рижское хореографическое училище. В учебном заведении будущая звезда балета изучала азы искусства, а рядом у станка занимался его новый друг – Миша Барышников. Через несколько лет Александр перерос всех соучеников, включая Михаила, и превратился в белокурого гиганта с внешностью героя античных мифов и легенд.
Талантливого рижанина заметили, он переехал в Москву и был принят в ансамбль Игоря Моисеева. В самом начале семидесятых началась его головокружительная карьера в Большом театре.
Маленькая Людмила очень любила танцевать под музыку из репродуктора, звучавшую в коридоре московской коммунальной квартиры и отплясывать под гармошку соседа. Заметив такую тягу к искусству Терпсихоры, мама взяла дочь за руку и отвела в хореографическое училище. По окончанию учебного заведения она стала балериной Большого театра. Талантливая и очень красивая балерина привлекала мужчин. Первым ее талант оценил балетмейстер Вячеслав Власов. Он стал ее наставником и первым мужем. Людмила Власова выступала в театре, на правительственных концертах, ездила на международные гастроли, снималась в фильмах. В 28 она с друзьями пошла в кафе после показа фильма с ее участием. Ему 21, он восходящая звезда балета и тоже оказался в этом кафе...
Власова заметила на одежде Годунова оторвавшуюся пуговицу, он попросил ее пришить. Она сказала, может быть позже и пришьет. Годунов долго и настойчиво ухаживал за замужней балериной и добился взаимности. Несмотря на разницу в возрасте и в положении Людмила Власова бросает обеспеченного и популярного мужа и переезжает в однокомнатную квартиру Годунова. Они поженились.
Сперва семья жила очень небогато, и Людмиле постоянно приходилось продавать свои вещи. Годунов сильно переживал по этому поводу и клятвенно обещал исправить ситуацию. Благодаря невероятному таланту и мастерству Александру Годунову удалось заработать деньги и достойно обеспечить семью.
В 1970-х гг. Годунов исполнял сольные и дуэтные партии в полутора десятках спектаклей классического репертуара театра. Специалисты отмечали как его безупречную технику, так и выразительную эмоциональную насыщенность выступлений. Он танцевал в дуэтах с Людмилой Власовой, которая стала его женой, и Майей Плисецкой. Последняя так о нем писала: «Он был могуч, горделив, высок. Сноп соломенных волос, делавший его похожим на скандинава, полыхал на ветру годуновского неповторимого пируэта. Он лучше танцевал, чем держал партнершу. Человек был верный, порядочный и вопреки своей мужественной внешности совершенно беззащитный».
Годунов на пике славы. У него масса поклонниц, хорошие доходы, лучшие партии, а еще необычная для советского человека внешность и бунтарский характер. Вслед за славой появились завистники, строчившие доносы куда следует, и пристальное внимание со стороны КГБ. В 1974 году с заграничных гастролей не вернулся Михаил Барышников. Годунов сразу стал невыездным, что не улучшило отношение артиста к правительству СССР.
Кроме того, у артиста нередко случались проблемы в театре из-за независимого и своенравного характера. Плисецкая вспоминала: «Его как-то хотели подстричь, сказали, что с такими патлами нельзя танцевать. И здесь он настоял на своем: «Нет, будут патлы!».
В 1974 году Годунову удалось по ходатайству самой Плисецкой выехать на гастроли. Еще в самолете он признался партнерше, что не хочет возвращаться. Тогда великой балерине удалось уговорить Александра не подводить труппу и не губить недавно снятый фильм.
Годунов и Плисецкая:
Через два года, в 1976 году за роль в балете «Спартак» Годунову дают звание заслуженного артиста РСФСР. В 1978 муж и жена играют роли в пророческом для них фильме «31 июня», а через год везут в США балет «Ромео и Джульетта», в котором Годунов танцует партию Тибальда. Он не должен был ехать на гастроли в США в 1979 г., но за несколько дней до их начала американский импресарио выдвинул ультиматум: либо труппа приезжает с Годуновым, либо гастроли отменяются. И его все-таки решили выпустить...
Балет произвел в США фурор. Александр Годунов был на пике славы. И он решился. Вечером, не сказав ни слова жене, он вышел из отеля и исчез. Потом выяснилось, что ему помогала русская диаспора во главе с другом Михаилом Барышниковым и поэтом Иосифом Бродским. Людмила чувствовала себя потерянной, ее взяли под охрану, к делу подключились дипломаты и представитель при ООН. Александр Годунов официально объявил о желании остаться в США, попросил убежища и хотел, чтобы ему вернули любимую жену. Власовой пришлось выбирать - жизнь на чужбине с любимым мужем или возвращение домой к маме. Она выбрала маму и попросила отправить ее домой.
Американцы не верили, что после семи лет счастливого брака Людмила могла не поддержать мужа, обвиняли представителей СССР в том, что балерину удерживают силой. Через дипмиссию Власову вывезли в аэропорт и посадили в самолет. Однако диспетчеры не дали ей и другим пассажирам взлететь. Осада транспорта длилась три дня, не взирая на жуткую жару. Она сидела у иллюминатора, он – на взлетной полосе у окна микроавтобуса.
Балерина все твердила, что она любит Родину и мужа, но не может бросить страну, где у нее больная мама. И обвиняла американцев в том, что те заманили ее мужа в ловушку, напоили, сфотографировали и заставили предать Отчизну.
Инцидент получил широкое освещение в прессе, которая окрестила пару "Ромео и Джульетта холодной войны". В эту историю оказался замешан даже Иосиф Бродский, в доме друзей которого все это время жил Годунов. В конце концов, вопрос решился на уровне телефонных переговоров лидеров СССР и США Леонида Брежнева и Джимми Картера, и через 3 дня самолёту с Власовой было позволено вылететь в СССР.
Супруги прожили вместе 7 лет, и Годунов долго не мог поверить в то, что Людмила приняла решение не разделять его судьбу. Михаил Барышников предоставил ему возможность выступать в своем «Американском балетном театре», но на сцену танцовщик смог выйти только через полгода, когда оправился от потрясения. К тому же ему нужно было переучиваться, чтобы перейти с русского классического балета на современный американский, а он не захотел этого делать.
Танцовщик создал собственную труппу «Годунов и друзья» и успешно гастролировал с ней по разным странам. У него начался роман с актрисой Жаклин Биссет, и она убедила его бросить балет и попробовать свои силы в кино.
За 10 лет Годунов снялся в 8 фильмах, в том числе в фильмах «Свидетель», «Долговая яма», «Музей восковых фигур-2», «Зона» и «Крепком орешке».
Но бывший солист балета не был удовлетворен второстепенными ролями русских злодеев. К тому же по поводу его ухода из балета звучали довольно категоричные суждения: «Он принес в жертву величие своего танца во имя спуска в голливудское небытие».
Через 8 лет они с Жаклин Биссет разошлись, и Годунов остался в полном одиночестве. Все чаще свою тоску он заливал алкоголем. Танцовщик перестал общаться с соотечественниками и вел уединенный образ жизни. В мае 1995 г. его тело через несколько дней после смерти обнаружили на своей вилле в Лос-Анджелесе. Следов насильственной смерти не обнаружили и пришли к выводу, что она наступила вследствие «естественных причин».
Не все поверили такому объяснению. Подозрения вызывало странное поведение секретаря и помощницы Годунова, которая слишком торопилась с похоронами. Тем не менее ничьей причастности к его смерти не доказали. Иосиф Бродский в некрологе написал: «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества».
Александру Годунову было всего 45 лет.
Александр Годунов
11:28, 30 мая 2017
Автор: Belochkina
Комменты 248
Внесу ясность: 1. Вокруг этой истории много разных сплетен и пиара несостоявшихся артистов. 2. Власова не знала о планах своего мужа 3. Годунов не был таким уж подкаблучником ведомым, как тут его некоторые рисуют. 3. Во многом виноват алкоголь.
Честно говоря, мне жаль всех этих убежавших акртистов, погнались за свободой, но в итоге ничего не добились, за исключением Ростроповича, ну и Нуриева, который в итоге тоже плохо кончил. СССР, каким бы он не был, они были востребованными, любимыми, артистами. А там оказались никому не нужны (( я так и не поняла к чему они стремились? Танцевать в Большом театром было престижно во все времена, чего они хотела в США? Все, кто остались в Большом, та же Плисецкая, абсолютно ничего не потеряли ИМХО
Комментарий был удален
Здорово! )) В принципе это, действительно, немыслимая ситуации, обнаглевшие.. И все из-за прихоти кого-го по сути танцора. Естественно дел не в нем и они пытались разыграть ситуацию против нас, но получилось плохо, по моему видению ) не на ту карту поставили.
Комментарий был удален