Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Как многие знают, вчерашний день был ознаменован не только приходом Арины на Сплетник.
160 лет назад 27 апреля 1857 г. родился норвежский художник, иллюстратор и
писатель Теодор Киттельсен.
Его работы покорили меня в детстве своей мрачной романтикой.
Можно было смотреть на них неотрывно, погружаясь в таинственный мир троллей и
водяных, а потом долго бояться. А потом преодолеть детский страх, развернуть
знакомую огромную страницу, и снова смотреть неотрывно в светящиеся глаза
лесных чудищ.
Теодор Киттельсен был современником
Эдварда Мунка. И также испытал на себе все тяготы жизни тех лет: безденежье,
невостребованность изобразительного искусства в провинциальной -- на тот
момент -- Норвегии, работа с раннего возраста, болезни и смерть близких.
Однако, талантливому человеку не стали помехой внешние ограничения.
Киттельсен родился в маленьком городке Крагерё (Kragerø) в семье купца, вторым из восьми детей. С детского возраста он увлекся рисованием. Отец художника -- Юханнес Киттельсен умер, когда Теодору было 11 лет. Материальное положение семьи резко ухудшилось. И с ранних лет Киттельсен был вынужден зарабатывать.
Когда Теодор Киттельсен работал помощником часовщика, его хозяин познакомил
Киттельсена с состоятельным меценатом и любителем искусства Дидрихом Марией
Олом (Diderich Maria Aall), который помог ему поступить в школу
искусств в Кристиании (столица Норвегии 1624-1924 гг, современный Осло) и
оплатил обучение. Киттельсен учился в Кристиании два года, после чего
отправился в Мюнхен, чтобы продолжить обучение, снова за счёт Ола.
Через три года у Киттельсена начались финансовые затруднения, так как Ол
больше не мог его обеспечивать. Картины, несмотря на непрерывную работу,
приносили мало денег. В результате он вынужден был вернуться в Норвегию. Тогда
же Киттельсен отслужил в армии. После армии благодаря стипендии он на короткое
время смог поехать в Париж, а затем снова в Мюнхен. В 1883 году Киттельсен
совместно с немецкими художниками Эриком Вереншёллем и Отто Синдингом получил
заказ на иллюстрации к трёхтомному изданию норвежских народных сказок.
В Мюнхене, тоскуя по родине, Теодор Киттельсен писал в своих письмах: «Мне более всего по душе таинственное, сказочное и величественное в нашей природе, и если я не смогу впредь совмещать свою работу с разумным изучением природы, я боюсь, что невольно отупею в своих чувствах. Мне становится всё более и более ясно, что я должен делать, у меня всё больше и больше идей — но я должен вернуться домой, иначе из этого ничего не выйдет».
В 1887 году он вернулся в Норвегию и больше её не покидал. В этом же году
Киттельсен совершает новое путешествие, на сей раз в настоящую сказку. В 1887
году мужу его сестры предлагают место смотрителя маяка на самом севере
Норвегии, на Лофотенских островах, и Теодор отправляется с ними.
Местная природа вдохновила его на создание нескольких серий рисунков, которые
были изданы отдельными книгами (тексты написал также Киттельсен): «Жизнь в
стеснённых обстоятельствах» (Fra Livet i de smaa Forholde, 1890), «С
Лофотенских островов» (Fra Lofoten, 1890-1891) и «Колдовство» (Troldskab,
1892).
В середине 1890-х годов Киттельсен создал свою самую знаменитую книгу — «Чёрная смерть» (норв. Svartedauen). Книга была посвящена эпидемии чумы, которая прошла по всей Европе в середине XIV века и стала причиной смерти миллионов человек, опустошив в том числе и Норвегию.
На мой взгляд, некоторые образы Теодора Киттельсона имеют поразительное сходство с образами на картинах Эдварда Мунка. Не является ли это доказательством того, как трагедия веками сохраняется в коллективной памяти? Как думаете, сплетницы?
В 1889 году Киттельсен познакомился с девушкой по имени Инга
Кристине Дал, которая была на одиннадцать лет моложе его. Очень скоро они
поженились. Из-за финансовых затруднеий супруги вынуждены были переезжать с
места на место в течение десяти лет. Пока в 1899 году не поселяются в долине
Сигдал, где основывают свою усадьбу с поэтическим именем Лувлиа. Теодор
Киттельсен был еще и прекрасным резчиком по дереву и вложил в этот дом много
личного труда и таланта. В Лувлии семья провела самые долгие и счастливые свои
годы. Однако в 1910 г. усадьбу пришлось продать из-за денежных затруднений.
Наконец, в 1911 году, приходит спасительная весть: стортинг, норвежский
парламент, назначает художнику национальную стипендию. В этом же году
Киттельсен издает автобиографию "Люди и тролли. Воспоминания и мечты",
лирический рассказ о своей жизни, сопровождаемый стихами и рисунками. На
следующий год семья покупает дом на живописном острове Йелёй (Елёй), недалеко
от дома Эдварда Мунка.
Здесь, спасаясь от болезни и одолевавших его тревог и печалей, Теодор снова погружается в любимый мир народной фантазии. Киттельсен не прекращает работать до последнего дня, 21 января 1914 года. По словам его друга, художника Кристиана Скредсвига, «после смерти Киттельсена мир будто опустел. Киттельсен был уникален... Никто с ним не сравнится... Даже тролли исчезли вместе с ним навсегда. Во всяком случае, я с тех пор их больше не видел».
К сожалению, мало что удалось найти о семье и потомках Теодора Киттельсена. А ведь их немало. У Теодора Киттельсен в браке с Ингой Кристине Дал родилось девять детей, если верить русскоязычным источникам. Нашла актрису Агнес Киттелсен (Agnes Kittelsen).
Но не знаю, имеет ли она отношение к художнику.
Год назад вышел фильм о другом великом норвежце Эдварде Мунке. Я писала о нем. Должен быть такой же и о Киттельсене. Сплетницы, кто знает, пишите, пожалуйста.
Биографические сведения -- Елена Рачинская. Картинки -- яндекс.ру
Теодор Северин Киттельсен
05:15, 28 апреля 2017
Автор: Chi-lady
Комменты 14
Очень интересно, спасибо. Не знала о таком художнике. Черная смерть жуткая, прям мурашки по коже!
ух. интересно. и рисунки очень красивые! спасибо огромное!
Мне очень близка такая эстетика, все эти фолк и сказочные мотивы. Очень интересно, спасибо автору за пост)
Мне понравилось. До поста ничего о нем не знала, спасибо, посвятили! Очень понравилась картина- девушка на медведе. И атмосфера у её работ особенная
Автор, спасибо, мне очень понравились работы художника. Видно, что он с любовью и относится к своей норвежской природе и мифологии. Такие мрачные, но уютные образы. У меня есть подруга норвежка, которая так интересно рассказывает мне о Норвегии. Я полюбила Норвегию зоачно.