Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Наверняка многие из вас решили, что это очередной пост про Титаник, но как бы не так (хотя сама когда-то писала пост про него ). Отнюдь не он стал непотопляемым,а его "старший брат" Олимпик. О нем и пойдет речь в посте.

Олимпик — трансатлантический лайнер компании White Star Line, первый из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», двумя другими кораблями были Титаник и Британник. Все три судна задумывались как конкуренты Лузитании и Мавритании, принадлежавших компании «Cunard Line». Из всех трёх лайнеров этой серии у Олимпика была наиболее счастливая судьба - он совершил 257 рейсов из Саутгемптона в Нью-Йорк и обратно и был списан в 1935 году. Корпус Олимпика был 269 метров в длину, имел 16 водонепроницаемых отсеков, 29 котлов, гигантские двигатели, вместе с турбиной, вырабатывали мощность примерно в 50 000 л. с., чтобы вести судно на скорости в 23 узла. 16 декабря 1908 года был заложен киль нового лайнера.За свою героическую военную карьеру он удостоился почётного прозвища "Надёжный старина".

Возведение гигантских козловых рам Уильяма Аррола, над стапелями верфи Harland & Wolf для Олимпика и Титаника.

Центральный якорь "Олимпика" на выставке машиностроения в Лондоне, 1910 год. В свое время этот якорь был крупнейшим в мире.

Корабль был торжественно спущен на воду в октябре 1910 года,но не был "крещен" по морским обычаям (как и Титаник и Британник) - разбивание о борт корабля бутылки шампанского. Владельцы верили в прогресс техники и превосходство человека над природой, суеверия их мало волновали. Поскольку «Олимпик» являлся лицом рекламной компании «Уайт Стар», его корпус был выкрашен в белый цвет. И это было практично с точки зрения съемки: тогда пленка была черно-белая, а темный корпус просто напросто сливался бы с фоном. В свое первое плаванье он отправился в строгом «черном костюме».

Апрель 1911. Олимпик впервые входит в только что открывшийся самый большой сухой док в мире.

Первый рейс "Олимпика", первая остановка в Шербуре, Франция, 14 июня 1911. Капитаном в первом плавание был Эдвард Джон Смит, он же станет первым и последним капитаном Титаника. Там же произошло и его первое происшествие: 200-тонный портовый буксир затянуло под «Олимпик». Корма маленького судна была сильно повреждена, а «Олимпик» отделался лишь царапинами. 

21 июня 1911. Олимпик впервые прибывает в Нью-Йорк. 

24 февраля 1912 года лайнер потерял лопасть винта на пути в Англию. Олимпик должен был вернуться в Белфаст для ремонта и  первое плавание Титаника было перенесено на 10 апреля 1912 года. Ниже практически единственный совместный снимок Олимпика и Титаника.

Олимпик (слева) и Титаник (справа) в Белфасте 6 марта 1912 года.

20 сентября 1911 года у острова Уайт произошло столкновение Олимпика с крейсером «Хоук». Олимпик, покинув Саутгемптон, шел по проливу Солент со скоростью в 14 узлов, навстречу ему шел крейсер «Хоук». Когда форштевень (это киль) Хоука уже практически поравнялся с кормой Олимпика, маленький крейсер стало неудержимо притягивать к его корпусу, не смотря на то, что руль крейсера был переложен вправо.  Во время столкновения Олимпик получил 15 метровую пробоину по правому борту ближе к корме. А вот «Хоуку» повезло меньше, у него был полностью смят нос. Около двух недель потребовалось рабочим, чтобы наложить деревянную заплатку на пробоину Олимпика. 13 апреля 1912 года находясь на Титанике , виолончелист Джон Вудворт поделился неприятными воспоминаниями. «Нос корабля ударил точно в ту в область, где располагались наши спальные места, если бы мы находились внутри – нас убило»

"Заплата", наложенная на борт Олимпика в Саутгемтоне, чтобы лайнер мог безопасно дойти до Белфаста для ремонта.

13 апреля 1912 года Олимпик покинул Нью-Йорк. Капитаном был Герберт Джеймс Хаддок, который вступил в должность, после того как Смита перевели на Титаник. Только после полуночи радист капитана получил сообщение о том, что Титаник повреждён. Не зная, насколько серьёзной была ситуация, радист спросил Титаник, стоит ли Олимпику идти к Титанику, или он может сам дойти. Ответ был коротким: «Мы сажаем женщин в лодки».Капитан Олимпика предложил пересадить некоторых пассажиров на его судно, но капитан «Карпатии» Артур Рострон отказался, посчитав, что для пассажиров будет шоком увидеть недавно затонувший лайнер опять на плаву. Олимпик продолжил свой рейс в Саутгемптон, и, когда он прибыл 21 апреля, то застал город в трауре.Только 22 марта 1913 года Олимпик был готов возобновить обслуживание.

Следственный эксперимент на "Олимпике" по делу о крушении "Титаника" - пробный спуск шлюпки.

26 февраля 1914 года на воду спущен Британник. Его тоннаж составил более чем 48 000 тонн брутто, что сделало его наибольшим судном, когда-либо построенным для Великобритании. 4 августа 1914 года началась Первая мировая война, заставшая Олимпик на пути в Нью-Йорк, и ему пришлось добираться до порта как можно быстрее. В Нью-Йорке Олимпик был окрашен в серый цвет, трубы также покрасили в более тёмные тона. 9 октября 1914 года Олимпик был снят с его коммерческой службы и этого времени числился как военный транспорт под номером T2810. Первый военный рейс Олимпик сделал 24 сентября к Мудросу, Греция.

Невольно Олимпик вошёл в немецкое минное поле у Островов Тори 27 октября. В то же самое время на горизонте возникли два британских военных корабля — «Ливерпуль» и линейный корабль «Одейшес». Внезапно «Одейшес» налетел на мину и начал тонуть. Все суда, за исключением «Ливерпуля», который должен был помочь эвакуировать команду, должны были покинуть зону. Олимпик был призван на помощь.

Последнее фотография тонущего «Одейшес», спасшихся подобрали на спасательных шлюпках с лайнера Олимпик.

Немецкий капитан Клаус Рюккер  уже доказал свои каперские способности, командуя U-34 в Средиземном море. Отозванный из южных вод, он был послан на запад с U-103 для нападения на торговые суда, уделяя особое внимание американским военным транспортам. На рассвете 12 мая 1918 года Рюккер увидел в перископ Олимпик. Теперь ему представилась отличная возможность, цель громадных размеров и ценности - самый большой воинский транспорт, который только могла поразить торпеда. Но на судне увидели подводную лодку, лежащую неподвижно на поверхности воды с правого борта Олимпика. и последний начал стрелять по подлодке. Рюкер видел единственный выход — погрузиться и убежать. Но подлодка не была достаточно быстра, Олимпи» догнал ее благодаря прекрасным навигационным навыкам капитана Хейса. На полной скорости судно весом в 46 359 тонн протаранило 800-тонную подлодку и разрубило ее надвое. Подводная лодка быстро затонула. «Олимпик» попросил военный корабль США «Дэвис» подобрать 31 немецкого выжившего моряка.



Повреждения Олимпика были едва заметны над поверхностью воды. Под водой его форштевень был погнут. Несмотря на это, протечек не было. Капитана Хейса встречали восторженные британцы.

4 сентября 1918 года в проливе Ла-Манш шпионила немецкая подлодка U-53 под командованием Отто фон Шредера. Заметив приближение четырёхтрубного гиганта без сопровождения конвоя, капитан отдал приказ атаковать судно. Было выпущено несколько торпед: одна из них прошла мимо, а вторая попала в цель – в левый борт Олимпика, ниже ватерлинии на 10-20 футов. Корпус лайнера только задрожал от сильной вибрации, а осмотр показал отсутствие каких-либо повреждений. После окончания войны Олимпик был отправлен в сухой док для очередной модернизации, дабы вновь «одеть» гражданскую ливрею. 



Именно там перед работниками верфи предстала пугающая картина: между второй и третьей трубами, ниже ватерлинии, была внушительных размеров вмятина (около полуметра), а внутри прогнувшихся листов стальной обшивки, зияла 15-сантиметровая трещина. Такой характерный след могла оставить только неразорвавшаяся торпеда, пробив наружную обшивку двойного борта, куда проникла забортная вода и на протяжении нескольких месяцев оставалась в пространстве между листами. Олимпик единственный лайнер потопившей субмарину.

Окончание войны.

22 марта 1924 года Олимпик врезался в лайнер «Fort St. George», нанеся ему серьёзный урон: была сломана главная мачта, значительно повреждены спасательные шлюпки и палуба на длину 45 метров. Олимпик, казалось, не имел серьёзных повреждений, но по прибытии в Саутгемптон обнаружилось, что кормовая обшивка была сильно повреждена и должна была быть заменена.

18 ноября 1929 года лайнер на скорости 22 узла уже в 180-ый раз пересекал Северную Атлантику, путешествие проходило спокойно и однообразно. В этот момент неожиданный подземный толчок заставил дрожать судно по всей его длине. Вибрация продолжалась около двух минут, а затем она утихла так же неожиданно, как и появилась. Капитан Олимпика Уолтер Паркер, покинув штурманскую рубку, появился на мостике в полном замешательстве. Море было спокойным, несмотря на пасмурную погоду, двигатели работали гладко - это полностью исключало вероятность потери лопасти винта. После осмотра нижних палуб и трюмов, повреждений не было обнаружено, за исключением отключения электричества в почтовом отделении.

 

Команда испугалась, когда они узнали, что находятся в месте, где 17 лет назад затонул Титаник, но всему виной было землетрясение магнитудой 7,2 балла, которое вызвало массовые оползни в Атлантическом океане, и как следствие – многочисленные разрывы подводных телеграфных кабелей. 

В 1920-ые на его борту было много знаменитостей.Федор Шаляпин.

Эдуард VIII , который предпочтет отречься от престола из-за любви к Уоллис Симпсон.

Чарли Чаплин.

15 мая 1934 года Олимпик  шел в нью-йоркских водах через густой туман на скорости в десять узлов, но, несмотря на низкую скорость и огни, на Олимпике не заметили плавучий маяк «Нантакет». В 11.06 утра, красный корпус плавучего маяка показался перед носом Олимпика, и капитан Бинкс немедленно приказал реверсировать двигатели. Но было слишком поздно. Олимпик перерезал плавучий маяк пополам на скорости всего в 3-4 узла. Семь мужчин на борту плавучего маяка погибли и только четверо выжили. Маяк затонул.

Собственно все повреждения Олимпика после столкновения. Отмечены красным.

27 марта 1935 года Олимпик покинул Саутгемптон в последний раз, совершая 257-й и заключительный рейс туда-обратно к Нью-Йорку.

9 сентября 1935 года, член британского парламента - сэр Джон Джарвис купил «Олимпик» за 97 500 фунтов. В качестве потенциального покупателя выступала даже компания, которая рассчитывала превратить легендарный лайнер в плавучий отель, но, к сожалению, не сложилось. Около пяти месяцев «непотопляемый» Олимпик ожидал вынесения вердикта относительно его судьбы в порту родного Саутгемптона бок о бок с бывшей конкуренткой – потрепанной годами «Мавританией». 

После приобретения «Надёжного старины» решено было разобрать его в маленьком промышленном городке Джарроу, чтобы в тяжёлое время Великой Депрессии обеспечить мужчин временной работой, таким образом «смерть» «Олимпика» послужила неким благотворительным актом. Для демонтажа судна сэр Джарвис нанял более 300 рабочих, которые разбирали его два года.

Олимпик направляется в Джарроу.



Покидая родной порт, «старые товарищи» - «Гомерик» и «Маджестик» проводили «Олимпик» прощальными гудками, обречённые через некоторое время также отправиться на слом. В качестве почётного эскорта несколько небольших пароходов сопровождали «Надёжного старину» в пролив Солент в его последний рейс. 

Перед разборкой.

Олимпик  и Мавритания,когда-то обладатель Голубой ленты Атлантики, ожидают своего разбора на металл.

После списания в многие из элементов отделки Олимпика были использованы в отеле «Белый Лебедь». Их брали за образец кинематографисты при воссоздании декораций для съёмок фильма «Титаник». Он являлся одним из самых больших судов, когда-либо бороздивших просторы океана. Олимпик остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером. За свою жизнь он пересек Атлантический океан более пятисот раз. О нем всегда вспоминали только добрым словом. Олимпик прожил свою жизнь достойно, и ушел достойно. И навсегда занял почетное место в истории не только трансатлантического судоходства,но и судоходства всего мира.

За предоставленную информацию огромное спасибо группе vk.com/titanic_society и ИИСТ.

Подпишитесь на наш
Блоги

Непотопляемый, но не Титаник

04:46, 18 апреля 2017

Автор: Jane_A

Комменты 15

Аватар

В океане так мало места, что лайнеры умудрились столкнуться друг с другом. Мужчины...

Аватар

Как интересно! Спасибо за пост! В море захотелось прямо :) стоять на палубе и на чаек смотреть :)

C

Как жизнь человека прям. Спасибо.

Аватар

Спасибо, было интересно читать.

Аватар

Чтой-то не хочу в круиз .

Подождите...