Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Сотрудник Эрмитажа рассказал, что из музея изъяли архивы о продаже предметов искусства при советской власти

Cтарший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Алексей Ларионов рассказал, что музею запретили продавать пособия, в которых есть материалы из архива учреждения о продаже предметов искусства, проводившейся советским правительством в 1920-х–1930-х годах.Соответствующие сборники изъяты из киосков, а сами архивные документы опечатали и забрали из музея. Ларионов утверждает, что ранее в музее провела проверку комиссия «формально из Минкульта», но отмечает, что на самом деле в ней были «представители другого ведомства».

390 080

Алексей Ларионов, Facebook

Хотел бы поделиться этой эрмитажной (хотя и не только эрмитажной) историей. Как-то она не получила, на мой взгляд должной огласки за пределами музея. Сам я к ней непосредственного касательства не имел, но поскольку в Эрмитаже это обсуждается на каждом углу и свидетельств «из первых рук» предостаточно, за точность информации можно ручаться.

Пару недель назад работала у нас очередная проверочная комиссия. Формально из Минкульта, но, говорят, там были, преимущественно, представители другого ведомства. По результатам проверки Эрмитажу предъявлена претензия в том, что музей на протяжении многих лет незаконно публиковал документы, относящиеся к числу «секретных». Речь идет о серии сборников на материалах архива Эрмитажа, посвященных, по большей части, музейным распродажам 1920-х – 1930-х годов. Если кто не в курсе – это восемь толстых томов с актами выдач экспонатов в «Антиквариат», перепиской с государственными ведомствами, материалами по организации аукционов за границей и по переговорам о продаже шедевров музея Меллону и Гюльбенкяну. Плюс отдельный том о распродаже коллекций Строгановского дворца, свод протоколов заседаний Совета Эрмитажа и том, посвященный памятникам, «перемещенным» после II Мировой войны. Образцово сделанные и очень полезные книги. Решением комиссии они теперь запрещены к продаже, изъяты из книжных киосков (они продавались только в Эрмитаже), на них не велено ссылаться, а очередной, подготовленный уже к печати, том с документами за 1932 – 1933 годы запрещен к изданию. Более того, сами соответствующие архивные дела (среди которых много и неизданных) изъяты из музея, сложены в коробки, опечатаны и вывезены. Насколько я знаю, аналогичные спецоперации прошли, также, и в некоторых московских музеях, в частности, в ГМИИ им. Пушкина и Историческом музее. Там, говорят, доходило до вырезания и изъятия отдельных страниц из сброшюрованных дел.
Комментарии тут, мне кажется, излишни. Можно сколько угодно изумляться: какой смысл заново засекречивать факты, давно ставшие общеизвестными? Что толку изымать из продажи книги, свободно продававшиеся годами, разошедшиеся по библиотекам, частично, даже вывешенные в Интернете? И гадать, что за этим стоит – бюрократическое безумие, или параноидальное стремление переписать историю? Из какого это автора из Кафки или из Оруэлла? Так или иначе, сам по себе факт административного запрета на продажу изданных книг и конфискации документов в государственных архивах, мне кажется, не имеет прецедентов в нашей новейшей истории. И, по-моему, он заслуживает общественного внимания.

2006-spb-sier
4127 0

Пресс-службе Эрмитажа сообщили, что официальный комментарий по этой ситуации в ближайшее время будет опубликован на сайте музея. 13 апреля в 19:30 на сайте Эрмитажа появилось следующее сообщение:

В связи с некорректной публикацией на странице пользователя социальной сети (Facebook), касающейся информации о шедеврах, распроданных советскими властями в 1920–1930-х годах, и возникшим в связи с этой публикацией общественным резонансом, в том числе многочисленными сообщениями в средствах массовой информации, Государственный Эрмитаж информирует:

Не существует никаких официальных запретов на публикацию архивных материалов, хранящихся в Государственном Эрмитаже, как не существует и решения некой «комиссии», упоминаемой пользователем социальной сети, об изъятии книг из серии «Страницы истории Эрмитажа».

В настоящее время в Государственном Эрмитаже ведется работа по совершенствованию системы архивного хранения всех документов в соответствии с действующим законодательством. Эта работа осуществляется в русле государственной политики и решений Президента Российской Федерации в этой области.

Впрочем, все ли книги из этой серии попали под запрет, не уточняется. Другие сотрудники музея комментариев не дают, опасаясь поставить музей под еще больший удар, однако подтверждая, что ситуация имеет место.

По информации источников «Фонтанки», причиной конфликта стало оформление разрешения на публикацию после снятия с документов грифа секретности. Якобы оно вызвало вопросы у федеральных органов, отвечающих за безопасность.

В УФСБ по Петербургу и Ленобласти «Фонтанке» не смогли прокомментировать ситуацию.

При этом ряд документов из архивов публиковались и ранее, фрагментарно книги доступны в Сети.

«Опыт распродаж и сегодня висит тяжелой ношей на репутации отечественной культуры и отношении власти к культуре, – писал директор музея Михаил Пиотровский в статье «Скромная хроника продаж», опубликованной в книге «Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи 1929. Архивные документы. Выпуск IV. Часть 1». – Опыт этот назидателен и для других стран, но не всегда убедителен для России. Предложения о внутренних и внешних распродажах (либо о переделах и обменах) время от времени звучат (тихо или громко) и сейчас. Поэтому публикация материалов о реальной ситуации с продажами из Эрмитажа, представленная через картинки почти бытового бюрократического развития культурной трагедии, – не просто исторический долг, но и крайне актуальная задача».

1929 год был рекордным по выдаче полотен из собрания музея. «Для продажи предназначалось около трети произведений запаса, главным образом картины из национализированных собраний, поступивших в Эрмитаж после 1917 г. Среди них крупнейшие частные коллекции Строгановых, Шуваловых, Шереметевых, Юсуповых, Боткиных, Палей, а также полотна западноевропейских мастеров из Музея Академии художеств, Мраморного и Аничкова дворцов, Кушелевской галереи», – говорится в аннотации к книге.

Аннотация к другому изданию из этой серии напоминает, что «с 1928 по 1934 г. были проданы полотна Рафаэля, Рембрандта, ван Эйка, Тициана, художественное серебро, бронза, нумизматические коллекции, византийские эмали».

В книгах, подготовленных Эрмитажем, публиковались протоколы и акты выдачи, служебные записи, переписка с советской внешнеторговой конторой «Антиквариат», занимавшейся продажей шедевров ради получения средств на выполнение планов «пятилетки», списки с оценками и документы по «чистке» аппарата музея и репрессиям в отношении сотрудников.

Реакция музейного сообщества на запрет изданий была однозначной: «Это кошмар!» Музейщики обсуждают, что публикации были нужны им в том числе и для работы — для понимания того, что хранилось в музеях, и для формирования современной стратегии музейных закупок. Некоторые вспоминают, что в 1930-е годы в Петропавловском соборе находился склад для конфискованной литературы и книг в него «влезало много».

Архив Государственного Эрмитажа как самостоятельное подразделение был создан в 1920 году, в настоящее время в нем хранится 67 фондов (44 тысячи единицы хранения), начиная с документов 1767 года. Большая часть документов включена в пять фондов – «Документы Императорского (Государственного) Эрмитажа», «Собственные библиотеки и арсеналы», «Архитектор Зимнего дворца», «Государственный музейный фонд» и «Изобразительный материал по истории Эрмитажа». Фонды с 6-го по 27-й включают личные фонды историков и искусствоведов.

Книги выпускались издательством Государственного Эрмитажа с 2006 года, тираж первой книги, «Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи 1928 – 1929. Архивные документы», — 2000 экземпляров, последней, посвященной 1930 – 1931 годам, — 1000 экземпляров.

РАНЕЕ 29 марта в Эрмитаж пришли сотрудники ФСБ.

«Был проведен обыск в связи с уголовным делом в отношении ряда лиц, связанных с хищениями при возведении новых зданий и сооружений для нужд музея. Запрошены документы по двум строительным контрактам. Работы по контрактам были приняты, здания эксплуатируются, в гарантийном порядке устраняются недостатки», – отмечалось в сообщении на официальном сайте Эрмитажа. Как следует из сообщения, учреждение Михаила Пиотровского рассчитывает на процессуальный статус потерпевшего. 28 марта ФСБ задержала заместителя директора Эрмитажа по строительству Михаила Новикова. По данным «Фонтанки», он подозревается в мошенническом хищении 42 млн рублей на реставрации Запасного дома Зимнего дворца, которую проводила компания «Балтстрой».

Источники: ekogradmoscow.ру, кольта.ру, фонтанка.ру

Обновлено 17/04/17 19:12:

Предистория

В конце 1920-х гг. советское правительство, испытывая недостаток в валюте для индустриализации — для оплаты растущих долгов при покупке техники и строительства заводов, решило пополнить бюджет распродажей музейных коллекций 
Всего из фондов и экспозиции было отобрано 2880 картин, 350 из которых представляли собою произведения значительной художественной ценности, а 59 — шедевры мирового значения

 небольшая часть из них, не найдя покупателя, всё же вернулись обратно, но 48 знаменитых шедевров навсегда покинули Россию — включая работы таких мастеров, как Ян ван Эйк, Тициан, Рембрандт и Рафаэль. Некоторые из этих полотен находились в собрании ещё со времен его основания Екатериной Великой. Также была продана коллекция нидерландской и фламандской живописи (около 700 картин), собранная и завещанная музею П. П. Семеновым-Тян-Шанским, а также часть других собраний, пожертвованных Эрмитажу в поздний период (например, Строганова).

 Кроме того, из Эрмитажа распродавалось художественное серебро, бронза, нумизматические коллекции, византийские эмали.  Распорядились пустить на продажу также гравюры, оружие из арсенала , скифское золото из Особой кладовой, предметы античного искусства, Ренессанса, Готики, в основном изделий из золота, драгоценных металлов, слоновой кости и т. п.

Продажу полотен первого ряда предполагалась провести тайно, но информация распространилась между избранными западными торговцами. Первым покупателем шедевров Эрмитажа стал Галуст Гюльбенкян (Calouste Gulbenkian), основатель Iraq Petroleum Company, торговавший с Советской Россией нефтью.

Еще одним крупным покупателем ценностей Эрмитажа был Меллон. Эндрю Меллон был американским банкиром, министром финансов при президентах У.Гардинге, Кулидже и Г.Гувере, американским послом в Великобритании и собирателем живописи. Он решил основать американскую галерею по образцу Национальной Галереи в Лондоне. Услышав о распродаже эрмитажных шедевров в галерее Knoedler and Co, у своих давних поставщиков, он ухватился за покупку. Меллон снял сливки с коллекции Эрмитажа, которая в то время не имела себе равных

Купленная им за 9 сделок группа картин включала «Благовещение» ван Эйка и «Мадонну Альбу» Рафаэля, причем последняя обошлась в $1 166 400, что было самой большой суммой, заплаченной за произведение искусства до этого времени. К концу 1931 г. он выплатил за все полотна сумму в $6 654 000. Скончавшись в 1937 г., он завещал картины правительству США, и они составили ядро коллекции Национальной галереи искусства в Вашингтоне

Сотрудникам Эрмитажа удалось отстоять и не отдать на требования «Антиквариата» серебряную раку Александра Невского, сасанидское серебро (III—VII вв. н. э.), скифское золото, «Мадонну Бенуа» да Винчи.

В 1932 г. благодаря письму Сталину Иосифа Орбели (заместителя директора Эрмитажа Бориса Леграна, согласно большинству версий, назначенного в музей для проведения торговых операций) удалось в третий раз отстоять сассанидское серебро.

Поскольку Сталин в ответе Орбели касался только предметов Сектора Востока, все западноевропейские экспонаты, предназначенные для отправки в „Антиквариат“, были объявлены связанными с Востоком (например, по изображению на них восточных изделий, в частности ковров, или же по другим, очень отдаленным мотивам). Эта уловка помогла спасти их от экспорта»

Доход от всех этих продаж составил не более одного процента от валового дохода страны, и, по сути, значимого влияния на ход индустриализации не оказал, нанеся при этом значительный ущерб национальному культурному достоянию страны, не говоря уже о международной репутации.

Из Эрмитажа изъяты уже в 1928 году:

 «Скачущая лошадь» и «Тайная вечеря» Ван Дейка,

 «Вознесение Марии» Рубенса,

«Избиение младенцев» Джорджоне,

 «Портрет дожа» Тинторетто

«Голова старика» Рембрандта

«Святого Иеронима» Тициана

«Мадонну с младенцем» Тициана

Подпишитесь на наш
Блоги

Страсти по Эрмитажу

19:24, 17 апреля 2017

Автор: maluta_skyratova

Комменты 32

Аватар

Знала я с детства про эти продажи, но читать опять все-равно тошно.

Комментарий был удален

Аватар

Везде хаос, разгул поизвола власти (запретить, засекретить, наказывать за обнародование нелицеприятных фактов, заткнуть рты), воровство и, самое ужасное, становится из дня в день только хуже. ( Такие новости стали нормой жизни, привычными и обыденными.

Аватар

Еще одна позорная и печальная страница нашей истории,когда за бесценок сбывались ценности мирового масштаба ... Например,в конце 1933 года СССР продал Британскому музею за 100 тысяч фунтов стерлингов (миллион золотых рублей) «Синайский кодекс» — самый древний на то время список Нового Завета, сделанный в IV веке. Никогда еще ни одна рукопись не продавалась за такую огромную сумму. За все проданные предметы искусства СССР получил примерно 25 миллионов золотых рублей. Активные продажи ценностей прекратились только в 1934 году.

Аватар

Я думаю засекречивают эти материалы, чтобы скрыть, сколько сейчас все разворовано. А масштабы глобальны. Сидят вот такие с виду благородные ботаники, только потом откуда не возьмись уголовные дела

Подождите...