Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Доброе угощение на Руси издавна было принято сопровождать хмельным питием. Обычай этот шел еще со времен языческих, и наиболее распространенный на Руси хмельной напиток - "мед" пили из ковшей. В серебряных ковшах подавали к столу белые меды, в золотых - красные. В зависимости от назначения ковши носили самые разные названия: "выносные", "хоромные", "жалованные", "погребные".

Предполагают, что ковши происходят с Севера Руси. Древние ковши вырезались из дерева и имели вид старинных лодий или водоплавающих птиц - лебедей, гусей, уток. Первые металлические ковши, по мнению некоторых исследователей, были изготовлены в XIV веке новгородскими мастерами.

Самым древним в собрании Оружейной палаты является один из уцелевших металлических ковшей второй четверти XV в. (1). Принадлежал он новгородскому архиепископу Евфимию - влиятельному политическому деятелю, строителю новгородской Грановитой палаты. Позднее его владельцем оказался сын Ивана Грозного - царевич Иван.

В XV- начале XVI века московские мастера еще подражали новгородским. Примером тому служит большой серебряный ковш князя Ивана Кубенского, кравчего юного Ивана IV (2). По форме он напоминает новгородский ковш XV века, но в оформлении его уже чувствуется столичный вкус.

К концу XVI века в московском искусстве вырабатывается особый тип ковша, низкого, широкого, с плоским дном. Типичным изделием московской школы является ковш, принадлежащий царю Борису Годунову (3). Он единственный дошедший до нашего времени из принадлежавших Борису Годунову ковшей, которых, судя по сохранившейся описи его имущества, было когда-то значительное количество.

В XVII веке облик ковшей заметно меняется. Исчезает строгая нарядная простота, уступая место пышному украшению, сложному орнаменту, обилию драгоценных камней. У ковшей появляются поддоны или ножки в виде шариков. К этому времени ковш обретает дополнительное, новое предназначение: он становится почетной наградой за труды и заслуги. Наградные ковши бережно хранились как знаки высоких заслуг, передавались по наследству. Иногда вместе с другим имуществом они возвращались в царскую казну, в случае, если владелец попадал в опалу.

Ковш, принадлежащий царю Михаилу Федоровичу, выполнен в 1618 году в Мастерских Московского Кремля (4). Выкован ковш из цельного куска золота и весит почти два килограмма.

Из таких ковшей пили редко, по большим праздникам, а остальное время они хранились в так называемой «Большой казне». Они использовались лишь во время торжественных приемов в Грановитой палате - парадном приемном зале дворца, где служили украшением особых ступенчатых поставцов, демонстрируя перед иноземными гостями богатство царского двора и искусное мастерство русских златокузнецов.

Бетти Грейбл, одна из самых популярных и высокооплачиваемых американских актрис 1940-х годов, была известна не только многочисленными ролями, но и титулом обладательницы самых красивых ног Голливуда. Их параметры считались идеальными. Киностудия 20 Century Fox, всегда стремившаяся подчёркивать это достоинство своей актрисы, не только тщательно следила за выбором наиболее удачных ракурсов для съёмок, но и, как принято считать, застраховала ноги Грейбл на один миллион долларов. Сама Бетти иронизировала: «Существует две причины, почему я успешна в шоу-бизнесе, и я стою на обеих».

В 1943 году вышел плакат, на котором Грейбл, в светлом купальнике и туфлях на каблуке, лукаво улыбалась зрителю из-за правого плеча. Фотография сразу стала сверхпопулярной, во многом из-за высокой востребованности у американских солдат, для которых Бетти Грейбл стала воплощением женской сексуальности. Всего было выпущено более 5 миллионов копий плаката. В 2003 году журнал LIFE поместил снимок в книгу «100 фотографий, которые изменили мир».

Автор изображения, Фрэнк Поволны, много лет работал фотографом в 20th Century Fox. Он сделал тысячи портретов знаменитых артистов, таких как Хамфри Богарт, Ширли Темпл, Бинг Кросби, Мэрилин Монро, Лана Тёрнер, Дженнифер Джонс и другие. В 1982 году Поволны дал интервью, в котором рассказал, как появился знаменитый плакат.

«Это была обычная фотосессия. Я спросил Бетти, не хочет ли она снимок со спины, просто чтобы сделать что-то отличающееся. Она сказала „да“ и начала дурачиться. Я сделал только два снимка со спины. Тот, что стал знаменитым, был вторым».

Фотография Бетти Грейбл воодушевляла не только солдат на войне. Позже Хью Хефнер сказал, что этот плакат вдохновил его на создание журнала Playboy.

Покахонтас в мультфильме Диснея 1995 г. и на портрете, написанном с гравюры Симона де Пасса 1616 г. – единственного известного прижизненного портрета Покахонтас.

Все знают принцессу Покахонтас как героиню диснеевского мультфильма, которая спасла жизнь своему возлюбленному, европейскому поселенцу Джону Смиту. На самом деле девочке было около 10 лет, когда индейцы хотели убить англичанина, и никакой романтической истории между ними не было. Но замуж она вышла, действительно, за европейца. Ее жизнь оборвалась в 22 года, а могила находилась за тысячи километров от Родины. Какой же была несказочная история Покахонтас?

О жизни девушки сохранилось очень немного сведений, и некоторые из них весьма противоречивы. Достоверных изображений ее почти не сохранилось. На самом деле Покахонтас – это не имя, а прозвище, которое означало «проказница». Настоящим именем девочки было Матоака («белое перышко»). Она родилась около 1595 г. в индейском племени поухатанов, жившего на территории современной Виргинии, и была любимой дочерью вождя.

В 1607 г. на землях индейских племен появились английские поселенцы. Джона Смита, действительно, собирались казнить за убийство индейца, но девочка упросила отца сохранить ему жизнь. Через год она помогла англичанам, раскрыв им планы отца о ликвидации колонии. После ранения Джону Смиту пришлось вернуться на родину. Возможно, Покахонтас и вправду грустила после расставания, но это продолжалось недолго.

В 1613 г. ее выкрали колонисты с целью получения выкупа, какое-то время она выступала посредником в переговорах с индейцами, а вскоре вышла замуж за табачного плантатора Джона Рольфа. Ради мужа она даже приняла христианство, с тех пор ее звали Ребекка Рольф. Этот брак позволил англичанам заключить мир с индейцами на 8 лет. А через два года Покахонтас вместе с мужем отправилась в Англию. Остается гадать, кем же она была на самом деле – героиней или предательницей по отношению к своему племени.

В Англии ее приняли как «императрицу Вирджинии», девушка сменила имидж, обучилась светским манерам. Но счастье продолжалось недолго – через год Покахонтас умерла. Смерть наступила то ли от пневмонии, то ли от туберкулеза, то ли от оспы. По одной из версий, англичане отравили девушку перед тем, как она собиралась вернуться на родину, чтобы она не смогла предупредить индейцев о намерениях англичан уничтожить их поселения.

Подлинная история Покахонтас заставляет задуматься о несказочных реалиях того времени, о которых красноречиво сказал американец индейского происхождения: «В чем истинная история Покахонтас? Белые парни приходят на новую землю, обманывают индейского вождя, убивают 90% мужчин и насилуют всех женщин. Что “Дисней” делают? Они переводят эту трагедию, геноцид моего народа, в историю любви с пением енота. Интересно, сделали бы вы, белый человек, любовную историю об Освенциме, где тощий заключенный влюбляется в охранника, с пением енота и танцующей свастикой? Мне было стыдно, что моя дочь посмотрела этот мультфильм».

Джордж Роджер стал первым, кто сфотографировал людей племени Нуба. Среди многочисленных поклонников его работ была Лени Рифеншталь, славившаяся дурной репутацией из-за фильмов, которые она делала по заказу Гитлера в начале 30-х гг. Рифеншталь предложила фотографу 1000 фунтов стерлингов, чтобы он рассказал ей, где нашёл это племя. Роджер, в чьей памяти всё ещё жили ужасы концентрационного лагеря Берген-Бельзен, освобождение которого он снимал в 1945 году, наотрез отказался от предложения. Тем не менее, упорная Рифеншталь не намерена была отказываться от проекта и продолжила поиски племени Нуба, что очень огорчило Джорджа Роджера.

В своей книге «Прощание с Нуба» он написал: «Постепенное ухудшение состояния племён Нуба началось с публикаций вводящих в заблуждение книг Лени Рифеншталь в ярких обложках, которые привлекали туристов и туроператоров к этой местности. В своём уединении миллион или около того людей Нуба могли оставаться миром нетронутыми...».

Однако запись на обложке первой книги Рифеншталь «Последние из нубийцев» (1973 год) отмечает заслугу работ Роджера, которые вдохновили её: «Автор была так восхищена фотографиями, сделанными знаменитым английским фотографом Джорджем Роджером (на самом деле он был шотландцем), что на протяжении многих лет пыталась найти Нуба, чтобы изучить жизнь этих первобытных людей». Далее следовало личное обращение: «Без влияния ваших фотографий эта книга никогда бы не была напечатана. Сейчас мы оба друзья "нашего" народа Нуба».

Эта запись взбесила Роджера: «В ней ужасно много неискренности, потому что я совсем ей не помогал. Имейте в виду, я считаю, что её фотографии высокопрофессиональны. Безусловно, это хорошие снимки, но в них нет тепла. Мои фотографии были большой частью семьи и самих людей».

Как бы то ни было, фотографии Рифеншталь открыли Кордофан (историческую провинцию в Судане) антропологам, фотографам и режиссёрам-документалистам. Также это спровоцировало то, что преимущественно мусульманские власти Судана объявили образ жизни Нуба оскорбляющим их религиозные чувства. Последующие правительства в Хартуме пытались одеть Нуба и положить конец их «примитивному» укладу. Они также обвинили людей этого племени в поддержке южных суданских повстанцев и поддержали кочевое и довольно агрессивное племя Баггара, которое вскоре с оружием в руках захватило плодородные деревни Нуба.

Лени Рифеншталь, вернувшись к Нуба через несколько лет, была потрясена изменениями, которые с ними произошли. Раньше она называла их счастливейшими людьми на земле, не знавшими пороков. Теперь у Нуба появились деньги: из-за сокращения земель и неурожаев мужчины были вынуждены ехать в город и искать работу. Это поселило в деревне неравенство, зависть и воровство. Многие приезжали с венерическими заболеваниями. Люди племени Нуба уже не были теми беззаботными добрыми дикарями, которых в своё время встретил Джордж Роджер. Они были вынуждены носить одежду — по воспоминаниям Лени Рифеншталь, это были жалкие лохмотья. Более того, теперь они стыдились своей прошлой наготы. «Им внушили, что это плохо» — писала фрау Лени. Открытость и доверчивость этих людей уходили в прошлое. «Когда появляются темные стороны цивилизации, счастье людей исчезает», — заключила Рифеншталь.

Мария и Пьер Кюри в своей лаборатории, 1900 г.

К личным вещам Марии Кюри нельзя прикасаться ещё 1500 лет из-за высочайшей радиации. "Мать современной физики" и сама радиоактивна настолько, что похоронена в гробу с защитой из свинца.

Мария Кюри умерла от апластической анемии. Она заболела этой редкой болезнью, связанной с заражением радиоактивными веществами, во время опытов, которые помогли открыть полоний и радий.

Кюри является единственной женщиной, получившей Нобелевскую премию сразу в двух дисциплинах: химии и физике. Ее исследования также помогли французскому физику Анри Беккерелю открыть в 1896 году уран.

Прошло уже более ста лет, а личные вещи знаменитой ученой, включая ее одежду, мебель, книги рецептов, лабораторные записи остаются по-прежнему заражены радиоактивными веществами. Они считаются национальным достоянием Франции и хранятся в защищенных свинцом коробках в Национальной библиотеке в Париже.

Посетители библиотеки, прежде чем ознакомиться с рабочими дневниками и журналами Кюри, должны подписать формуляр, в котором говорится, что они знакомы с опасностью, и обязательно надеть защитное снаряжение, чтобы не получить облучение. Период полураспада радия составляет 1600 лет. Это значит, что посетителям придется соблюдать меры предосторожности еще очень долго.

Так как тело Кюри тоже было заражено радиоактивными веществами, гроб, в котором ее похоронили, защищен изнутри слоем свинца толщиной 2,5 см. Мария Кюри вместе с мужем, Пьером Кюри, похоронена в парижском Пантеоне, куда их останки были перенесены в 1995 г.

13 лет назад эту девочку узнала вся страна: 8-летняя Саша Ершова во время обрушения купола в московском аквапарке «Трансвааль», стоя под бетонными плитами в ледяной воде, несколько часов держала на руках трехлетнюю малышку.

Теперь Александре Евгеньевне Ершовой 21 год. Возможно, скоро она сможет осуществить то, о чем тогда, в 2004 году, спрашивала у мамы: можно ли будет рассказать эту историю своим детям.

«Когда они не будут слушаться, ты им поставишь видеокассету, покажешь свою медаль и скажешь: вот вы балуетесь, а я в вашем возрасте уже подвиги совершала», – говорила тогда с гордостью Сашина мама.

…14 февраля 2004 года Саша с мамой и папой в его день рождения решили прокатиться из Твери в Москву. Настоящий праздник решили устроить в спортивно-развлекательном комплексе "Трансвааль-парк".

«Вдруг над головой что-то хрустнуло, и рядом со мной упала огромная балка, – вспоминала Саша. – Я нырнула и увидела, что рядом со мной под воду уходит маленькая девочка. Я поняла, что она не умеет плавать, и схватила ее под грудь. Вместе с ней я вынырнула, стала ее утешать».

Девчонки не успели выскочить из бассейна. Прямо над их головами, как карточный домик, сложились тяжеленные плиты. Голова Саши торчала из воды, а к груди пловчихи прижалась испуганная крошка.

Почти два часа Саша держала малышку на руках, не чувствуя, что у самой сломана левая рука и сильное сотрясение мозга…

В это время Сашина мама без остановки копала снег между обрушившимися плитами с другой стороны, где, по ее мнению, должна была находиться дочь. И, наконец, увидела ее. «Сашенька, поставь девочку и подныривай под плиту, за ней сейчас придут», – умоляла она. Но Саша ответила, что не может оставить малышку: та не умеет плавать, ей здесь будет «с головой». На все мамины мольбы и уговоры Саша не поддавалась.

Когда стало понятно, что Саша не оставит девочку, а спасатели все не идут, парнишка-инструктор поднырнул под плиты и сначала вытащил трехлетнюю малышку Машу, а потом помог Александре.

Когда мама спросила дочь, сильно ли она испугалась, та ответила, что подумала, что бьют в барабаны и сейчас начнется какое-то шоу, а заплакала только тогда, когда увидела через щель между плитами, что папу вытащили всего в крови, и он уходит от нее…

За свой героический поступок Саша была награждена медалью «За спасение погибавших». Но самой большой наградой для Саши стало то, что в этой трагедии выжили и мама, и папа. Теперь у их семьи – второй день рождения: все уцелели в самом эпицентре разрушений — там, где жертв было больше всего. Число погибших в результате обрушения крыши "Трансвааль-парка" 14 февраля 2004 г. составило 28 человек, в том числе 8 детей, травмы различной степени тяжести получили 193 человека (в том числе 51 ребёнок).

Первые известные изображения париков относятся к концу III династии Древнего Египта (примерно 2600 г. до н. э.). Однако, как полагают археологи, парики появились гораздо раньше.

В Древнем Египте парики носились на чисто выбритые головы. Для изготовления париков использовались человеческие волосы, переплетенные с волокном финиковой пальмы. Именно таким был найденный при раскопках парик верховного жреца Менкхеперра (около 1000 г. до н. э.). Знать и фараоны носили парики из настоящих волос, а те, кто победнее - из пакли, овечьей шерсти, волос лошади, яков и буйволов. У фараонов были даже чиновники, надзиравшие за изготовлением париков. С течением времени парики становились все пышнее и сложнее.

Христианская церковь с первых лет своего существования к парикам заняла негативную позицию. Церковь находила парики посягательством на целомудрие женщин, так как они предназначались для того, чтобы прекрасная половина человечества выглядела еще привлекательнее. К тому же считалось, что тот, кто носит парик, не может получить сан священника, поскольку благословение Божие не может пройти сквозь искусственные волосы. Тертуллиан писал: «Все парики являются личинами и измышлениями дьявола… Если вы не отвергнете чужой волос как богопротивный, я вызываю ненависть к нему у вас, напоминая, что он может происходить с головы проклятого или нечистого человека». Враждебное отношение к парикам привело к тому, что на Константинопольском соборе в 692 году ряд христиан за ношение их был отлучен от церкви.

В средние века в Европе парики не носили, даже на длинноволосых мужчин смотрели с неодобрением. Введению их в обиход и моду способствовали монархи. Не из эстетических соображений, а из житейских. В XVI веке английская королева Елизавета париками прикрывала свои седеющие волосы. В ее гардеробе, говорят, было около 80 париков различного цвета.

В ХVII в. при дворе Людовика XIV, который унаследовал от отца не только престол, но и редкие волосы, работали более 300 парикмахеров. Людовик XIV носил парик с таким шиком, что в Европе начался бум париков, продолжавшийся более века. Парики стали символом эпохи абсолютизма и театральности, перекочевавшей в романы, фильмы, спектакли. При "короле-солнце" существовало до 45 видов различных париков. Уважающий себя человек имел их как минимум три: черный для утра, каштановый для дня, светлый для вечера. Если нельзя было добыть парик белого цвета, то парик из волос шатена посыпали пудрой или мукой. Народ попроще мастерил парики из овечьей шерсти, собачьих и конских хвостов, водорослей, волокон конопли и кукурузы... В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким, ибо они стоили немалых денег.

Моду на пудреный парик ввел в Западной Европе прусский король Фридрих I, которому в эпоху рококо стали подражать другие короли. Во дворцах и знатных домах выделяли специальные комнаты для "туалета", в которых укладывались и пудрились искусственные волосы. Парики пудрились крахмалом или порошком дубового мха. Чтобы напудрить парик, люди использовали специальные халаты, и накрывали свои лица маской из плотной бумаги.

После революции во Франции в 1789 г. парик как символ королевской власти был запрещен, его ношение могло стоить жизни его владельцу.

В России парики ввел в моду Петр I. Женщинам мода понравилась, служивые восприняли ее как обязанность, духовенство от нее наотрез отказалось... Но у Петра в отношении париков комплекса не было. Сам он носил короткий парик, из-под которого выбивались длинные волосы. Во время персидского похода, в 1722 году, Петр остриг их, но не выбросил, а велел сделать из обрезков новый парик. Этот парик можно увидеть на восковой фигуре, находящейся в Санкт-Петербурге.

Гертруда Шольц-Клинк - основательница школ подготовки жен с ученицами школы, Германия, 1938 г.

Дети, кухня, огород – три основных постулата школ, в которых готовили будущих жен для нацистов.

Во времена нацистской Германии девушка, мечтающая о замужестве, должна была получить специальный сертификат о праве претендовать на брак с образованным арийцем. Такие сертификаты выдавали по окончании «школы жен», где обучали домоводству, уходу за детьми, расовой теории, истории, политике, риторике и земледелию. Идеальной женой считалась та, которая нигде не работала и занималась исключительно воспитанием детей и домашним хозяйством. При этом попасть в подобную школу было крайне сложно.

На собрании Национал-социалистической организации Гитлеру задали вопрос о роли женщины в обществе, на что он ответил: «Что стало бы с большим миром, если бы некому было заняться миром маленьким?». Еще более четко и однозначно определил место женщины его сподвижник Герман Геринг: «Возьмите в руки сковородку, швабру и метлу и выходите замуж». Это можно назвать кратким содержанием курса обучения в школах подготовки будущих жен.

Еще в начале ХХ в. в Германии появились школы матерей, в которых исповедовали «принцип трех К» – kinder, koche, kirche (дети, кухня, церковь), что считалось эталоном высшей женской добродетели. Работать можно было только вдовам, продолжающим дело мужей. После Первой мировой войны ситуация несколько изменилась – из-за нехватки мужской рабочей силы многим женщинам пришлось осваивать профессии, традиционно считавшиеся мужскими – учителя, юриста, врача и так далее.

В нацистской Германии женщин снова попытались вернуть к их «непосредственным обязанностям». Вот только к принципу трех К теперь прибавилось обязательное знание расовой теории и сельскохозяйственные работы. Женщинам запрещалось учиться в вузах и работать в офисах и на производстве, так как это препятствовало выполнению их главной функции – рождению и воспитанию детей.

В школы принимали только чистокровных ариек, без физических увечий и психических расстройств, обучение было платным.

Обучение в «школах жен» длилось 6 недель, в течение которых девушки занимались физкультурой, изучали генетику и расовые различия, правила поведения в общественных местах и дома, учились стирать, готовить, шить, гладить белье, ухаживать за детьми, правильно разговаривать, поддерживать линию партии. Одной из главных добродетелей считалась работа на земле, поэтому занятие сельским хозяйством всячески поощрялось.

Каждая выпускница получала сертификат, подтверждающий ее готовность к браку с офицером СС. Если девушка выходила замуж за арийца, государство выплачивало ей беспроцентную субсидию в 1000 марок на 5 лет. Основной задачей женщин было увеличение населения и воспитание будущих солдат. Поэтому за рождение детей также выплачивались пособия.

Предыдущие посты в моем профиле.

Блоги

Истории в фотографиях

13:28, 21 апреля 2017

Автор: MoSkva

Комменты 6

Аватар

Про Трансвааль до сих пор помню. Это было ультрапопулярное заведение, без аналогов, и пары с детьми в моем окружении часто отмечали там праздники и дни рождения. Жутко было смотреть новости про эту трагедию, плюс еще холод и народ в купальниках.

Аватар

Спасибо вам за ваши посты! История с Сашей Ершовой .... просто плачу. У самой трехлетка. Искренне радуюсь, что есть люди и дети, готовые подставить плечо в таких страшных ситауциях. Не все дети жестоки! Читаю часто аккаунт "100 подвигов" - там пишут о настоящих людях. Жаль, что о таких не снимают передачи на федеральных каналах.

Аватар

ужас.. трагедия в Трансвааль .. интересно, общаются ли девочки между собой..

Аватар

Как всегда интересно. А мне что то жаль стало жителей племени Нубу.,были здоровыми и счастливыми пока не пришел белый человек(((

Аватар

В жизни всегда есть место подвигу.

Подождите...