Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Сегодняшний герой Киноигры проходит как бы вне конкурса: человек заслуженный и всенародно любимый. Мы не так давно в посте Lizbet уже помахали кулачками в адрес киноакадемиков, которые все время прокатывают его с наградой. Ну а сам Эдвард Нортон в защите уже не нуждается - он давно всем и все доказал. Кто-то,  взглянув на подборку фильмов в этом посте, скажет, что она на редкость предсказуема и банально. Но сие не баян, а классика! Если кому-то это подскажет новый фильм к просмотру - будет здоров, для тех же, кто эти фильмы видел, этот пост, надеюсь, станет приятным поводом еще раз поговорить о кино, которое у многих здесь нашло отклик. 

"Бойцовский клуб" (Fight Club) (1999)
Начну именно с этого фильма, потому что с него для меня начался Эдвард Нортон. Очень люблю книгу, от фильма вообще без ума. Начинала смотреть ради Брэда Питта, закончила поклонницей таланта Нортона (приквел: я посмотрела "Семь" этого же режиссера, Дэвида Финчера, и он мне очень понравился, как и Питт в нем, собственно, поэтому я и села за "Бойцовский клуб"). 
Главный герой, имени которого мы так и не узнаем, работает в корпорации, разбирает страховые случае, страдает от бессонницы и пустоты в жизни. Симптоматичное для своего времени кино - напомню, что в том же году вышла "Матрица" тогда еще братьев Вачовски.

А потом в жизни героя "Бойцовского клуба" появляются Тайлер Дерден (Брэд Питт) и Марла (Хелена Бонэм-Картер), а вместе с ними - настоящее безумие.

Еще в фильме бьют Джареда Лето, я его недолюбливаю, поэтому этот эпизод мне очень нравится (как и знаменитая сцена в "Американском психопате"). Guilty pleasures мои, так сказать

От финальной сцены под Where Is My Mind? группы Pixies до сих пор мурашки. Одна из самых сильных концовок, которые я видела. Уж извините за мою неискушенность. 

Если для меня Нортон начался с "Бойцовского клуба", то для мирового кинематографа актер начался с этого фильма:
"Первобытный страх" (Primal Fear) (1996)

Адвокат Мартин Вейл (Гир) берется защищать в суде Аарона Стэмплера (Нортон), которого обвиняют в убийстве нечистоплотного во многих смыслах епископа. Пикантности ситуации добавляет то, что обвинение представляет бывшая возлюбленная Вейла Джанет Венейбл (Лора Линни; помимо прочего, она играет и мать главной героини в "Ночных животных"). Фильм-коктейль из цинизма, честолюбия, амбиций, а также мерзостей жизни, в том числе клерикальной. Удивительно, что для Эдварда эта роль дебютная - он переиграл всех на площадке, за что честно заслужил и "Золотой глобус", и номинацию на "Оскар". 

"Американская история Икс" (American History X) (1998)

Хороший фильм на щекотливую тему расизма, в том числе и белого. В центре сюжета - история двух братьев Дерека (Нортон) и Дэнни (Эдвард Ферлонг - да-да, Джон Коннор из "Терминатора-2"). Старший брат, лидер неонацистов, пугающе интеллектуальный и с ораторскими способностями, сидит в тюрьме за жестокое убийство двух афроамериканцев. Младший продолжает, так сказать, дело брата и даже в школьном сочинении не боится затронуть идеи национал-социализма. Все это не нравится его учителю-еврею и директору школы-афроамериканцу. Именно директор и придумывает дать Дэнни задание написать сочинение о его старшем брате по выдуманному им самим предмету "Американская история Икс" (собственно, это и дает название фильму). На выходе получился жутковатый, но нужный фильм, который не боится зайти несколько дальше, чем большинство фильмов на заданную тематику. И здесь мы видим совершенно другого Нортона - жесткого, циничного, жестокого. Здесь у него нет ни капли той ангелоподобности, которая отличала его в "Первобытном страхе". С самого начала Эдвард доказал, что умеет и готов играть разноплановые роли, а его актерский диапазон необычайно широк.

Сам фильм сделан не без интересностей. Например, прошлое показывается в черно-белым, настоящее -  в цвете. В этом даже есть символизм: черно-белое - полярное разделение людей в прошлом, цветное - необходимость сосуществовать в настоящем, когда все полутона ясно ощущаются, и сложно занять строго определенную позицию. 

"Народ против Ларри Флинта" (The People vs. Larry Flynt) (1996)

Скандально известный издатель и бизнесмен (а также, наверняка, филантроп и миллионер) Ларри Флинт (Вуди Харрельсон) не без потерь отстаивает в судах разных инстанций Первую поправку, то есть право на свободу слова, религии, прессы, собраний и свободу обращаться с жалобами.

Эдвард Нортон играет в фильме адвоката (помотало его по фильмам с судебной тематикой в начале карьеры, конечно), который взбалмошному Флинту помогает.

Еще в фильме есть Кортни Лав, которая, положа руку на сердце, похоже, что просто играет себя при немного другом раскладе. 

Интересный факт: во время многочисленных процессов было совершено покушение на жизнь Флинта, в результате которого он остался прикован к инвалидной коляске. В реальной жизни в преступлении сознался Джозеф Пол Франклин, которому жутко не нравилось, что в журнале Hustler есть изображения секса между людьми разных рас (привет, "американская история Икс"), а еще он был серийным убийцей. И здесь мы переходим к следующему фильму Нортона:

"Красный дракон" (Red Dragon) (2002)

Этот фильм собрал под своим крылом целую плеяду прекрасных актеров: Эдвард Нортон, Энтони Хопкинс, Райф Файнс, Филипп Сеймур Хоффман, Харви Кейтель, Эмили Уотсон в конце концов. 
Фильм снят по роману Томаса Харрриса. События в фильме и книге предшествуют событиям в "Молчании ягнят". Ганнибал Лектер еще на свободе и, будучи попечителем филармонии, угощает гостей своего званого ужина паштетом из плохого флейтиста (да, быть плохим музыкантом опасно для жизни). Но все заканчивается, когда к нему приходит герой Нортона агент ФБР Уилл Грэм. Собственно, он и арестовывать Лектера, а сам уезжает из Балтимора во Флориду, чтобы залечить раны после встречи с маньяком. Но тут к нему приезжает его шеф в исполнении Кейтеля и просит помочь поймать нового серийного убийцу.

И да, Нортон идет консультироваться с Лектером. 

Маньячину с неожиданно ласковым прозвищем "Зубная фея" играет Райф Файнс. Как его поймает Грэм - смотрите фильм. Конец несколько расходится с книгой, но снят намного ближе к оригинальному роману, нежели фильм "Охотник на людей" (1986), снятый по тому же источнику. Спойлер алерт: фильм оказался милостивей к герою Нортона, чем литература.

Роль журналиста, которого профессиональное любопытство не довело до добра, исполнил Хоффман. Кстати, он работал в издании, которое называлось Tattler, что - применительно к нашей реальности - забавно. 

Забавно и то, что когда я смотрела этот фильм с приятельницей, любительницей искусства, ее больше возмутили не кровавые злодеяния "Зубной феи", прости господи, а то, что этот самый маньяк сожрал музейный экспонат.

Спойлер алерт: если в фильме герой учит жену стрелять, она обязательно выстрелит. Но вот когда?)
Роль Молли Грэм, жены Уилла Грэма, сыграла двукратная обладательница "Золотого глобуса" Мэри-Луиз Паркер. Награды, правда, получены ею за роли в сериалах, причем комедийных. Еще у нее есть роль в очень хорошем фильме "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса" - там ей компанию составили Брэд Питт (но кого он волнует), Кейси Аффлек и Сэм Рокуэлл (вот эти двое просто огонь здесь), еще Джереми Реннер засветился. 

Отдельно хочется еще про Эмили Уотсон. Я очень люблю "Любовь, сбивающую с ног" Пола Томаса Андерсона (этот фильм делает просмотр других фильмов с Адамом Сандлером болезненней - он прекрасно играет в этом фильме). Я очень люблю "Эквилибриум", в котором клирик Джон Престон, подозрительно похожий на Кристиана Бейла, идет на эмоциональное преступление (забавно, а ведь мужа Кэрри Брэдшоу тоже зовут Джон Престон, хммм). И я очень люблю "Рассекая волны" Ларса фон Триера. И во всех этих фильмах главную женскую роль играет Эмили. Последние работы актрисы связаны с сериалами. Хотя в широко рекламируемых фильмах она тоже играет, правда, роли не главные, из последнего: "Эверест", "Теория всего" (я отказываюсь называть его "Вселенной Стивена Хокинга"), "Анна Каренина". У нее есть две номинации на "Оскар". В 1997 она была номинирована за "Рассекая волны", но уступила Фрэнсис МакДорманд за фильм "Фарго" (тоже отличная актриса, жена Джоэля Коэна, между прочим, еще она играла в "Первобытном страхе", где блистал Нортон как раз). Год  вообще был сильным, в номинации также отметилась Кристин Скотт Томас за "Английского пациента" и Дайан Китон за "Комнату Марвина" (здесь она сыграла с Мерил Стрип, но ту даже не номинировали, и с Ди Каприо, которому в принципе с "Оскаром" не фартило). 
В "Красном драконе" она играет слепую девушку, которая влюбляется в героя Файнса, играет очень трогательно, но без скатывания в сопливую сентиментальность, так что образ у нее получился действительно очень сильным.

Это я все к чему. Актерский состав просто на высшем уровне. Про Хопкинса и говорить нечего: он не одно поколение людей уже застращал своим Лектером. Герой же сегодняшнего поста тоже актерствует на славу. Тем, кто не смотрел, всячески советую убедиться самим.

"Бердмен" (Birdman (or The Unexpected Virtue of Ignorance)) (2014)

Актер Ригган Томсон (Майкл Китон)  известен по роли культового супергероя 80-х годов Бердмена и только по ней. В анамнезе развод, финансовые проблемы и дочь, у которой проблемы с наркотиками (Эмма Стоун).

Он готовит постановку пьесы Рэймонда Карвера, выступая режиссером и исполнителем главной ролью. В свой спектакль он приглашает одного из ведущих театральных актеров Нью-Йорка Майка Шайнера (Нортон), который свысока относится к дилетанту из мира блокабсеров, чья слава далеко позади. 


На что только не пойдешь ради искусства

Наоми Уоттс играет Лесли - актрису, которая дебютирует на бродвее, и благодаря которой Шайнера и берут в постановку (ибо он ее бойфренд)

Благодаря великолепному касту, операторской работе Эммануэля Любецки, музыке Антонио Санчес и, конечно, сценарию и режиссуре Алехандро  Иньярриту получился просто отпадный фильм. Наверное, один из лучших, что я видела в 2010-х. Он и про творчество, и про любовь, и про жизнь, и вообще.

Забавно, что когда я в свое время зашла на один известный сайт поставить оценку фильму, там оказался просто безумный отзыв, в котором какой-то парень ставил "Бердмену" низкую оценку и предостерегал: "Фильм не супергеройский, спецэффектов там нет, трейлер обманул". А ведь у Нортона в активе есть это самое супергеройское кино:

"Невероятный Халк" (The Incredible Hulk) (2008)

Брюс Бреннер в исполнении Нортона случайно становится жертвой экспериментов по созданию суперсолдат.

Он раздувается до невероятных размеров,  ну и "Халк, крушить!". Девушку Халка сыграла Лив Тайлер, у них получился вполне милый экранный дуэт. Оба лапоньки, когда Нортон не зеленый.

Теперь еще более бегло, чем до этого. 

Два чудесных фильма Уэса Андерсона, в которых прекрасный каст, почти одни и те же актеры. И восхитительный Эдвард Нортон, конечно:
"Королевство полной луны" (Moonrise Kingdom) (2012)

Смотреть, как Нортон вышагивает в лагере бойскаутов, - бесценно!

"Отель «Гранд Будапешт»" (The Grand Budapest Hotel) (2014)

Нортона здесь даже усы не портят

"Разрисованная вуаль" ( The Painted Veil) (2006)

Это уже не Андерсон, это фильм Джона Керрана по одноименному произведению Сомерсета Моэма. Атмосферное кино, довольно бережное к первоисточнику, не без литературных аллюзий. Героиня Наоми Уоттс не по любви выходит замуж, крутит интрижки, муж-микробиолог (Нортон) по-своему ей мстит. В конце концов, мы получаем очень поучительный итог. 

У Эдварда и Наоми получилась прекрасная экранная пара: с пресловутой химией все в порядке.

"Иллюзионист" (The Illusionist) (2005) (иногда указывают 2006)

Даже фокусник Эдуард Абрамовиц (он же герр Айзенхайм) не может ничего поделать с актерской игрой Джессики  Бил.


Приятный бонус: наличие в фильме Аарона Тейлора-Джонсона. Интересно, что в это же время вышел "Престиж" Кристофера Нолана с Бейлом, Джекманом, Йоханссон и Кейном.

Вжух-вжух! Заканчиваю пост! Творчество Нортона необъятно. А как завещал нам Прутков: "Никто не обнимет необъятного!" И далее: "Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!" Я плевать в глаза вам не буду, все-таки я вас люблю. Лучше пожелаю вам всего хорошего, особенно хорошего кино, его иногда очень не хватает)

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра. Эдвард Нортон

12:38, 14 апреля 2017

Автор: MrMagpie

Комменты 92

Аватар

он- гениален...но, за такого бы я замуж не пошла. Он- антисекс.

Аватар

"Американская история х" в моих любимых фильмах с периодическим пересмотром:наверное чтоб не зазнаваться,потому что если ты где-то очень крут (дерек до тюрьмы),а в другом месте на твою крутизну плевать хотели с высокой горки. "Халк": их дуэт с лив на мой взгляд не удался, да и читала как-то интервью нортона ,что он очень мелким,хрупким и вообще неуютно себя ощущал в кадре с более статной лив.может перевру,но было что-то в духе "в романтических сценах я каждый момент ожидал,что сейчвс лив меня подхватит на руки и понесет". "Иллюзионист" идеально! Спасибо за прекрасный пост!!! По-моему,это лучший за весь флешмоб!

Аватар

Перврбытный страх и Американская история х - самые любимые с ним работы. Удивительно, но он чуть ли не в одном году сыграл обе роли. Эдвард мастер перевоплощения, хорош в любом жанре!!!

Аватар

Мне кажется, ему повезло в начале карьеры попасть в фильмы, достойные его таланта. Все же фильмы, в которых прекрасный сценарий, прекрасный режиссер ,прекрасный каст и прочая - они не так часто случаются. А дальше уже можно было выбирать и чутье его не подводило, судя по всему. Но лично для меня так странно - я не запомнила его в Бердмене (который отличный фильм и вообще ближе к европейскому что ли кино), персонаж помню, но тко его играл - в жизни бы не сказала, в Ларри Флинте тоже не запомнила... Не пойму - то ли "не мой" актер, то ли наоборот - так вживается в роль, что и не запоминаю, кто играл... А "Отель Гранд Будапешт" не смогла досмотреть (надо вернуться что ли) из-за недавно обсуждавшейся в комментариях добротности и продуманности, но чего-то мне там не хватало.

Аватар

Эдвард крут! Очень люблю повествования о докторе Лекторе, в общем из-за Хопкинса (хоть с недавнего времени Мадс начал двигать Хопкинса в моем представлении о Лекторе), но Уилл в исполнении Нортона оооочень получился органичным. Конечно "Бойцовский клуб" - такая отличная троица актеров, просто бомба, хоть и не люблю Паланика, но экранизацию пересматривала уже кто знает сколько раз. "Бёрдмен" - сумашедший фильм, кто не смотрел, обязательно к просмотру.

Подождите...