Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Я понимаю, это не совсем то, чтобы вы хотели почитать в пятницу вечером..
Но пост сидел и сидел у меня в черновиках и я не могу больше терпеть!
Итак, добро пожаловать в "Клуб любителей советского кино".
Что-то мы про него немного позабыли..
Ну вот давайте и вспомним.
Те квартиры, комнаты, комнатушки, дома, дачи и все остальное, где росли наши деды, родители, да и многие из нас с вами.
В общем, сегодняшняя тема посвящена квартирному вопросу.
А что нам говорил про квартирный вопрос товарищ Воланд?
Начнем с самого начала, так сказать))
Фильм "Не может быть" по творчеству Зощенко, то есть 20-30 годы, и где были представлены практически все слои нашего прекрасного советского общества.
ах, Купидон в исполнении великого Даля...Прекрасно, просто прекрасно!
Тут тебе и завмаг Горбушкин...
зацените прекрасный фикус
шикарная баба (я про ту, которая на самоваре)
Несостоявшаяся родня Володи Завитушкина..
А вот вам и творческая личность, тонкая натура Анатолий Барыгин-Амурский...
О том, что здесь живет свободный холостяк, просто кричат нам плакаты на стенах комнаты
Вышивка , кружева и прелестные розочки говорят о том, что здесь обитает красавица Софочка..
И прекрасная квартира со всеми удобствами (и ванной!) прекрасной Зинаиды, жены инженера Коки.
Признайтесь, кто из вас отказался бы от такой даже сейчас?
— Ну, нет, знаете. Я не намерена из своей квартиры никуда выезжать. У нас три комнаты и ванна. И не собираюсь болтаться по коммуналкам!
А теперь перейдем к главному фильму, олицетворявшим достижение «советской мечты», причем как в жизни общественной, так и личной - «Москва слезам не верит».
Это мелодрама Владимира Меньшова, вышедшая на экраны кинотеатров в феврале 1980 года.
История превращения провинциальной студентки и к тому же матери-одиночки в успешного руководителя, у которого в 40 лет жизнь только начинается, обрадовала, по официальным оценкам, более 80 миллионов кинозрителей и несметное количество любителей телевидения.
Начиналось все тут, в тесном, но на удивление дружном рабочем общежитии в 1958 году.
3 человека в комнате, ковры и портреты любимых артистов на стенах — картина, в принципе, привычная и спустя 55 лет.
Рабочее общежитие — удел миллионов жителей села и провинциальных городков, массово переселявшихся в «столицы».
На противоположном полюсе всего спектра московского жилья находились роскошные отдельные апартаменты в «номенклатурных» сталинских домах. У Кати Тихомировой, героини Веры Алентовой в не верящей слезам Москве, обнаружился дальний родственник-профессор, а у того квартира в настоящей высотке на площади Восстания.
Роскошный мраморный холл с лифтами, барельефами и специально обученной консьержкой ...
В таких апартаментах обычно проживали маршалы, поэты-писатели, артисты всех мастей и рангов, а также номенклатурные работники и профессора.
Оказавшись в многокомнатной (по ощущением, четырех- или пяти-) квартире, подруги-провинциалки, которым суждено было целый месяц здесь прожить, пришли в совершеннейшую ажитацию.
Профессорская спальня с отдельным туалетным столиком, телефоном, элегантными обоями и портьерами.
Отдельный кабинет для интеллектуального труда.
Столовая: тяжелая деревянная мебель, резной буфет и даже настоящий телевизор «Ленинград».
Кухня.
Эти практически дворцовые интерьеры, немыслимые для абсолютного большинства граждан Советского Союза, кто-то не замедлил использовать для поиска подходящих молодых людей (обман к счастью не приводит, предупреждает нас фильм).
Мечта выйти замуж за успешного москвича (как вариант — жениться на москвичке) или хотя бы жителя крупного города, желательно со своей жилплощадью, уже тогда владела умами многих предприимчивых приезжих «лимитчиков».
В условиях, когда массовое жилищное строительство только начиналось (вот когда начиналось-то оказывается) , это был самый надежный способ гарантированно остаться в городе и быстро выбраться из заводской общаги.
В почете при этом были работники главков, ученые, инженеры, спортсмены, поэты и прочие представители элиты советского сообщества.
Сейчас представления о профессии, обеспечивавшей бы достойное существование ячейки общества, поменялись не очень-то и кардинально (насчет поэтов, правда,все-таки не поручусь).
А вот Катерину Тихомирову привлек своими красивыми речами телеоператор Рудольф.
Рудольф проживавший вместе с мамой в отдельной, но двухкомнатной квартире, скорее всего в типовой «сталинке» или ранней «хрущевке».
Семья, судя по интерьерам жилища, была очень зажиточной. Пианино, радио, телевизор, фарфор и хрусталь в ассортименте. Телевизор «Старт-4», выпускавшийся с конца 1960-х годов, выглядит в квартире 1958 года ультрасовременно.
При знакомстве с мамой Рудольфа звучит замечательный диалог, отлично характеризующий «квартирные» нравы того времени.
— Тесновато у нас, конечно.
— Почему? По-моему, прекрасная квартира.
— Ну, это вы из вежливости. Вот у вас, Рудик рассказывал, квартира действительно прекрасная.
— Да, ничего.
Мама Рудика ведь пока не знает, что «дочка» профессора Тихомирова на самом деле живет в интернате и работает у станка.
Зато когда узнаёт, потенциальная невестка сразу начинает нравиться ей гораздо меньше.
— Я лично свое пожила в коммунальной квартире. Прежде чем что-то получить, это надо заслужить, заработать. Нас и так четверо в двух комнатах, а не хватает только вас с вашим ребенком. Тут у вас не пройдет! Вы не получите ни метра.
А Катя Тихомирова свое все-таки заслужила и заработала.
Во второй серии действие фильма переносится в конец 1970-х, и оказывается, что героиня — уже директор целого комбината и у нее уже своя двухкомнатная квартира на 2 человека в престижном доме из желтого кирпича.
Обратите внимание на припаркованные в жилом квартале автомобили. Черные «Волги» и синий Mercedes должны лишний раз напоминать нам новый социальный статус героини, добравшейся до уровня партхозноменклатуры.
Интерьер зала: желтый гарнитур из двух кресел и раскладного дивана, прозванный в народе «мягкий угол», «стенка», возможно даже модная югославская, цветной телевизор и музыкальный проигрыватель — так выглядело жилье бизнес-класса в разгар застоя.
Комната выросшей дочки — «спальня». У Александры собственный бобинный магнитофон.
Коридор и санузел. В квартире Тихомировой довольно популярная в СССР планировка. Рядом с ванной коридор на кухню.
И второй телевизор, переносной, установлен на кухне.
Планировка.
Съёмки проходили в квартире, расположенной в доме на Мосфильмовской
И еще одна квартира еще одной начальницы - хрустальная люстра, интересный торшер, книги.. Узнали?
Фильм "Служебный роман " примерно того же периода времени, он вышел на экран в 1977 году.
Снятый в далеком 1968 году великолепный фильм "Бриллиантовая рука" также погружает нас во все подробности быта советского человека.
Фильм снимался в городе Сочи. Работникам многочисленных санаториев, учреждений сферы обслуживания, старшим экономистам в проектных институтах, наконец, контрабандистам тоже надо было где-то жить.
О сочинской прописке Семен Семеныча Горбункова недвусмысленно свидетельствует сооружение справа на следующем кадре. Это Морской вокзал города.
Так жила семья старшего экономиста в «Гипрорыбе».
Дом — пока относительно свежая панельная хрущевка. Когда-то они были новыми, да!
Обстановка скромная, но телевизор уже имеется.
Статуэтки, посудка в шкапчике..
Кухня
И планировка
А на кухне, в шкафчике, — початая бутылка грузинского коньяка и венгерская консерва Globus.
В противоположность Горбункову его новый заклятый друг Козодоев живет в квартире, заполненной модернистскими светильниками и украшенной многочисленными предметами искусства, включая икону в углу, дизайнерски стилизованном под деревенскую избу
Под иконой стоит шеренга фарфоровых слоников.
Квартира шефа на полном контрасте со всем остальным- темные обои, антикварная мебель, дверь обитая чем-то кожаным..
Ну, и еще немного советского Сочи
Шоу-рум сочинского Дома моды. Летний комбинированный костюм «Универсал-69».
Исключительно только в познавательных целях размещаю тут же фотографии жилье Пола Маккартни примерно этого же периода времени.
Дом, в котором прошло детство Пола. Liverpool, Allerton, 20 Forthlin Road. Машина принадлежит Майклу Маккартни
Вид из кухни на прихожую и лестницу, ведущую на второй этаж квартиры
На фото Леннон заваривает чай на кухне у Маккартни.
Кухня
"Удобства" - во дворе
Гостиная семейства Маккартни
И все-таки вернемся , как говорится, к нашим родным, отечественным баранам.
Дача товарища Саахова, кстати, оцените обстановку
Фильм снят в 1966 году, если вдруг кому интересно
Дача опять- таки не чиновника, но простого советского профессора археологии - в Серебряном Бору (на самом деле это была дача одного из членов съёмочной группы) в фильме от 1971 года "Джентльмены удачи".
И пусть будет еще один прекрасный фильм, классика комедии - "Иван Васильевич меняет профессию" от 1973 года.
Это кухня.
Обратите внимание на непростой таки фасад кухонного гарнитура и даже сейчас актуально выглядящие портьеры на окнах.
Шторы в гостиной некоторым могут быть знакомы, по крайней мере у моей свекрови лежат такие где-то на даче
Вот такие шкафчики над проемом двери я тоже сама видела своими глазами
И традиционная традесканция на стенке
Так жили советские ученые
А вот так жили советские стоматологи, которым было видимо жилось хорошо независимо от строя и времени
Еще одним культовым советским фильмом, в сюжете которого непосредственное участие принимают квартиры, стал непременный гость всех новогодних телеэкранов многих республик бывшего Советского Союза — мелодраматическая комедия Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Вышедшая на телеэкраны 1 января 1976 года история о том, как московский врач Женя Лукашин, сходив с друзьями в баню, оказался в квартире ленинградской учительницы Нади Шевелевой, стала своеобразной сатирой на мир типового панельного жилья с одинаковыми названиями улиц, домами и квартирами.
В декорациях, сооруженных в павильонах киностудии «Мосфильм», заботливо воссоздан мир советской лестничной клетки эпохи застоя.
Коляски, почтовые ящики, пожарный кран и вещи переезжающих жильцов с винтажным телевизором 1960-х годов.
Стандартная 2-комнатная квартира Лукашина в панельной новостройке в районе Черемушки полезной площадью 32 квадратных метра с проходной большой комнатой. В моде тогда были светильники в форме свечи.
«Стенка» с одиноким радиоприемником и проход в маленькую «спальню», где установлено пианино, непременный символ интеллигентной семьи.
Обратите внимание на модное зеркало в форме сердца.
Кухня с окнами в санузел и классическими красными в белый горошек банками для сыпучих продуктов.
Ленинградская учительница Шевелева, как и Лукашин, также живет с мамой, но переехали они, по всей видимости, позже — в квартире полно нераспакованных вещей. Даже холодильник еще стоит в большой комнате, выходящей в прихожую.
Планировка
Съёмки проходили в квартире, расположенной на проспекте Вернадского 113
Спальня Нади. Женского колорита добавляют швейная машинка и манекен.
Тайный гость на 3-й улице Строителей в Ленинграде наконец-то обнаружен.
Керосиновая лампа, жостовский поднос, стопка книжек и висящий на стене фотоаппарат выдают в героине человека тонкой душевной организации.
Надя Шевелева начала XXI века работала бы, например, дизайнером, а окружали бы ее тот же фотоаппарат, томик Коэльо, молескин, чашечка мате и теплый клетчатый плед.
Справа на заднем плане дефицитный «польский гарнитур».
— 830 рублей...
— и 20 сверху...
— Я дал 25.
Кухня Нади. Любящая традиционные русские народные промыслы учительница в исполнении Барбары Брыльской предпочитает банки для сыпучих продуктов, выполненные «под гжель».
Наконец, ванна, в которой купается несчастный Ипполит.
Одним из главных кинохитов в жанре лирической комедии следующего десятилетия стал фильм Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная».
Вышедший в 1985 году увлекательный рассказ о поисках конструктором института ЦНИИПроммаш Надей Клюевой простого женского счастья посмотрело 45 миллионов зрителей.
Как это водится, Надя живет, конечно, с мамой и при этом в весьма минималистично обставленной квартире типичного инженерно-технического работника.
Угловатый диван оливкового цвета, телевизор, стул, бра — ничего лишнего.
Контрастным пятном на этом фоне смотрится разве что довольно авангардная картина.
Разительным контрастом в сравнении с этим выглядят квартиры успешных людей середины 1980-х.
Например, фарцовщик, одевший главную героиню в Кардена, живет в номенклатурном доме №34 на Малой Бронной прямо напротив Патриарших прудов. Даже градусник у подъезда висит.
Телевизор у фарцовщика Sony Trinitron. Судя по мелодиям и ритмам зарубежной эстрады, есть и видеомагнитофон.
Какой коттон, какие лейблы!
А вот апартаменты Сусанны, социолога на заводе бытовых кондиционеров и по совместительству жены дирижера. Яркая модная кухня, на которой так удобно готовить пирожки «Маэстро».
Вновь же переносной телевизор. Второй телевизор в квартире — обязательный атрибут жизненного успеха.
Милашка Ширвиндт ..
Пейзаж за окном выглядит нарисованным.
Телефон под антиквариат в прихожей.
Большая комната оформлена в японском стиле. Позволить себе такое могли в основном люди, регулярно выезжавшие за границу, как, например, муж Сусанны дирижер Аркадий.
Обратите внимание на огромную «стенку», отсутствие гор хрусталя в ней и наличие наверняка импортного музыкального центра. А-а-ааа, у моего папы тоже был такой! И стоял тоже в стеночке))
А теперь о фильме, произведшем на меня глубокое впечатление в плане архитектуры.
Это фильм "К кому залетел певчий кенар" от 1980 года. Николько не удивлюсь, что фильм скорее всего никто не видел, но тем не менее он произвел на меня впечатление
Вы представляете, даже уже те времена были двухуровневые квартиры.
Вот - мама внизу
Сын на втором ярусе
Качество фото отвратительное, потому что скрин.
Если все-таки кто-то смотрел этот фильм, наверняка обратил внимание и на изумительные подъезды. Фото к сожалению не будет, но может кто-то все-таки этот фильм и видел..
С наступлением перестройки горячих 90-ых свободное мышление и гласность пришли и в наш кинематограф.
Режиссеры и сценаристы стали обращаться к ранее запретным темам. Неискушенному кинозрителю предложили десятки, сотни фильмов, получивших позже определение «чернухи». Одной из популярнейших картин стала «„Авария“ — дочь мента» Михаила Туманишвили.
В центре этого и многих других фильмов подобного рода — дисфункциональная семья, в данном случае лейтенанта ГАИ, дочь которого ударилась в бурный протест против мещанского быта родителей.
Типичная квартира 83% советских граждан: мягкий угол, «стенка», ковер на стене. За этим обыденным фасадом жесткая семейная драма.
— У всех предки как предки, а у меня дурак в портупее!
Ужас!
Районы-кварталы московского Ясенево.
В очередной раз сбежав из своей дыры, «Авария» попадает в гости к преподавателю филфака университета.
— Ништяк у вас хата, — категорично заявляет героиня.
Вид в сторону кухни.
Ванная.
Спальня, где чуть было не случается непоправимое.
Непоправимое случается позже, причем в таком редко демонстрируемом ранее в советском кино типе квартир, как притон (вписка).
Но, пожалуй, самым нашумевшим фильмом времен перестройки стала «Интердевочка» Петра Тодоровского. 44 миллиона человек пришло в 1989 году в кинотеатры, чтобы своими глазами увидеть, как Таня Зайцева, медсестра и валютная проститутка, попыталась променять однокомнатный кооператив в опостылевшем Ленинграде на сладкую обеспеченную жизнь в капиталистической Швеции и что из этого вышло.
Тот самый кооператив на улице Дыбенко, 32.
Небольшая однокомнатная квартира — все, что смогла получить от жизни мать героини, работавшая учительницей. Зайцевой этого мало. Более того, и полноценной триады «советской мечты»: квартира-дача-машина — ей тоже недостаточно. В начале фильма «интердевочка» провозглашает потребительский идеал новой эпохи:
— Я хочу свой дом, свою машину, я хочу зайти в магазин и купить ту шмотку, которая мне нужна, а не бегать за фарцовщиками! Я хочу увидеть мир своими глазами!
Но чтобы добиться этого, героине придется сначала найти алчного отца, живущего в коммуналке…
… и вновь вернуться к старому промыслу в съемных притонах.
ножки Розановой просто шикарны
В конце концов мечта достигнута: есть и дом, и машина, и шмотки, и 2 холодильника, и даже компьютер, и мир под ногами, нет только человеческого счастья, потому что потребительский рай — он в Швеции, а счастье осталось на родине.
До наступления капитализма и там Зайцева не дожила всего пару-тройку лет.
Итак, галопом по Европам мы пересмотрели с вами почти все советские кинохиты.
А что можете вспомнить вы?
Дом в кино - как жили наши граждане в советских фильмах. Посмотрим?
18:18, 14 апреля 2017
Автор: elena_dokuchaewa
Комменты 162
Супер пост. Не хватает ИМХО только квартиры самохвалова, произвела в свое время большое впечатление. Еще помню всеобщее удивление при виде двухэтажной квартиры бабушки юли грибковой:)
хороший пост
Отличный пост! Экскурсия в прошлое, спасибо)
Как меня в своё время поразила квартира Юли Грибковой из "Гостьи из будущего"!. У меня детская травма была- я мечтала о лестнице в доме или квартире, и мечта сбылась! Хотя сейчас я реально понимаю, что строить нужно в один этаж, если есть такая возможность, но это казалось так круто!
Спасибо за пост!))) Вазы зеленые так и кочевали из фильма в фильм, и в Не может быть, и в Иване Васильевиче, и в Москве)) Для интерьеров сюда бы еще подошла Любовь и голуби: и богатая деревня, и однушка РаисЗахаровны. А совсем уж для контраста еще и Окно в Париж.