Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Вот и настал мой вечер киношанса! На раздаче «Киноигры» мне досталась канадская актриса с французским гражданством Мари-Жозе Кроз. Как выяснилось, ничего о ней толком не помню и не знаю, хотя знакома с парой крупных фильмов из её фильмографии. Лицо Мари вызвало тёплые приятные эмоции, примерно такие, какие во мне всегда вызывают Наоми Уоттс и Клеманс Поэзи. Но больше всего обрадовалась возможность увидеть чуть больше европейского кино, чем я обычно смотрю. Особенно, французское кино – особая статья кинематографа. А уж ирландское … ! Приятные открытия гарантированы!

Не спеша перебрала фильмы с её участием, остановилась на Вильневе, отложила Вильнева в сторону, отбросила все сериалы и фильмы без внятной аннотации - примерно так выглядел процесс отбора. Выбирала тему - получилось четыре фильма. И один фильм я выбрала сразу, безоговорочно и не могла дождаться, когда посмотрю его. О нём скажу позже, в самом конце.
Итак, представляю вашему вниманию квартет из фильмов с участием голубоглазой Мари.
№1, «Нашествие варваров», Канада, Франция (2003). Сугубо авторская картина, когда автором сценария и кинорежиссёром выступает один человек – Дени Аркан. Это яркая черноватая комедия с блестящими едкими диалогами, заставляет похахатывать над трагичными моментами человеческой жизни. Тема: постепенное расставание больного человека с жизнью и близкими людьми, и неизбежное прощание с родителями навсегда. Каст – почти весь плохо знакомый, но прекрасно подобранный.

Герою фильма Реми, пенсионеру, историку, социалисту и распутнику, ставят неутешительный диагноз. Благодаря сыну главного героя, с которым тот находится в постоянном конфликте, к больничной койке съезжаются друзья. Все герои фильма сближаются. Вместе они проводят незабываемые дни. Героиня Мари - Натали, дочь одной из подруг-любовниц, героинщица со стажем. С её помощью умирающий приобщается к наркотическому кайфу как непознанному ранее удовольствию и средству облегчения боли, когда простые обезболивающие уже не помогают.


Это второстепенная роль, но она несёт в себе большую драматическую составляющую. По крайней мере, чуть ли не благодаря ей одной, а также Сильвен, дочери Реми, я почувствовала всю серьёзность и трагичность фильма. Все остальные юморят! Одновременно высмеивается состояние канадской медицины, полуактивная борьба полиции с наркоторговлей, иронизируют по поводу общественных порядков, карьерных устремлений и современных человеческих взаимоотношений. Немного смазан финал. Смотреть фильм стоит.
№2, «Месть бедняка», Франция (2007), фильм Лорана Бутонна снят по роману Эжена Ле Руа, более чем столетней давности.
Действие фильма начинается как раз в тот самый год, когда лозунг Великой французской революции «Свобода! Равенство! Братство!» потихоньку сдали в утиль, а создатель Первой французской империи Наполеон Бонапарт вынужденно отрёкся от престола. Франция сжалась до первоначальных размеров (внутри её расквартированы коалиционные русские и так далее войска, Александр II диктует что-то сенату и Людовику XVIII). Начался период Реставрации французской монархии, а вместе с ним забрезжило восстановление феодальных прав высших дворянских сословий, примчавшихся из эмиграции за былыми титулами, деньгами и землями. Но это всё не показывают, а показывают как ….

… Весёлая собака крестьянина, живущего с женой и сыном Жако в лесу, помешала графской псовой охоте на оленя. Все аристократические охотники являются на крестьянский двор, убивают собаку и нападают на её хозяев. Крестьянин на самом деле оказывается отставным полковником наполеоновской армии, сейчас он изгой, но прекрасный воин. Он стреляет в одного из графских слуг и вынужден скрываться; за его поимку назначена бешеная сумма. В конце концов он оказывается в суде, и его отправляют на каторгу. Мать Жако (прекрасная Мари-Жозе Кроз) требует от сына клятвы о мести. Однажды зимней лунной ночью, оказавшись на церковном кладбище, мальчик просит маму и папу забрать его к себе на небо. Но оказался он на церковном кладбище, и был спасён. Слова католического кюре, друга шевалье-заговорщика-революционера, приютившего мальчика-сироту- протестанта и сына преступника, «Только милоседие нас возвышает» проходят лейтмотивом через весь фильм. Знакомые актёрские лица здесь - Гаспар Улье (Жако) или Чеки Карио (шевалье). Мальчик вырос красавцем и героем, как и его отец, и акт мести совершился. Как, не скажу. Достойным образом в условиях социального неравенства, когда дворяне позволяют себе именовать крестьян и прочих граждан скотом, смотрят с презрением, применяют телесные наказания и пренебрежительно разговаривают через губу.

Никогда не думала, что когда-нибудь назову фильм затянутым, но это так. Пасторальная картинка и неспешный характер фильма нарушается иногда быстрыми сценами насилия. Сюжету свойственна лёгкая наивность. С трудом досмотрела, но картина прекрасна как фильм для юношества, полусказка, тут и преодоление, и борьба, и любовный треугольник, множество красивых юных (на тот момент) французов, лет десять назад я бы смотрела его с большим упоением. Хорошая работа художественного цеха украсила фильм и даже номинировалась на какие-то сезаровские призы.
№3, «Балкон с видом на море», Франция (2010). Наконец, мы добрели до фильма, в котором у Мари-Жозе Кроз главная женская роль. А партнёр у неё не кто-нибудь, а Жан Дюжарден!

Сюжет фильма достаточно прост. В наше время, когда во Франции ветшают и продаются родовые гнёзда, безупречный сотрудник агентства недвижимости Марк сделал отличную карьеру. Он живёт в прекрасном доме с зелёными насаждениями и бассейном, женат на дочери старшего партнёра фирмы, у них растёт дочь, которая как всегда для любого мужчины – похожее на него воплощение идеальной девочки, женщины, которую сам же и создал. Однажды Марк встречает богатую клиентку, приобретающую поместье, в которой узнаёт подругу детства. Ему кажется, что он видит Кати – девочку, в которую был влюблён, когда их семьи жили в Алжире. У них было опасное детство, отец Кати, коммунист, поддерживал, семья Марка покинула страну, и дети оказались разлучены навсегда. Спустя двадцать пять лет несбывшаяся мечта позвала нашего героя …
Прекрасный фильм, сдержанное повествование, тихая история любви, много затаённых переживаний. Примерно посередине фильма происходит сюжетный поворот, придающий истории новый вектор. И если в начале фильма зрителю кажется, что герою придётся делать один сложный выбор, то в конце оказывается, что приходится сделать совсем другой! Стоит пересмотреть.
А вот за то, что представился случай посмотреть следующий фильм, надо быть благодарной судьбе и «Киноигре»!! Не понимаю, как я умудрилась пропустить этот фильм в своё время и почему ни разу не вернулась к нему за два последние два года. Это настоящая жемчужина, которая не сразу заметна среди блестящего хлама. Его можно сравнить с глотком свежего кристалльно чистого воздуха, от которого, несмотря на привкус горечи, приходишь в тихий восторг, который сменяется грустью.
№4, «Голгофа», Ирландия (2014). Снова авторская картина, киносценарист и режиссёр Джон Майкл Макдона(х), брат моего любимого ирландского драматурга и режиссёра Мартина Макдона(ха). Интересно, что Джон Майкл хотел стать писателем, но не сложилось, а Мартин попробовал вслед за ним и стал драматургом. Джон – автор фильма «Однажды в Ирландии», Мартин – автор фильма «Семеро психопатов».
Да. «Голгофа». Премьера фильма состоялась на американском фестивале независимого кино «Санденс», а месяцем позже, представленный в программе Panorama в рамках Берлинского кинофестиваля, завоевал приз экуменического жюри.

Нечасто встретишь настолько чёткое и ясное авторское высказывание. Заглавная сцена фильма: крупный план католического священника в исповедальне, и голос прихожанина, признающегося, что в детстве он стал жертвой священника-педофила (популярная сейчас в кино тема, но как она решена!) И поэтому он хочет убить хорошего священника, отца Джеймса. Чтобы это стало шоком для всех. Убийца предупреждает, и даёт ему ещё семь дней, с воскресенья по воскресенье, чтобы привести дела в порядок. Которые на самом деле отец Джеймс тратит на то, что продолжает исполнять свой ежедневный долг помощи, утешения и наставления. Семь дней жизни пастыря, которые могут стать последними. «Встретимся на пляже, у воды». Святой отец узнаёт угрожавшего по голосу – это один из жителей его прихода. И вроде бы перед ним стоит выбор: заявить или положиться на волю Божию? Выбор очевиден. Ожидание выстрела приходит к отцу Джеймсу в образах сновидений. А зрителю остаётся гадать: кто же убийца? почти до самого финала. Обстоятельства указывают на многих.


В этом фильме сошлись звёзды не менее любимых мною Брендана Глисона и Келли Райлли. Диалог отца и дочери, снова обретающих друг друга.

Здесь остроумные и забавные диалоги - то, что я люблю. Множество сочных характеров и естественной актёрской игры supporting персонажей. Блестящий кастинг! Есть такое понятие «герой-функция». Мари-Жозе Кроз досталась функция донести позицию автора Джона Майкла Макдона(ха) до зрителя. Она сыграла жену французского ихтиолога, попавшую вместе с мужем в лобовое столкновение на ирландской дороге. Муж погиб, жена выжила. Долг священника свёл с ней во вторник: отец Джеймс отпел её мужа, а она говорила о том, что люди несчастливы от того, что в их жизни очень мало любви. И ещё потом, в субботу. Её героине принадлежит важное высказывание: «Иногда мне кажется, что я не выдержу … но я выдержу».

Мудрый фильм, говорящий предельно просто, иронично и серьёзно о важных и сложных вещах. Сущности веры и души человеческой, бессмертной, если она не умерла при земной жизни. Прощение может воскресить такую душу. «Умение прощать серьёзно недооценивают». И главный вопрос к себе и коллегам: зачем ты стал священником, если это не твоё высшее призвание? Почему ты не бухгалтер? Люди – жертвы других людей. Круговорот не остановить, но можно попытаться. Добро и зло борются в наших душах, и результат этой борьбы выплёскивается в наш мир. А на таких людях, как отец Джеймс, Земля наша держится, как на гвозде. Он не просто пастырь, он мудрый отец всем, наставник, советчик, слушатель и утешитель.


Немного путаюсь, слишком много эмоций и сложных мыслей. Однозначно смотреть всем. Это фильм о руинах человеческого гуманизма. Борюсь с желанием тут же пересмотреть «Голгофу». И сейчас я могу сказать: я люблю, люблю этот фильм!
PS. Я немного сокрушалась, что мне не достался какой-нибудь классик, вроде Майкла Кейна (или Ингрид Бергман в категории «Ж»), но вчера случился небольшой шок: подарок от Всемирного фонда дикой природы мне доставил курьер с внешностью, очень сильно напоминающей внешность Майкла Кейна, только в возрасте лет 57-58. Вот такие москвичи бывают!
КИНОИГРА. Прекрасная Мари-Жозе Кроз.
00:59, 29 марта 2017
Автор: Lyubistok
Комменты 75
Спасибо! Актрису не знаю совсем, хотя сама сейчас наощупь блуждаю как раз по европейскому кино. Вот добавлю в копилочку три фильма. Жак-бедняк у меня где-то в списке есть благодаря Ульелю, но почему-то совсем не тянет смотреть.
Я ее впервые увидела в фильме, режиссером которого выступил Гийом Кане "Не говори никому". Я этот фильм тут давно и старательно нахваливала. Еще раз отмечу, что он заслуживает внимания. Там и Франсуа Клюзе, и Андре Дюссолье, и Кристин Скотт Томас, и Натали Бэй с Жаном Рошфором. Великолепный закрученный сюжет! Помнится американцы планировали снять свою версию. Как обычно. Вот Мари была во второстепенной роли, несмотря на не особенно яркую внешность она мне запомнилась. Потом случился "Артист" и я пошла по фильмам с Жаном Дюжарденом. Осталась очень довольна его работами и опять Мари оказалась в одном из фильмов. Как раз "Балкон с видом на море". Очень запомнилось мне это кино. В общем, рада что понравились работы с ее участием. Она хоть и не рвется в первые ряды, но всегда на экране притягивает внимание + отличные фильмы.
Спасибо. "Галгофа" заинтересовала
Очень хорошо написано, аж захотелось посмотреть первый, ой, нет, второй интереснее, не, лучше третий, ого, а четвертый то какой!))) Здорово, просто здорово! А совпадения, мне кажется, возникают тогда, когда мы одновременно и прошарены в материале до ушей и, во время этого, мыслеформ себе насоздавали выше крыши, - и вот, выходишь ты такая наполненная и вуаля. Продолжаешь жить как бэ все еще мысленно в другой реальности - не той что прочитал-посмотрел, а воткнув себя туда как костыль)) ..а потом люди говорят совпадения, совпадения - а ты просто притянул к себе) правда так происходит без твоего на то желания, чистая психофизика как мне кается, если в этом состоянии чего-то конкретного желать - фигли, желания же нужно отпускать) (понесло не в ту степь))
Недавно пересматривала "Нашествие варваров". Нравится своей ненавязчивостью и лёгкостью восприятия. Остальные фильмы не смотрела, но Галгофу пожалуй добавлю с свой списочек