От более раннего опубликования этого поста меня отвлекли аргентинцы со своим визитом в Испанию, но лучше поздно, чем никогда. Поехали!

Свидетельств того, что Оскар предсказуем, достаточно. Вспомнить хотя бы церемонию 2016 года, которую подытожил разлетевшийся по твиттеру хештег #OscarSoWhite. То есть в феврале 2016 уже было понятно, что случится через год.  Америка очень боится не соблюдать пропорции. Напуганная директор Академии Черил Бун Айзекс (абсолютно не white, между прочим) пообещала diversity. Принцип домино был приведён в действие, лишь бы честь США не была запятнана обличающим хештегом. Работа над ошибками выполнена с прилежанием заучки - номинируются 6 актёров афроамериканцев.

Из номинирующихся на Оскар фильмов обычно мне ближе те, которые остаются без статуэтки.

В 2011 моими фаворитами были The Help и Midnight in Paris. Список 2012 выглядел как прилавок в кондитерской - мои глаза разбегались: Django Unchained, Silver Linings Playbook, Les Misérables. В 2013 я восторгалась American Hustle. Потом лавиной достойного кино обрушился 2014. И хотя я радовалась за победу Birdman, моё сердце всецело принадлежало The Grand Budapest Hotel, а разум голосовал за Whiplash. Ах, да, и ещё в 2014 был Interstellar, смесь слезодавительной семейной драмы и крайне интересной научно-доказанной теории о кротовых норах и чёрных дырах. Мне понравилось очень, а вот Академия со мной не согласилась. Как и яблоня плодоносит раз в 2 года, так и 2015 не повторил грандиозности предыдущего года. У меня не было очевидных фаворитов, поэтому победа Spotlight разочарования не вызвала.

2016 год имеет свои подводные камни. Во-первых, список номинантов создаёт серьёзный прецедент для обойдённых вниманием этно-меньшинств. Раз у AAFCA (Ассоциация афро-американских кинокритиков) получилось продавить Академию кинематографических искусств и наук жалобным #OscarSoWhite,  то почему не получится у латиноамериканцев, которые на минуточку составляют более 16% от всего населения США?!

По сути Оскар превращается в медицинскую карту с историей всех заболеваний пациентки c ФИО - USA. Пропагандой терпения не исцелишь коллективную память афроамериканцев, у которых на подкорке записано, что когда-то они звались неграми, а белые над ними издевались. Исчезнувшие признаки сегрегации в обществе ещё не гарантируют прощения, его нужно заработать реальными поступками.

Но у меня вопрос. Будет ли интересно нам, живущим за периметром 50 штатов, наблюдать за церемонией, которая всё отчётливее превращается в просцениум частной культурной потасовки?  Будут ли шансы у Эми Адамс, Глен Клоуз, Эдварда Нортона, Рэйф Файнса наконец-то подняться на сцену Dolby Theatre за золотой наградой, на которую они честно наработали?

Я не против ни Октавии Спенсер, ни Виолы Дэвис, более того, мне очень симпатичен Махершала Али. Для меня главное, чтобы не было больше Люпит. Даже если страна гарантирует свободу и равные права всем, это не значит, что цвет кожи превыше таланта.

Теперь перейдём к разбору полётов.

Когда фильм снимается на основе реальных событий, я хочу увидеть в нём нечто выходящее за рамки сведений и фактов, которые мы можем найти в Wikipedia.

Фильм Loving уже на 5-й минуте просмотра заставлял меня отвлекаться на другие дела. Но ведь так не должно быть. Фильм про несправедливость к людям. Не только к чёрным, но и белым, так как ни тем, ни другим не позволено было в штате Вирджиния до  1967 года заключать друг с другом браки. И в моём представлении режиссёр, взявшийся перенести этот кейс на экраны, хотел бы вызвать в зрителях сопереживание участникам данной истории. И такую попытку стоит называть благородной. Но я оцениваю данный фильм не с точки зрения гуманности и добра. Я смотрю его и не вижу ничего, что вывело его на оскаровскую финишную прямую. В США никто не решится рассуждать о нём честно. Критиковать Loving - это то же самое, что упрекать параолимпийцев, что они бегут не так быстро, как здоровые спортсмены. Соответственно, реакция со стороны американской аудитории предсказуемо положительна. Однако даже хвалебные отзывы написаны как-то сдержанно и поверхностно. Много общих слов о важности подобного кино, но нет глубокой оценки того, что же такого особенного в самом фильме как отдельно стоящем произведении.

Я очень ценю фильмы, в которых режиссёр сдержан и нетороплив. Потому что иногда в этом можно узреть глубину. После просмотра такого кино я сама словно зависаю в воздухе и еще раз переживаю увиденное. Loving медлителен и нуден до зевоты. И этот темп не оправдывает себя. В финальных титрах приводится биографическая справка: через 7 лет после того, как Верховный Суд США вынес судьбоносное постановление, Ричард Лавинг трагически погиб в возрасте 41 года по вине пьяного водителя. Я на секунду представила, что если бы фильм закончился не короткой фразой, а кадром, в котором показана уже старая Милдред Лавинг, после смерти супруга больше не выходившая замуж и живущая в собственноручно построенном Ричардом доме, то у фильма была бы совсем другая динамика и риторика.

 Что до исполнения, то Джоэль Эдгертон - мощный и запоминающийся актёр. До этого смотрела с ним необычный фильм The Gift (Подарок), который он сам и режиссировал. Рут Неггу я не раскусила. Затмевающего звёзды таланта я не увидела, но я без очков смотрела.

Желание посмотреть Лунный свет в большей степени было продиктовано участием Махершала Али.

Он завоевал мои симпатии еще в Карточном домике. У меня нет никаких претензий к Академии за то, что она он стал кандидатом на Оскар за второй план. Достойная игра, которая, как мне кажется, ознаменует начало более плодотворной актёрской деятельности. Но вот факт того, что фильм стал участником гонки за звание лучшего фильма, я считаю очередным реверансом в сторону обиженного в том году афроамериканского сообщества.

Рецензент Guardian считает этот фильм знаковым, потому что ранее тема остракизма цветных людей нетрадиционной ориентации игнорировалась в киноиндустрии. В свете выхода этой картины он также вспоминает трагедию в ночном клубе в Орландо, свидетельствующей об отсталых взглядах на расу и сексуальную ориентацию. Подобная мысль в моём понимании синонимична следующему: разные области искусства, в нашем случае кино, должны острее и своевременнее реагировать на происходящие в мире вспышки несправедливости и агрессии. Как зрителя меня настораживает такой вызов. Конечно, я иду в кино не для того, чтобы забыться и оградиться от внешнего мира, но мне гораздо интереснее смотреть те вещи, где нет морально-нравственных проповедей, которые используются одними группами и сообществами, чтобы пристыдить других. Я против междоусобиц в кино.

Фильм Прибытие я посмотрела уже после разгорячённых споров вокруг него.

Я неравнодушна к такому симбиозу науки и драмы. Например, после Интерстеллара я начала испытывать комплекс неполноценности и смотреть на физиков и астрономов как на сверхлюдей, которым, перефразируя известное стихотворение, глухие тайны поручены и чье-то солнце вручено. Зачарованность фильмом вылилась в скачивание книги известного американского учёного Кипа Торна (The Science of Interstellar), которого Кристофер Нолан пригласил в качестве научного эксперта и соавтора. Прибытие получился не менее завораживающим и подталкивающим к размышлениям. Режиссёр Дени Вильнёв мастерски играет на нервах зрителя. Но если в Сикарио и Пленницах напряжение строилось вокруг реалий человеческой повседневной жизни, то здесь приводит в трепет сам факт появления внеземных объектов и общения людей с незнакомыми существами. Визуальные сильные стороны фильмы перекрывают некоторые относительно «сырые» аспекты. Но я не отважусь критиковать попытку создателей увлечь зрителя в тайны когнитивной лингвистики. Специальное изобретение логограмм, внимательное отношение к способам дешифровки языка гексаподов и обучения их английскому, связь нелинейных языковых символов с восприятием времени и пространства, закрепление математической точности за лингвистикой как бы привносят глоток свежего воздуха в научно-фантастические фильмы. Игра Адамс пятном позора ложится на работу доблестной киноакадемии.

Она сыграла тихо, мягко, заглушая страх и проглатывая отчаяние. Вопрос в бездну - что за брожение происходит в головах тех, кто заправляет списками номинантов?

Манчестер у моря - очень любопытный случай. Обычно права на фильмы выкупаются кинокомпаниями, однако в 2016 стриминговый сервис Amazon Studios разрушил традиционный формат продюсирования и дистрибуции. На фестивале независимого кино Sundance онлайн-гигант выкупил права на Манчестер у моря за 10 млн долларов. С того момента владельцы Amazon Studios задались целью устроить агрессивную маркетинговую кампанию, которая не обходится без хвалебных од и барабанной дроби.

Ребята так постарались, что я ждала этот фильм ещё с октября прошлого года. К сожалению, я не увидела того экстраординарного, чему рецензенты из американской прессы пели хвалебные песни. Мне несвойственно избегать фильмы, пронизанные драматизмом и колючим реализмом. Иногда даже думаешь - зачем я это смотрю? Ведь и так хватает серости в нашей жизни, и нет радуги из Skittles. Но вот, видимо, иногда душа и сердце имеют мазохистские наклонности. Почему-то в памяти всплывают некоторые фильмы Алехандро Гонсалеса Иньяриту - Сука-любовь, 21 грамм, Бьютифул. Казалось бы, эти картины - антитеза восприятия мира через розовые очки. Режиссёр рисует реальность иногда в красных от крови тонах, иногда в чёрных цветах мрачности и безнадёги. Но эти фильмы остаются в памяти, к ним можно возвращаться.

Манчестер у моря - фильм крайне реалистичный. В нём есть драма, переживания героев, но нет чего-то, что втянуло бы меня и заставило сочувствовать. Хотя, с другой стороны, может такой и была задумка режиссёра - заморозить чувства зрителя в той же степени, что и заморожена душа главного героя Кейси Аффлека. То есть нас словно переносят в царство ледяных эмоций, где даже погода способствует передаче холода.

Племянник Патрик постоянно мёрзнет. Почему? Потому что он ещё молод, в нём бурлит горячая кровь. Даже смерть отца не отбила у него вкус к жизни. А рядом с ним находится тот, кто уже не живёт, а просто существует. И здесь всё-таки стоит сказать о безусловной заслуге Аффлека, который смог достоверно изобразить человека с разбитым сердцем, с висящим над его жизнью грузом вины, с онемевшими эмоциями. Однако уверена, что не все осилят этот фильм. Я бы сказала, что он мог бы попасть в категорию независимого кино. И тем более странно, что его соперником в воскресенье будет Ла Ла Лэнд, конфета, которая по зубам всем.

По соображениям совести

Есть фильмы, которые, как река, несут тебя своим течением, заставляют вместе с ним обходить пороги и разбиваться о камни.

Гибсон, вдохновившись реальной историей, нарисовал эпическое полотно. Я не смогла избежать сравнения этого кино с Перл Харбор, Заветами юности и Иствудскими Флагами наших отцов и Письмами с Иодзимы. Первые полчаса во время просмотра я думала о том, что вот он - эталонный формат для Оскара: два брата, воспитанные в религиозной семье с деспотичным пьяницей-отцом, запивающим своё военное прошлое, встреча с красивой медсестрой и продиктованный моральными убеждениями уход на войну. Однако потом мы снова сталкиваемся с патологической любовью Мела Гибсона к кровавому месиву и неприкрытому безжалостному изображению раскуроченных тел. И так легко было бы скатиться просто в жестокое кино, но на другой чаше весов оказываются соображения совести главного героя, который отказывается браться за оружие и намерен внести свою лепту мирным путём, спасая жизни раненых на поле боя.

Сомневаюсь, что Гибсону дадут Оскар, но если вдруг, проснувшись утром в понедельник, я увижу в победителях название этого фильма, я буду искренне рада.

Помимо сценария, другой мощной стороной являются актёры. Удивительно, что ещё пару месяцев назад я знала Эндрю Гарфилда исключительно как бойфренда Эммы Стоун. Про себя даже грешным делом думала, на что ей сдался этот несуразный дохлик. Теперь же я готова взять ремень и отхлестать им эту рыжую сумасбродку за то, что выпустила из своих объятий этого талантливого парня. Эмма, такие на земле не валяются. Он крутой! И мой Оскар уходит к нему. Удивил меня в Молчании и окончательно добил этим фильмом.

Далее. Винс Вон, ах вот ты какой!

Хватит ломать дурака в комедиях, ты способен на большее. На сценах с построением и командами в военном лагере я смеялась в голос.  В принципе этого актёра может ждать актёрская судьба Мэтью МакКонахи, который заставил меня позабыть о Золоте Дураков и Свадебном Переполохе и помнить Мад, Далласский клуб и Интерстеллар.

Хьюго Уивинг, сыгравший отца, должен быть учеником какой-то крутой актёрской школы. Отдельное браво ему!

И наконец загадка. Я не знала, что Кристен Стюарт страдает раздвоением личности и играет под другим именем - Терезы Палмер. Либо у неё есть сестра-близнец. Такого экранного сходства я не наблюдала никогда.

Как вы понимаете, фильмы, участвующие в оскаровской гонке и не упомянутые мной в этом посте, я ещё не видела. А отзыв на La La Land был здесь

Приветствуются все ваши комментарии: несогласие, одобрение, улюлюканье, указывание на ошибки и т.п. )))

Подпишитесь на наш
Блоги

Мысли вслух перед Оскаром

02:18, 25 февраля 2017

Автор: mar_adentro

Комменты 91

Аватар

А меня вполне устраивает этот Оскар. Наконец-то есть реально успешный фильм, который все обсуждают. Ла ла лэнд не обязан нравиться всем, он может не попасть под настроение, но факт остается фактом - он поднял за собой огромную толпу танцующих и поющих людей. И это круто. А еще был чудесный Зверополис и песня из Моаны. А то все прошлогодние "в центре внимания", "выживший", "комната" нагоняли жуткую тоску.

Аватар

я думала, это статья какого-то кинокритика!)так здорово и профессионально написано, супер!)

Аватар

Потрясающий обзор! Не знаю, что со мной в этом году, но я совершенно вне Оскара! Если б не ваш пост, не знала ни о фильмах ни о номинантах, а ведь я из тех, кто готов смотреть прямую трансляцию всю ночь и, как правило, к Оскару подхожу подготовленная - смотрю все фильмы и даже те, кто номинирован в категории иностранный фильм, если можно найти такие в сети. Видимо, что-то ушло, а может Лео с Оскаром и как бы всё, а может дело в том, о чем вы написали в посте, слишком много политики, протестов, вызовов. В обычной жизни я устала от этого, а тут ещё в кино, в том магическом мире, которому я была так предана.

N

Обзор просто шикарный! Согласна по многим пунктам. Лично меня продавливание черных актеров и попытка уровнять насильно их количество в номинации = итоговым годовым поощрениям на работе, где все знают, что нужно просто отсидеть и хлопать, когда 4 год подряд главный бух самый самый, а остальных отделов вообще нет в природе. Так и на оскаре, бесит не то, что они требуют себе зарезервированные места, а то, за что они их требуют. Фильмы про угнетение задолбали. У них своя уникальная этническая культура, которая даже по бытовухе отличается и может быть нам интересна, сняли бы даже про девушку, которая парится со своими афро волосами, все вариации накладных волос и поиск идеальной прически - и то было бы интересней посмотреть что-ли. А так они хитро*опые подавай им черную Гермиону или накатанный фильм про рабство. Я кончено не в их шкуре и судить могу только со стороны, но вечный плач, типа - белые не дают нам работу - просто убогий. Кинемотограф это не та структура, где мафия держит каждого крепко за я*ца, почти каждый черный сценарист может написать например - одержимость, полночь в Париже и отыграть это с черными актерами. Белый Вейнштейн не дает денег? - В чем проблема? Белые могут иметь вкус только на белых и не обязаны симпатизировать всем. Я что-то не вижу повального продюссирования черными белых. А вот почему богатые черные не спешат интересный вопрос. Правильно, Бионсе, Канье боги, зарабатывать по сто лямов в год, портить осанку золотыми цепями и пытаться цапнуть белую девочку Тэйлор, гнобя за типа благотворительность - это норма, а вот раз в 5 лет хотя б отвалить пару лямов на развитие обожаемой черной индустрии - нет. Вот такое двуличие, воем все вместе, что аж весь мир уже тошнит, а реально менять что-то - неа, пусть сами выбираются из трущоб или это работа белых.

M

Тереза Палмер очень похожа на Стюарт. Ее даже брали раньше в молодежные фильмы, чтобы путали с ней. Про зомби я смотрела и тоже удивлялась.

Подождите...